Основные направления в исследовании ринолалии. Классификация ринолалии.

Ринолалия (от греч. rhinos — нос, lalia — речь) — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Основные направления в исследовании ринолалии.

Первые работы по ринолалии, обусловленной врожденными расщелинами верхней губы и неба, написаны врачами. Вопрос о лечении больных с расщелинами неба обсуждался в отечественной литературе уже в начале 19 века. Н.И.Пирогов, Н.В.Воронцовский, П.Субботин обсуждали вопрос о том, какие показатели размеров неба благоприятствуют наиболее успешной логотерапии при гнусавости. В ходе постепенного медицинского и педагогического изучения сущности дефекта выработались два направления в педагогических методах устранения нарушений речи при открытой ринолалии.

Одно из них принято в Германии и ряде других стран. Оно исхо-дит из принципа комплексного воздействия на весь периферический речевой аппарат с акцентом на вовлечение вдеятельность мягкого неба.Применяемые упражнения частично носят силовой характер. Логопе-дическиезанятия сочетаются с применением электро- и вибро-массажа. Наиболее яркий представитель немецкого направления – профессор Г.Гутцман. Он рекомендует проводить речевую тренировку с применением обтуратора. Улучшение небно-глоточногосмыкания достигается при накладывании обтуратора или зажимании крыльев носа, т.к. в это время образуется сильное давление во рту, которое способствует подъему небной занавески кверху.

Принципы немецкой школы на основании личного опыта были модифицированы М.Е Хватцевым. Он рекомендовал сложный комплекс упражнений с применениим большого количества механических приемов.

Второе направление, условно называемое французским, базирует-ся на постановке правильного дыхания и голоса (С. Борель-Мезони). Это направление основано на физиологически естественных,ненапряженныхдифференцированныхречевых движениях. С некоторой модификацией оноразвивалосьв ряде работ советских авторов.

Ф.А.Рау рекомендовал вести занятия по воспитанию правильного произношения в дооперационном периоде по общепринятой методике постановки звуков. Была сделана первая попытка дать краткую (11занятий) последовательную методику логопедических занятий с использованием приема воспитания правильного произношения звуков при зажатых крыльях носа.

В работах Т.Н. Воронцовойпредставлены принципы, методы и система исследования лиц, страдающих ринолалией.Исследование строится на основе применения комплекса приемов, направленных на выявление состояния тех или иных компонентов речи. Использование и сопоставление результатов исследования позволяют более глубоко изучить структуру дефекта, точнее диагностировать нарушение, дифференцировать приемы логопедической работы.

рентгенография – для изучения анатомо-физиологического состояния речевого аппарата, получения наиболее полных данных оструктурных и функциональных особенностях неба и глотки;

Методу рентгенографии уделяется особое внимание в работе Н.И. Серебровой. Применение этого метода показало, что эффективность логопедической работы зависит от ряда факторов: от подвижности мягкого неба и задней стенки глотки, от расстояния между задней стен-кой глотки и мягким небом, от ширины средней части глотки. Сопос-тавление этих данных еще до начала логопедической работы позволяет решить вопрос о возможности или невозможности полной компенсации речевого дефекта общепринятыми средствами. Был предложен один из вариантов логопедической работы. На занятиях больные обучались ос-новным правилам речевого выдоха. Одновременно методика предусма-тривала коррекцию голоса и артикуляции звуков.

Одной из первых рекомендовала занятия в дооперационном пери-оде А.Г. Ипполитова. Ее система является оптимальной при коррекции звукопроизношения у детей, не имеющих отклонений в фонема-тическомразвитии.Логопедические мероприятия направлены на активизацию мягкого неба, воспитание правильно направленной голосовыдыхательной струи, развитие правильной деятельности органов произношения, снятие сопутствующих движений лицевой мускулатуры, на постановку звуков и их автоматизацию в речи. Принципиальная новизна методики состоит в том, что при вызывании звука первоначальное внимание ребенка направлено только на артикулему.

Вопросам ранней коррекционной помощи детям с челюстно-лицевой патологией посвящены работы Т.В. Волосовец. Впервые представлена система исследования и коррекции речи у детей с врож-денными расщелинами верхней губы и неба в возрасте 1-3 лет. Охарактеризованы особенности речевого онтогенеза, выражающиеся в отсутствии интенсивного лепета.

Автор указывает на влияние ведущей деятельности возраста на речевое развитие и предлагает проводить коррекционное воздействие на детей в процессе формирования предметно-игровой деятельности.

Проблемами комплексного изучения и устранения речевых рас-стройств у детей с челюстно-лицевой патологией за рубежом зани-мались D.C. Wilson, H.I. Morris, B.J. McWilliams, E.T. McDonald, C.VanRiper, M.E. Morley и т. д.

Таким образом, историографический анализ позволяет сделать вывод о том, что помощь детям с открытой ринолалией, обусловленной врожденными расщелинами верхней губы и неба, до настоящего времени представляет собой проблему для логопедии, психологии и целого ряда наук медицинского цикла.

Классификация ринолалии.

В настоящее время выделяют 3 основных формы ринолалии:

Открытая,закрытая,смешанная.

Общий признак закрытой ринолалии: проход в носовую полостьвсегдаоказывается закрыт, в том числе и для носовых звуков, голосимеет глуховатый оттенок, как при насморке.

При смешаннойринолалии наблюдается комбинация проявлений, характерных для открытой и закрытой ринолалии.

ОТКРЫТАЯ РИНОЛАЛИЯ

При открытой форме ринолалии ротовые звуки приобретают назальность. Наиболее заметно изменяется тембр гласных и и у, при артикуляции которых ротовая полость больше всего сужена. Наименьший назальный оттенок имеет гласный а, так как при его произнесении ротовая полость широко раскрыта.

Значительно нарушается тембр при произнесении согласных. При произнесении шипящих и фрикативных прибавляется хриплый звук, возникающий в носовой полости. Взрывные п, б, д, т, к и г звучат неясно, так как в ротовой полости не образуется необходимое воздушное давление вследствие неполного перекрытия носовой полости. Ринофоническизвучатлир. Воздушная струя в ротовой полости настолько слаба, что недостаточна для колебания кончика языка, необходимого для образования звука р.

Функциональная открытая ринолалия обусловлена разными причинами. Объясняется она недостаточным подъемом мягкого нёба при фонации у детей с вялой артикуляцией.

Одна из функциональных форм — «привычная» открытая ринолалия. Она наблюдается часто после удаления аденоидных разращений или, реже, в результате постдифтерийного пареза, из-за длительного ограничения подвижного мягкого нёба.

Функциональное обследование при открытой форме не выявляет каких-либо изменений твердого или мягкого нёба. Признаком функциональной открытой ринолалии служит более выраженное нарушение произношения гласных звуков. При согласных же нёбно-глоточное смыкание хорошее.

Прогноз при функциональной открытой ринолалии обычно благоприятный. Она исчезает после фониатрических упражнений, а нарушения звукопроизношения устраняются обычными методами, применяемыми при дислалии.

Органическая открытая ринолалия может быть приобретенной или врожденной.

Приобретенная открытая ринолалия образуется при перфорации твердого и мягкого нёба, при Рубцовых изменениях парезах и параличах мягкого нёба.

Причиной могут быть повреждения языкоглоточного и блуждающего нервов, ранения, давление опухоли и др.

Наиболее частой причиной врожденной открытой ринолалии является врожденное расщепление мягкого или твердого нёба, укорочение мягкого нёба.

ЗАКРЫТАЯ РИНОЛАЛИЯ

Общий признак закрытой ринолалии: проход в носовую полостьвсегдаоказывается закрыт, в том числе и для носовых звуков, голосимеет глуховатый оттенок, как при насморке.

образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произнесения звуков речи. Самый сильный резонанс у носовых м, м, н, н. При нормальном их произнесении носоглоточный затвор остается открытым и воздух проникает прямо в носовую полость. Если для назальных звуков носовой резонанс отсутствует, они звучат как ротовые б, б, д, д. В речи исчезает противопоставление звуков по признаку назальный-неназальный, что влияет на ее разборчивость. Меняется также звучание гласных звуков из-за заглушения отдельных тонов в носоглоточной и носовой полостях. При этом гласные звуки приобретают в речи неестественный оттенок.

Причина закрытой формы — чаще всего органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства нёбо-глоточного смыкания. Органические изменения вызываются болезненными явлениями, в результате которых затрудняется носовое дыхание.

М. Зееман различает два вида закрытой ринолалии (ринофонии):переднюю закрытую — при непроходимости носовых полостей изаднюю закрытую — при уменьшении носоглоточной полости.

Передняя закрытая ринолалия наблюдается при хронической гипертрофии слизистой носа, главным образом, задних нижних раковин; при полипах в носовой полости; при искривлении перегородки носа и при опухолях носовой полости.

Задняя закрытая ринолалия у детей может быть следствием аденоидных разрастаний, реже носоглоточных полипов, фибромы или иных носоглоточных опухолей.

Детей обучают протяжному утрированному произнесению, чтобы ощущалась сильная вибрация на крыльях и основании носа. Таким же образом упражняют гласные перед назальными звуками (ам, ом, ум, ан).

СМЕШАННАЯ РИНОЛАЛИЯ

Некоторые авторы (М. Зееман, А. Митронович-Моджеевска) выделяют смешаннуюринолалию — состояние речи, характеризующееся пониженным носовым резонансом при произнесении носовых звуков и наличием назального тембра (назализованного голоса). Причиной является сочетание непроходимости носа и недостаточность нёбо-глоточного контакта функционального и органического происхождения.

Наиболее типичными являются сочетания укороченного мягкого нёба, подслизистого его расщепления и аденоидных разрастаний, которые в таких случаях служат препятствием для утечки воздуха через носовые ходы во время произнесения оральных звуков.

Наши рекомендации