Парадоксальная реальность фактора СО2
С позиций традиционных представлений биологии и медицины сложно дать объективную оценку последствий повышения в атмосфере концентрации углекислого газа. Действительно, какая может быть проблема при повышении в атмосфере углекислого газа всего на 0,015%, если в выдыхаемом воздухе его около 4% и значительно больше в клетках тканей. Парадокс заключается в том, что малозаметные на первый взгляд изменения привели к непредсказуемым тяжелым последствиям. Столь же парадоксальной должна быть методология, с помощью которой можно просчитать модель грянувшей катастрофы. Такая методология представляется концепцией эндогенного дыхания, разработанной в России в 1993 - 1999 годах (см. В. Ф. Фролов «Эндогенное дыхание - медицина третьего тысячелетия», 2000).
Разработанная автором теория эндогенного дыхания представляется в медицине и биологии наиболее общей и приоритетной и является сегодня, в начале ХХ1 века, самой эффективной медициной. Такая медицина названа эндогенной в отличие от предшествующей ей доэндогенной, т. е. официальной и народной медицины. Эндогенная медицина решила две ключевые проблемы жизнеспособности организма, которые, в связи с их очевидной противоречивостью, доэндогенной медициной серьезно не рассматривались. Первая: многократное (в 5 - 10 раз) увеличение обеспечения тканей кислородом и энергией, что обуславливает в организме эффективный обмен и высокий иммунный статус. Вторая: резкое уменьшение поражения кровеносных сосудов и других важнейших тканей организма, что снижает темпы износа и старения организма.
Парадоксальность новой технологии становится очевидной при практическом знакомстве с ней. Представьте себе человека в удобном кресле, в самолете, за рулем автомобиля. При обычном дыхании такой человек страдает от гиподинамии, недостаточности кровообращения, а за рулем автомобиля дополнительно от стрессов и загрязненного воздуха. То есть ущерб для здоровья при обычном дыхании неминуем. В таких же условиях при эндогенном дыхании действует механизм дальнейшего лечения заболеваний, расстаривания организма, повышения обеспечения тканей энергией и кислородом и укрепления иммунитета.
Эндогенная медицина надежно защищает человека от заболеваний и значительно увеличивает продолжительность жизни. Она доступна каждому человеку и реализуется за счет специализированного эндогенного дыхания, пользование которым после освоения осуществляется в необременительной форме.
По механизму действия эндогенное дыхание, как отмечалось выше, адекватно дыханию китов, являющихся чемпионами - долгожителями среди млекопитающих. По данным канадских ученых, полученным при исследовании костей загарпуненных китов, средняя продолжительность жизни морских гигантов не менее двухсот лет, максимальная - до трехсот лет.
Эндогенное дыхание более эффективно и намного экономнее может обеспечить более 95% услуг современной медицины. Освоение эндогенного дыхания обеспечивает наилучшее здоровье и создает фактически неуязвимого к болезням человека, в том числе индифферентного по отношению к курению, алкоголю и наркотикам. В этой связи возникает настоятельная необходимость внедрения эндогенного дыхания, прежде всего с детского возраста. В России эта технология инициативно востребована сотнями тысяч тяжело больных людей. Массовое распространение технологии сдерживается информационной изолированностью населения. Тем не менее, раскрыты самые разнообразные возможности ее применения. Уже показано без лекарственное успешное лечение заболеваний, считающихся неизлечимыми. Это, прежде всего, стенокардия, нарушение ритмов сердца, гипертония и гипотония, нарушение мозгового кровообращения, мигрень, бронхиальная астма, диабет, пародонтоз, аллергия, дерматозы, экземы, остеохондроз, артриты, артрозы, пиелонефрит, язвенная болезнь, бесплодие, дистрофия, ожирение и многие другие. Имеются многочисленные примеры полноценного восстановления здоровья больных, которым были рекомендованы ангиопластика или шунтирование сосудов, замена почек, печени, суставов или другие методы интервенционной медицины. Эндогенное дыхание позволяет тяжело больному человеку сначала соорудить барьер, надежно защищающий его от смерти, а затем, совершенствуя свое дыхание, жить полноценной жизнью без лекарств и комплексов больного человека. Только с появлением эндогенного дыхания реальной стала надежная защита человека от инсульта, инфаркта, рака. Но это расценивается как рядовой успех. Уже известно множество фактов реального омоложения, или более точно - «расстаривания» (наш термин) пожилых, ранее тяжело больных людей, что подтверждает прогноз об увеличении продолжительности жизни до уровня, близкого к китам.
Понятийно - методологический аппарат теории эндогенного дыхания позволяет объективно оценить условия и факторы, обуславливающие заболеваемость, поражение и старение организма. Основополагающими для исследуемого вопроса являются, прежде всего, представления о влиянии дыхания на процессы жизнеобеспечения организма. Нами установлены присущие организму пять главных недостатков:
- непрерывное поражение сосудов;
- недостаток энергии в клетках (энергодефицит);
- недостаток кислорода в клетках (тканевая гипоксия);
- недостаточный обмен;
- иммунодефицит.
Степень выраженности указанных недостатков определяется удельным легочным объемом (отношение жизненной емкости легких к массе тела, мл/кг), который автор называет коэффициентом жизненного потенциала, и типом дыхания. При большом легочном объеме (более 95 мл/кг) и выраженном нижнем - брюшном дыхании заметное поражение кровеносных сосудов наблюдается только через несколько десятилетий, организм вполне удовлетворительно обеспечен энергией, кислородом, имеет достаточный иммунный статус и хороший обмен, серьезные болезни появляются, в основном, после 50 - 60 лет, жизненный потенциал 100 лет и более. При малом легочном объеме (меньше 45 мл/кг) и типичном верхнем грудном дыхании организм функционирует в режиме ускоренного старения. Поражение сосудов (например, аорты) наблюдается уже в первые годы жизни, постоянно выраженный дефицит энергетики, кислорода, иммунитета и обмена ведет к появлению болезней с детских лет, жизненный потенциал - около 70 лет. Таким образом, ход главных биологических часов обусловлен, прежде всего, параметрами системы дыхания и типом дыхания,между которыми существуют определенные зависимости. Для понимания дальнейшего необходимо осознать, что уменьшение по разным причинам легочного объема и деформация дыхания от брюшного к грудному типу приводит к усилению обеспечения организма энергией и кислородом, чески ведет к ухудшению обмена, снижению иммунитета и, соответственно, устойчивости к заболеваниям, а также ускоряет износ и старение организма. Выявленную закономерность автор называет «первым правилом поражения и старения организма».
Названные недостатки организма позволяют провести реальную оценку доэндогенной медицины. Специалистам понятно, что существенно повлиять на устранение названных пяти недостатков средствами доэндогенной медицины не представляется возможным. Успехи современной медицины в повышении средней продолжительности жизни в развитых странах - всего лишь следствие увеличения количества престарелых людей. Но максимальная продолжительность жизни, несмотря на все усилия медицины, остается в течение тысяч лет неизменной.
Эндогенная медицина дает возможность в основном устранить указанные недостатки и обеспечить в организме более эффективный обмен, чем у реальных долгожителей.
Наш опыт применения новой технологии в России показывает, что до 10% населения имеют высокие параметры дыхания, однако только около 0,1 - 0,2 % обладают параметрами долгожителей. Около 50% населения имеют слабое дыхание, которое характеризуется выраженным грудным типом дыхания и малым легочным объемом. Между этими двумя группами находится значительная прослойка, представленная людьми с удовлетворительными, хотя и в разной степени отличающимися параметрами дыхания.
Повышение в атмосфере концентрации углекислого газа наиболее неблагоприятно отражается на здоровье людей со слабым дыханием. Пока их около 50%. Однако, как далее показано, их количество будет расти с каждым годом. Из людей со слабым дыханием на 80 -85% формируется контингент больных стенокардией и другими сердечно - сосудистыми заболеваниями, гипертонией и гипотонией, бронхиальной астмой, пародонтозом, диабетом, простатитом, опухолевыми, в том числе раковыми и другими заболеваниями. На лечение больных со слабым дыханием расходуется основная масса средств. Именно на примере этой части населения целесообразно рассмотреть механизм отрицательного воздействия на человека фактора СО2.
Генетическая программа дыхания человека формировалась тысячелетиями при содержании СО2 в атмосфере несколько ниже 0,03%. Изменить генетическую программу в ближайшие столетия не представляется возможным. Дыхательный конфликт, проявляющийся неблагоприятной для здоровья деформацией дыхания, возникает у каждого ребенка, родившегося при концентрации СО2 выше 0,03%. Чем больше величина указанного превышения, тем больше ущерб наносится родившемуся человеку.
Люди нередко проявляют высокую чувствительность к изменениям в атмосфере. Больной астмой ощущает падение атмосферного давления на 3-4 мм рт. ст., при котором содержание кислорода в воздухе уменьшается всего на 0,1%. Но важнейшим регулятором дыхания является углекислый газ. Однако никто не поднимает тревогу, если его концентрация возросла на 50%. Тем не менее, с первым вдохом новорожденного возникает несоответствие между закодированной в генах ожидаемой концентрации СО2 и реальной. Организм спонтанно осуществляет необходимую регулировку и перестройку. Увеличение концентрации углекислого газа непроизвольно ведет к повышению глубины и частоты дыхания. Сегодня такая программа под действием фактора СО2 включается у каждого родившегося ребенка, что автоматически ведет к деформации дыхания от брюшного к грудному типу. Такая корректировка, осуществляемая в течение определенного периода времени после рождения, переводит организм на обменные процессы, обуславливающие снижение жизненного потенциала. Срок перестройки и степень деформации дыхания зависит от величины фактора СО2, чувствительности организма к углекислому газу и удельного легочного объема. Деформация дыхания тем больше, чем выше фактор СО2, чувствительность к углекислому газу и чем меньше удельный легочный объем. Чувствительность к углекислому газу, как правило, бывает более высокой при недостаточном дыхании. Таким образом, при одинаковом факторе СО2 деформация дыхания прогрессивно возрастает по мере уменьшения легочного объема. Чем слабее конституция новорожденного, тем больший урон наносит фактор СО2 его здоровью. Очевидно, что в начале XX века родившийся ребенок не испытывал деформации дыхания, а в 50-х годах она была незначительной, а, например, в 90-х годах достаточно высокой.
Таким образом, сразу после рождения, под воздействием фактора СО2, организм попадает в условия, определенные первым правилом поражения организма. Но это только начало неблагоприятной трансформации в организме. В процессе роста организма осуществляется новый каскад нежелательных изменений дыхания. Это связано с постепенным снижением обеспечения организма энергией и кислородом. В зависимости от индивидуальных особенностей, от момента рождения до прекращения роста удельное обеспечение организма энергией и кислородом снижается в 10 - 15 раз. Такие потери организм пытается компенсировать увеличением глубины и частоты дыхания, то есть совершается дополнительная деформация дыхания в сторону грудного.
В последующий период жизни возникают новые неблагоприятные изменения в дыхании, причинами которых могут быть повышение веса, болезни, стрессы, физические нагрузки и многое другое. Поскольку ущерб нарастает прогрессивно, небольшое отрицательное влияние фактора СО2, включаемое после рождения ребенка, трансформируется в неблагоприятные изменения в дыхании, обуславливающие значительное снижение жизнестойкости организма. При этом необходимо отметить, что наибольший урон организму наносится при поражении или уменьшении функционирующей легочной (альвеолярной) ткани. Важность поддержания легочной ткани в работоспособном состоянии является главным приоритетом жизнеобеспечения.
Особое внимание следует обратить на роль матери, вынашивающей плод. Практически все дети сегодня рождаются от матерей, в той или иной мере испытавших действие фактора СО2. Среди них около 50% матерей со слабой конституцией. Но их доля под действием фактора СО2 непрерывно будет увеличиваться. Именно у детей этих матерей следует ожидать высокую частоту нарушений функции легких со всеми вытекающими последствиями.
Дефицит энергетики, кислорода и неудовлетворительный в этой связи обмен в организме матери обуславливает недостаток в обеспечении плода питательными веществами, энергией и кислородом. Поэтому длительное время, и особенно в последние месяцы беременности плод пребывает в стрессовом состоянии, что ведет к поражениям его тканей еще до рождения. При этом главное повреждение испытывает работающее в условиях стресса сердце. Положение особо усугубляется ввиду поздней закладки (7 - 9 месяцы беременности) альвеол - главной функциональной ткани легких. Слабый организм, загруженный обслуживанием выросшего плода, фактически лишен условий для качественного формирования альвеол. Недоразвитость легочной ткани сразу после рождения ставит организм в условия повышенного износа и старения.
Ребенок матери, ослабленной фактором СО2; испытывает двойной ущерб, а в следующем поколении - тройной ущерб и т.д. Суммарный ущерб определяется количеством поколений, передающих потомство, и величиной фактора СО2. Дети, родившиеся в 70 - х годах, испытали хотя и двойной ущерб, но при минимальном факторе СО2. Родившиеся в конце 90-х годов и в первые годы XXI века испытали или испытают тройной ущерб, но при действии максимального фактора СО2.
Из 6 миллиардов населения планеты к 2001 году около 4 миллиардов родилось в условиях действия фактора СО2. Учитывая, что около 50% среди них имеют слабую конституцию, должны явно пострадать от фактора СО2 около 2. миллиардов. Для оценки уровня достоверности такого вывода составлен экстраполяционный прогноз, (см. рис. 1.). На графике показан реальный процесс снижения удельного легочного объема (ЖЕЛ/ВЕС) для лиц мужского пола в возрасте 20 лет за период 1970 - 2000 г.г. (табл. 3) и прогноз параметров у этих же лиц в возрасте 50 лет, рассчитанный при средних показателях повышения веса и минимальном снижении ЖЕЛ (10%) за период 30 лет. Используя этот наиболее благоприятный прогноз методом экстраполяции установлено, что родившиеся в 1980 году имеют при достижении 50 лет 18 летний запас до перехода в период деградации, когда ЖЕЛ/ВЕС станет меньше 45 мл/кг, т. е. организм переходит в режим ускоренного старения. Но уже у родившихся в. 1998 году такого запаса не будет, и все они в возрасте 50 лет войдут в зону сплошной деградации. Фактически, в эту зону входит основная масса мальчиков и девочек, которые уже родились с 1998 года, т.е. около 250 миллионов, и которых ежегодно будет рождаться более 85 миллионов.
Экстраполяционный анализ дает более точную оценку количества людей, пострадавших от фактора СО2 (рис.6). Контингент обследуемых имел показатели выше средних (табл. 3), что закономерно, поскольку больные были исключены. Но даже этот более строгий подсчет показывает, что количество пострадавших на планете от фактора СО2 по состоянию на 2000 год более 2 миллиардов.
Выводы относятся к молодым людям с параметрами здоровья выше среднего. В то же время для, примерно, 30% молодых людей со сниженными параметрами здоровья вход в зону деградации начинается раньше на 10 - 20 и даже 30 лет. Поэтому сегодня их присутствие в этой зоне достаточно высокое, а, следовательно, требуются незамедлительные профилактические меры.