Валокордин – лекарство от разума
Итак. Наша знакомая, Нина Константиновна, приседала 30 раз, похвалила себя, а ночью боли опять в области сердца вынудили ее (от страха, конечно) принять валокордин. А что это за средство такое – валокордин?
СПРАВКА . В его состав, также как и в состав корвалола, входит фенобарбитал, который состоит в списке наркотических и психотропных препаратов. В Литву, например, эти препараты – валокордин и корвалол – ввозить запрещается, вплоть до уголовной ответственности. Эти препараты при регулярном приеме вызывают привыкание, такое же, как другие наркотики. К тому же эти препараты считаются устаревшими.
Вместо применения валокордина или корвалола лучше прочтите книгу «Грыжа позвоночника – не приговор», в которой я называю естественные средства для снятия различных болевых синдромов. Возвращаюсь к необходимости внимательного чтения рекомендаций моих книг. Каждый совет, каждое слово надо постараться понять полностью. Н.К. получила удовольствие от своих 30 приседаний! Что говорит о пользе самого упражнения! Но недооценила своего физического состояния, хотя отметила, что приседания даются ей очень тяжело – «ноги не гнутся, зад не хочет приседать». Естественно, мышцы, давно не выполнявшие подобную работу, также «возмутились», что их побеспокоили. И заболели. Ночью! В кинезитерапии есть словосочетание «ригидность мышц». Это характеристика мышц сухих, жестких и слабых в связи с тем, что их длина не соответствует антропометрической норме. Мышцы всегда должны быть длиннее костей, к которым крепятся.
При ригидности – мышцы короче костей. Например, когда мы проводим миофасциальную диагностику (см. книгу «Головные боли, или Зачем человеку плечи?», с. 144) и пациент не может сидя достать пальцы ног без сгибания их в коленных суставах или лежа на спине и взявшись за край стопы не может выпрямить ногу в колене, то, как правило, говорит возмущенно: «Да я никогда не мог это сделать!»
Я в таких случаях шучу: «Незнание уголовного кодекса не освобождает от ответственности». Можно и перефразировать эту поговорку: «Незнание правил здорового образа жизни не избавляет от появления болезней».
Рис. 12
Рис. 13
Тот, кто регулярно занимается силовыми упражнениями (бодибилдинг), знает, что накачанное, красивое мышечное тело держит объем «надутых» упражнениями мышц всего час. Поэтому во время своих выступлений бодибилдеры постоянно подкачиваются, чтобы выглядеть на своем соревновательном подиуме максимально эффектно. Спустя час после тренировки их тело как бы «сдувается». То есть силовое упражнение нагнетает кровь и жидкость в работающую мышцу. И если тело тренированное, фасции (мышечные чехлы) растянуты достаточно. Поэтому спортивные люди никаких болезненных ощущений, кроме приятных, при растяжке мышц не испытывают. А нетренированные, нерастянутые мышцы после выполнения упражнений, да еще после значительного перерыва, не расслабляются и «отекают». Кровь скапливается в них и давит на стенки сосудов. В итоге – болевая реакция. Это реакция так называемых тензорецепторов сосудов, реагирующих на растяжение сосудов. Их еще называют «болевыми рецепторами» мышц. Поэтому все силовые упражнения должны сопровождаться растягивающими упражнениями (стрет‑чинг) до и после их выполнения. Причем для этого подходят самые простые упражнения (см. выше). Невыполнение этого правила и приводит к мышечным болям. Упражнения на растяжку мышц необходимо выполнять и после беговых, и после игровых нагрузок. А душ после занятий, последняя порция которого должна быть обязательно холодной, улучшает расслабление мышц и способствует более быстрому восстановлению. В то же время сама по себе растяжка мышц без силовых упражнений может навредить мышцам. Это типичная ошибка занимающихся только хатха‑йогой, во время занятий которой пытаются растягивать мышцы, не подготовленные силовыми упражнениями к растяжке. Физкультурники обычно выполняют разминку перед комплексом упражнений для разогрева мышц.
Но я под словом «разогретые мышцы» понимаю силовые упражнения, которые необходимо выполнять предварительно перед растяжкой (не обязательно интенсивные). Благодаря этим «легким» силовым упражнениям, типа неглубоких приседаний и отжиманий, кровь собирается в сосудах работающих мышц, и мышца становится теплой, разогретой и хорошо тянется, и травмы мышц можно (и нужно) избежать.
Нина Константиновна по первому письму на все эти, как ей показалось, не важные рекомендации не обратила внимания и сразу «взнуздала» свое тело, используя для приседаний плохо работающие колени – «ноги не гнутся» – и не растянутые предварительно – «зад не хочет приседать» – мышцы передней поверхности бедра, квадрицепсы. Результат сначала ее обрадовал – смогла же! И «похвалила себя». А мышцы‑то не расслабились! Она не выполнила указанных профилактических действий, ночью почувствовала боли в теле (она посчитала, в «сердце») и вместо растирания тела и ног холодным влажным полотенцем (ванны у нее нет) проглотила валокордин, а чуть позже стала растирать мышцы так называемыми «согревающими» мазями (вместо холода). Именно такие действия усиливают ригидность (жесткость) мышц (особенно – согревающие мази) с последующей невозможностью сделать какие-либо упражнения вообще! Страх боли лишает порой рассудка…
Но я думаю, что в этих болях виноват частично и валокордин, который она применяла как снотворное ежедневно. В тот день, устав от упражнений, видимо, уснула без него. И началась своеобразная «ломка». Приняв валокордин, она успокоилась, хотя этот препарат к сердечным ни в коей мере не относится. Как пел В. Высоцкий: «И нам осталось уколоться, и упасть на дно колодца, и там пропасть на дне колодца, как в Бермудах, навсегда!»
Простите, опять вернулся к Нине Константиновне. Но уж очень типичные ошибки она совершила.
Приведу выдержки из некоторых позитивных писем, то есть писем людей, не испугавшихся применять рекомендуемые мной упражнения для восстановления здоровья.
Добрый день! Занимаюсь по вашей методике уже не первый год. Я считаю, что ваши книги – это учебники для нас, врачей. Я как будто заново все изучаю. Почему же нам в мединституте не преподавали этого нового направления – кинезитерапии?! Да потому, что не было таких врачей. Я как врач искренне пишу: «Спасибо Вам за то, что Вы есть! Своими трудами Вы вносите уверенность, силу, возможность поменять образ жизни и сделать жизнь человека достойной. Ваше предложение «Упал‑отжался» стало для меня, можно сказать, девизом».
Пока я дошла до того, что отжимаюсь 7 раз по 7 (больше пока никак) от пола. Начинала с 10 раз от стены, как вы рекомендуете. Да, кстати, я и представить себе не могла, что настолько хилая. Надежда, 53 года, Томск
Комментарий Б.С.:
Вегетососудистая дистония. Диагноз: церебральная ангиодистония с ангиоспазмами.
С ноября 2010 года делаю отжимания от стола по 30 раз, приседания по 30 раз (10 раз по 3 подхода). Но пока не увеличиваю подходы – страшновато. Ирина, 27 лет, Татарстан
Добрый день! В 2009 году я перенесла инсульт. В ЗОЖ мне понравилась статья о вашей методике зарядки для пожилых людей. Я начала заниматься, для чего выписала
Вашу книгу. Но я не уверена, все ли делаю правильно. У меня парализована правая сторона, и я хотела бы у вас спросить, нет ли у вас комплекса упражнений именно для таких больных, как я?
Кнышова Раиса Ивановна, Алтайский край, г. Рубцовск
Комментарий Б.С.:
Даже эти короткие письма говорят не только о психологической сложности перехода от привычки принимать таблетки на регулярное выполнение упражнений (при болях в сердце, аритмиях, дистониях) с целью избавления от подобных болей, но и о физической. Больные люди действительно очень слабы и даже не осознают этого, пока не начинают выполнять какие‑либо упражнения. Рано или поздно начинают понимать, что лечение своих недугов лекарствами – это тупик, сохранение не жизни, какая уж там жизнь, а жизнедеятельности. И многие начинают применять какие‑то гимнастики. На приеме показывают мне бумажки с упражнениями, которые выполняли, только вот эффекта не получили. Выполнение каких‑то движений, называемых ЛФК (лечебной физкультурой), – еще не лечение недугов. Упражнений можно перечислить тысячи. С каких начать?