Испытание болезнью возвышает степень человека в раю.
Сообщается со слов Мухаммада ибн Халида, от его отца, от Хубры, который являлся сподвижником Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Я слышал как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Если Аллах предопределит для одного из Своих рабов положение в раю, которого он не сможет достичь посредством собственных деяний, Он подвергнет его испытанию в теле, либо имуществе, либо потомстве, и тот станет проявлять терпение, благодаря чему Всемогущий и Аллах возвысит его до степени, которую ему предопределил”»4.
Ибн Хаджар сказал: «Человека в этом мире постигают испытания от Аллаха не по причине гнева на него, а либо с целью избавления от неприятностей, либо с целью прощения грехов, либо с целью возвышения его степени. Если человек примет это с благодушием, то желаемое свершится»5.
В «Сахихе» Муслима приводится: «Что бы ни постигало мусульманина, хотя бы даже иголка и то, что больше нее, посредством этого Аллах будет уменьшать его грехи».В другой версии этого хадиса говорится: «… посредством этого Аллах будет возвышать его степень и прощать ему грехи»1. Ан-Навави сказал: «Страдания, постигающие верующего в его теле, или семье, или в имуществе, являются искуплением его грехов и возвышают его степень»2. В этих хадисах содержится великий благовест для мусульман, ибо редко бывает, чтобы кто-либо из них самостоятельно избавлялся от подобного рода вещей. Болезни, недомогания, превратности судьбы и заботы, пусть даже незначительные, не только являются средством искупления грехов, но также и возвышения степени и увеличения воздаяния3.
По этой причине некоторые из «праведников радовались несчастью, подобно тому как радуются люди здоровые своему здоровью и благоденствию»4, в связи с увеличением награды и воздания. Сообщается со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Величина воздаяния зависит от величины испытания. Если Аллах возлюбит какой-либо народ, то подвергнет его испытанию…”»5.
Расширение удела и помощь общине.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил своим последователям положение людей с ограниченными возможностями, их большую значимость и степень – принимая во внимание то обстоятельство, что они перед Всевышним Аллахом образуют группу людей немощных, – с тем, чтобы побудить общество проявлять о них заботу, оказывать им внимание и почтение. Сообщается со слов Са‘да ибн Ваккаса, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ему сказал: «Разве вы получаете помощь и удел не благодаря присутствию слабых среди вас?»6 Есть и другой хадис, в котором указывается на данный смысл. Сообщается со слов Абу ад-Дарда’, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Я слышал как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Следуйте за мной, заботясь о ваших слабых.Ибо вы получаете помощь и удел, благодаря немощным среди вас”»7. В другом хадисе говорится: «Поистине, Аллах оказывает помощь этой общине, благодаря слабым из них: посредством их молитв, благочестия и искренности»8. Несомненно, что инвалиды входят в категорию людей немощных в первую очередь.
Достижение милости Аллаха.
Доброе и мягкое отношение к инвалидам, оказание им материальной и моральной помощи является одним из воплощений милосердия, проявлять которое велел Аллах Своим рабам. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «К тем, кто проявляет милосердие, будет милосерден Милостивый. Будьте милосердны в отношении тех, кто на земле, и тогда будет милосерден к вам Тот, Кто на небе»1.
Нет сомнений в том, что милосердный человек более других заслуживает милости Аллаха. Поскольку проявление милосердия ислам и Коран рассматривают как одно из достойных черт, свидетельствующих о силе и благородстве того, в ком она присутствует. Такой человек не ограничивается благом лишь для себя одного, но также беспокоится и о других, сочувствует им: немощным больным, попавшим в беду, страдающим недугами. Он стремится оказать им помощь и утешить, будь то посредством имущества, собственного авторитета, физической силы, совета или сопереживания. Он делает все это ради того, чтобы удостоиться милости Аллаха. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах проявляет милость к тем, кто милостив из Его рабов»2; «Не будет милостив Аллах к тому, кто не будет милостив к людям»3.
Укрепление общественных уз.
Болезни либо недуги, постигающие некоторых членов общества, приводят к укреплению связей между людьми в целом, поскольку и здоровые, и больные, и немощные, и переживающие горе люди, начинают относиться друг к другу милосердно. В результате чего, с одной стороны, между ними возникает социальная сплоченность и взаимная поддержка, с другой – болезни и недуги положительным образом отражаются на самих инвалидах и больных в социальном плане. Это происходит потому, что «тот, кому довелось пережить болезнь, понимает положение больных, как и тот, который обрел богатство, после того как был бедным, понимает состояние нуждающихся. Ибо он пережил то, что переживают они, и вкусил то, что приходится вкушать им. Аналогичны этому и другие ситуации. Извлечение назидания из невзгод ведет к социальной сплоченности и взаимопомощи»4, способствует укреплению связей между членами общества, усилению взаимной любви, сострадания, милосердия, уподобляя их единому телу.
Получение награды за терпение.
Всевышний сказал:
«“Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью безо всякого счета”»1; «И вoздaдим Mы тeм, кoтopыe тepпeли, нaгpaдy иx eщe лyчшим, чeм тo, чтo oни совершaли»2.
Из этих аятов мы узнаем о достоинстве проявления терпения и о том, какое великое уготовано воздаяние за это, что, несомненно, для человека предпочтительней.
Всевышний сказал:
«Но если вы проявите терпение, то так будет лучше для терпеливых»3.
Пречистый Аллах также сообщил о том, что Он любит тех, кто проявляет терпение:
«Aллax любит тepпeливыx»4.
Всевышний Аллах обрадовал тех, кто проявляет терпение, тремя вещами, каждая из которых превосходит то, что вызывает у людей зависть к друг другу в этом мире:
«Mы непременно испытаем вас кoe-чeм из cтpaxa, гoлoдa, нeдocтaткa в имyщecтвe, в душах и в плoдax. Oбpaдyй же тepпeливыx, кoтopыe, кoгдa иx пocтигает бeдcтвиe, гoвopят: “Пoиcтинe, мы пpинaдлeжим Aллaxy, и к Нeмy мы вернемся”. Им – блaгocлoвeния oт иx Гocпoдa и милocть, и oни – идyщиe вepным пyтeм»5.
Терпение влечет за собой множество и других положительных последствий, как в ближайшей жизни, так и в последней. Ибн ал-Каййим, да смилуется над ним Аллах, перечислил шестнадцать видов терпения, упоминаемых в Коране. Каждый из этих видов терпения содержит в себе плоды, которые пожнет тот, в ком будет присутствовать такая черта, как терпение. Обладание терпением, по единодушному мнению мусульманских ученых, необходимо, поскольку представляет собой половину веры6.
Всевышний Аллах повелел Своим рабам опираться на терпение и молитву в преодолении превратностей судьбы и тягот религиозных предписаний:
«Oбpaтитecь зa пoмoщью к тepпeнию и мoлитвe. Воистину, oнa – тяжелое бремя, кроме как для cмиpeнныx…»7.
Любовь от Аллаха.
В данном случае речь идет не о любви отдельно взятого человека к другому, а о том, чтобы быть любимым со стороны окружающих. И чем большим статусом обладает любящий человек, тем ценней становится это чувство. Но любовь, которой удостаивается слабый, страдающий затяжным недугом человек, со стороны Всемогущего, Великого и Высокого Аллаха несравнима с любовью человека, каким бы знатным он не являлся, и какое бы сильное чувство он не испытывал. В хадисе упоминается, что Аллах любит верующих, на долю которых выпадают испытания. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Величина воздаяния зависит от величины испытания. Если Всевышний Аллах возлюбит какой-либо народ, то испытает его. Кто проявит довольство, получит довольство [Аллаха]; кто выкажет гнев, получит гнев [Аллаха]»1. В версии Ахмада говорится: «Кто проявит терпение, получит терпение [Аллаха]; кто выкажет нетерпение, получит нетерпение [Аллаха]»2.