Занятие четвертое: знакомство со слугой по имени грусть
Выполняется ритуал «входа» в Сказочную страну. Совет архитекторов восстанавливает Сказочную страну с дворцом Короля и домом Радости.
— Сегодня мы познакомимся со слугой короля по имени Грусть.
Вот навестила короля Слуга-подруга Грусть, Что будет во дворце сейчас, Сказать вам не берусь!
К дворцу короля приближается слуга по имени Грусть. Льется музыка. Все громче и громче. Что же это за музыка? Есть ли в нашей фонотеке такая? Найдите и включите эту музыку. (Поиск нужной аудиозаписи может осуществлять кто-то один, а можно работать и коллективно.) Расположитесь удобно (лучше лежа) на ковре. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох, длительный выдох. Постарайтесь рассмотреть, как приходит к Королю слуга по
Волшебная страна внутри нас
имени Грусть. (Врывается в широко распахнутые двери или тихонько проскальзывает в щелочку, влетает в распахнувшееся окно или выползает из угла...) В образе какого животного или явления природы является королю Грусть. (Трепетный мотылек или раненая ласточка, маленький сверчок или огромная серая слониха?..) Как она движется? (Легко, крылато, невесомо или тяжело ступая по паркетному полу?..) Какие звуки произносит слуга по имени Грусть? (Охает, ахает, стонет, плачет, смеется, кричит и ругается, вообще молчит и лишь шмыгает носом...) Что говорит? Какие запахи приносит с собой? (Запахи нагретого солнцем пляжа или болотной воды и холодного осеннего дождя?..) Слушайте музыку и проживите несколько минут в королевском дворце вместе с королем и слугой по имени Грусть.
А теперь сделайте глубокий вдох и плавный, медленный выдох. Откройте глаза и расскажите о том, что вы видели.
Какие вы молодцы! Ребята, а заметили ли вы, что же было общего в ваших рассказах, а чем они отличались друг от друга? Как вы думаете, почему?
Верно! Мы все — разные и слугу короля по имени Грусть видим тоже разной.
Но именно в этом наша неповторимость и уникальность. И благодаря этому нам так интересно друг с другом!
— Но вернемся во дворец. В это время слуга по имени Грусть разворачивает свою котомку и выкладывает на стол короля приготовленные им угощения.
Что же это за блюда? Какие они на вкус?
Тренинг по сказкотерапии
Вооружитесь бумагой и цветными карандашами. Составьте рецепт приготовления одного грустного блюда. Нарисуйте его.
Расскажите об этом блюде. Как вы думаете, понравится ли Королю такое угощение, попросит ли он добавки?
И, как это часто бывает, за столом плавно и неторопливо течет беседа. О чем же беседует Король со своим слугой по имени Грусть? Послушаем? Садитесь поудобнее.
Закройте глаза. Глубоко вдохните, медленно выдохните. Рассмотрите, что происходит за королевским столом. Слушайте, о чем говорят герои. Заканчивается трапеза, и беседа угасает. И вы глубоко вдохните, медленно выдохните и откройте глаза.
Что вам удалось услышать? Что рассказывал королю слуга по имени Грусть?
Что ей отвечал король?
О чем король поведал Грусти?
Как много вам удалось услышать! Какие вы молодцы! Что же было общего в ваших рассказах, а чем они отличались? Почему?
Пора нам возвращаться во дворец. Интересно, что делают сейчас король и его слуга Грусть? А они... Играют!
В какие игры, как вы думаете? Затрудняетесь с ответом? Да, Грустных игр не так и много на свете... Тогда я расскажу вам, в какую игру играет король со слугой по имени Грусть.
Они обложились множеством разных журналов и вырезают из них всевозможные картинки, на которых изображены грустные люди, грустные животные, грустные пейзажи. Вырезанные картинки наклеива-
Волшебная страна внутри нас
ют в альбомы и подписывают их грустными словами. А король даже сочиняет грустные стихи. Послушайте их.
Осень — грустная пора. Дождик часто льет с утра. Слякоть, лужи тут и там, Ветер свищет по садам. Холодно, тоскливо, голо — Плакать хочется мне снова!
Как вы думаете, ребята, какое время года изображено на картинке, к которой Король сделал такую стихотворную подпись? Вы абсолютно правы — поздняя осень. Давайте и мы с вами создадим «Грустный вернисаж». Дети берут стопку журналов (они приготовлены ведущим игры заранее), вооружаются ножницами и вырезают из журналов те картинки, которые кажутся им очень грустными. Дети объясняют, почему они выбрали именно эти картинки. Наклеивают их на альбомный лист. Подписывают их, если умеют писать. Подписи к картинкам могут быть такие: «Грустный одинокий медвежонок», «Плачущий ребенок», «Пустынная деревня», «Осенний дождь» и др.
Прикрепите получившиеся «полотна» к стене с помощью скотча. Теперь можно проводить и экскурсии по «Грустному вернисажу».
— Итак, мы рассмотрели все «полотна». Теперь слуга по имени Грусть созывает в королевский дворец музыкантов и певцов, исполняющих только грустные мелодии и поющих только грустные песни.
Как вы уже догадались, эти приглашенные музыканты — вы.
Какие вы помните грустные песенки? («Пропала собака», «Песни Пьеро», «Собака бывает кусачей» и т. д.)
Тренинг по сказкотерапии
Кто хочет спеть какую-нибудь из них?
Пожалуйста, фантазируйте и творите! Устройте театр пародий на Т. Буланову, Т. Овсиенко, группу «Руки вверх» и др.
Но вот слышите, слышите?! Звучит легкая веселая музыка. В залы дворца заглядывает яркое солнышко.
Что же это происходит? Как вы думаете? Вы, как всегда, правы.
Это златокудрая Мера пришла напомнить слуге по имени Грусть, что пора уходить. Король устал грустить, и ему обо многом надо поразмыслить.
О чем раздумывает король после ухода Грусти?
Чем же Грусть бывает полезна, а когда и в чем может навредить? Конечно, когда король грустит, он начинает очень тонко чувствовать все то, что его окружает. Ведь в радости не всегда легко понять нужду другого. Когда к королю приходит слуга по имени Грусть, он начинает тонко чувствовать и понимать нужды своих подданных, старается им помочь, стремится их понять, сопереживает им.
Зачем слуге короля по имени Грусть обладать таким качеством, как Мера? Конечно, если слишком много грустить, можно даже заболеть. Поэтому и говорят: «Все хорошо в Меру».
А вы готовы создать синквейн о Грусти?
Например, такой:
ГРУСТЬ
Светлая, печальная,
Кручинится, скучает, слезу роняет,
О тоске напоминает, но проходит погодя.
Прочь, родная, от меня!
Волшебная страна внутри нас
Дорогие друзья, сегодня мы с вами познакомились со слугой короля по имени Грусть. А к вашему внутреннему королю часто приходит этот слуга? Что вы чувствуете в это время? А к вашим близким часто приходит слуга по имени Грусть? Что можно сделать, если слуга Грусть забыл о Мере?
Конечно, дорогие друзья, Мера приходит с добрым дружеским словом. И вы можете сказать тому, кто слишком долго грустит:
«Грусть — это важное чувство, но и оно уходит в свой дом, потому что знает Меру».
Слуга по имени Грусть — важный слуга короля. Не нужно бояться его прихода. Однако важно помнить о Мере...