Долг семьи в отношении инвалидов
Нет сомнений в том, что семья играет большую роль в разрешении проблемы инвалидности. Исходя из этого, ее члены должны осознавать всю важность данного обстоятельства и ответственно подходить к вопросу выбора будущего супруга, поскольку наследственный фактор является одной из причин возникновения инвалидности. После того как будет учтена данная сторона дела, возникает другая – забота о женщине в период беременности и внимание к ее физическому и психологическому состоянию с целью сохранения ребенка от инвалидности в будущем. После появления ребенка на свет возникает третья обязанность – воспитание и обучение, а также сохранение его от всякого рода опасностей, которые могут его подстерегать как в семье, так и вне ее.
Если случится так, что в семье появится ребенок-инвалид с каким-либо видом аномалии (физической, полностью либо частично сенсорной), то долгом семьи станет принять случившееся, не роптать на предначертанное Аллахом и Его волю, но прилагать все усилия ради предоставления ребенку надлежащего ухода, обращаться за помощью к специалистам, с тем чтобы избавить его от имеющегося недостаток на раннем этапе.
Членам семьи также не стоит излишне драматизировать сложившуюся ситуацию, напротив, они должны действовать с ней без паники, прибегать к доступным средствам, начиная с обращения с просьбами и мольбами к Всемогущему и Великому Аллаху и заканчивая лечением, заботой об инвалиде, приближением к нему, проявлением к нему любви, милосердия, сострадания и принятия его таким, каков он есть.
Одной из главных обязанностей семьи по отношению к ребенку является также раннее обследование хода развития его двигательных способностей, что позволит выявить любые отклонения или недостатки, присутствующие у ребенка, и лечить его еще до того, как они станут прогрессировать. В противном случае потребуются гораздо большие затраты и в течение более продолжительного времени .
В связи с этим «отцы и матери, а также все причастные лица несут большую ответственность, особенно при достижении ребенком третьего, ясельного года жизни, в деле диагностирования симптомов и признаков возможных отклонений, что способствовало бы их предотвращению или выявлению степени как физических, так и сенсорных дефектов»1.
Для того чтобы инвалид жил в согласии со своей семьей, ее членам следует принять его неполноценность и смотреть на ребенка-инвалида так, будто «он растет естественным образом, давать ему ощущение безопасности и покоя посредством пронизанного чувством любви общения. Если бы в семьях данный подход принимался во внимание, то положение дел в большинстве случаев было бы положительным и обыденным. В семьях, которые воспринимают инвалидность как катастрофу или черную беду, навлекшую печаль, неудачу, горе, утрату надежды на лечение и выздоровление, возникают проблемы, которые лишь усугубляют сложность положения, в котором оказался ребенок»2. В результате чего ослабевает степень приспособляемости человека к инвалидности, и как следствие, не прикладываются необходимые усилия для медицинского и психологического лечения, что приводит к негативным последствиям. Надлежащей мерой при подобного рода случаях является «принятие семьей инвалидности как данность, и ее дальнейший перевод в плоскость взаимодействия с ней, что должно проявляться в готовности семьи встретить недуг, и перенесении этого принятия и довольства, предначертанными Аллахом, на подготовку членов семьи и окружения, представленного друзьями, знакомыми и соседями»3. Ведь те чувства или органы, которых лишился ребенок, невелики в сравнении с тем, что оставил ему Аллах из этого. Вслед за этим семья должна выполнять свой семейный и воспитательный долг в отношении инвалида. «Практические исследования показывают, что возможно было избежать 60 % случаев, приведших к заболеваниям, при условии их интенсивного лечения на ранней стадии с применением соответствующих мер, следования рекомендациям и использования легких и простых средств, доступных для семьи и общества, что требует наличие сознательности, понимания и чувства ответственности»1. В связи с этим в семье должны учитываться некоторые моменты, для того чтобы достичь положительного результата в деле по уходу за ребенком-инвалидом. Они заключаются в следующем:
· Пречистый и Всевышний Аллах избрал эту семью для испытания, за что их ожидает воздаяние и награда в жизни последней, в случае если они проявят терпение и станут подобающим образом заботиться об инвалиде.
· Справедливость, любовь и паритет в отношениях к детям, в том числе и к ребенку-инвалиду. Поскольку избыточное внимание может травмировать его чувства, а также стать причиной слабости силы воли и недостаточной самостоятельности. С другой стороны чрезмерное отвержение также нанесет ему вред и повлияет на него в психологическом и социальном отношениях.
· Чрезмерное потакание инвалиду, отрицание или игнорирование его недуга может привести к негативным последствиям. Необходимо следовать велению Всевышнего Аллаха, быть довольным Его уделом, принимать факт инвалидности и приспосабливаться к нему всем членам семьи.
· Инвалид должен ощущать себя принятым со стороны семьи, членам которой следует относиться к нему как к человеку полноценному, особенно в психологическом и социальном планах, чтобы инвалид не уклонялся и не прибегал к защитным уловкам либо к самоизоляции, так как это может стать причиной развития в нем психологических и социальных расстройств.
· Не следует лишать ребенка-инвалида его законных прав или отдавать предпочтение одному из его здоровых братьев. Это спровоцирует возникновение у инвалида некоторых психических болезней, которые могут привести к отклонению или депрессии, тем самым усугубив недуг и уменьшив отдачу и продуктивность инвалида. Как следствие ослабнет его положительное взаимодействие со средой, в которой он живет, он может замкнуться, что приведет к ущербности, к неспособности полагаться на самого себя в самых простых вещах.
· Следует избегать конфликтных ситуаций в семье, споров между супругами или братьями. Поскольку это будет препятствовать приспособлению инвалида к семейной среде, особенно если эти проблемы будут сопровождаться определенным давлением, угнетением, упреками, порицаниями или презрением. Все это негативным образом отразится на психическом состоянии инвалида. Членам семьи необходимо избегать причин возникновения конфликтов и всего того, что можем привести к разногласиям и спорам, поскольку это оказывает отрицательное влияние на достижение инвалидом психологического и социального равновесия.
Родителям не следует вмешиваться во все аспекты личной жизни инвалида, особенно в период позднего детства или подросткового возраста, поскольку в это время он испытывает потребность в самостоятельности, и поэтому не будет готов воспринимать все, что ему велят, и пожелает, чтобы к нему относились также как и к здоровым братьям, чтобы с его мнением считались и советовались по некоторым семейным вопросам или, по крайней мере, в том, что касается лично его. Игнорирование же данного аспекта под предлогом инвалидности окажет негативное воздействие на его жизнь, что может привести к замкнутости, агрессивности, зависти по отношению к братьям, и, как следствие, отсутствию взаимодействия с семьей и обществом. Таким образом, он станет недовольным собой, братьями и окружающими; его постигнет отчаяние, неспособность быть твердым и непоколебимым в отношении проблем, с которыми ему приходится сталкиваться. Инвалид, которому не удалось приспособиться к своей семье, также будет апатичным и к жизни общества, раздражительным, неспособным принимать положительного участия как в жизни семьи, так и вне ее.
Раздел третий
Права инвалидов и исламское воспитание
Введение
В исламском воспитании предусмотрены многие права, как для каждого мусульманина вообще, так и для инвалидов в частности, в которых отражены различные стороны жизнедеятельности человека, чтобы люди с ограниченными возможностями ощущали себя полноценными, а не чуждыми в окружающей их социальной среде. Инвалид подобен остальным: он наделен теми же правами и обязанностями, что и люди полноценные. Более того, обладает большими правами в связи с недугом и ограниченными возможностями.
Забота об инвалидах в исламском обществе не является порождением современности и ответом на призыв правозащитных организаций – она возникла более чем четырнадцать столетий назад, еще до того как к этому пришли в других сообществах. Исламский шариат обязывает предоставлять инвалидам все виды защиты: социальную, медицинскую, психологическую, адаптационную, рассматривая их как равноправных членов мусульманского общества. Факторы, вызывающие инвалидность, находятся вне рамок воли инвалидов, и ислам окутывает их нитями внимания и заботы в виде прав, которые имеет каждый член мусульманского общества. Ниже вкратце в качестве примера мы приведем некоторые из этих прав, с тем чтобы указать, насколько большое внимание уделяется в исламском воспитании этой социальной группе, поскольку некоторые считают, что ислам пренебрегает этой категорией людей. Другие же полагают, что инициатором всего оказываемого им внимания и заботы являются современные организации по защите прав человека.
К числу прав инвалидов в исламском воспитании относятся:
1. Выбор соответствующего супруга.Одним из основополагающих принципов исламского воспитания является необходимость построения семьи на благочестии, праведности и здоровье, поскольку все эти факторы оказывает воздействие на различные аспекты роста и развития человека и являются одними из главных прав ребенка в отношении родителей. Благочестие и праведность, а также отсутствие физических и моральных недостатков, как правило, приводит к рождению детей здоровых, конечно же, с соизволения Аллаха. Исламское воспитание подтверждает данное начало. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если к вам посватается тот, религиозностью и нравом которого вы будете довольны, то выдавайте за него замуж»1. В хадисе содержится указание на важность наличия в супруге благочестия, благого нрава и праведности. Более того, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, призывал к основательному подходу в деле выбора: «Выбирайте для своего семени и женитесь на подходящих, и выдавайте за них замуж»1.
Таким образом, здоровье родителей является не только одним из главных принципов исламского воспитания, но и одним из первостепенных прав ребенка по отношению к родителям, поскольку наследственный фактор оказывает воздействие на физическое и психическое развитие ребенка, а также на его будущее состояние. «Исследования показали, что в основе уровня развития интеллекта и степени одаренности лежат генетические особенности. Ученые-генетики также считают, что наследственный фактор обладает удивительной силой воздействия на ребенка. Данное убеждение заставило некоторых из них говорить о том, что воспитание способных личностей зависит не от обучения, а от улучшения генетического фактора. Ребенок наследует от своих родителей некоторые отличительные черты, физические данные и интеллектуальные наклонности»2. Отсюда становится ясным, насколько важной является проблема выбора подходящего супруга, чтобы сохранить ребенка от наследования им всякого рода инвалидности, как от близких, так и далеких предков обоих супругов. Так, например, многочисленные исследования подтверждают, что некоторые проявления умственной отсталости передаются от поколения к поколению3. Вместе с этим «наследственный фактор не является настолько значительным, как это принято считать. Он опасен лишь в случае попустительства в его отношении, когда не будут приниматься меры, которые бы контролировали вызванные им отклонения либо уменьшали его проявление. В противном случае он будет доминирующим и ведущим в психике человека»4. Таким образом, в число прав ребенка входит его защита от факторов, способных вызвать инвалидность по вине родителей до вступления ими в брак и после.
2. Забота о физическом развитии инвалида на внутриутробной стадии.Ислам заботится об инвалидах еще в то время, когда они находятся во чревах матерей, поскольку в эмбриональный период закладываются зачатки физического строения человека в будущем. По этой причине следует внимательно относиться к психическому состоянию и здоровью беременной женщины. На этой стадии необходима как психологическая, так и физиологическая забота о матери, поскольку мать оказывает на эмбрион как положительное, так и отрицательное воздействие. «Современные психологические и медицинские исследования подтвердили дальновидность метода исламского воспитания. Многие психические расстройства и аномалии эмбриона непосредственно связаны с психическим состоянием матери в период беременности либо с ее слабостью, беспокойствами, недостатком питательных веществ или же с некоторыми перенесенными ею болезнями в период беременности»1. Вероятно, в следующем аяте Священного Корана содержится указание на эту научную истину.
Всевышний сказал: «A ecли oни беременны, тo pacxoдyйтe нa ниx, пoкa oни не сложат свои ноши»2.
Отсюда становится ясным, что физическое строение инвалида непосредственным образом связано с заботой о психологическом состоянии женщины в период беременности. «Ее нервные, психические и физические перегрузки отражаются на ребенке в виде его аномального развития до появления на свет, либо в виде отклонений в развитии после рождения»3, либо в виде инвалидности или недостатка в органах чувств. По этой причине необходимо оберегать детей от возникновения ранней инвалидности посредством заботы о женщине в период беременности, осуществлением контроля над ее питанием, психическим состоянием и физическим здоровьем, также необходимо защищать ее от воздействия различных внешних факторов, которые могут стать причиной инвалидности вынашиваемого ею плода.
С целью сохранения здоровья эмбриона и его правильного развития беременной женщине в случае опасения за его состояние дозволено разговеться во время поста и восполнить пропущенные дни позже, либо за каждый день накормить бедняка. Долгом матери является сохранять плод от воздействия таких негативных факторов как курение, принятие наркотических средств и употребление недозволенных шариатом продуктов питания и напитков. Исследования в области эмбриологии и психологии свидетельствуют, что наряду с наследственным фактором большое воздействие на эмбрион оказывает и фактор окружающей среды»4.
Воздействие некоторых внешних факторов также приводит к инвалидности эмбриона. Например «воздействие на мать х-лучей приводит к поражению эмбриона краснухой»5 либо к другим болезням. Падение матери на землю, психические стрессы – все это также может привести к образованию у ребенка одного и более видов инвалидности. Поэтому как матери, так и отцу следует оберегать будущего ребенка от подобного рода воздействий в период беременности.
После рождения настает уже черед воздействия факторов окружающей среды, которые являются непосредственными причинами возникновения инвалидности, поэтому как семье, так и обществу следует защищать от них детей. К ним относятся осложнения при родах, преждевременные роды, удушье, сильные удары и стрессы, контакт с травмоопастными предметами. Все это может привести к инвалидности.
3. Воспитание и обучение.Ислам почитает знание, людей, стремящихся к знанию, и побуждает к нему. Воспитание и обучение являются эффективным средством в деле развития человеком благого как в себе, так и в отношении к окружающим. Знание – это то, ради чего был отправлен Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Всевышний сказал:
«Он – Тот, Кто отправил к неграмотным людям посланника из их них. Он читает им Его знамения, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они пребывали в явном заблуждении»1.
Знание первостепенно по отношению к действиям; Всевышний сказал:
«Знaй жe, чтo нeт бoжecтвa, кpoмe Aллaxa, и пpocи пpoщeния за твой гpex…»2.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не просил увеличения чего-либо из пользования этого мира, но просил увеличение знания.
Всевышний сказал:
«… и гoвopи: “Гocпoди! Умнoжь мoe знaниe”»3.
Ал-Бухари посвятил знанию отдельную главу, которую назвал «Глава о том, что знание предшествует речам и деяниям»4. В этом содержится указание на важность знания и обучения. Ибн ал-Мунзир сказал: «Знание является условием правильности дел и слов, которые не примутся в расчет без него. Знание первостепенно по отношению к ним, ибо знание делает правильным намерение, которое, в свою очередь, делает правильным деяние»5.
Постижение знания и изучение исламского воспитания может являться персональной обязанностью, – это касается вопросов поклонения, т.е. того шариатского знания, которое необходимо для того, чтобы человек осуществлял поклонение правильным образом, – и может являться обязанностью коллективной, которая возлагается на некоторых членов общества и связана с религиозными и светскими интересами общины.
В связи с этим долгом исламского общества является должное отношение к предоставлению данного права инвалидам. Всевышний Аллах упрекнул Своего Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, за то, что тот не ответил Абдуллаху ибн Умм Мактуму, будучи занятым наставлением курайшитских авторитетов, желая привести их к исламу, в надежде, что их примеру последуют остальные.
Всевышний Аллах ниспослал:
«Он нахмурился и отвернулся от того, что подошел к нему слепой. Откуда тебе знать? Возможно, он бы очистился или помянул бы наставление, и поминание принесло бы ему пользу. А вот к тому, кто решил, что он ни в чем не нуждается, ты обращаешься. И нет вины на тебе, если он не очистится. А тот, кто приходит к тебе со тщанием и испытывает страх, ты от него отвлекаешься»1.
Ибн Касир сказал: «Здесь Всемогущий и Великий Аллах повелевает Своему Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, не обособлять увещеванием кого-либо, а относиться одинаково как к знатному, так и простолюдину, бедному и богатому, господам и невольникам, мужчинам и женщинам, детям и взрослым. А далее уже Аллах наставит, кого пожелает, на истинный путь. Ему принадлежит великая мудрость и исчерпывающий довод»2.
Отсюда становится ясным, что ислам не пренебрег человеком слепым, поскольку он неполноценен, а, напротив, уделил ему внимание и предпочел его здоровым людям, поскольку знание является одним из его прав в исламском воспитании. И если знание люди полноценные могут обрести только посредством учителя, то к инвалидам это относится в большей степени. Аш-Шатиби, да смилуется над ним Аллах, говорит следующее: «Первоначально знание пребывало в груди мужей, а затем было перенесено на страницы книг, став ключами в руках мужей»3. Общество в целом и воспитательные учреждения в частности должны заботится об обучении инвалидов, воспитывать их в соответствии с принципами ислама, разъяснять то, какие на них возложены шариатские обязанности, в особенности столпы ислама и веры, чтобы инвалиды не уклонялись от совершения поклонения, например молитвы, ссылаясь на болезнь и бессилие, и не обращались к колдунам, шарлатанам, людям с асоциальными воззрениями, впадая тем самым в многобожие. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предостерег нас от этого, сказав: «Кто обратиться к предсказателю и поверит тому, что тот говорит, – окажется не уверовавшим в ниспосланное Мухаммаду».
4. Избавление инвалидов от тягот.Одной из особенностей исламской религии является легкость и отсутствие затруднений.
Всевышний сказал:
«Он избрал вас и не сделал для вас никакой тяготы в религии»1.
Под избавлением от «тяготы» подразумевается удаление всего того, что приводит к излишнему обременению тела, души или имущества в настоящее время или в конечном итоге. Избавление от тяготы является прерогативой Всевышнего Аллаха. Вероятно, в следующих аятах содержится указание на практическую реализацию данного права Аллаха:
«Heт греха ни нa немощныx, ни нa бoльныx, ни нa тex, кoтopыe нe нaxoдят, чтo pacxoдoвaть…»2.
«Нет греха на слепом, и нет тяготы на хромом, и нет тяготы на больном»3.
В этих аятах содержится разрешение не участвовать в борьбе на пути Аллаха обладателям таких уважительных причин как слабость, болезнь, слепота, хромота, немощь по той причине, что эти недуги имеют хронический характер. Эти аяты являются основой в снятии с неспособных людей обязанности: всякое действие спадает с каждого, кто окажется не в силах его исполнить. По этой причине снята тягота с инвалидов, которым прощено со стороны Всемогущего и Великого Аллаха, которых Он назвал «немощными»:
«Heт греха ни нa немощныx, ни нa бoльныx, ни нa тex, кoтopыe нe нaxoдят, чтo pacxoдoвaть…»4.
Под «немощными» подразумеваются хронически больные, куда инвалиды входят в первую очередь5. С этим схожи слова Всевышнего «... [не будет греха] ни на вас, если вы будете есть в ваших домах...»6.
Ибн ‘Атыййа сказал: «В соответствии с буквальным смыслом аята и повелением шариата с них снят грех во всем том, к чему их вынуждает уважительная причина. При этом они должны намереваться совершить это наилучшим образом, а по уважительной причине обстоятельства вынуждают к другому. В этом случае на них не будет греха»1.
Следующий аят подтверждает данное положение.
Всевышний сказал:
«Те из верующих, которые остаются сидеть, не испытывая тягот, не равны…»2.
В этом аяте содержится указание на то, что человеку, обладающему уважительной причиной, будет дано воздаяние как для человека, вышедшего в военный поход3. Данное положение подтверждает и пророческая Сунна. В хадисе сказано: «Если человек заболеет, Всевышний Аллах скажет: “Записывайте Моему рабу то, что он совершал, когда был здоров, до тех пор пока он не поправится или Я его не возьму к Себе”». В другой версии говорится: «Если человек заболеет, Аллах скажет благородным писцам: “Записывайте Моему рабу столько, сколько он совершал, пока Я его не возьму или не исцелю”»4. В другом хадисе говорится: «Если человек заболеет или выйдет в путь, ему будет записываться то, что он совершал, когда был здоров и пребывал дома»5.
В свете вышеупомянутого становится ясным, что снятие тяготы с инвалидов относительно требований шариата предусмотрено в тех случаях, когда они становятся для них ущербными, либо инвалиды оказываются не в состоянии их выполнить. Отсюда факихи установили, что «в том случае если больной станет опасаться того, что совершение им должным образом требований шариата нанесет ему вред в виде сильной боли, прогрессирования болезни, задержки выздоровления, порче органа либо образования в нем дефекта, то ему будет дозволительно прибегнуть к послабляющим мерам»6. О практическом применении данного положения упоминается в достоверном хадисе ‘Имрана ибн Хусайна, который сказал: «У меня был геморрой, и я спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как мне молиться. На что он ответил: “Молись стоя, если не сможешь, то сидя, если не сможешь, то на боку”»7. В версии ан-Наса’и говорится: «… если не сможешь, то лежа на спине. He вoзлaгaeт Aллax нa дyшy ничeгo, кpoмe вoзмoжнoгo для нee»8.
Таковы некоторые примеры, касающиеся снятия тяготы, которых имеется множество в различных видах поклонения, взаимоотношениях между людьми и в том, что имеет отношение к лицам, имеющим уважительные причины. Все это указывает на облегчение для инвалидов в том, что касается религиозных обязанностей, чтобы они в соответствии со словами Всевышнего
«He вoзлaгaeт Aллax нa дyшy ничeгo, кpoмe вoзмoжнoгo для нee»1 исполняли лишь то, что в их силах.
5. Забота о физическом состоянии инвалида и уход за ним. Ислам принимает во внимание состояние всех людей в период болезни, в том числе инвалидов, наделив последних не только правом рассчитывать на сострадание, милосердие и сочувствие, но и предоставив им определенные послабления в некоторых видах поклонения.
Всевышний сказал:
«На вас не будет греха, если вы сложите свое оружие, когда испытываете неудобство от дождя или больны, но будьте осторожны»2.
В этом аяте содержится разрешение больным. В «Сахихе» ал-Бухари приводится сообщение о том, что когда ‘Абд ар-Рахман ибн ‘Ауф заболел, Пречистый Аллах дозволил сподвижниками оставить оружие и не вести приготовления к встрече с неприятелем в связи с болезнью3.
Ислам также побуждает навещать инвалидов, узнавать об их состоянии, предоставлять им необходимые услуги. Посещение больного является долгом мусульманина. В хадисе сказано: «Мусульманин имеет в отношении другого мусульманина пять прав…», среди которых Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул посещение больного4. Более того, это является его обязанностью, о чем говорится в другом хадисе: «Навещайте больного…»5.
6. Почтительное отношение и избегание упреков. Исламская религия призывает к доброму и мягкому отношению к окружающим, а также к справедливости по отношению ко всем людям. Шариат регулирует жизнь людей, разъясняет, каким должны быть взаимоотношения между членами общества, с тем чтобы между ними царили любовь, милосердие и сострадание. Мусульманину следует обращаться к другому человеку посредством самых любимых тому имен и не упрекать его в чем-либо, так как это станет наветом в его отношении и унижением его достоинства, что является запретным в исламском воспитании.
Поскольку у человека с ограниченными возможностями допустимы внешние проявления каких-либо недостатков, шариат предостерегает от нарекания людей друг другом обидными прозвищами, издевательства над инвалидами или обращения к ним с насмешкой или ради забавы, упоминая их недуг, что считается большим грехом, который не приемлет шариат.
Всевышний сказал:
«O вы, кoтopыe yвepoвaли! Пycть oдни люди нe насмехаются нaд дpyгими, мoжeт быть, те – лyчшe иx. И жeнщины – нaд жeнщинaми, мoжeт быть, те – лyчшe иx. He обижайте друг друга и нe пepeкидывaйтecь пpoзвищaми. Mepзкo называться распутником пocлe вepы. A те, которые нe раскаютcя, окажутся притеснителями»1.
Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Имеется в виду пренебрежение ими и их презрение, что является запретным. Возможно, что презираемый человек имеет большую ценность и дороже Аллаху, чем тот, кто выказывает презрение и пренебрежение. По этой причине не дозволяется перебрасываться обидными прозвищами»2.
В другом аяте Священного Корана говорится:
«Скажи Моим рабам, чтобы они говорили наилучшие слова. Поистине, сатана вносит между ними раздор»3.
Здесь содержится призыв к мусульманину произносить благие слова в любых ситуациях и избирательно подходить к выражениям, тем самым не оставляя Сатане возможность внести порчу между людьми посредством грубых слов, выражений и скверных речей. Ислам расценивает подобного рода поведение как безнравственное и распутное. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в связи с этим сказал: «Поношение мусульманина – распутство, а сражение с ним – неверие»4.
При встрече с человеком, подверженным испытанию в виде недуга, как например, инвалидность и т.п., долгом мусульманина является попросить у Всевышнего для него здоровья и скорого исцеления, и не произносить слов, которые бы нанесли ему моральную травму. Также здоровому человеку следует воздать хвалу Аллаху за отсутствие в нем данного испытания. Кроме этого ученые рекомендуют заботиться о душевном состоянии инвалида. Так, если мусульманин увидит, что его брат подвержен испытанию, то ему следует поблагодарить Аллаха за целость и здоровье про себя (не вслух), чтобы об этом не услышал тот, кто подвергнут испытанию, и чтобы это не причинило ему боль1.
Отсюда становится ясным, что одним из прав инвалида является забота о его психологическом состоянии, которого нельзя упрекать по причине недуга, «поскольку это станет клеветой в его адрес. Мусульманину не дозволяется упрекать своего брата в связи с его телесными недостатками, как, например, обращаться со словами “слепой” или “хромой”»2. Приемы, которых следует придерживаться при общении с инвалидами, будут изложены в последующем разделе.
7. Право на братское отношение и содействие.В Книге Всевышнего Аллаха и Сунне Его Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, содержится множество текстов, в которых подтверждается право братства и равенства между мусульманами в общем, единственным критерием разделения которых является богобоязненность и совершение благодеяний.
Всевышний сказал:
«Наилучший же из вас перед Аллахом – наиболее богобоязненный»3; «Поистине, верующие – братья»4; «Верующие мужчины и женщины – друзья друг другу»5.
Исходя из этого, каждому мусульманину следует оказывать содействие своим братьям-мусульманам, предоставлять им помощь в любое время и в любом месте и тем более инвалидам.
Всевышний сказал:
«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде»6.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подтвердил данный принцип в своем речении: «Мусульманин – брат мусульманина. Он не притесняет его, не оставляет его без помощи, не презирает его. Тот, кто будет занят нуждой своего брата, нуждой того будет занят Аллах»7. Одним из практических воплощений данного принципа со стороны сподвижников было то, что они по двое приводили неспособных людей для совершения ими коллективной молитвы в мечети8. Это является свидетельством тесной сплоченности общества, стремления его членов оказывать помощь и поддержку каждому, кто в этом нуждается. В другом хадисе содержится также повеление оказывать помощь попавшим в беду, испытывающим нужду людям1, больным, беспомощным и хронически больным.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, призывал к облегчению для людей слабых, считая это одним из составляющих содействия в совершении благого; он в частности сказал: «Если кто-либо из вас станет совершать молитву для людей, то пусть облегчит. Ведь среди них могут быть слабые, больные и пожилые. А если кто-либо из вас будет молиться для себя, то пусть продлит насколько будет угодно»2.
8. Права инвалидов на опеку со стороны государства.К числу прав отдельного гражданина относится право на общую социальную гарантию со стороны государства в случае нужды, бедности или болезни, не позволяющей ему добывать средства к существованию. Это означает, что исключена ситуация, при которой исламское государство безучастно наблюдало бы за тем, как инвалида постигает беда или гибель, зная о его положении, беспомощности, нужде и бедности. В основе этого лежит то, что исламское общество строится на принципе взаимопомощи в соответствии с велением Всевышнего Аллаха:
«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде»3.
В хадисе также сказано: «Тот, кто обладает лишним верховым животным, то пусть предоставит его тому, у кого его нет. Тот, кто обладает лишней провизией, то пусть предоставит ее тому, у кого ее нет»4.
В другом хадисе говорится: «Каждый из вас является пастухом, и каждый из вас ответственен за свою паству. Руководитель, находящийся во главе людей, является пастухом и ответственен за свою паству…»5.
В своем комментарии к этому хадису ан-Навави, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Ученые сказали: “Пастух – это человек хранящий, доверенный, заботящийся о благе того, что находится на его попечении, в его ведении. В этом содержится указание на то, что долгом человека, в ведении которого что-либо находится, является справедливое к этому отношение, забота о том, что несет в себе для него благо как в жизни последней, так и ближайшей, а также обо всем том, что с этим связано”»6.
Здесь мы хотим обратить внимание на то, что каждый человек бремя своих расходов в принципе должен нести сам, а не обращаться с просьбами к кому-либо. Поскольку для людей способных обращение за помощью, с точки зрения ислама, является недозволенным.
Рука подающего лучше руки просящего. Расходование, трата и предоставление средств предпочтительней, чем обращение с просьбами к окружающим. В хадисе сказано: «Рука подающего лучше руки просящего»1. В другом хадисе говорится: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя. Если кто-либо из вас возьмет веревку и отправиться собирать дрова, это будет лучше для него, чем просить у людей, которые могут подать или отказать»2.
В свете вышеизложенного становится ясным, что человек немощный обладает правом рассчитывать на помощь со стороны государства и общества. Если же инвалид способен заботиться о себе самостоятельно, предпочтительней для него будет воздерживаться от просьбы и полагаться на самого себя.
В том случае, если никто не вызовется исполнять данное право инвалида, он может подать иск против общества относительно его права, и суд должен будет удовлетворить его просьбу. Таково мнение известного факиха Ибн ‘Абидина в отношении людей бедных и немощных. Исходя из суждения по аналогии, считаем, что данное положение применимо и к инвалидам. Так, Ибн ‘Абидин считал, что судья вправе обязать руководителя расходовать на человека бедного и немощного, так же как и вправе обязать к этому его попечителя или состоятельного родственника, в случае если таковой найдется. У данного положения есть исторические прецеденты, как, например, поступки ‘Умара, да будет доволен им Аллах3.
Вдобавок к вышесказанному исследователь хочет обратить внимание на то, что если у инвалидов по уму вследствие полного отсутствия рассудка или слабоумия окажется имущество, то расходовать следует из него, и лишать их дееспособности ради его сохранения. Для данной категории лиц должны назначаться благочестивые опекуны, которым бы вверялась опека и забота о них. В тех же случаях, если у таких инвалидов собственного имущества не окажется, то их право на содержание и заботу ложится на государство и общество.
9. Право на участие в построении общества.Одним из прав инвалидов является право на участие в построении общества наряду с другими его членами и внесение вклада в это дело в зависимости от того, насколько им будут позволять их способности и возможности.
Всевышний сказал:
«Скажи: “Трудитесь, и увидят ваши деяния Аллах, Его Посланник и верующие”»1.
Инвалиды обладают правом заниматься реформированием общества, ведением просветительской деятельности, призывать к одобряемому и воздерживать от порицаемого, заниматься теми делами, которые призваны двигать общество вперед.
Всевышний сказал:«… дeлo иx – пo coвeщaнию мeждy ними…»2.
Это означает, что правом инвалида является – при условии, что он подходит для этого – участие в исполнении своего долга в отношении общества. Данная обязанность с него не может быть снята, ни при каких обстоятельствах и ни под каким предлогом. В хадисе сказано: «Кровь мусульман равноценна. Они – единая рука против своих врагов. Гарантировать безопасность3 может даже самый маленький из них».
Как известно, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поручил Абдуллаху ибн Умм Мактуму призывать на молитву в мечети. Более того, выходя в военный поход, он оставлял его во главе Медины4.
Изучая историю ислама, можно обнаружить яркие имена из числа тех людей, кто был поражен одним из недугов (был инвалидом). Но несмотря на это, они оставили видные труды в различных областях жизнедеятельности, например в деле призыва к исламу, воспитании, обучении, облагораживании общества, начиная со времени Пророка, да благ