Определение некоторых терминов
* Права – мн. ч. от слова «право». Человек в исламском государстве независимо от пола, возраста, социального статуса имеет право на равную со всеми членами общества защиту, на справедливые и благоприятные условия труда, право на образование, защиту семьи и многое другое, что является благом для него и что шариат не запрещает. Поэтому мусульманин должен знать свои права, уметь ими пользоваться и требовать их выполнения со стороны общества и государства.
* Инвалид – лицо, пораженное полным либо частичным параличом, либо лишившееся одного из органов, в результате чего утратившее способность к естественным движениям, как, например, люди, страдающие такими физическими недостатками как слепота, глухота, немота и другими недугами постоянного свойства. Таких людей называют хронически больными1.2
* Исламское воспитание – всеобъемлющий метод воспитания человека, включающий все аспекты: духовный, интеллектуальный, физический, психологический и нравственный; направленный на то, чтобы человек мог осуществлять поклонение Аллаху, был личностью положительной как в отношении самого себя, так и по отношению к окружению, осваивал мироздание в соответствии с требованиями обоих свидетельств.
* Инвалидность – физический, умственный либо психический недостаток, препятствующий физическому или интеллектуальному, либо как физическому, так и интеллектуальному развитию человека, который также может влиять и на его душевное состояние3.
* Адаптация инвалида – под этим подразумевается предоставление инвалидам различных услуг с целью оказания им помощи в деле приспособления к социальной среде, а также попытка полной реабилитации их способностей пользоваться своим физическим, умственным, социальным и профессиональным потенциалом4.
* Аз-замин – через «аз-за’» с фатхой и «мим» с касрой – человек, страдающий старым недугом, либо тот, кого поразила болезнь, ослабившая его движения5.
Виды инвалидности
По мнению одних, «инвалидность» означает физическую либо интеллектуальную неполноценность, другие к этим двум видам добавляют инвалидность психическую. По мнению автора исследования, такого рода деление является неполным, поскольку инвалидность является более обширным и охватным понятием, имеющим различные виды. Ниже мы приведем некоторые формы инвалидности вместе с коротким определением для каждого из них:
1. Духовная инвалидность.
2. Моральная инвалидность.
3. Социальная инвалидность.
4. Сенсорная инвалидность, инвалидность по слуху и зрению.
5. Инвалидность по речи.
6. Телесная (физическая) инвалидность.
7. Умственная инвалидность.
8. Затрудненность обучения.
1. Духовная инвалидность.Данный вид инвалидности заключается в неведении о сути ислама, отсутствии покорности и подчинения велению Всевышнего Аллаха и следования за Его Посланником, да благословит его Аллах и приветствует, чего требуют слова Всевышнего:
«Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам»1.
В результате чего человек начинает совершать такие противоречащие шариату деяния как многобожие, порочные новшества, тяжкие грехи и прочие ослушания, тем самым сходя с прямой стези и становясь душевным инвалидом. Исходя из этого, «человек не способен жить благочестиво и праведно без вероубеждения, поскольку это в действительности заключено в его природе. Он ощущает естественную потребность в вере, которая настойчиво требует удовлетворения, что позволило бы ему обрести душевный покой и комфорт. Человек без вероубеждения оказывается лишенным психологического и интеллектуального комфорта, поскольку его жизнь становится бессмысленной, существование – бесцельным, особенно если он не связывает надежду с другой, вечной жизнью, которая бы компенсировала ему все те страдания и тяготы, которые выпадают на его долю в этом временном мире»2.
Из этого становится ясно, что человека, живущего не в соответствии с предписанным Аллахом, можно считать инвалидом. К тому же такая инвалидность является самым тяжелым и ущербным видом инвалидности как в ближайшем мире, так и последнем.
Лечение такого рода инвалидности заключается в следующем:
– вера в Аллаха в качестве Господа, в Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, – в качестве Пророка, принятие ислама в качестве религии;
– следование Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует;
– искренность ради Аллаха в словах, действиях и поступках;
– знание правильного вероубеждения;
– совершение благих дел;
– воплощение исламской морали.
2. Под моральной инвалидностьюподразумеваются нравственно порочные поступки и ослушания, совершаемые человеком, противоречащие учению ислама, морали и возвышенным чувствам. Низкая нравственность (т.е. моральная инвалидность) «накладывает отпечаток порочного свойства на поведение человека и его действия, причиняя тем самым страдания не только тому, от кого они исходят, но и всему обществу в виде самого пагубного вреда»1. Такого рода инвалидность ущербна как для отдельной личности, так и для общества, и ведет к его разложению; ее необходимо остерегаться и избегать. Ее проявлениями являются: сквернословие, халатность, обман, ложь, клевета, вероломство, жульничество, притеснение, надменность, скряжничество, расточительство, выслеживание, трусость, лицемерие, скверные домыслы, зависть, показуха, гнев, агрессия, воровство и т.д.
Лечение заключается в избавлении инвалида от этих порочных черт и приобретении благих нравов, на которые указывает ислам. В связи с этим Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, я был послан с тем, чтобы усовершенствовать благородные нравы»1.
3. Социальная инвалидность.Под этой инвалидностью подразумевается отсутствие у некоторых людей социальной интеграции с окружающей их общественной средой, в которой они живут. Так, они часто предпочитают изоляцию, либо совершают поступки, противоречащие общественным принципам, ценностям и нормам. У подобных лиц ослаблено чувство коллективизма, уменьшена либо отсутствует адаптация к обществу. Таким образом, они являются людьми негативно настроенными относительно общества и не являются его производительными членами.
4. Сенсорная инвалидность.Данный вид инвалидности проявляется в отсутствии либо слабости зрения, слабости слуха либо полной глухоте.
5. Инвалидность по речи.Эта инвалидность заключается внеспособности естественно и легко говорить, когда для человека является затруднительным произношение; либо в полном отсутствии дара речи, что называется немотой.
6. Телесная (физическая) инвалидность.Эта инвалидностьпроявляется у людей с недостаточной работой двигательного аппарата либо тела в общем как, например, у лиц, перенесших переломы, ампутации, страдающих хроническими заболеваниями, такими как паралич, либо оказавшихся обездвиженными вследствие различных поражений нервной системы, мышц и других болезней, приковывающих человека к постели и ограничивающих его движения1.
7. Умственная инвалидность. Под умственной инвалидностью подразумевается «недостаточная степень ума у человека… В соответствии с другим определением, это неполноценное развитие нервного аппарата, что приводит к неспособности человека приспособиться к самому себе и к окружающей его среде»2. Некоторые под умственной инвалидностью подразумевают интеллектуальную отсталость, которую медики называют «состоянием умственной недостаточности, возникающей в результате неправильного питания либо вследствие болезни, поражающей центральную нервную систему как на внутриутробной стадии, так и в раннем возрасте»3. Следует отметить, что умственная инвалидность различается по степеням в соответствии с критериями развитости интеллекта, что видно из следующей таблицы4.
Группы с умственной отсталостью | Степень развитости интеллекта по тесту Беннета | Степень развитости интеллекта по тесту Векслера |
легкая форма интеллектуальной отсталости | 52– 68 | 55 – 69 |
средняя форма интеллектуальной отсталости | 36 – 51 | 40 – 54 |
тяжелая форма интеллектуальной отсталости | 20 – 35 | 25 – 39 |
острая форма интеллектуальной отсталости | 19 и менее | 24 и менее |
8. Затрудненность обучения.Под этой формой инвалидности подразумевается затрудненность обучения вследствие наличия у человека одного из вышеперечисленных видов инвалидности, что определяет степень его инвалидности и то, с какого рода трудностями придется столкнуться инвалиду в процессе обучения.
Данный вид инвалидности может наблюдаться и у людей полноценных, но в большей степени она проявляется у лиц с ограниченными возможностями.
Поскольку всякого рода обучение требует приложения больших усилий со стороны тех, кто его осуществляет, с целью достижения педагогических результатов, при которых инвалиды смогли бы извлечь пользу из предоставляемых им программ педагогического и дидактического характера с учетом их возраста и вида инвалидности, то следует использовать соответствующие приемы воспитания и обучения, а также знать обо всех новейших методах в области обучения и воспитания инвалидов, например:
– постоянное разнообразие применяемых методов обучения и воспитания;
– использование метода повтора;
– исключение факторов, отвлекающих внимание обучаемых;
– использование разъясняющих инструментов и средств;
– материальное и моральное поощрение за проявленное усердие;
– избегание таких ситуаций в процессе обучения, при которых существует вероятность осечки со стороны инвалида. Поскольку оберегание подопечного от совершения им ошибки при исполнении дидактического приема послужит для него дополнительным стимулом к обучению. Данный подход осуществляется посредством метода этапного обучения: путем перехода от простого к сложному. Помимо этого педагогам рекомендуется проявлять поощрение материального и морального характера. Применение данного метода способствует росту мотивации к обучению у инвалида. Не следует также ограничиваться одной только познавательной стороной, необходимо задействовать и другие, личностные аспекты обучаемого, как, например, обучение принятию пищи, движению, игре, общению с окружающими и т.д.
Знакомство с некоторыми видами инвалидности возлагает на представителей власти, ученых, мыслителей и благотворителей обязанность по предоставлению инвалидам возможности получения знаний, по защите их права, сохранению их от деградации и забвения через воспитание и обучение религии – в первую очередь. А также следует принимать меры, направленные на улучшение условий их жизни, посредством открытия специализированных школ, предоставляя им возможности получать воспитание, образование, совершенствоваться, трудиться, на развитие их способностей и привития им чувства гражданской сознательности.
Для того чтобы добиться реализации этой цели, от наших воспитательных, образовательных, информационных учреждений и научно-исследовательских центров, функционирующих при университетах, требуется предоставить больше изысканий и исследований для людей, страдающих инвалидностью в какой-либо степени. Поскольку исследования в этой области все еще недостаточны и редки, если не сказать, что отсутствуют вовсе по отдельным случаям.
Упомянутые проявления инвалидности отличаются друг от друга, как по виду, так и по степени выраженности. Данное обстоятельство требует от всех членов общества в общем, и от лиц, непосредственно работающих с инвалидами, в частности, оказывать им всестороннюю заботу с учетом всех форм инвалидности. Мы не должны акцентировать внимание лишь на некоторых из них, как, например, на физической инвалидности, забывая о душевных и нравственных калеках и инвалидах, инвалидность которых связана с недостаточным воспитанием. Необходимо уделять комплексное внимание страдающим каждым из видов инвалидности. Так, моральная инвалидность может способствовать развитию сенсорной инвалидности и являться, с точки зрения автора, психологическим фактором в запоздалом лечении инвалидности физической. В некоторых случаях одно только присвоение статуса инвалидности и называние человека, например «дебилом» или «слабоумным», способно оказывать воздействие на его психическое состояние. Этот, как считают некоторые, пустяк может также привести к сокрытию некоторых потенциальных возможностей инвалида, явиться причиной депрессии и отчаяния.
Инвалидность также может стать причиной снижения степени компетентности в профессиональной деятельности человека, и может еще оказать влияние на его умственное и психическое развитие. Особенно в тех случаях, если инвалид оказывается отверженным в окружающей его социальной среде и лишен сочувствия. Либо напротив, инвалидность становится предметом чрезмерного проявления жалости и сострадания, что постоянно напоминает человеку о его неполноценности. С учетом всего ислам указывает на наилучший метод в деле психологической заботы об инвалидах, чтобы они не лишались чувства безопасности и душевного покоя.
Раздел второй
Забота ислама об инвалидах
Положение, которое отводится инвалидам в исламском воспитании.В основе заботы ислама об инвалидах лежит внимание, уделяемое человеку, которого Аллах сотворил в наилучшем виде и придал ему наилучшую форму:
«О человек! Что обольстило тебя относительно твоего Щедрого Господа, Который сотворил тебя, выровнял и соразмерил…»1.
Человек удостоился особого почтения как непосредственно в акте его создания, так и в облике и строении.
Всевышний сказал:
«Oн cкaзaл: “O Иблиc, чтo yдepжaлo тeбя пасть ниц перед тем, кого Я coздaл Cвoими обеими pyкaми? Boзгopдилcя ли ты или принадлежишь к числу выcокомерных?”»2
В этом аяте содержится указание на заботу о человеке с самого момента его сотворения. По этой причине ислам заостряет внимание на укреплении уз любви между членами мусульманского общества, считая их одним телом, каждая часть которого желает для другой того же, чего желает для себя. Как сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Никто из вас не уверует до тех пор, пока не станет желать для своего брата того же, чего желает для себя»3.
Связующая, которая объединяет инвалида и его полноценного брата в исламском обществе – это религия.
Всевышний сказал:
«Поистине, верующие – братья»4.
Эта связующая, объединяющая мусульман, оказывает свое воздействие на жизнь инвалида в исламском обществе, когда все смотрят на него сквозь призму веры, чего требует религиозное братство, являющееся более крепким, чем братство кровное, поскольку в аяте: «Поистине, верующие – братья» подразумевается братство в религии и взаимное почтение, а не кровное родство. Поэтому говорят, что религиозное братство крепче братства кровного5.
Пророческая Сунна также подтверждает данный принцип. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не завидуйте друг другу, не ненавидьте друг друга, не выслеживайте, не подслушивайте, не завышайте цены друг для друга, не отворачивайтесь друг от друга, и пусть никто из вас не покупает поверх покупки другого. Но будьте, рабы Аллаха, братьями. Мусульманин – брат мусульманина, он не притесняет его, не оставляет его без поддержки и не презирает его. Богобоязненность – здесь, – и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, трижды указал на свое сердце. – Достаточно для мусульманина, как зла, презирать своего братамусульманина. Все в мусульманине запретно для другого мусульманина: его кровь, его имущество, его честь»1.
В другом хадисе говорится: «Мусульманин – брат мусульманина: он не притесняет его, не упрекает его, не оставляет его без поддержки…»2.
Эти тексты разъясняют положение инвалидов в системе исламского воспитания, которое каждому человеку гарантирует его человеческое достоинство вне зависимости от наличия либо отсутствия недуга. Из этого следует, что никто не вправе насмехаться над инвалидами, презирать их, издеваться над ними, поносить их или причинять им обиду из-за их недостатков. Напротив, они встретят тех, кто поможет им, будет любить их и оказывать им большее предпочтение, чем себе. В этой же суре содержится и другой аят, подтверждающий почетный статус человека, необходимость уважительного к нему отношения, недозволенность насмехательства и глумления над ним.
Всевышний сказал:
«O вы, кoтopыe yвepoвaли! Пycть oдни люди нe насмехаются нaд дpyгими, мoжeт быть, те – лyчшe иx. И жeнщины – нaд жeнщинaми, мoжeт быть, те – лyчшe иx. He обижайте друг друга и нe пepeкидывaйтecь пpoзвищaми. Mepзкo называться распутником пocлe вepы. A те, которые нe раскаютcя, окажутся притеснителями»3.
В этом аяте говорится о необходимости оберегать мусульманина от всего, что может нанести ему обиду, будь то слова или действия; и инвалиды сюда входят в первую очередь.
В следующем аяте говорится о критериях, по которым следует судить о превосходстве того или иного человека. Заключается ли это в здоровье, полноценности чувств и конституции тела? Зависит ли это от цвета кожи, физической силы и внешней красоты? Или же критерии превосходства связаны с количеством имущества, авторитетом, социальным статусом и властью? И вот Всевышний в Своем ответе излагает истинный критерий, по которому можно судить о превосходстве одних людей над другими, в соответствии с которым лишь богобоязненность позволяет делать заключение о предпочтительности того или иного человека.
Всевышний сказал:
«O люди! Поистине, Mы coздaли вac из мyжчины и жeнщины и cдeлaли вac нapoдaми и плeмeнaми, чтoбы вы узнaвали дpyг дpyгa. И caмый почитаемый из вac пеpeд Aллaxoм – caмый блaгoчecтивый. Пoиcтинe, Aллax – Знaющий, Вeдающий»1.
В аяте Священного Корана содержится запрет на бахвальство в связи с происхождением, соперничество в накоплении богатства, насмехательство над малоимущими и подобными им людьми, ибо мерило заключено в богобоязненности2.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подчеркнул этот критерий в завершении своих слов, произнесенных во время прощального паломничества. В той своей проповеди, вобравшей великие наставления, он сказал: «О люди! Поистине, ваш Господь – един, ваш отец – един. Нет преимущества у араба над неарабом, у черного над красным, разве что по богобоязненности. Наилучший же из вас перед Аллахом – наиболее богобоязненный»3.
Более того, исламское воспитание призывает к очищению души от связи со всякого рода проявлениями земного и устанавливает в качестве мерила поведения человека богобоязненность и благие деяния. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах не смотрит на ваши формы и имущества, но смотрит на ваши сердца и дела»4.
Исходя из вышеизложенного, нам отчетливо становится ясно, насколько большое значение в исламском воспитании отводится заботе об инвалидах и подтверждению их человеческого достоинства, поскольку степень их возвышения зависит от богобоязненности и совершения благих дел, а не привязана к чему-либо материальному. Таким образом, человек с ограниченными возможностями становится близким человеку полноценному, более того, может превзойти его и возвысится над ним в степени как в этой жизни, так и в последней, благодаря своей богобоязненности и крепкой связи со своим Всемогущим и Великим Господом. Ибо ристалище совершения благих дел доступно для каждого, и дверь добра распахнута перед каждым, кто желает этого, будь то ребенок или взрослый, полноценный человек или инвалид, больной или здоровый. И не имеет значения, наступила ли инвалидность вследствие паралича, глухоты, слепоты или ампутации одного из органов… Вдобавок ко всему Аллах избавил людей с ограниченными возможностями от греха и удостоил их награды.
Всевышний сказал:
«Heт греха ни нa немощныx, ни нa бoльныx, ни нa тex, кoтopыe нe нaxoдят, чтo pacxoдoвaть, ecли oни иcкpeнни пеpeд Aллaxoм и Eгo пocлaнникoм. Heт пyти пpoтив дeлaющиx дoбpo. Пoиcтинe – Aллax Пpoщaющ, Милocepд»1.
Приводится у Абу Дауда со слов Анаса, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «За вами в Медине остались люди. Какое бы расстояние вы не прошли, сколько бы вы не израсходовали, какую бы долину вы не пересекли, – они непременно с вами». Сподвижники спросили: «О Посланник Аллаха! Как же они будут с нами тогда, когда они в Медине?» На что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Их удержала уважительная причина»2.
В свете вышеупомянутого нам становится ясным: не окажутся ли грешными те, кто обладает уважительными причинами, как, например, люди, страдающие хроническими болезнями, старики, слепые, хромые и те, у которых не найдется средств для расходования. Всевышний сказал, что на таковых не будет греха, если они будут искренни по отношению к Аллаху и Его Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, познали истину, возлюбили ее поборников и возненавидели ее врагов. Как сказали ученые, Всевышний простил обладателей уважительных причин3. Без сомнения, это будет мотивировать инвалида к совершению и достижению поставленных целей и даст ему чувство психологического спокойствия. Ибо он, инвалид, осознал, что его физическая неполноценность не является помехой на пути Аллаха в достижении высших благ в этой жизни и в будущей. Даже наоборот, инвалид может получить преимущество над здоровым, зрячим и сильным человеком, вследствие чего он избавится от беспокойства и чувства неполноценности, которые бы могли закрасться в его душу.
Внимание, которое уделяется инвалидам в исламском обществе.С давних времен в исламском обществе уделялось внимание заботе об инвалидах. Как упоминает Ибн ‘Асакир, «Он предоставил всякому сидящему слугу и всякому слепому поводыря. Некоторые приводят сообщение о том, что когда ал-Валид поручил составить список хронически больных Дамаска Исхаку ибн Кутайбу ал-Хуза‘и, тот сказал: “Если я включу хронически больного, это будет для его семьи предпочтительней, чем включить здорового”. К нему приводили хронически больных, и клали в их руки милостыню»1.В исламском обществе им предоставлялось также и медицинское обслуживание. Арабские врачеватели были первыми, кто применил гуманистический подход при лечении психических заболеваний. В каждой крупной больнице существовало специальное отделение по этим болезням. Сам правитель заботился о душевнобольных и посещал их. Сообщается, что ал-Мансур2 каждую пятницу наведывался к такому рода больным, пока не получил травму от одного из них.
Аспекты человеческой личности3
Забота ислама об инвалидах проявляется в заботе о личностных аспектах человека, представленных в следующем.
Первое: религиозный аспект.Нет сомнений в том, что целью исламского воспитания является реализация поклонения Всевышнему Аллаху. Укреплению данного аспекта в человеке способствует то обстоятельство, что он рождается в естественном состоянии, т.е. будучи склонным к исламу4. К тому же склонность к религиозности является у человека врожденной.
Всевышний сказал:
«Oбpaти жe cвoй лик к peлигии, исповедуя единобожие. Таково врожденное качество, с которым Аллах сотворил людей. Heт измeнeний в твopeнии Aллaxa. Такова правая вера, нo бoльшинcтвo людeй нe знaют»5.
Таким образом, изначально человек рождается, будучи предрасположенным к благому пути, но дальнейшая его религиозность формируется под воздействием факторов воспитания. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каждый человек рождается склонным к естеству. Родители же либо делают его иудеем, либо христианином, либо огнепоклонником» 6.
Данный аспект является наиболее ценным среди составляющих человеческую сущность, благодаря которому реализуется цель, ради которой Аллах создал человека:
«Я ведь создал джиннов и людей только для того, чтобы они Мне поклонялись»7.
Его совершенство, в свою очередь, ведет к совершенству других аспектов, поскольку религиозный аспект лежит в основе психической, нравственной и социальной полноценности индивида. Таким образом, этот аспект является наиболее важным фактором, влияющим на счастье и успех человека в ближайшей жизни и последней. Вне религии жизнь человека окажется лишенной постоянства, и он не сможет достичь состояния душевного покоя, будь он здоровым или инвалидом. В этом случае ему не избежать ощущения одиночества, психологической расщепленности, нервного и интеллектуального беспокойства. Поскольку источник истинного счастья, как в ближайшей, так и последней жизни, заключен в вере в Аллаха.
Всевышний сказал:
«Te, кoтopыe yвepoвaли, и cepдцa кoтopыx ycпoкaивaютcя пoминaнием Aллaxa. Разве не пoминaниeм Aллaxa ycпoкaивaютcя cepдцa?»1
Второе: физический аспект.Ислам призывает к заботе о состоянии тела, с тем чтобы мусульманин был силен как физически, так и духовно. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сильный верующий лучше и предпочтительней перед Аллахом, чем верующий слабый. И в каждом – благо»2. Ислам побуждает к заботе о теле, удовлетворению его потребностей, вниманию к факторам, влияющим на его развитие, в том числе:
– генеалогия и окружающая среда;
– питание;
– личная гигиена;
– лечение от болезней;
– избегание перегрузок и усталости тела;
– обеспечение средств восстановления и полезного отдыха;
– развитие тела.
Эти факторы ислам назвал «правами тела». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, давая наставление ‘Амру ибн ал-‘Асу, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «О Абдуллах. Разве мне не говорили,что ты постишься днем и молишься ночью?» Тот ответил: «Конечно, о Посланник Аллаха». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Так не поступай же так: постись и разговейся, молись и спи. Ибо у твоего тела в отношении тебя есть право, и у твоих глаз в отношении тебя есть право»3. В этом хадисе содержится указание на важность сохранения тела в здоровом состоянии и предоставлении ему отдыха, поскольку оно является вместилищем чувств человека, более того, тем инструментом, благодаря которому он достигает своих целей и мечтаний, как в дольнем мире, так и вечном.
Третье: интеллектуальный аспект.Исламское воспитание уделяет особое внимание этому важному аспекту человеческой личности. Разум является наиглавнейшим средством познания Всемогущего и Великого Аллаха как через чтение знамений Аллаха, заключенных в аятах Корана, так и путем созерцания их в природе.Таким образом, сохранение разума является религиозной необходимостью, поскольку его наличие лежит в основе возложения на человека ответственности.
Ислам побуждает к очищению разума, освобождению его от всякого рода предрассудков, к тому чтобы он был не только всегда задействован, но также и к развитию в нем способности мыслить и правильно рассуждать. Отсутствие же этого будет означать наличие отклонения у человека, которого Аллах почтил наделением разума, тем самым выделив его среди всех творений. Всевышний Аллах упрекнул тех, которые отказываются размышлять, отдавая предпочтение образу жизни своих предков, говоря при этом:
«“Mы нaшли нaшиx oтцoв на этом пути, и мы верно следуем пo иx cтопам”»1.
Человек обладает двумя видами интеллекта: врожденным природным и приобретенным2. Естественный интеллект присутствует в нем с самого рождения, а позже формируется другой, в зависимости от жизненного пути человека. «Умственные способности могут достичь наивысшей степени качества и совершенства при условии наличия осознанного внимания, правильной заботы, которые бы стали благодатной средой в психологическом, дидактическом, воспитательном и социальном отношениях»3.
Интеллект является средством достижения всеохватного знания. Осуществление дидактического процесса без него невозможно. Из этого становится ясным, насколько важным является забота о человеке, сохранение и развитие его интеллекта, а также увеличение возможностей разума посредством использования доступных и дозволенных шариатом средств.
Четвертое: эмоциональный (психологический) аспект.Человек в процессе осуществления своей жизнедеятельности и в различных своих действиях переживает разнообразный спектр как сдерживающих, так и побуждающих эмоций. Эти процессы довольно подробно и всесторонне изучены в психологических исследованиях, что указывает на их важность и то, какое воздействие они оказывают на развитие личности.
Ислам дает широкое объяснение основным человеческим эмоциям на основе Корана, Сунны и высказываний благочестивых предшественников[3].2
Эмоции – это разновидность внешнего поведения, проявляющегося в выражении лица человека, его движениях и речи. Это «внезапное изменение, целиком охватывающее человека, – его психическое и физическое состояние»3, которое может быть как полезным, так и вредным, как печальным, так и радостным.
Забота о психологическом аспекте является одним из факторов, способствующих развитию человека как личности, защите его от психической инвалидности либо от возникновения других ее видов и их влияния, что является свидетельством заботы ислама о гуманистических аспектах применительно к отдельному человеку в общем и к инвалидам в частности.
Пятое: социальный аспект.Поскольку человек по своей природе является существом социальным и с трудом переносит одиночество, следовательно, «ему необходимо жить среди людей»4. Он не только испытывает положительное либо отрицательное воздействия окружения, но и сам воздействует на него в зависимости от того воспитания, которое он получил в среде своего существования.
Ислам углубляет это понятие, делая его твердым базисом, формирующим личность.
Всевышний сказал:
«Поистине, верующие – братья».
Ислам призывает крепко держаться за вервь Аллаха в виде исламского воспитания:
«Крепко дepжитecь зa вepвь Aллaxa вce вместе, и нe paздeляйтecь»5.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в своих многочисленных речениях указал на то, что способствует укреплению данного аспекта, например: «Будьте в коллективе и остерегайтесь разрозненности. Ибо шайтан – с одним, а от двоих он поодаль»6. Он также сказал: «Не порывайте друг с другом, не отворачивайтесь друг от друга, но будьте, о рабы Аллаха, братьями. Мусульманин – брат мусульманина, он не притесняет его...»1.
Учитывая важность данного аспекта, ислам побуждает каждого человека уделять ему внимание, что должно проявляться в виде контакта с другими членами общества и сожительства с ними. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Верующий, который пребывает среди люди и сносит их обиды, получит большую награду, чем тот, который не пребывает среди них и сносит их обиды»2.
В психологических и социологических исследованиях это явление называется «социальным голоданием», поскольку общение является одной из главных потребностей человека. По этой причине мусульманину предписано принимать участие в коллективном отправление культа, как, например, в коллективной молитве, за которую предусмотрено многократное вознаграждение, и в других видах поклонения: хадже, джихаде, побуждении к одобряемому и сдерживанию от порицаемого.
Важность социального аспекта обусловлена также и тем, что он оказывает воздействие на физическое, психологическое, интеллектуальное и нравственное поведение человека, его устремления и связь с окружающими. Таким образом, социальные связи, которые представлены данным аспектом, являются живым и полноценным воплощением содержания личности и истинным показателем ее здравия либо испорченности. Ибо человек связан несколькими видами связей с другими людьми, что возлагает на него определенные обязательства в их отношении. Благодаря исполнению таких обязательств, человек становится полезным членом общества, с которым он вступает во взаимодействие и оно воздействует на него.
Шестое: нравственный аспект.Моральный аспект является не менее важным, чем вышеназванные аспекты. Более того, их невозможно реализовать без нравственности. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, я был послан с тем, чтобы усовершенствовать благородные нравы»3. Наличие данного аспекта делает человека отличным от животных, благодаря его естественной склонности к проявлению нравственности, следованию моральным принципам и нормам, которые он соблюдает в зависимости от ситуации и обстоятельств, несмотря на отсутствие внешней принудительной силы4.
Данный аспект включает «преднамеренные действия, исходящие от человека (т.е. проявление нравственности). Так, правда, ложь, надежность, скупость, щедрость являются свидетельствами нравственного поведения человека и тем критерием, отталкиваясь от которого можно судить о том, являются ли действия человека правильными либо ошибочными, правыми либо ложными, праведными либо порочными»1.
Исходя из этого, можно дать следующее определение нравственности с точки зрения ислама: «Это принципы и правила, регламентирующие поведение человека в рамках Откровения с целью организации человека и направления его отношений с окружающими таким образом, который бы позволял реализовать цель его существования в этом мире наилучшим образом».
Таким образом, нравственность является понятием всеохватным, регулирующим все стороны жизнедеятельности человека. Она «часть этой религии, непосредственно истекающая из веры в Аллаха, которую верующий человек практикует как поклонение Аллаху. Она не является вещью второстепенной в жизни верующего и в соответствии с его ощущениями не выходит за рамки поклонения Всевышнему»2. По этой причине те люди, которые отличаются благими нравами, удостоятся тяжести весов благодеяний в Судный день. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ничего не будет тяжелее на весах верующего в Судный день, чем благой нрав»3.
Испытание и инвалидность
Возложение шариатской ответственности названо «бедой» (ал-бала’) в силу ряда причин:
1. Все предписания представляют собой тяготу для тел, и по этой причине они являются бедой.
2. Предписания являются испытанием, о чем Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Мы непременно подвергнем вас испытанию до тех пор, пока не узнаем тех из вас, кто усердствует и проявляет терпение, и пока не проверим ваши вести»4.
3. Всевышний Аллах порой испытывает Своего раба событиями радостными, чтобы тот выказал благодарность, порой – невзгодами, чтобы тот проявил терпение, т.е. как лишение, так и дар являются испытанием1.
Таким образом, подвергание беде является испытанием для человека, которое может заключаться как в добре, так и во зле.
Всевышний сказал:
«Mы иcпытывaeм вac злoм и дoбpoм ради иcкyшeния…»2.
Возможно, что инвалидность является одним из видов испытания, посредством которого Аллах проверяет некоторых из Своих рабов. Беда представляет собой тяготу и трудность, которая постигает человека с целью его испытания в виде болезни, бедности, бессилия, лишения всех чувств полностью либо одного из них. И когда этот смысл уяснит для себя инвалид, его семья либо те, под чьей опекой он находится, то они выкажут довольство предначертанным Аллахом, станут совершать все положительные действия и предпринимать воспитательные меры в отнош