Изменение ваших представлений
Для некоторых читателей может оказаться трудным сразу принять предлагаемый нами подход, и в этом нет ничего удивительного. Нам самим понадобились годы для того, чтобы прийти к тем представлениям, о которых вы только начинаете узнавать. Иначе не может и не должно быть. Обычно люди легко отказываются от представлений, которые когда-то были приняты без труда, а те, на признание которых было потрачено немало сил, оказываются более стойкими. Мы обратили внимание, что особенно хороших результатов добивались те пациенты, которые воспринимали наши принципы медленно и постепенно. Пока они обдумывали все подробности, взвешивая все «за» и «против», эти представления усваивались на всех уровнях личности, проникали во все личностные установки и поведение.
Поэтому в качестве первого шага к преодолению отрицательных установок необходимо просто осознать, как эти установки в течение многих лет влияли на результаты вашей ежедневной деятельности. Осознав же механизм их воздействия, вы сможете использовать его во благо своего здоровья.
Очень важно также понять, что вам вполне под силу изменить свои представления. Это станет возможным, как только вы убедитесь в целесообразности новых, положительных установок. И хотя всех наших пациентов, да иногда и нас самих, время от времени посещают сомнения — отголоски старых представлений, огромное значение имеют само стремление пересмотреть старые взгляды и вера в то, что вы способна это сделать.
Многие из описываемых в этой книге методик и процессов направлены на то, чтобы поддержать в человеке эти новые взгляды и представления и показать, как он может их применить в своей жизни. Мы приглашаем вас к знакомству с ними. Постарайтесь отнестись к ним с той степенью открытости, на которую вы в настоящий момент готовы. Просто примеряя к себе предлагаемые идеи и приемы, вы обнаружите, что можете по-иному смотреть на мир, и постепенно ваши представления начнут меняться.
ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
ЦЕЛОСТНОЙ МОДЕЛИ ЧЕЛОВЕКА
Основываясь на собственных наблюдениях и исследованиях других ученых, мы разработали своего рода «психофизиологическую» модель, которая демонстрирует, как именно взаимодействие психологических и физиологических факторов способствует возникновению рака. В этой модели мы стремились объединить результаты различных исследований. Чтобы лучше понять эту модель, постарайтесь представить себе имеющиеся научные данные в виде детской игрушки-мозаики. Обладая всего несколькими фрагментами, трудно вообразить, что представляет из себя вся итоговая картинка, но по мере того, как вы складываете все большее количество деталей, рисунок проступает все отчетливее. Модель — это попытка составить представление о целом прежде, чем будут собраны все его фрагменты. Нередко бывает, вы считаете, что все фрагменты стоят на своих местах, и вдруг в самый последний момент оказывается, что последняя деталь подойдет, только если переставить кое-что в уже сложенной части мозаики. Так и с научными моделями. Часто, чтобы привести их в соответствие с последними открытиями, в них приходится что-то изменять.
Психофизиологическая модель развития онкологического заболевания
Модель, приведенная на схеме 1, — это как раз то целое, которое мы сложили, основываясь на современных данных о взаимодействии приводящих к заболеванию раком психологических и физиологических факторов. Ниже мы более подробно рассмотрим каждый этап этого процесса. Мы вполне отдаем себе отчет, что результаты новых исследований внесут в эту модель кое-какие изменения, может, даже заставят переставить местами некоторые элементы, но на сегодняшний день она отражает наше представление об этом процессе, основанное на имеющихся данных.
Психологический стресс
Как уже было показано в четвертой и пятой главах, у нас есть убедительные доказательства того, что стресс является фактором, способствующим возникновению болезней, в том числе и рака. Основываясь на количестве стрессовых ситуаций, с которыми человек сталкивается за определенный период времени, стало возможным предсказывать вероятность появления у него тяжелых заболеваний через какое-то время после этого. Наши наблюдения тоже подтверждают роль такого наложения стрессовых ситуаций в жизни больных. Но мы заметили, что особенно пагубно эти ситуации влияют на человека, если в результате он лишается каких-то важных для него межличностных отношений или роли, являющихся главной частью его представления о себе, или же если он попадает в положение, кажущееся ему безвыходным.
Схема 1. Психофизиологическая модель развития онкологического заболевания
Психологический стресс | |||||||||
Депрессия. Отчаяние. | |||||||||
Лимбическая система | |||||||||
Деятельность гипоталамуса. | Деятельность гипофиза | ||||||||
Иммунная система, (защитные функции организма) | Эндокринная система (восстанавливает гормональное равновесие) | ||||||||
Подавление иммунной активности. | Увеличение количества аномальных клеток. | ||||||||
Развитие рака | |||||||||
Более того, судя по различным данным, эти критические стрессовые события обычно происходят в период от полугода до полутора лет, предшествующих обнаружению у этого человека онкологического заболевания.
Депрессия, отчаяние
На протяжении своей жизни многие попадают в стрессовые ситуации, однако человека делает уязвимым для болезни не столько сам стресс, сколько то, как человек на него реагирует. Мы уже показывали выше, что у каждого из нас есть свои представления о том, кто мы в этом мире и как должны действовать в той или иной ситуации. Эти представления или правила и определяют то, как человек справляется со стрессом. В некоторых случаях они настолько ограничивают возможности его борьбы со стрессом, что человек оказывается в безвыходном положении. В результате он погружается в депрессию, его охватывает отчаяние, ощущение безнадежности и беспомощности — словом, все те чувства, которые, как известно, предшествуют раку. Осознанно или неосознанно человек начинает рассматривать свою тяжелую болезнь и/или смерть как возможный выход из создавшегося положения.
Лимбическая система
Лимбическая система, связываемая с деятельностью глубинных отделов головного мозга, участвует во всех процессах, направленных на самосохранение организма. Она отвечает за реакции типа «драться или убегать», рассмотренной нами в четвертой главе. Эта Лимбическая система регистрирует стресс, его последствия, все чувства и ощущения человека. Она реагирует также и на переживаемые человеком отчаяние и депрессию.
Деятельность гипоталамуса
Лимбическая система воздействует на организм в основном через гипоталамус — небольшую область головного мозга. Полученные от лимбической системы сигналы гипоталамус передает по двум каналам. Во-первых, как мы уже говорили в пятой главе, часть гипоталамуса, отвечающая за реакции на эмоциональный стресс, участвует в управлении иммунной системой. Во-вторых, гипоталамус играет ведущую роль в регулировании деятельности гипофиза, который в свою очередь регулирует работу той части эндокринной системы, которая отвечает в организме человека за гормоны.
Иммунная система
Иммунная система — естественная защита организма — предназначена для того, чтобы изолировать или уничтожать любые злокачественные клетки, которые, как полагает современная медицина, время от времени образуются в организме каждого человека. Подавление иммунной системы может привести к распространению раковых клеток. В приведенной выше модели эмоциональный стресс через лимбическую систему и гипоталамус угнетает иммунную систему, что приводит к повышению уязвимости организма для развития рака.