Определение BZ и алкалоидов в воде 1 страница
Производится специальным раствором после экстрагирования хлороформом в делительной воронке.
Чувствительность реакции 0,5 мг л (по алкалоидам - 5 мг/л).
Определение синильной кислоты, цианидов, мышьяковистых соединений, солей тяжелых металлов, люизита проводится как с ПХР-МВ.
В сыпучих продуктах ФОВ, иприты, цианиды, люизит определяются методом суховоздушной экстракции с помощью соответствующих индикаторных трубок, как и с ПХР-МВ.
Другие методы обнаружения ОВ описаны в паспорте прибора.
7. Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций МЧС России
Особое место в ликвидации последствий ЧС занимают силы и средства постоянной готовности МЧС России, которые включают:
· Центр управления в кризисных ситуациях (Москва);
· Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд (Жуковский), поисково-спасательные службы (ПСС), перечень которых утверждается соответствующим федеральным органом исполнительной власти;
· Центр по проведению спасательных операций особого риска (Москва);
· авиацию МЧС России;
· сводные мобильные отряды соединений и войсковых частей войск ГО Российской Федерации.
Специально подготовленные силы и средства Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются к ликвидации ЧС в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии е задачами, возложенными на них законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Решениями руководителей организаций на базе служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и др.) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в ЧС.
8. Врачебная экспертиза и медицинское освидетельствование спасателей представляет собой комплекс мероприятий, направленных на определение годности граждан к работе спасателями. Она включает:
изучение и оценку состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования;
определение годности граждан при поступлении на работу спасателем и степени годности к этой работе;
экспертизу состояния здоровья граждан на период их увольнения с работы спасателем (на момент расторжения договора или контракта);
определение причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у спасателей, признаваемых (признанных в период работы спасателем по договору или контракту) по состоянию здоровья не годными (временно не годными) к работе спасателями, а также при изменении категории их годности к работе спасателем;
оценку эффективности профилактической работы в аварийно-спасательных службах и медицинской реабилитации спасателей.
Рис. 1. Принципиальная схема медицинской экспертизы.
Система медицинской экспертизы спасателей включает органы врачебной экспертизы, контингент освидетельствуемых, медицинские клинические учреждения для обследования контингента и нормативно-правовую базу, регламентирующую медицинскую экспертизу (рис. 1).
Система позволяет обеспечить:
комплектование аварийно-спасательных служб специалистами, годными по состоянию здоровья к работе спасателями;
изучение влияния условий профессиональной деятельности на состояние здоровья и профессиональное долголетие спасателей;
анализ причин дисквалификации и эффективности медицинской реабилитации;
мониторинг состояния здоровья путем ежегодного медицинского освидетельствования спасателей врачебными комиссиями и динамического врачебного контроля в межкомиссионный период;
создание Всероссийского медицинского регистра спасателей;
преемственность профессиональной медицинской и медико-социальной экспертизы спасателей.
Для решения задач медицинской экспертизы спасателей создаются органы врачебной экспертизы – штатные врачебно-экспертные комиссии и нештатные (постоянно и временно действующие) клинико-экспертные комиссии лечебно-профилактических учреждений, в которых спасатели состоят на медицинском обслуживании.
Штатные врачебно-экспертные комиссии являются структурными подразделениями учреждений, на базе которых они создаются.
На штатные врачебно-экспертные комиссии возлагается:
организация медицинской экспертизы в аварийно-спасательных службах;
методическое руководство работой нештатных клинико-экспертных и врачебно-экспертных комиссий, контроль за их деятельностью;
создание и ведение банка данных (регистра) о состоянии здоровья спасателей;
контроль за организацией медицинского освидетельствования спасателей, анализ и оценка результатов медицинского освидетельствования спасателей;
организация научных исследований по вопросам медицинской экспертизы и медицинского освидетельствования спасателей;
организация подготовки и усовершенствования врачебных кадров по вопросам экспертизы спасателей;
решение разногласий и споров, рассмотрение заявлений, предложений и жалоб по вопросам экспертизы спасателей;
организация и ведение медицинского учета и отчетности по вопросам медицинской экспертизы;
разработка и реализация мер, направленных на совершенствование экспертизы спасателей.
Нештатными органами врачебной экспертизы спасателей являются:
постоянно действующие – клинико-экспертные комиссии лечебно-профилактических учреждений;
временно действующие – врачебно-экспертные комиссии, создаваемые при необходимости на определенный период времени для очередного планового освидетельствования спасателей приказом начальника региональной (территориальной) аварийно-спасательной службы (формирования). В состав временно действующих врачебно-экспертных комиссий могут включаться врачи профессиональных аварийно-спасательных формирований и других медицинских учреждений по согласованию с их руководителями. Председателем комиссии назначается наиболее подготовленный по вопросам врачебной экспертизы врач-специалист из числа привлекаемых к работе в комиссии врачей. Методическое руководство работой комиссии организуется и осуществляется центрами медицины катастроф.
Освидетельствование граждан, поступающих на работу спасателями, осуществляется перед заключением договора (контракта), а работающих спасателями – по результатам медицинских осмотров при наличии заболеваний (увечий), которые могут привести к изменению категории годности спасателя.
Направление на медицинское освидетельствование с указанием цели освидетельствования выдается учреждением (организацией, предприятием), в которое гражданин (гражданка) поступает на работу спасателем (в котором работает спасатель). Направление выдается на руки освидетельствуемому для представления в клинико-экспертную комиссию медицинского учреждения, в котором спасатель состоит на медицинском обслуживании, либо во внештатную временно действующую врачебно-экспертную комиссию.
Руководители организаций (учреждений, предприятий), в которых работают спасатели, несут ответственность за своевременное направление спасателей на очередное и внеочередное медицинское обследование и освидетельствование.
Основными принципами медицинской и профессиональной реабилитации спасателей являются этапность и преемственность, обязательность своевременного проведения, наличие в арсенале всех известных средств и методов реабилитации, индивидуальный подход при проведении реабилитационных мероприятий.
Медицинская и профессиональная реабилитация подразделяется на четыре этапа.
Экстренная реабилитация, предусматривающая поддержание оптимального уровня профессионального здоровья в целях обеспечения надежности деятельности спасателей в ходе ликвидации ЧС.
Амбулаторно-поликлиническая реабилитация, предусматривающая экспертизу психосоматического состояния, коррекцию и восстановление профессиональной трудоспособности спасателей.
Стационарная реабилитация, заключающаяся в восстановлении профессионального здоровья спасателей, нарушенного в результате заболеваний нервно-психических воздействий.
Санаторно-курортная реабилитация, направленная на полное восстановление функциональных резервов организма и коррекцию оставшихся психосоматических нарушений.
Каждый из перечисленных этапов имеет свою специфику, стратегию и тактику проведения, методические подходы и техническое оснащение. В то же время их нельзя рассматривать как отдельные виды реабилитации, так как они объединены единой целью – обеспечить сохранение и поддержание на оптимальном уровне профессионального здоровья, профессиональной работоспособности, а в целом – профессионального долголетия спасателей.
Кроме того, в системе медицинской реабилитации участников ликвидации последствий ЧС должен быть реализован ряд принципов.
Принцип динамической реабилитации. При выборе методов и способов реабилитации необходимо учитывать возможность их варьирования, дозирования или пролонгирования в зависимости от эффекта динамики функционального состояния реабилитанта. Кроме того, при смене направлений реабилитации следует оценивать эффект последействия и кумуляции воздействия. В связи с этим в процессе реабилитационного воздействия необходимо проводить периодическое обследование реабилитанта и корректировать воздействие с учетом результатов обследования.
Принцип комплексности реабилитации. Реабилитация осуществляется в целях восстановления профессиональной надежности как комплексного показателя психофизиологической готовности реабилитанта к возобновлению деятельности без ущерба для ее эффективности и уровня своего профессионального здоровья. Поэтому восстановление функционального состояния проводится с помощью комплекса методов различной реабилитационной направленности и оценки ее эффективности по комплексным показателям и критериям.
Принцип активности в реабилитации. Он отражает необходимость активного формирования организмом спасателя типовых приемов, способов, навыков ускоренного восстановления функционального состояния. На основе такой типовой программы в дальнейшем легче используются новые целенаправленные способы специфической реабилитации после воздействия неблагоприятных факторов. С этим принципом непосредственно связан принцип преемственности реабилитации. Он означает, что по мере возможности комплекс реабилитационных мероприятий, к которым организм адаптировался в определенных условиях деятельности, должен сохраняться. В то же время с учетом оперативных возможностей, характера воздействующих факторов и степени индивидуальной потребности комплекс реабилитационных мероприятий может изменяться.
Психолого-педагогический принцип реабилитации. Предполагает обязательное психологическое воздействие на спасателя при управлении процессом реабилитации его функционального состояния. При этом максимально должны использоваться педагогические приемы формирования сознательного отношения к системе реабилитации, понимание ее необходимости в интересах сохранения профессиональной надежности, продления работоспособности и повышения в целом эффективности проводимых мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф.
Принцип конкретности означает, что в условиях ЧС реабилитацию спасателей следует проводить в максимально возможном специфическом варианте, начиная с превентивной реабилитации, подкрепленной в ходе спасательно-эвакуационных работ пролонгирующей реабилитацией, с обязательным осуществлением постактивирующей реабилитации.
Принцип адекватности реабилитации. Способы и методы восстановления функционального состояния или продления работоспособности спасателя должны отвечать сложившейся потребности и учитывать реальные возможности сохранения профессиональной надежности. При этом необходимо учитывать исходное функциональное состояние участников спасательно-эвакуационных работ, прибывших в зону ЧС.
Принцип прогностичности реабилитации означает, что выбор методов и способов реабилитации необходимо проводить на основе прогноза их эффективности, постоянно учитываемого в процессе аварийно-спасательных работ с тем, чтобы, своевременно варьируя силами и средствами, обеспечивать непрерывность выполнения мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
Таким образом, система реабилитации участников ликвидации медико-санитарных последствий ЧС направлена на сохранение их работоспособности на уровне, обеспечивающем надежное проведение спасательно-эвакуационных мероприятий.
9. Регенеративный патрон РП-7Б (для ИП-4МК)
Корпус регенеративного патрона РП-7Б снаряжен специальным наполнителем, в котором установлен пусковой брикет. Серная кислота, выливающаяся при разрушении встроенной ампулы, разогревает регенеративный продукт, и тем самым интенсифицирует его работу.
Технические характеристики:
Время защитного действия
- при выполнении работ - не менее 40 мин
- в состоянии покоя - не менее 180 мин
Габаритные размеры - 125 х 125 х 250 мм
Масса - не более 1,8 кг
• Гарантийный срок хранения
- регенеративного патрона (в упаковке завода изготовителя) - 7 лет
- регенеративного патрона (в собранном противогазе) - 1 год
Патрон регенеративный РП-4Р (для ИП-4МР)
Регенеративный патрон РП-4, РП-4-01 и РП-4Р предназначен для снаряжения изолирующих проивогазов ИП-4М, ИП-4МК и ИП-4МР. Регенеративный патрон РП-4 (РП-4-01, РП-4Р) обеспечивает получение кислорода для дыхания, а также поглощение углекислого газа и влаги из выдыхаемого воздуха.
Принцип работы регенеративного патрона основан на выделении кислорода из химических веществ при поглощении углекислого газа и влаги, выдыхаемых человеком. Корпус патрона снаряжен регенеративным продуктом, в котором установлен пусковой брикет. Серная кислота, выливающаяся при разрушении встроенной ампулы, разогревает регенеративный продукт, и тем самым интенсифицирует его работу. Кроме того, пусковой брикет обеспечивает выделение кислорода, необходимого для дыхания в первые минуты.
Запас кислорода в регенеративном патроне РП-4 позволяет выполнять работы в изолирующем противогазе при тяжелых физических нагрузках в течение 45 мин, при средних - 70 мин, а при легких и в состоянии относительного покоя - 3 часа. Непрерывно работать в изолирующих противогазах со сменой регенеративного патрона РП-4 допустимо 8 часов.
Технические характеристики:
Габаритные размеры, мм диам. 125 х 256
Масса, кг 1,8
Гарантийный срок хранения РП-4-01 / РП-4Р, лет 7 / 5
10. Организация ВСМК
ВСМК объединяет службы медицины катастроф Минздравсоцразвития, Минобороны России, а также предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС силы и средства МВД и МГТС России, других федеральных органов исполнительной власти. Служба организована на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях. На каждом уровне служба имеет свои органы управления, формирования и учреждения.
Федеральный уровень ВСМК (в масштабе Российской Федерации) включает: Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Минздрава России (ВЦМК «Защита») с входящими в него штатными формированиями и учреждениями, Департамент по санитарно-эпидемиологическому надзоруМинздрава России, Федеральный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора со специализированными формированиями и учреждениями Госсанэпидслужбы и Федеральное управление «Медбиоэкстрем», Всеармейский центр медицины катастроф и медицинские формирования и учреждения центрального подчинения Минобороны России; учреждения и формирования центрального подчинения МВД России, МПС России, других министерств и ведомств, предназначенные для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Кроме того, в интересах ВСМК используются нештатные формирования, клинические базыМинздрава России, других министерств и ведомств, а также научные базы, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, оказания экстренной и консультативной, скорой и неотложной медицинской помощи населению.
Региональный уровень ВСМК (в масштабе региона) представлен:
· филиалами ВЦМК «Защита» (РЦМК) с входящими в них штатными формированиями и учреждениями в федеральных округах (Северо-Западный, Центральный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный);
· межрегиональными центрами по чрезвычайным ситуациям госсанэпидслужбы в Москве и Новосибирске и центрами Госсанэпиднадзора регионального уровня с входящими в них формированиями;
· формированиями на региональном уровне Минобороны, МВД и МПС России, других министерств и ведомств, предназначенными для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, а также клиническими и научными базами.
Территориальный уровень ВСМК (в масштабе субъектов Р.Ф.- республик, краев, областей, национальных округов, гг. Москвы и Санкт- Петербурга) представлен:
· территориальными центрами медицины катастроф с входящими в них штатными формированиями;
· центрами Госсанэпиднадзора территориального уровня с входящими в них формированиями;
· нештатными формированиями ВСМК;
· формированиями Минобороны, МВД и МПС России, других ведомств, расположенными на данной территории и предназначенными для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
· клиническими базами, предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и оказания экстренной и консультативной медицинской ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
· клиническими базами, предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению.
Местный уровень ВСМК(в масштабе отдельных районов, городов, городских районов) включает: центры медицины катастроф (там, где они создаются) или станции (подстанции) скорой медицинской помощи (с входящими в них и формируемыми в других ЛПУ формированиями), выполняющие функции органов управлении службы медицины катастроф; центры Госсанэпиднадзора в городах и районах, формирующие санитарно-эпидемиологические бригады и группы эпидемиологической разведки; формирования постоянной готовности военно-медицинских учреждений, формирования органов МВД, МПС России, учреждения Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России, другие федеральные органы исполнительной власти, участвующие в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации ЧС; лечебно-профилактические учреждения, предназначенные для медико-санитарного обеспечения в ЧС.
Объектовый уровеньВСМК (в масштабе объекта) включает: должностных лиц по медико-санитарному обеспечению объекта в ЧС; медицинские формирования; подразделения санитарно-эпидемиологического надзора; лечебно-профилактические учреждения, предназначенные для медико-санитарного обеспечения в ЧС.
При создании и совершенствовании ВСМК особое внимание уделяется территориальному, местному и объектовому уровням службы, так как именно от готовности и успеха работы этих уровней зависит эффективность медико-санитарного обеспечения населения в различных ЧС. Следует отметить, что данная тенденция имеет место во всей РСЧС.
Руководителем ВСМК на федеральном уровне является председатель федеральной межведомственной координационной комиссии ВСМК, на региональном, территориальном и местном уровнях - председатели соответствующих межведомственных координационных комиссий ВСМК.
11. Особенностью психогенных расстройств, возникающих при ЧС, является:
· Они одномоментно возникают у большого числа людей (множество психотравмирующих факторов);
· Их клиническая картина не носит строго индивидуального характера, а сводится к достаточно типичным явлениям.
· Психогенные реакции характеризуются катастрофической внезапностью и протекают в несколько фаз:
Реакция страха. Наиболее часто возникает оглушённость. При сложных реакциях страха нередки тошнота, обмороки, головокружение и т.д.
Фаза мобилизации. Снижена фиксация окружающего, а собственные действия и переживания запоминаются в полном объёме.
Фаза демобилизации. Астено – депрессивные и соматические проявления (боли в области сердца, головные, мышечные боли). Возможен острый реактивный психоз.
В дальнейшем, при эмоциональной переработке ситуации, возможно формирование затяжных реактивных психозов, наиболее часто в депрессивной форме с триадой клинических проявлений: снижение настроения; двигательная заторможенность; замедленное мышление.
Поражающему воздействию ЧС подвергаются также спасатели, работники МВД и другие участники ликвидации ЧС. У неподготовленных спасателей отмечаются психические расстройства, приводящие к потери трудоспособности от десятков минут до нескольких месяцев. Характер психических нарушений зависит и от индивидуальных особенностей ликвидатора аварий, и от тяжести потерь, которые он видел.
Задачи антистрессовой специализированной медицинской помощи в зоне ЧС:
· раннее выявление в зоне ЧС лиц с психическими расстройствами и лиц, проявляющих деструктивную активность, мешающую проведению спасательных и других работ в зоне ЧС;
· раннее выявление в зоне ЧС лиц с психическими расстройствами в местах сосредоточения эвакуированных из зоны ЧС, а также в местах расквартирования сотрудников служб спасения, находящихся в зоне ЧС;
· решение вопросов эвакуации и госпитализации из числа вышеуказанных контингентов, оформление мед. документации для последующего наблюдения, психо – терапевтического и психиатрического лечения в амбулаторно – поликлинических и стационарных ЛПУ;
· осуществление доступных мер профилактики расстройств психического здоровья лиц, находящихся в зоне ЧС и эвакуированных из неё.
12. Измеритель мощности дозы ДП-5В предназначен как для измерения уровней у-радиации на местности (т. е. является рентгенометром), так и для определения радиоактивной зараженности различных предметов по у-излучению (т. е. используется как радиометр). Мощность дозы у-излучения определяется в миллирентгенах в час для той точки пространства, в которой помещен при измерениях блок детектирования прибора. Кроме того, имеется возможность обнаружения р-излучения.
Прибор состоит из измерительного пульта, блока детектирования, часто называемого зондом, соединенного с пультом при помощи гибкого кабеля длиной 1,2 м и раздвижной штанги, на которую крепится зонд. На блоке детектирования вмонтирован контрольный источник. Диапазон измерений прибора по у-излучению составляет от 0,05 мР/ч до 200 Р/ч, погрешность измерений прибора в нормальных климатических условиях не превышает +30% от измеряемой величины.
Назначение и принцип действия модификаций прибора ДП-5А и ДП-5Б те же, что и ДП-5В. Различия состоят в некоторых конструктивных изменениях и частично в электрической схеме.
13. Полевой многопрофильный госпиталь (ПМГ).Он предназначен для выдвижения в зону ЧС, приема пораженных, их сортировки, оказания квалифицированной с элементами специализированной медицинской помощи пораженным, подготовки их к эвакуации, временной госпитализации нетранспортабельных, а также амбулаторной помощи населению. При полном развертывании госпиталь может за сутки принять до 250 пораженных. Для госпитализации нетранспортабельных пораженных госпиталь может развернуть до 150 коек. К штатным подразделениям госпиталя относятся: управление, основные отделения (приемно-диагностическое, хирургическое, реанимационно-анестезиологическое, госпитальное, эвакуационное), подразделения обеспечения (аптека, инженерно-техническое отделение, отдел материально-технического обеспечения). Нештатными подразделениями госпиталя являются 17 бригад (сортировочная, диагностическая, дежурная экстренного реагирования, общехирургическая, хирургическая детская, травматологическая, нейрохирургическая, ожоговая, офтальмологическая, реанимационная, экстракорпоральной детоксикации, терапевтическая, психиатрическая, инфекционная, радиологическая, токсикологическая и эвакуационная). Бригады формируются из высококвалифицированных специалистов базовых лечебных учреждений.
Госпиталь может выдвигаться в зону ЧС полностью или частично. В зависимости от характера ЧС госпиталь специализируется бригадами различного профиля и развертывается как хирургический, токсикологический, радиологический, терапевтический, педиатрический, туберкулезный или многопрофильный.
14. На органы и учреждения здравоохранения возлагаются задачи по оказанию медико-санитарной помощи в ЧС, что ставит учреждения здравоохранения перед необходимостью устойчивой работы в любой экстремальной обстановке.
В этих целях к существующим или планируемым к строительству лечебно-профилактическим учреждениям (ЛПУ) предъявляются медико-технические требования, которые подразделяются на общие и специальные.
К общим медико-техническим требованиям относятся требования, специфичные для учреждений здравоохранения и реализуемые во всех проектах.
К специальным относятся требования, зависящие от природных факторов (сейсмичность, вечная мерзлота, низкие грунтовые воды и т.д.), от региона застройки (близость АЭС, химически опасных объектов, взрыво- и пожароопасных объектов и т.д.), от типа учреждения (больница, поликлиника, станция переливания крови и т.д.). Для некоторых категорий больниц при их планировке необходимо предусмотреть площадку для посадки вертолетов (самолетов), обязательно обеспечить возможность раздельного въезда и выезда прибывающего в ЛПУ автотранспорта, а также оборудовать приспособления для погрузки и выгрузки больных. При отводе земельного участка под строительство ЛПУ учитывается «роза ветров».
Решение всех этих вопросов входит в перечень повышения устойчивости функционирования ЛПУ. Кроме того, выполняется ряд технических и других требований.
При определении системы надежности энергоснабжения и электроосвещения учреждений здравоохранения должны предусматриваться варианты аварийного освещения с помощью подвижных электростанций, устанавливаемых вне зданий или в защитных сооружениях и обеспечивающих подключение к сетям внутри здания.
Мощность подстанции (30 и более кВт) используется в первую очередь для освещения операционных (родовых), перевязочных, реанимационных, палат интенсивной терапии, стерилизационных, а также для подключения переносных электроламп в приемном отделении, палатах и коридорах с помощью запасных штепсельных розеток. Особое внимание обращается на технические устройства подключения к электросетям, способность их противостоять резким колебаниям при землетрясении (в сейсмоопасных зонах).
Аварийное теплоснабжение обеспечивается созданием запасов газа в баллонах и других видов топлива (для котельных или печей) на период восстановления основного источника теплоснабжения, а также возможностью подачи газа от внешних сетей с помощью гибких муфт и специальных устройств.
Водоснабжение в ЧС обеспечивается путем создания запасов питьевой воды из расчета 2 л/сут. на больного (пострадавшего) и технической воды – по 10 л/сут. на койку. Аварийные емкости устанавливаются в верхней части здания или в отдельной водонапорной башне (бассейне). Предусматривается возможность подачи воды с помощью трубопроводов (гибких шлангов) от внешних сетей или подвижных средств, с применением специальных присоединительных конструкций.
Канализационная система в лечебных учреждениях, которые по плану предназначены для приема пораженных с территорий, находящихся на следе радиоактивного облака, должна обеспечивать проведение дезактивации с учетом безопасности для персонала и окружающей среды (специальные отстойники в системе очистных сооружений).
При проектировании ЛПУ, в которые могут поступать пораженные после воздействия РВ, необходимо соблюдать требования, соответствующие II классу работ с радиоактивными источниками.
Для защиты зданий лечебных учреждений от радиоактивных и химических веществ, задымленности и других вредных факторов создается максимально возможная герметичность внутренних помещений при закрытых окнах; система вентиляции должна при необходимости создавать подпор воздуха в палатах, операционных и процедурных и иметь систему фильтров в местах забора воздуха.
Система внутрибольничной безопасности от поражающих факторов (пожаро- и взрывоопасные вещества, устройства и материалы; ядовитые и радиоактивные вещества; материалы, содержащие патогенные для человека бактерии, вирусы и грибы) должна планироваться и создаваться таким образом, чтобы больные и пораженные не имели контактов с перечисленными факторами. Это достигается рациональным распределением потоков больных и обслуживающего персонала, а также рациональным размещением и оборудованием соответствующих помещений больницы, созданием системы вентиляции и шлюзов, препятствующих распространению вредных факторов за пределы рабочих помещений.