Сексуальное просвещение: что, где, когда?
Какой бы вопрос мы ни взяли, будь то психология любви, секреты эротики или профилактика венерических заболеваний, сексуальность - элемент культуры. А культура обязательно предполагает воспитание, образование и обучение. Но как только поднимается вопрос о половом воспитании - начинаются яростные споры.
Спорно уже само определение этого понятия. В широком смысле слова половое воспитание обозначает весь процесс гендер-ной социализации, все те направленные и спонтанные воздействия, которые помогают ребенку стать мужчиной или женщиной, приобщают его к принятой в обществе системе взаимоотношений между полами в трудовой, общественной и личной жизни. В более узком смысле половое или точнее, сексуальное образование обозначает подготовку ребенка к сексуальной жизни, более или менее систематическое сексуальное просвещение, то есть передача соответствующей информации.
В архаических традиционных обществах это дело было поставлено серьезно, и для него существовали специальные социальные институты. А как передается сексуальная информация сегодня? Кто, кого, где, когда, чему, как и зачем учит или должен учить? Люди придерживаются на сей счет самых различных взглядов.
Например, при массовом всесоюзном опросе общественного мнения в начале 1990 г. ответы на вопрос: "Какие каналы получения информации по вопросам сексуальной жизни вы считаете наиболее приемлемыми и эффективными?" - распределились следующим образом:
· специальный учебный курс в школах, учебных заведениях - 45,6 процента;
· специальная научно-популярная литература - 42,5 процента;
· специальные научно-популярные фильмы, специальная научно-популярная программа телевидения - 28,7 процента;
· консультации у врачей-специалистов - 22,2 процента;
· беседы с родителями - 21,4 процента;
· обсуждение проблем сексуальной жизни со сверстниками - 5,3 процента;
· другие способы - 0,7 процента;
· просвещение молодежи в вопросах сексуальной жизни вообще не нужно - 3,0 процента;
· затруднялись с ответом - 6,2 процента.
Очевидно, что подавляющее большинство наших соотечественников отдают предпочтение систематическому и профессиональному просвещению. Но именно эти каналы информации у нас практически отсутствуют.
В принципе, сексуальным просвещением занимаются все: семья (родители), школа (учителя), медицинские учреждения, общество сверстников, средства массовой информации, литература и искусство, причем разные источники и каналы информации не заменяют, а дополняют друг друга.
Семья закладывает фундамент личности, как нравственный, так и чувственный, определяя отношение к себе и своему телу, половое самосознание, способность к самораскрытию и пониманию другого. Родительские ответы на первые наивные вопросы ребенка о тайне деторождения и половых различиях нс только несут в себе информацию, но и во многом, хотя и не во всем, предопределяют установки взрослого. Кстати сказать, ребенка не так легко обмануть.
Вспоминается рассказ Жана Кокто. Родители объявили маленькой девочке, что ангел принес ей братца. "Хочешь посмотреть на своего братца?" - спросил отец. "Нет,- ответила девочка,- я хочу посмотреть на ангела". Что уж говорить о современных детях...
Но как сексуальные просветители родители не особенно эффективны. Дело не столько в недостатке у них информации и директивных указаний, что именно и как рассказывать детям разного возраста. Исследования, проводившиеся в разных странах, показывают, что единственный работающий канал семейного сексуального просвещения - это линия мать-дочь (сведения о менструациях, половой гигиене и т. п.). С мальчиками большей частью не говорят всерьез на эти темы ни матери, ни отцы. И в архаических обществах подготовкой подростков к половой жизни обычно занимались не родители, а кто-то из старших членов рода, облеченный специальными полномочиями и знаниями. Возможно, это исторически как-то связано с запретом инцеста. Информация столь интимного свойства, если ее сообщает близкий человек, создает напряженное эмоционально-эротическое поле, в котором обе стороны чувствуют себя неуютно. Многие подростки сами предпочитают получать эту информацию другим путем, беседа с родителями на эти темы их смущает и даже шокирует.
При опросе ВЦИОМ населения РСФСР в феврале 1991 года на вопрос "Говорили ли ваши родители с вами на темы полового воспитания?" утвердительно ответили только 13 процентов; 87 процентов сказали "нет". Опросы подростков, проведенные в 1993, 1995 и 1997 гг. рисуют почти такую же грустную картину.
Общество сверстников - универсальный и жизненно важный канал сексуальной информации, особенно для мальчиков. Однако информация, текущая по этому каналу, во многом недостоверна и крайне одностороння. Именно этим путем из века в век, из поколения в поколение передаются ложные стереотипы и мифы о мужской и женской сексуальности, от которых потом так трудно избавиться, даже если они решительно противоречат вашему жизненному опыту. Между тем сверстники, влияние которых так ужасает учителей и родителей, если только их предварительно обучить, могут оказать взрослым неоценимую помощь, передавая информацию другим. На Западе давно уже отлично зарекомендовал себя институт так называемых "сверстников-консультантов". Он существует и в школах, и в университетах и весьма эффективен как в профилактике наркомании и психических расстройств, так и в сексуальном просвещении. Есть подобный опыт и в России. В этом плане много могли бы сделать летние лагеря. Вот только вожатых обучать некому...
Исключительно важный канал полового просвещения- средства массовок информации - пресса, радио, телевидение и т.д. Они могут обеспечить самый высокий профессиональный уровень, массовость, наглядность, возможность индивидуального выбора. Но не все годится для массового показа, тем более в многонациональной стране. Сплошь и рядом отсутствует точный адрес - ребенок смотрит или читает вещи, предназначенные для взрослых, а детские передачи настолько процежены, что вызывают только ухмылку. И опять-таки некому этим заниматься, и все тот же проклятый вопрос - как бы чего не вышло...
Многие страны, сталкивающиеся с теми же проблемами, пришли к выводу, что базовым сексуальным просвещением должна заниматьсяшкола, причем заниматься этим должен не врач, а учитель. Ведущие специалисты по детской сексуальности Д. Н. Исаев и В. Е. Каган пишут по этому поводу: "Врач, даже если он обладает более или менее интегрированным запасом сведений (в процессе обучения он их не получает; в программах циклов усовершенствования вопросы детской сексологии обычно если и затрагиваются, то очень бегло), ни физически, ни за отсутствием педагогического опыта не может быть ни основным, ни - тем более - единственным проводником полового воспитания, но он может и должен... быть консультантом, а при необходимости и воспитателем воспитателей (родителей, педагогов)". За введение соответствующего школьного курса высказывается при нескольких опросах ВЦИОМ от 60 до 80 процентов взрослого населения, против - от 3 до 20 процентов. Например, в 1994 г. за введение такого курса для 14-16-летних школьников высказался 81 процент опрошенных, а против - 10 процентов. Выборочные опросы школьников, их учителей и родителей показывают то же самое.
Однако учителей для этого нужно специально обучать, дело это весьма трудное и хлопотное. Многие учителя не только профессионально и морально не подготовлены к этой работе, но и не пользуются доверием учащихся. При опросе в одном из административных округов Москвы, проведенном О. Г. Буториной в 1993 г., за организованное сексуальное просвещение высказались все без исключения педагоги и 91 процент родителей (больше половины учителей считают, что начинать его нужно с детского сада или начальной школы, тогда как 47 процентов родителей отодвигают его до 12-14-летнего возраста). Однако в вопросе о месте проведения этой работы люди расходятся. За проведение специальных занятий в школе высказываются 71 процент учителей, 69 процентов родителей и только 21 процент подростков. Да и подавляющее большинство (83 процента) опрошенных учителей предпочитают, чтобы эти уроки проводил человек со стороны. Вот только где его взять?
Многие взрослые, даже признавая необходимость сексуального просвещения, бессознательно занимают жесткие охранительные позиции, исходят из того, что главная задача - уберечь молодежь от эротики и сексуальности, которые ассоциируются в их сознании только с всевозможными бедами и опасностями.
Спору нет, все эти вопросы весьма существенны. Но их совокупность рисует сексуальность как образ врага, таящего одни сплошные опасности - нравственные, телесные и социальные.
Но дети-то задают не только эти, а и многие другие вопросы. Отвечая на вопрос И. И. Лунина, чего они ждут от сексуального просвещения, большинство питерских 10-11-классников (61 процент) сошлись на том, что оно прежде всего должно помогать получать удовольствие от секса. Разумеется, никто не станет превращать сексуальное просвещение в уроки эротики. Но и игнорировать эту сторону дела нельзя, иначе вместо диалога, каким является всякое воспитание, получится сплошной нравоучительный монолог или диалог глухих. Ведь единственная реально достижимая цель - научить юношей и девушек самих управлять этой важной стороной своей общественной и личной жизни. Негативно-охранительная, командно-административная стратегия здесь не работает.
Эти вопросы и трудности - не только наши. В той или иной степени они стоят и в других странах. Известный польский педагог, социолог и общественный деятель Миколай Козакевич, обобщив многолетний опыт полового воспитания в странах Европы, выделил в нем три главные стратегии:
1. рестриктивную, ограничительно-охранительную,
2. пермиссивную, разрешительно-либеральную, склонную к вседозволенности,
3. линию "золотой середины".
Схематично они выглядят примерно так.
Модели полового воспитания | Объем информации |
рестриктивная | минимум - чем меньше, тем лучше |
пермиссивная | максимум - чем больше, тем лучше |
"золотая середина" | оптимум - столько, сколько необходимо |
Содержание информации | Подход | Общий тон |
не делай того или этого, ибо... | это единственный верный путь | нет! |
существуют следующие пути... | все пути хороши | да! |
поступай так, а не иначе, ибо... | есть много путей, выбирай лучший | да, но... |
Какая из этих моделей лучшая? Лично мне, как и Козакевичу, симпатичнее всего модель "золотой середины". Она наиболее теоретически обоснована и дает лучшие практические результаты, сегодня к ней склоняется большинство педагогов и психологов Европы и Америки. Рестриктивная, запретительная модель противоречит общему духу современного воспитания и, как всякие негативные модели, основанные преимущественно на запретах, малоэффективна. Что же касается пермиссивной модели, то она не принимает во внимание возрастных особенностей, возлагая бремя выбора и ответственности на человека, который еще не умеет предвидеть долгосрочных последствий своих поступков, подчас излишне импульсивен и т. д. Кроме того, она совершенно не учитывает особенности традиционной культуры народов.
Модель "золотой середины" предполагает, что воспитатель знает, какой именно объем и содержание информации оптимальны для того или другого возраста. Между тем на сей счет возможны разные мнения, причем это зависит не только от общих законов психологии, но и от конкретных исторических обстоятельств, культурных традиций и многого другого. Главное преимущество модели "золотой середины" - не умеренность, а то, что она содержит в себе плюрализм, допустимость разных стилей и методов воспитания.
Чтобы быть эффективным, сексуальное просвещение должно опережать собственное развитие ребенка и не только отвечать на уже поставленные им вопросы, но и предвосхищать их, помогать ребенку правильно поставить, сформулировать их.
Типичная ошибка родителей и учителей - недооценка реального уровня интересов и знаний детей и подростков. Опасаясь "развратить" детей и форсировать пробуждение их сексуально-эротических интересов, взрослые большей частью запаздывают со своей информацией, сообщают необходимые сведения слишком поздно и в недостаточном объеме. Помимо общей консервативно-охранительной установки старшего поколения, монополия на знание - один из способов поддержания и сохранения собственной власти. Кроме того, многие родители болезненно переживают половое созревание детей как напоминание о собственном старении,- здесь сказываются межпоколенные различия в темпах созревания, нормах половой морали и т. д.
Поскольку сексуального просвещения у нас нет, на его счет, как и насчет частной собственности, бытует множество необоснованных страхов и столь же беспочвенных упований. Одни люди непоколебимо уверены в том, что любая сексуальная информация развращает подростков, увеличивает количество добрачных связей, беременностей и прочих ужасов. Другие утверждают, что стоит только ввести половое просвещение, как все проблемы подростковой, да и взрослой сексуальности исчезнут, никто никого не будет насиловать, девушки будут строго следовать принципу "умри, но не давай поцелуй без любви", а в браках воцарится небывалая сексуальная и прочая гармония.
Но зачем гадать и строить предположения, если есть реальный опыт стран, в которых половое просвещение давно существует? И опыт этот безоговорочно рассеивает как иррациональные страхи, так и завышенные ожидания. Вот что там установлено, причем установлено твердо.
Первое. Возраст, когда подростки начинают половую жизнь, от сексуального просвещения зависит очень мало. Школьный курс сексуального просвещения не ускоряет, но и большей частью не отсрочивает это событие. Оно зависит от множества других причин.
Второе. Сексуальное просвещение не делает основные сексуально-эротические установки и ценности подростков единообразными, соответствующими нормативным ожиданиям старших. Их установки и поведение остаются такими же индивидуальными и разнообразными, включая всякого рода девиации, какими они были в прошлых поколениях.
В 1993 г. по заказу Всемирной организации здравоохранения, группа ученых проанализировала 19 исследований о влиянии школьных курсов на сексуальное поведение учащихся. Оказалось, что ни одна из существующих программ не способствует ускорению начала половой жизни учащихся: школьный курс либо отсрочивает начало сексуальной жизни, либо делает ее более упорядоченной. Сексуально активные школьники, прошедшие соответствующий курс, поступают менее рискованно, чем их менее образованные сверстники. При этом программы, которые не просто призывали подростков не спешить начинать половую жизнь, но и обучали их правилам безопасного секса, оказались эффективнее тех, которые пропагандировали только сексуальное воздержание. Самыми успешными являются программы, которые а) начинаются раньше, чем школьники вступают в половые отношения, и б) вооружают учащихся не только знаниями, но и практическими навыками и социальными нормами безопасного секса.
Рецептов всеобщего сексуального счастья и благополучия нет и быть не может. Половое просвещение - не черная и не белая магия, глупо ждать от него чудес. Тем не менее оно очень полезно и эффективно.
1. Дети и подростки, прошедшие систематический курс сексуального просвещения, больше знают о сексе, и их знания более достоверны.
2. Это не избавляет их от проблем и трудностей психосексуального развития, но облегчает разрешение возникающих при этом конфликтов.
3. Знание облегчает им понимание и терпимость к чужим взглядам и поведению, что весьма ценно как в личном, так и общественном плане.
4. Если курс сексуального просвещения включает сведения о контрацепции и преподается достаточно рано, он резко уменьшает количество подростковых беременностей и абортов.
Много это или мало? На мой взгляд, очень даже много. А ведь это только непосредственные результаты. Между тем есть также долгосрочный, исторический эффект. Люди, получившие в детстве хорошее половое воспитание, не только сами живут лучше, но и передают свои знания и навыки детям, а это очень и очень существенно.
То, что наше государство и школа ничего или почти ничего не делают в этом направлении,- форменное преступление не только перед ныне живущим, но и перед будущими поколениями, преступление, которое не может быть оправдано невежеством, ибо есть зарубежный опыт и есть наука.
Большую работу в этом направлении проводит Российская ассоциация "Планирование семьи" (РАПС) и ее местные филиалы. В феврале 1993 г. в Москве ею создан Медико-педагогический Центр планирования семьи и охраны репродуктивного здоровья, занимающийся, в первую очередь, подростковыми проблемами. РАПС выпустила массовым тиражом серию популярных брошюр для подростков и их родителей: "Отвечая на вопросы своего ребенка", "Как изменяется твое тело", "Сексуальность", "Как предупредить нежелательную беременность?" и т. д. Медико-педагогические и консультативные центры и службы для подростков существуют в Санкт-Петербурге, Ярославле, Ижевске, Челябинске и некоторых других городах. Одни подчинены местным органам здравоохранения, другие - органам народного образования, третьи существуют сами по себе. Все они страдают от отсутствия средств и подготовленных кадров, тем не менее, работа ведется.
Однако этого совершенно недостаточно. Чтобы выйти из создавшегося тупика, Министерство образования просило и в конце 1996 г. получило со стороны Фонда народонаселения ООН финансовую помощь для проведения в течение трех лет экспериментальной работы для подготовки элементов курса полового воспитания в 16 пилотных школах, включая обучение группы учителей, чтобы в дальнейшем создать на этой основе необходимые стране собственные альтернативные программы, которые не копировали бы западный опыт, а учитывали специфику нашей культуры. Но не успел проект начаться, как разразился политический скандал. Воспользовавшись ошибками министерских чиновников (обществу не разъяснили заранее целей проекта; одновременно с информацией о начале проекта были опубликованы 5 альтернативных программ полового воспитания, составленных отечественными авторами без учета возрастных особенностей детей; сам проект не имел научного руководства и первая анкета, рассчитанная на выяснение того, что подростки знают о сексуальности, содержала ряд не соответствующих возрасту детей вопросов), представители консервативной международной организации Pro Life, со штаб-квартирой в США, борющейся за запрещение абортов и контрацепции во всем мире, обвинили РАПС и Министерство образования в желании не только развратить наших невинных детей, но и добиться физического вырождения и истребления нации по заданию западных спецслужб. Эту компанию поддержали некоторые политики и деятели Русской православной церкви. В разных газетах публикуются написанные по одному и тому же шаблону клеветнические статьи, утверждающие, что РАПС - "сатанинская организация", безопасный секс - путь к разврату, контрацепция - такое же убийство, как аборт, и что никаких сведений о сексуальности школьникам ни в каком возрасте сообщать не следует. В том же духе высказывались и некоторые члены Российской Академии образования, Президиум которой постановил, что России нужно не сексуальное просвещение, а нравственное воспитание "с элементами полового воспитания" (формулировка начала 1960-х годов).
Что это значит в контексте реально происходящего в стране взрыва подростковой сексуальности, эпидемического роста БППП, СПИДа и сексуального насилия, низкой контрацептивной культуры и тому подобного - объяснять не нужно. Под предлогом заботы о нравственности и здоровье нации, подростков в очередной раз хотят оставить один на один с их жизненными проблемами, ограничиваясь заведомо бессильными запретами и увещеваниями. Спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Главное - не подпускать подростков к воде и не учить их плавать.
Предвижу, что у читателей возникнет много конкретных вопросов, что и как делать с детьми того или иного возраста. Могу только повторить слова педагога и гуманиста Януша Корчака:
"Я не знаю и не могу знать, как неизвестные мне родители могут в неизвестных мне условиях воспитывать неизвестного мне ребенка, подчеркиваю - "могут", а не "хотят", а не "обязаны".
Я знаю одно: сексуальность - дело глубоко интимное и индивидуальное, где каждый решает сам за себя. Но вместе с тем это неотъемлемый элемент человеческой культуры. Чем скорее мы это осознаем и примем необходимые, хотя бы самые элементарные меры, тем лучше будет для нас самих и для наших детей.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Аберрация половая
половое извращение.
Абстиненция половая
(син.- депривация сексуальная) периоды вынужденного полового воздержания; комплекс тягостных общеневротических и местных проявлений психофизиологического дискомфорта, возникающих при снижении уровня половой активности ниже индивидуальной (конституционально-возрастной) потребности.