Питание: целое больше, чем сумма частей
Автор: kloder
28.08.2015
P.K. Newby. Examine.com research digest. pp 11 – 13.
Перевод Сергея Струкова.
Редукционизм является одной из преобладающих философий, лежащих в основе научных исследований. В теории целое – не более чем простая сумма отдельных частей. На практике для понимания наукой явления часто его разделяют на компоненты. Редукционистское мышление веками преобладает в западной науке и медицине, что снова и снова приводит к значительным открытиям.
Обновлено 28.08.2015 16:08
Наука о питании также полагается на редукционизм для ответа на значимые вопросы диеты и здоровья. Изолирование элементов, таких, как витамины и минеральные вещества, позволило понять важные биологические эффекты, например, вычислить уровень, необходимый для поддержания здоровья. Эти знания лежат в основе Рекомендованных диетических норм (RDI), которые необходимы для оценки питания разных групп людей. Это стимулировало к росту глобальную индустрию улучшенных диетических продуктов и таблеток, помогающих людям, в частности, оптимизировать потребление пищи для профилактики заболеваний и увеличения спортивных результатов. Для предотвращения опасно низкого и недостаточного питания (в мировых масштабах) возможно доставить жизненно необходимые питательные вещества при помощи добавок и обогащённых продуктов.
Несмотря на то, что в эпидемиологии питания применяется статистика, а не пробирки, большинство исследований также основано на редукционизме. Вопросы: «Как влияет витамин D на депрессию? Связаны ли насыщенные жиры с заболеваниями сердца? Важен ли кальций для здоровья костей?» и подобные им – всё то, что оценивает эффект одного нутриента в отношении отдельных заболеваний или последствий для здоровья – составляют большую часть литературы. Как и в лаборатории, подобная «парадигма одного нутриента» привела к сохраняющим жизни открытиям, например, роль фолиевой кислоты для предотвращения расщепления позвоночника или связь транс-жиров с повышением риска сердечно-сосудистых заболеваний.
Несмотря на сильные стороны, опора только на редукционистское мышление ограничивает наши возможности при раскрытии диетических истин. Фундаментальная наука и эпидемиологические (обзорные) исследования, а также рандомизированные контролируемые испытания (РКИ) зачастую не могут ответить на насущные сегодняшние вопросы. В частности, эпидемиологические исследования в области питания не всегда включают другие нутриенты и факторы образа жизни, которые могут быть существенными для наблюдаемой связи. Даже в наиболее строгих исследованиях никогда полностью не контролируют каждый потенциальный искажающий фактор. Обычно при РКИ не нужно беспокоиться об этих отдельных отклонениях, большинство следуют фармацевтической модели, сосредоточенной на эффектах отдельного нутриента, принимаемого в виде таблеток. Подобные исследования не позволяют оценивать рацион и даже могут мешать развитию науки о питании. По сути, редукционизм не отражает реальное питание или метаболизм продуктов в организме.
Иными словами, по отношению к питанию целое – больше, чем сумма отдельных частей.
В самом деле, продукты – сложные наборы, которые включают разнообразные витамины, минеральные вещества и фито-нутриенты (мощные химические вещества растений), оказывающие совместное влияние на здоровье. Продукты или группы продуктов зачастую приносят большую пользу для нашего тела, чем выявленная в исследованиях для отдельных питательных веществ. В качестве примера можно привести связь со здоровьем фруктов и овощей, которая значительно сильнее, чем у бета-каротина. Существует много примеров синергии, происходящей in vivo, например, увеличение абсорбции жирорастворимых нутриентов в присутствие пищевых жиров. Таким образом, наш салат не только вкуснее с пикантной заправкой, соус обеспечивает максимальную ценность всех богатых нутриентами овощей в большей степени, чем в случае потребления салата самого по себе или овощей по отдельности.
К тому же многие продукты, несомненно, включают в себя полезные элементы, которые учёным лишь предстоит открыть: то, что мы узнаем в будущем, может оказаться более важным, чем то, что мы знаем сейчас.
По этим и другим причинам, в эпидемиологии 80-х годов прошлого века появилось мнение о необходимости рассмотрении диеты в целом, бросившее вызов редукционистской парадигме, доминирующей при исследованиях питания. Это революционное мышление основывается на убеждении, что всё питание определяет здоровье, а не отдельные нутриенты или продукты, особенно в вопросах профилактики хронических заболеваний.
Концепция «паттерна питания» начала распространяться в начале 21-го века и достигла пика в последнее десятилетие. В настоящее время паттерн питания установлен в качестве достоверного и воспроизводимого метода, дополнительного подхода для оценки влияния диеты на здоровье. Кроме того, растёт количество исследований цельных диет, проведенных в рамках фундаментальной науки, экспериментов на животных и клинических испытаний. Примечательно, что исследования паттерна питания лучше подходят для предоставления значимых рекомендаций по диете, так как люди потребляют пищу и напитки по стабильной схеме.
Поэтому, несмотря на последние исследования отдельных питательных веществ, зачастую лучше наполнить вашу тарелку цельными продуктами, которые включают необходимые элементы, а также многие другие компоненты, полезные для здоровья, известные и незнакомые. Например, цельные зёрна овса – средства доставки не только пищевых волокон, но и множества минеральных веществ и фитонутриентов, которые совместно проявили более сильное положительное влияние при различных состояниях, таких как сердечно-сосудистые заболевания, чем волокна сами по себе. Исследования показали, что основанный на растениях пищевой паттерн – потребление цельных зерновых совместно с другими продуктами: овощами, фруктами, орехами и бобами, связан с более здоровым весом, пониженным риском хронических болезней и даже с более благоприятными условиями жизни на планете.
...Ну и еда гораздо вкуснее таблеток.
Источник.
Заболевания / Нарушения, Здоровье, Научные исследования, Питание
fitness-pro.ru