Социальные проблемы в жизнедеятельности инвалидов и пути их решения
К условиям обеспечения достойного качества жизни инвалидов относится удовлетворение их потребностей. Эти потребности касаются различных социальных аспектов и личных сторон жизни и во многом совпадают с потребностями каждого гражданина. Схематично они представлены на рисунке 3.
С наступлением инвалидности у человека возникают реальные трудности как субъективного, так и объективного характера при адаптации к жизненным условиям. Инвалидам во многом затруднен доступ к образованию, трудоустройству, сфере досуга, бытовых услуг, информации и каналам коммуникации, общественный транспорт практически не приспособлен для пользования лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения. Все это способствует их изоляции и чувству отчуждения. Инвалид
Рис. 3. Потребности инвалидов в разных сферах жизнедеятельности
живет в более замкнутом, обособленном от остального общества пространстве. Ограниченность общения и социальной активности создает дополнительные психологические, экономические и другие проблемы и трудности для самих инвалидов и их близких. Существуют как социальные, так и экономические препятствия для сексуальных взаимоотношений и заключения брака среди людей с инвалидностью.
Социально-психологическое самочувствие большинства инвалидов характеризуется неуверенностью в завтрашнем дне, неуравновешенностью, тревожностью. Многие чувствуют себя изгоями общества, ущербными людьми, ущемленными в своих правах.
2.4.1. Проблемы профессионального образования
инвалидов
Одним из условий полноценного социального участия для инвалида является получение им общего и профессионального образования, приобретение конкурентоспособной и престижной профессии. Создание инвалидам условий для получения общего и профессионального образования закреплено в федеральных законах «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995), «Об образовании» (1996), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996), а также в нормативных документах Президента и Правительства Российской Федерации. Общедоступное и бесплатное образование лиц с ограниченными возможностями подтверждено Национальной доктриной образования в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации в 2001 г.
Согласно этим законам и нормативным актам государство должно обеспечивать инвалидам получение общего образования, начального и среднего профессионального и высшего образования. Кроме того, предусматривается создание специальных условий, адекватных состоянию здоровья инвалидов, и предоставление ряда льгот в сфере получения образования. Например, инвалиды I и II групп для обучения специальностям, рекомендованным бюро медико-социальной экспертизы, при условии сдачи вступительных экзаменов принимаются вне конкурса в государственные средние и высшие профессиональные учебные заведения, а также на курсы обучения различным профессиям; они имеют право на бесплатное обучение на курсах повышения квалификации и переподготовки; учащиеся обеспечиваются бесплатно или на льготных условиях специальными учебными пособиями, могут пользоваться услугами сурдопереводчиков и т.д.
Получение инвалидами общего и профессионального образования является не только правом, но и реальной возможностью. Од-
нако, несмотря на определенные прогрессивные изменения в сфере образования инвалидов, реализовать свои права и получить эти возможности может не каждый желающий. Для молодых инвалидов проблема получения образования по-прежнему занимает особое место. Социологические исследования, проведенные сотрудниками Российского государственного социального университета, показали, что 29 % опрошенных инвалидов не удовлетворены уровнем своего образования, более половины молодых инвалидов уверены, что их конституционное право на образование ущемляется. При этом из тех, кто учится или хотел бы учиться (а их около 42 %), главными причинами, мешающими им в этом, назвали нехватку средств 67,7 %, неразвитость инфраструктуры образовательных профессиональных учреждений для инвалидов — 51,8 %, физический недуг — 45,5 %.
Для получения профессионального образования существуют различные формы обучения, позволяющие обеспечить различные уровни получаемых знаний: систематическое (длительное) обучение, дающее возможность полностью освоить необходимый в соответствии с образовательными стандартами объем знаний, и курсовое обучение, которое позволяет быстрое освоение какой-либо специальности, повышения квалификации в рамках имеющегося профессионального образования.
Сейчас в стране среднее специальное и начальное профессиональное обучение инвалидов осуществляется 11 техникумами и 30 профессиональными техническими училищами суммарно на 7,2 тыс. мест. Ежегодно их оканчивают около 2 тыс. инвалидов. В этих учреждениях обучение ведется по 15 специальностям среднего профессионального образования и 34 профессиям начального профессионального образования. Профессиональная подготовка осуществляется в соответствии с государственными образовательными стандартами и на основе программ, адаптированных для обучения инвалидов. Более 5 тыс. инвалидов проходят профессиональную подготовку и переподготовку в образовательных учреждениях службы занятости.
Но этого явно недостаточно. Истинная потребность инвалидов в профессиональном обучении, по данным А. И.Осадчих, в 1,5 раза больше. Создание условий для получения максимально доступного инвалидам образования, отвечающего их специфическим потребностям, вырастает в общегосударственную проблему. Неразвитость региональной сети профессиональных образовательных учреждений связана с необходимостью переезда с постоянного места жительства, что не всегда приемлемо для инвалида. Кроме того, следует учитывать тот факт, что 68 % инвалидов считают специальные образовательные учреждения системы социальной защиты населения непрестижными и не дающими перспектив для последующего трудоустройства.
Несомненно, необходимо увеличивать число специальных учреждений общего и профессионального образования для инвалидов, повышать качество обучения, расширять диапазон специальностей, развивать заочные, дистанционные формы обучения. В последние годы в учреждениях среднего образования вводятся наиболее конкурентные на рынке труда специальности — менеджмент, правоведение, право и организация социального обеспечения, социальная педагогика, издательское дело, изучаются компьютерные технологии.
Важно также обеспечить доступность информации для инвалидов о существующих формах обучения и сфере трудоустройства после окончания учебного заведения. Социологические исследования показали, что инвалиды не имеют доступа к информации о показаниях и противопоказаниях к приему в образовательные учреждения, 98% из них мало что знают о выбранной профессии, ее востребованности и условиях труда.
Новыми формами и методами профессиональной подготовки инвалидов стали созданные отделения выбора профессий, учебные фирмы, подготовительные отделения. Наиболее полно эти формы представлены в Новокузнецком колледже-интернате для инвалидов, где в течение ряда лет совместно со специалистами из Германии разрабатывался проект создания современного центра профессиональной реабилитации инвалидов.
В ряде учреждений сформировалась система непрерывного профессионального образования, которая включает в себя подготовку по рабочим профессиям, затем подготовку по программам базового и повышенного уровня среднего профессионального образования.
Обучение инвалидов должно проводиться в комплексе с системой реабилитационных мероприятий, что не всегда осуществляется во многих специализированных образовательных учреждениях. В связи с этим в настоящее время начали создаваться учреждения нового типа — реабилитационно-образователъные центры. В них обучение рассматривается как одно из направлений комплексной реабилитации инвалидов, наряду с профессиональным обучением активно проводится медицинская, социальная, психологическая реабилитация. Один из крупнейших таких центров создан в Москве1.
Жизнедеятельность инвалидов, получающих профессиональное образование в комплексе с реабилитацией, может рассматриваться как жизнедеятельность в социально-реабилитационном пространстве, в котором социально-терапевтическая среда играет роль
1 См.: Сырникова Б.А. Организационно-функциональная модель регионального реабилитационного центра для инвалидов // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. — 2003. — № 4. — С. 12 — 14.
реабилитационного фактора, способствующего социализации инвалида и интеграции в социум.
Система высшего профессионального образования для инвалидов включает в себя 20 специализированных вузов. Одним из первых открылся Московский государственный гуманитарный институт — интернат (для лиц с нарушением функций опорно-двигательной системы). Обучение ведется по специальностям: юриспруденция, экономика, лингвистика, издательское дело, прикладная математика. В институте разрабатывается новое направление — лечебная педагогика, являющаяся, по существу, аналогом комплексной реабилитации, включающая медицинское, психологическое, логопедическое направления. Создано структурное подразделение, занимающееся организацией производственной и преддипломной практики, трудоустройством выпускников. Уровень трудоустройства выпускников по полученной специальности составляет 70%.
Среди других вузов, в которых обучаются инвалиды преимущественно с нарушением слуха, зрения и опорно-двигательных функций, следует назвать Государственный специализированный институт искусств, Институт социального развития Новосибирского государственного технического университета, Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, Челябинский государственный университет, Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена в Санкт-Петербурге, Московский государственный педагогический университет, Красноярский государственный торгово-экономический институт, Московский государственный социальный университет. В этих вузах одновременно обучается более 1000 инвалидов.
Возможности для получения профессионального образования лицами с выраженными нарушениями состояния здоровья и социального функционирования существенно ограничены и могут быть реализованы лишь в столице или отдельных крупных городах. В национальных республиках эти возможности минимальны, а в сельской местности практически отсутствуют на территории всей страны. Одним из путей повышения доступности образования для лиц с нарушениями жизнедеятельности является развитие дистанционных форм обучения и обеспечение инвалидов компьютерной техникой.
Мировая практика показывает, что специализированные образовательные учреждения должны функционировать только для лиц с наиболее тяжелыми формами физических дефектов. Для остальных более целесообразным будет создание условий для обучения и воспитания в обычных средних и высших учебных заведениях. Это поможет не только более гармоничному развитию подростков и молодых людей с ограниченными возможностями, но и изменению отношения общества к инвалидам, что имеет ог-
ромное значение для решения проблем инвалидности. Затраты на такое обучение относительно невысоки по сравнению с образованием в специализированных учреждениях.
В последние годы в России распространяется опыт организации интегрированного обучения. Социальная интеграция в образовательных учреждениях означает создание такой среды, где лица с особыми образовательными потребностями могли бы учиться и жить рядом с обычными молодыми людьми. Каждый инвалид при }том занимается по своей индивидуальной-программе, которая обеспечивает максимальное развитие заложенного в нем потенциала.
Социально направленная политика Министерства образования привела к тому, что число студентов-инвалидов в российских вузах к 2003 г. за 7 лет увеличилось почти в 3 раза, около 300 вузов осуществляют обучение инвалидов по различным специальностям. В высших учебных заведениях обучаются более 2 тыс. инвалидов. В ряде вузов организованы специальные группы для обучения разных категорий инвалидов, например в Заочном народном университете искусств, Московском государственном социальном университете, Московском областном государственном институте физической культуры, Новосибирском институте социальной реабилитации, Российской академии предпринимательства и др.
Основным препятствием для развития интегрированных форм образования является неприспособленность большинства учебных заведений к таким формам работы. Физические возможности инвалидов требуют создания безбарьерной среды — особой архитектуры помещений, специального оборудования учебных мест и технических средств обучения, специальной методики обучения, предоставления сурдопереводчиков и других услуг. Кроме того, практически отсутствуют квалифицированные педагогические кадры, профессионально подготовленные для работы со студентами-инвалидами в условиях интегрированного обучения.
Ввиду этого круг лиц, которые могут обучаться в средних и высших учебных заведениях на общих основаниях, сужается, и субъективно формируются противопоказания для приема в образовательные учреждения. С другой стороны, поступление ин-палидов в учреждения профессионального образования различного уровня и профиля происходит в преобладающем большинстве случаев без предварительной профессиональной ориентации, без консультации по вопросу выбора профессии со специалистами. Несоответствие психофизиологических возможностей инвалида выбранной профессии является одной из причин незаконченного профессионального образования или невозможности осуществления трудовой деятельности по полученной специальности.
В настоящее время наиболее целесообразным можно считать развитие системы непрерывного многоуровневого профессионального образования инвалидов, при этом предпочтение желательно отдавать интенсивным, но адекватным состоянию здоровья инвалидов технологиям обучения. Важно развивать опыт интегрированного образования, добиваться обеспечения условий и программ обучения, учитывающих индивидуальные возможности лиц с нарушением здоровья, и принципа «нормализации», т.е. предоставления возможностей для обучения таких категорий лиц в обычных учебных заведениях. Главная проблема человека с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками, ограничении возможностей передвижения и общения с реальным миром. Инвалид может быть талантливой личностью, но не иметь возможности реализовать свои способности и творческие наклонности. Государство и общество должны создавать такую структуру образования, такие условия жизни, чтобы инвалид не чувствовал ущербности и смог удовлетворить свои потребности. Повышение ] уровня профессионального образования инвалида станет фактором успешного трудоустройства, социального включения, материальной самостоятельности, психологического комфорта.
2.4.2. Социальная политика в области трудоустройства
инвалидов
Необходимость четко выраженной государственной политики в области содействия занятости инвалидов обусловливается тем, что положение инвалидов на рынке труда в Российской Федерации остается несоответствующим их потенциальным возможностям, а занятость — неоправданно низкой.
Согласно данным социологических исследований, почти 2/3 ин~ валидов считают, что их состояние здоровья позволяет им работать. Как показывает практика, трудоустройство выступает одной из самых трудноразрешимых проблем инвалидов.
Численность работающих инвалидов неуклонно сокращается: за 2000 — 2002 гг. она уменьшилась на 10 %. На протяжении многих лет доля трудоустроенных инвалидов составляла примерно 2 % от среднесписочной численности работающих. Наиболее благополучными в отношении трудоустройства инвалидов были 1988 — 1989 гг., когда работало около 25 — 28% от общего числа всех инвалидов. В 2001 — 2002 гг. эта цифра колебалась в пределах 10—11% с учетом того, что трудоустройство бывает формальным. Наиболее тяжелое положение складывается с занятостью инвалидов I и II групп, среди них удельный вес работающих составляет не более 8 %. Резкое снижение численности работаю-
щих инвалидов связано с переходом к рыночной экономике, массовым высвобождением работающих, в первую очередь ин-иалидов, конкуренцией за рабочие места.
Международным сообществом признается недопустимость такого положения для страны, чтобы каждый десятый гражданин был экономически пассивным. Трудоустройство не только повышает уровень благосостояния инвалидов и их семей. С социально-экономической точки зрения оно выгодно и для государства, так как позволяет увеличить доходы от расширения рынка труда и облегчения социальных программ по льготному обеспечению инвалидов. Принимая во внимание увеличение демографической нагрузки на трудоспособное население, необходимо более внимательно и бережно относиться к трудовым ресурсам.
Конституция Российской Федерации определила право на труд как одно из основных прав человека, несмотря на ограниченную трудоспособность. Право это гарантировано федеральными законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «О занятости населения в Российской Федерации» (1991). Указанные законы не только декларируют право на труд для лиц с ограниченными возможностями, но и предусматривают механизмы его реализации, обозначают комплекс мер, направленных на решение проблем трудовой занятости инвалидов. Среди них такие, как развитие сети специализированных предприятий, совмещенных со службами медико-социальной реабилитации, в том числе предприятий обществ инвалидов; сохранение и создание дополнительных специальных для инвалидов рабочих мест на предприятиях, установление квоты для приема инвалидов на работу, грудоустройство их на условиях сокращенного рабочего дня или недели; организация индивидуальной занятости наиболее тяжелых инвалидов по месту проживания (на дому, в домах-интернатах).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации 1997 г. «О порядке регистрации безработных граждан» рабочее место должно быть предоставлено инвалиду исключительно в соответствии с заключением о рекомендуемом характере и условиях груда, обозначенных в индивидуальной программе реабилитации, которая разрабатывается учреждением медико-социальной экспертизы.
В целях обеспечения занятости инвалидов государственными органами с участием общественных организаций инвалидов устанавливаются нормативы по бронированию рабочих мест на предприятиях не менее 3 % от численности работающих. Предприятиям, нанимающим рабочих-инвалидов, предоставляется техническая и финансовая помощь. Согласно законодательству для предприятий, использующих труд инвалидов, установлены определенные льготы. С 2002 г. согласно Налоговому кодексу льго-
ты по уплате НДС предоставляются лишь предприятиям, где уставной капитал полностью принадлежит инвалидам, число работающих инвалидов составляет не менее 80 % всех работников, а их доля в оплате труда — не менее 50 %. Кроме того, предприятия, использующие труд инвалидов, получили право на уменьшение налогооблагаемой базы на сумму средств, используемых в целях социальной защиты и реабилитации инвалидов. Эти критерии и условия предоставления налоговых льгот обеспечивают их целенаправленность исключительно на инвалидов и повышают заинтересованность работодателей в сохранении и создании рабочих мест для инвалидов, а также в оказании им социальной
поддержки.
Однако предусмотренная законодательством система квот и предоставление льгот для предприятий, на которых работают инвалиды, пока являются малоэффективными. Установленная в этих случаях система контроля и ответственности носит общий харак-тери не побуждает работодателей к полному выполнению требований законодателя по приему инвалидов на работу и созданию для них надлежащих условий труда. И то и другое часто нарушается без каких-либо последствий для администрации предприятий. Нередко трудоустроенные в счет квоты инвалиды подвергаются на своем рабочем месте самым различным формам дискриминации, вплоть до открытых издевательств, упреков и унижений. Работодатели, принимая инвалидов в счет квоты, выплачивают им зарплату в минимальном размере, фактически не допуская их до
работы.
Закон также определяет, что в случае невыполнения или невозможности выполнения квоты по приему инвалидов работодатели вносят обязательную плату в установленном размере за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах квоты. Полученные средства перечисляются организациям на создание рабочих мест для инвалидов сверх квоты, а также общественным объединениям на создание специализированных предприятий, цехов, участков, применяющих труд инвалидов. Таким образом, обязательная плата устанавливается как альтернатива созданию квотируемых рабочих мест. Принцип альтернативности предоставляет работодателю право выбора при выполнении условий квотирования: либо трудоустраивать инвалидов на квотируемые рабочие места, либо ежемесячно вносить плату за каждого нетрудоустроенного на эти места гражданина. Предприниматели часто предпочитают последнее.
Наиболее распространенным средством предоставления рабочих мест тем из инвалидов, кто не способен участвовать в основном процессе занятости, является открытие специализированных предприятий. Такие предприятия, как правило, создаются общественными организациями инвалидов, наибольшее их количество
находится в собственности ВОИ, ВОС, ВОГ. В России в настоящее время существует около 1,5 тыс. таких предприятий (цехов, участков) на 240 тыс. рабочих мест. В большинстве случаев для инвалида специализированное рабочее место представляет единственную реальную возможность получить оплачиваемую работу. Однако в среднем только треть таких рабочих мест занято инвалидами, что обеспечивает занятость всего лишь 12% общей численности работающих инвалидов, в то время как численность ин-иалидов, которым необходимы специальные рабочие места или специализированные предприятия, составляет 25 — 30%.
Следует отметить, что заработная плата на специализированных предприятиях довольно низкая из-за недостаточных субсидий, устаревших технологий, ограничений специальностей. С начала 1990-х гг. в связи с рыночной экономикой объем производства сильно сократился, это привело к резкому ухудшению^фи-нансового положения специализированных предприятий, некоторые и вовсе прекратили свое существование.
Трудоустройство инвалидов на специализированные предприятия нельзя рассматривать как исключительную форму обеспечения их занятости. Такая форма хотя и необходима для отдельных групп людей, однако она приводит к изолированию инвалидов от других категорий трудового населения внешнего мира и создает отрицательное представление или стереотип для общества в целом.
Приоритетным направлением социальной политики является расширение возможностей инвалидов для трудоустройства в тех условиях, которые они считают приемлемыми для себя. Законодательства о социальной защите инвалидов предусматривают создание условий, облегчающих труд лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для инвалидов I —II группы устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, что такие работы не запрещены им по состоянию здоровья. Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней. По их желанию может быть предоставлен дополнительный отпуск (без сохранения заработной платы) продолжительностью до 2 месяцев. Предусматриваются дополнительные перерывы в работе, гибкие графики работ.
В ситуации роста безработицы одними волевыми решениями с проблемой трудовой занятости инвалидов не справиться. Важно, чтобы инвалиды были конкурентоспособными на рынке труда. Необходимы условия для развития надомного труда, частного предпринимательства, создания предприятий в сельской местности. Органами службы занятости инвалидам предоставляется возмож-
ность заняться индивидуальной трудовой деятельностью, получить консультации по составлению бизнес-планов, подготовке регистрационных документов, некоторым выделяются субсидии. Однако финансовая поддержка этих мер трудоустройства инвалидов оказывается крайне скудной и составляет всего 0,37 % от средств Фонда занятости, израсходованных на деятельность по содействию трудоустройству инвалидов.
В Законе «О занятости населения в Российской Федерации» особое внимание уделено проведению специальных мероприятий, способствующих занятости инвалидов. Важно, чтобы инвалиды были конкурентоспособными на рынке труда, получили такую высокую профессию и квалификацию, при которых могли бы реализовать свои возможности, занять ниши в дефицитных сферах производства и конкурировать с другими гражданами. Такие примеры существуют. Безработным1 инвалидам предоставлено право в приоритетном порядке бесплатно пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку. При направлении для этого в другую местность им предоставляется бесплатный проезд до места обучения и обратно и бесплатное проживание в период учебы.
Трудоустройство и решение вопросов о профессиональной реабилитации возложены на органы Федеральной службы занятости населения. Служба занятости в своей работе осуществляет взаимодействие с другими ведомствами (социальной защиты населения, образования и т.д.), общественными организациями инвалидов, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, принимает участие в работе Координационного совета по делам инвалидов.
Но проблема часто заключается в том, что многие инвалиды не имеют опыта в поиске работы, как и необходимой информации о деятельности службы занятости. Как показывают социологические исследования, основная проблема 40,3 % инвалидов — как найти дополнительный заработок. По данным С. Н. Кавоки-на, только 33 % тех инвалидов, кто активно ищет работу, обращались в службу занятости по вопросам трудоустройства и только 20 % состоят там на учете. В настоящее время в учреждениях службы занятости отсутствует существенный опыт по трудоустройству инвалидов. Значительная часть инвалидов, в первую очередь I и II групп, сотрудниками службы занятости практически не рассматриваются как потенциальные претенденты на трудо-
1 Безработным признается инвалид, имеющий трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда, которое выдается в установленном порядке, не имеющий работы, зарегистрированный в органе Федеральной службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовый приступить к ней.
устройство, и с ними отказываются работать, несмотря на трудовые рекомендации бюро МСЭ.
По данным И. А. Соколовой, во многих центрах службы занятости отсутствует реабилитационное направление в работе с инвалидами. Нет четкого, основанного на нормативно-правовой базе, взаимодействия с бюро МСЭ, в результате чего инвалиды обращаются в службу занятости с рекомендациями, содержащими общие указания относительно условий труда, которые являются, скорее, определением предположительной трудовой возможности инвалидов. В самих центрах службы занятости также практически отсутствует этап экспертизы их профессиональных потенциальных способностей и уровня ограничения жизнедеятельности инвалидов. Поэтому переобучение осуществляется по профессиям, которые не всегда показаны инвалидам. Часто (до 44 % случаев) трудоустройство инвалидов осуществляется на имеющиеся вакантные места, которые не соответствуют их 'психофизиологическим возможностям и профессиональным интересам. Не проводятся адаптация и контроль на рабочем месте инвалида. В результате наблюдается большой процент (24,2 %) повторных обращений по поводу рационального трудоустройства.
Среди всех категорий безработных трудоустройство инвалидов является наиболее сложным, у них отмечается самый продолжительный период безработицы, который в среднем достигает 8 — 9 месяцев (у некоторых — до 3 лет). Ощущается острый дефицит вакансий по многим специальностям, квотирование рабочих мест для инвалидов проводится только на неквалифицированные виды труда, специальные рабочие места на предприятиях не создаются.
В соответствии с развитием государственной политики в сфере профессиональной реабилитации и трудовой занятости инвалидов к функциям службы занятости должны быть отнесены:
- проведение анализа рынка труда, подготовка предложений
по его урегулированию применительно к инвалидам; обеспечение
мер, направленных на сохранение, создание рабочих мест для
инвалидов, включая специальные рабочие места;
-участие в разработке городских целевых программ, специальных соглашений по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;
- разработка совместно с другими заинтересованными ведом
ствами гарантированного перечня мероприятий, услуг и техни
ческих средств по профессиональной реабилитации и содействию
занятости инвалидов;
- организация деятельности органов службы занятости по про
фессиональному консультированию, профессиональной ориента
ции и профессиональному обучению инвалидов;
-организация и развитие сети подведомственных учреждений, занимающихся решением проблем инвалидов в области профессиональной реабилитации и занятости;
- разработка предложений по улучшению организации трудо
устройства инвалидов;
- организация подготовки, переподготовки и повышения ква
лификации специалистов подведомственных организаций и учреж
дений по профессиональной реабилитации инвалидов;
- проведение активной политики занятости в отношении ин
валидов: реализация закона о квотировании рабочих мест, созда
ние новых рабочих мест, субсидирование рабочих мест, поддерж
ка специализированной занятости;
- создание на базе специализированных предприятий реабили
тационных центров;
- организация ярмарок вакансий для инвалидов;
- проведение дней профессий;
- организация «Клуба для инвалидов, ищущих работу».
Для содействия трудовой занятости инвалидов Минтрудом России разработан и утвержден в 1993 г. «Перечень приоритетных профессий для рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда». В перечень включено 111 профессий и групп профессий, предусматривающих возможности трудовой деятельности для инвалидов с различными видами ограничений жизнедеятельности.
Однако для инвалидов с высшим образованием, имевших работу в области интеллектуального труда, большинство профессий этого списка представляются малоподходящими. В целом перечень профессий является довольно узким и не отражает потенциальных возможностей инвалидов. Поэтому необходимы научные исследования в области формирования трудовых рекомендаций для инвалидов с современных позиций и с учетом технических достижений в оснащении трудовых процессов как индивида, так и производства в целом.
2.4.3. Доступность для инвалидов окружающей среды
В России инвалидам во многом затруднен доступ к объектам социальной инфраструктуры — учреждениям здравоохранения, образования, культуры и спорта, бытовых услуг (парикмахерских, прачечных и т.п.), местам работы и отдыха, многим магазинам в связи с архитектурными и строительными барьерами, неприспособленностью общественного транспорта для пользования лицами с нарушениями опорно-двигательного аппарата и дефектами сенсорных органов.
Игнорирование потребностей инвалидов в обычной для каждого человека жизнедеятельности, недоступность социально значимых объектов снижают возможности лиц с физическими дефектами полноценно участвовать в жизни общества.
Созданию безбарьерной среды посвящены специальный Указ Президента Российской Федерации № 1156 от 02.10.92 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» и Постановление Правительства Российской Федерации № 1449 от 07.12.96 «О мерах по обеспечению,беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры», а также ряд других подзаконных актов. В этих документах учтены потребности инвалидов при размещении застройки объектов социального и культурно-бытового обслуживания, создании условий доступности рабочих мест и обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерно-транспортной инфраструктуры. Предусмотрено введение в ведомственные нормативные акты в области строительства требований по проведению обязательной экспертизы проектно-сметной документации на застройку городов и других поселений, строительство и реконструкцию зданий и сооружений в части обеспечения доступности их для инвалидов. На органы Государственного архитектурно-строительного надзора возложен контроль за соблюдением требований доступности при строительстве и реконструкции зданий и сооружений. К этой деятельности рекомендовано привлекать общественные организации инвалидов.
В 1993 г. вышло Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня категорий инвалидов, для которых необходима модификация средств транспорта, связи и информатики». Этот документ содержал конкретные регламентирующие нормы по приспособлению общественного и индивидуального транспорта для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата и инвалидов с нарушениями зрения, слуха и речи.
В западноевропейских и некоторых других странах разработаны и соблюдаются требования к оснащению городского транспорта подъемными устройствами для посадки инвалидов на креслах-колясках, площадками, сиденьями, устройствами фиксации и крепежа, специальными поручнями и другим оборудованием, обеспечивающим их размещение и передвижение внутри транспортного средства. Практически всеми ведущими зарубежными авиакомпаниями предусматриваются специальные места для размещения инвалидов в воздушном транспорте. Удобство, комфортность и безопасность гарантированы инвалиду также на пассажирских морских и речных судах. При перевозке инвалидов же-к- шодорожным транспортом в составах используются вагоны с широким коридором, специальным туалетом и местом для инва-
лидных колясок. Уделяется внимание и оборудованию вокзалов, станций, переходов и т.д.
В России делаются первые шаги как в области создания специализированных транспортных средств, так и в сфере организации транспортного обслуживания инвалидов, включая инвалидов с нарушением опорно-двигательных функций. В 1991 г. был изготовлен автобус ЛИАЗ-677, приспособленный для перевозки инвалидов и оборудованный специальным подъемным устройством. С 1990 г. в Россию начали поступать международные автобусы фирмы «Мерседес-Бенц-Тюрк» (Турция). Опыт их эксплуатации в экскурсионных перевозках инвалидов подтвердил эффективность установленного в них оборудования. Появились первые трамвайные вагоны и троллейбусы, начали пр