Ос­нов­ное со­дер­жа­ние за­ня­тия. «По­мо­ги Се­ре­же».Ве­ду­щий пред­ла­га­ет ре­бя­там дать со­вет Се­ре­же, как ему по­сту­пить в труд­ной для не­го си­туа­ции в шко­ле (на­при­мер

«По­мо­ги Се­ре­же».Ве­ду­щий пред­ла­га­ет ре­бя­там дать со­вет Се­ре­же, как ему по­сту­пить в труд­ной для не­го си­туа­ции в шко­ле (на­при­мер, его не лю­бит учи­тель­ни­ца или у не­го мно­го оши­бок в сло­вах и т.п.). Се­ре­жу иг­ра­ет ве­ду­щий.

Ра­бо­та со сказ­кой.Де­ти слу­ша­ют, ри­су­ют и об­су­ж­да­ют сказ­ку.

В од­ном ле­су жи­ла-бы­ла... (Л. Исае­ва)

В од­ном ле­су жи­ла-бы­ла боль­шая и друж­ная се­мья ли­сиц. Од­но по­ко­ле­ние сме­ня­ло дру­гое, и не бы­ло им рав­ных по си­ле и лов­ко­сти. Сла­ви­лись они как са­мые опыт­ные и ум­ные охот­ни­ки. Рос в этой се­мье ма­лень­кий ли­се­нок. На ра­дость брать­ев и сес­тер и в уте­ше­ние ро­ди­те­лям был он озор­ным, ве­­с­елым, под­виж­ным. Од­на­ж­ды ро­ди­те­ли ре­ши­ли, что на­ста­ло вре­мя го­то­вить ли­сен­ка ко взрос­лой жиз­ни. Для это­го не­об­­х­од­имо бы­ло прой­ти ис­пы­та­ние. Го­то­ви­ли ли­сят к не­му дол­го и тща­тель­но в спе­ци­аль­ных лес­ных шко­лах, где са­мые стар­шие и опыт­ные ли­сы пе­ре­да­ва­ли свое мас­тер­ст­во и свои зна­ния мо­ло­до­му по­ко­ле­нию.

Ли­се­нок ра­до­ст­но бе­гал в шко­лу. Он хо­тел ско­рее нау­чить­­ся все­му сра­зу: и бес­шум­но пе­ре­дви­гать­ся на охо­те, и не­ожи­­да­нно вы­ска­ки­вать из за­са­ды, и раз­ли­чать все лес­ные за­па­хи, и раз­вить топ­кий слух и ост­рое зре­ние. Но с ка­ж­дым днем воз­вра­щал­ся он до­мой все бо­лее гру­ст­ным и за­дум­чи­вым. Не все у не­го по­лу­ча­лось. Он не по­ни­мал, по­че­му не мо­жет по­­вт­орить за ста­рым ли­сом все уп­раж­не­ния и дви­же­ния, по­че­му не по­лу­ча­ет­ся у не­го де­лать все так же лег­ко и бы­ст­ро, как рань­ше. Ока­за­лось, что важ­но не ве­се­лье и озор­ст­во, а что-то дру­гое, что — он по­ка не по­ни­мал.

Ли­се­нок горь­ко пла­кал и го­во­рил: «По­че­му у ме­ня ни­че­го не по­лу­ча­ет­ся? Я пло­хой. Я ни­че­го не умею!»

Дол­го бе­се­до­вал ста­рый лис-отец с сы­ном, рас­ска­зы­вал о зна­ме­ни­тых пред­ках, луч­ших охот­ни­ках всех вре­мен, про­­сла­вле­нных ко­гда-то во всех ле­сах.

Бы­ст­ро сказ­ка ска­зы­ва­ет­ся, да не бы­ст­ро де­ло де­ла­ет­ся. При­шлось ли­сен­ку и даль­ше за­ни­мать­ся в лес­ной шко­ле. Стал он за­дум­чи­вей и спо­кой­ней. Не бе­гал боль­ше без де­ла, ста­­ра­лся хо­дить бес­шум­но, все во­круг за­ме­чал, изо всех сил ста­рал­ся ис­прав­лять ошиб­ки, не уны­вать при не­уда­чах* и про­ма­­хах. Труд­но бы­ло ли­сен­ку. На­ко­нец на­сту­пил глав­ный день — День про­вер­ки на вы­нос­ли­вость и си­лу. Креп­ки­ми и хит­ры­ми ста­ли дру­зья ли­сен­ка. Лов­кость и сно­ров­ка поя­ви­лись в их дви­же­ни­ях.

Со­бра­лись на по­ля­не все лес­ные зве­ри. В тот ве­ли­кий день да­же не­дру­ги ста­ли друзь­я­ми. Ис­пы­та­ния бы­ли дол­ги­ми и труд­ны­ми. Один уча­ст­ник был луч­ше дру­го­го. Дош­ла оче­редь и до ли­сен­ка. Но где же наш ма­лень­кий друг? Ма­лы­ша боль­ше не бы­ло. Он пре­вра­тил­ся в кра­си­во­го ли­са, са­мо­го лов­ко­­го и силь­но­го, сме­ло­го и бы­ст­ро­го. Ли­се­нок по­взрос­лел. Не­­з­аме­тно для ок­ру­жаю­щих он стал на­стоя­щим охот­ни­ком, дос­­то­йным по­том­ком сво­их ве­ли­ких пред­ков. Ма­лень­кий ли­се­нок по­ве­рил в се­бя и до­бил­ся все­го, че­го хо­тел. Те­перь ли­сы-от­цы рас­ска­зы­ва­ют о нем ма­лень­ким ли­ся­там.

Вот и сказ­ке ко­нец. Сказ­ка — ложь, да в ней на­мек —по­­уч­ител­ьный урок.

Во­про­сы для об­су­ж­де­ния

К че­му го­то­ви­ли ли­сят в лес­ных шко­лах? (К бу­ду­щей в­зрос­лой жиз­ни.)

По­че­му ли­сен­ку бы­ло труд­но в шко­ле? (Хо­тел нау­чить­­ся все­му сра­зу без тру­да.)

По­че­му ли­се­нок счи­тал се­бя пло­хим?

Ку­да дел­ся ли­се­нок в кон­це сказ­ки? По­че­му ав­тор ска­зал: «Ма­лы­ша боль­ше не бы­ло»? (Он стал взрос­лым­ ли­сом.)

Бы­ли ли у вас в жиз­ни по­хо­жие си­туа­ции?

Что в этой сказ­ке ка­жет­ся вам са­мым ин­те­рес­ным?

Ком­мен­та­рии 5ля Ве­ду­ще­го

Цен­траль­ное уп­раж­не­ние «По­мо­ги Се­ре­же» про­во­дит­ся в фор­ме иг­ры «На прие­ме у пси­хо­ло­га». Ве­ду­щий при­хо­дит к пси­хо­ло­гу за со­ве­том, при этом роль пси­хо­ло­га иг­ра­ют де­ти по оче­ре­ди. Ве­ду­щий (в ро­ли маль­чи­ка) об­ра­ща­ет­ся то к од­­н­ому пси­хо­ло­гу, то к дру­го­му, по­ка по­лу­чен­ный со­вет его не .уст­ро­ит.

Заня­тие 22. Школь­ные труд­но­сти

(Про­дол­же­ние)

Раз­мин­ка

«Изо­бра­зи пред­мет» (см. за­ня­тие 21). Уп­раж­не­ние ус­­ло­жн­яе­тся: ре­бя­та де­лят­ся на па­ры, и им не­об­хо­ди­мо до­го­во­­рит­ься, ка­кой пред­мет они бу­дут по­ка­зы­вать и как.

«Бой бы­ков» (см. за­ня­тие 21). Это за­да­ние то­же ус­лож­­н­яе­тся: «бой бы­ков» на спи­нах те­перь про­во­дят са­ми уча­ст­ни­­ки, по ко­ман­де ве­ду­ще­го ме­ня­ясь ро­ля­ми.

«Взвизг­ни­те те, кто...» Де­ти от­ве­ча­ют на раз­лич­ные серь­­е­зные и шут­ли­вые во­про­сы ве­ду­ще­го, из­да­вая по его ко­ман­де ве­се­лые зву­ки: мяу­кая, ку­ка­ре­кая, по­виз­ги­вая. Ве­ду­щий дол­жен при­ду­мать по­боль­ше во­про­сов, на­при­мер:

«Ко­му хо­чет­ся же­нить­ся или вый­ти за­муж?»

«Кто хо­чет быть бо­га­тым?»

«Кто мо­жет оби­жать­ся на ма­му?»

«Кто пред­по­чел бы жить в джунг­лях?»

«Изо­бра­зи си­туа­цию».Ве­ду­щий за­пи­сы­ва­ет на кар­точ­ках труд­ные школь­ные си­туа­ции и раз­да­ет кар­точ­ки де­тям. Они по оче­ре­ди изо­бра­жа­ют вы­пав­шую им си­туа­цию. Де­ти мо­гут объ­е­ди­нять­ся по двое-трое. Груп­па от­га­ды­ва­ет, ка­кая си­туа­­ция бы­ла изо­бра­же­на.

Наши рекомендации