Понимании природы заикания. Дифференциация заикания и тахилалии.
Заикание— нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
И.А. Сикорский- в труде по логопедии, трактовал заикание, как внезапное нарушение непрерывности артикуляции, вызванное судорогой, наступившей в одном из отделов речевого аппарата, как физиологического целого - классификация речевой судорожности с учетом локализации (дыхательные, голосовые, артикуляционные)
Э. Фрешельс - рассматривая не только локализацию речевых судорог, но и их типы (клонические, тонические, смешанные), сопровождаемые наличием разнообразных физических и психических симптомов.
Г.Д. Неткачев, акцентируя внимание на психических проявлениях заикания, наряду с «судорожными движениями в аппарате речи» рассматривал заикание как психоневроз или «страдание чисто психическое», проявляющееся в навязчивых мыслях, фобиях и целом спектре постоянных негативных эмоциональных переживаний, что отражается на появлении тревожно-мнительного характера и отрицательных личностных черт.
И.П. Павлов - понимали как невроз. В качестве механизма возникновения заикания ученые рассматривали возникающее вследствие разных причин перенапряжение процессов возбуждения и торможения и образование патологического условного рефлекса.
Заикание рассматривается представителями психолого-педагогического направления
Р.Е. Левина - отмечает, что возникновение заикания связано с переходом к самостоятельной развернутой речи и обусловлено трудностью применения языковых средств (поиска слов, грамматической формы, оборота речи). При заикании наиболее сложной оказывается для детей планирующая речь, когда необходимо строить свое сообщение без опоры на прошедшие действия, пережитые или наблюдаемые события.
А.В. Ястребова объясняет это несоответствием между уровнем развития языковых средств и способностью адекватно пользоваться в процессе устного общения. Таким образом, доказывается необходимость развития планирующей функции речи в процессе коррекционной работы.
Г.А. Волкова рассматривает заикание как сложное расстройство речи, обусловленное дизонтогенезом психических функций и дисгармоничным развитием личности. Речевые и психические нарушения накладывают отпечаток на процесс речевого общения, искажая и деформируя его.
В.И. Селиверстов -основополагающим фактором, определяющим характер и сложность психологических особенностей заикающихся является фиксированность на своем дефекте . Неблагоприятный опыт прошлого порождает «предвидение своих речевых запинок, ожидание их в определенных ситуациях».
Клинико-педагогическое направление
Л.И. Белякова - у заикающихся с невротической формой вследствие застойной активности в эмоциогенных структурах мозга и некой «уязвимости специфических речевых структур» формируется новая патологическая система речи на фоне уже развившейся, сохранной функциональной системы речи, что создает условия взаимовлияния и функционирования каждой из них Этим объясняется ситуативность проявления заикания, наличие периодов плавной речи даже при тяжелой степени этой речевой патологии во время усиления защитных механизмов мозга. У заикающихся с неврозоподобной формой заикания патологическая речевая система формируется вследствие органического поражения стриопаллидарных структур мозга и декомпенсации регулирующих механизмов мозга и спонтанно не подавляется, что говорит об изначальном отсутствии (например, при ОНР) либо о разрушении (например, при афазии) нормальной функциональной системы.
Наряду с нарушением речевой функции исследователи данного направления отмечают в картине заболевания наличие различных аффективных нарушений (субдепрессивное настроение, содержащее сознание речевой неполноценности), логофобического синдрома Так, у подростков 11-12 лет с невротической формой заикания развивается вторичная невротическая патологическая реакция в виде логофобии, которая во взрослом возрасте может играть роль доминанты в характере общей клинической картине заикания, трансформируясь в целую систему патологического психологического реагирования. Психическая реакция на речевой дефект при неврозоподобном заикании проявляется, как правило, в не резко выраженной логофобии и трудности адаптации к внешним условиям, связанной с аффективной неустойчивостью, ригидностью мышления, нарушениями памяти и внимания
Клинико-психологического направления - основополагающими для специалистов данного направления являются теоретические положения В.Н. Мясищева, в которых заикание рассматривается как дискоординационное судорожное нарушение речи, возникающее в процессе речевого общения по механизму системного речедвигательного невроза
В.М. Шкловский отмечает клиническую представленность заикания первичными, собственно речевыми, и вторичными расстройствами, которые у взрослых часто становятся доминирующими.
А.Б. Хавин пишет, что особенности личности заикающихся (трудности социальной адаптации, степень нарушения системы отношений с окружающими, внутренняя картина болезни (по А.Р. Лурия), определенные варианты индивидуальной психологической структуры и неблагоприятный фон при речевом дефекте) в 80% случаев дают прогноз неблагоприятной субъективной оценки результатов лечения
Нейропсихологическое направление рассматривают заикание с позиции деятельности и взаимоотношений правого и левого полушарий мозга.
И.В. Данилов и И.М. Черепанов - у заикающихся при речевой деятельности левое полушарие не может в полной мере осуществить свою ведущую (организационную) роль по отношению к процессам, имеющим место в правом полушарии
М.И. Лохов - при заикании наблюдается нарушение межполушарных взаимоотношений, вызванных недостаточно эффективной работой правого полушария головного мозга
В.В. Суворова, М.А. Матова, З.Г. Туровская указывают на недостаточность при заикании правополушарных функций, отклонения в межполушарных отношениях,
Психолингвофизиологическое направления пытаются выяснить, на какой стадии порождения речевого высказывания возникают судороги в речи
И.Ю. Абелева заикание возникает в момент перехода от внутренней речи к внешней, в так называемый компонент «готовности к речи», когда нарушается именно операционально-техническое звено коммуникации при наличии у говорящего коммуникативного намерения.
Н.И. Жинкин - возникает разлад произвольного и непроизвольного управления. Словоформы в предложении управляются непроизвольно, в результате сложившегося навыка, в то время как семантический отбор конкретных лексем регулируется произвольным, сознательным управлением. При наиболее значительном расхождении времени работы указанных двух механизмов возникает заикание. Произвольное смысловое управление на некоторый промежуток времени затормаживается, и вместо него вступает в силу непроизвольное, т.е. отбор артикулем
Подводя итог, еще раз хотелось бы подчеркнуть, что «системный речедвигательный невроз» при заикании охватывает не только речь, но и психику. Отмечают помимо собственно речевой судорожности, наличие выраженной неречевой симптоматики (повышенную раздражительность, обидчивость, плаксивость, негативизм, различной степени выраженности нарушения аппетита и сна, повышенную потливость, склонность к частым простудным заболеваниям и физической слабости, склонность к аффективным вспышкам, подавленное настроение, завышенная или заниженная самооценка, логофобия, отчуждение, страх, тревога, застенчивость, раздражение, пессимизм и т.п), проявляющейся на психофизиологическом уровне, чем объясняется сложная структура дефекта при заикании.