Обогатительною устройства; 11 – стопорный винт корпуса; 12 - грибок-пробка.
Педаль (рычаг) тормоза колеса имеет приваренную к ней ось. На конце оси педали при
помощи шлицевого соединения и гайки укреплен двуплечий рычаг с отверстиями на концах. В
нижнее отверстие вставляется крючок троса тормоза заднего колеса, а в верхнее - конец
пружинной тяги включения стоп-сигнала. Рычаг тормоза укреплен и поворачивается во втулке
кронштейна, который крепится к раме и к подножке водителя.
Педаль переключения передач и пускового механизма имеет шлицевое соединение с валом
и зафиксирована на нем стяжным болтом, который входит в кольцевую проточку вала и
предотвращает соскакивание педали даже при ослаблении затяжки болта.
Тросы управления состоят из многожильных стальных тросов с наконечниками,
заключенными в спиральную оболочку, покрытую пластиком. Пластик надежно предохраняет
внутреннюю полость оболочки от попадания в нее пыли и влаги.
Длина оболочки у тросов сцепления и тормоза переднего колеса регулируется при помощи
штуцеров, смонтированных в оболочке троса. У мотоциклов моделей 353/04 и 354/04
регулировочные штуцера расположены на руле и ввинчиваются в кронштейны рычагов тормоз
и сцепления.
Регулировка и профилактическое обслуживание. Вращающаяся рукоятка газа должна
легко и плавно поворачиваться в обе стороны. Возможность произвольного возвращения
рукоятки в нормальное положение (положение малых оборотов холостого хода двигателя)
определяется желанием и привычками водителя и регулируется винтом, расположенным внизу -
спереди в корпусе рукоятки.
В процессе эксплуатации необходимо систематически следить за надежностью крепления
рычагов к кронштейнам руля и периодически смазывать консистентной смазкой 1-13 или
солидолом оси и боковые поверхности рычагов, входящие в кронштейн.
Ось рычага тормоза заднего колеса в период обкатки нужно смазывать примерно через 1-2
тыс. км пробега или при появлении скрипа в этом узле. Перед смазкой нужно очистить от грязи
зазор между втулкой и рычагом, затем закапать в него несколько капель автола, нажимая и
двигая при этом рычаг тормоза. В дальнейшем ось рычага тормоза можно смазывать
консистентной смазкой 1-13 один или два раза в сезон в зависимости от интенсивности
эксплуатации.
Необходимо следить за состоянием наружных оболочек тросов. Участки оболочек,
касающиеся деталей мотоцикла, необходимо дополнительно обматывать изоляционной лентой,
тем самым предохранения их от протирания. Поврежденную наружную оболочку троса можно
восстановить, надев на оголенный участок хлорвиниловую трубку или обмотав его
изоляционной лентой.
Неисправности органов управления.
Рукоятка газа очень часто имеет свободное перемещение вдоль руля. Оно происходит в
результате ослабления затяжки винта, крепящего грибок-заглушку к трубе руля, или при
ослаблении затяжки винта, крепящего обойму рукоятки газа к трубе руля. Устраняется затяжкой
указанных винтов и обойме и в грибке.
Тугое вращение или заедание рукоятки газа происходит, если она не смазана или если
очень туго затянут регулировочный винт в обойме (последнее встречается редко, обычно бывает
наоборот - ручка не фиксируется в оставленном положении).
Заедание рукоятки газа может происходить при чрезмерном износе ее деталей (из-за
образования перекосов). Устраняется заменой ползуна или всей рукоятки в сборе.
Педаль переключения передач обычно имеет одну неисправность - люфт на валу. Это
неисправность, с которой мотоциклист сталкивается, но обычно не обращает на нее внимания.
Вначале этот люфт возникает от ослабления затяжки болта, крепящего педаль на вал. Если на
это не обратить внимания, произойдет износ шлицев педали и уже затяжкой болта люфт не
устранить; потребуется замена педали, а иногда даже вала.
Тугое движение тросов в оболочках наблюдается в том случае, если они не смазаны. Тугое
движение сопровождается скрипом. Неплавное движение троса в оболочке может происходить
тогда, когда у троса перетерлась жила. Перетирание тросов обычно происходит местах входа
или выхода их из штуцеров. Поэтому при профилактических осмотрах всегда следует обращать
внимание на места входа и выхода тросов. Скрипящий трос надо смазать, а трос с лопнувшей
жилой заменить.
Контрольные приборы
Устройство. Контрольными приборами, установленными на мотоциклах "Ява", являются
спидометр, укрепленный в верхнем кожухе фары, две контрольные лампы - указатели
включения батарейного зажигания и нейтрального положения в коробке передач, и датчик
указателя нейтрального положения в коробке передач. У мотоциклов моделей 353/04 и 354/04
лампы расположены в патронах, укрепленных в кожухе фары на кронштейне крепления
спидометра (рис. 77). Их свет виден в верхней части шкалы спидометра.
Рис. 77. Кронштейн крепления спидометра моделей 353/04 и 354/04, контрольные
лампы и их патроны:
1 - кронштейн; 2 - винты крепления проводов; 3 - патроны ламп; 4 - лампы 6В. 1.5 Вт.
На этих моделях мотоциклов "Ява" шкала спидометра не оборудована подсветом, что
создает известные неудобства при езде в темное время суток. Этот недостаток легко устраним.
Патрон для лампы можно приобрести или изготовить по аналогии с патронами контрольных
ламп. Держатель патрона лампы изготавливается из жести и устанавливается на кронштейне,
крепящем спидометр к корпусу фары.
Клемму патрона нужно соединить куском монтажного провода с клеммой 58 центрального
переключателя. Никакого дополнительного устройства для включения подсвета шкалы не
требуется, гак как лампа будет включаться одновременно с любыми осветительными приборами
мотоцикла.
Профилактическое обслуживание. Для обеспечения бесперебойной работы контрольных
ламп необходимо следить за контактированием их патронов в держателях и за надежностью
прикрепления проводов к клеммам. Необходимо учитывать, что неплотная посадка патронов
ламп в держателях может привести к выпадению патронов из держателей (во время езды по
плохой дороге) и вызвать короткое замыкание в цепи электрооборудования.
Смазка гибкого вала привода спидометра производится после снятия оптического элемента
фары и отсоединения вала от спидометра и картера двигателя. После освобождения концов вала
в него сверху маленькими порциями заливается жидкое масло. Сначала с нижнего конца вала
будет выходить грязное масло, затем чистое. После того, как покажется чистое масло, процесс
смазки можно считать законченными. Дав стечь излишкам масла из оболочки вала, его
можно вставить на место и закрепить головки шатуна или замену подшипника нижней головки
шатуна следует делать не раньше, как после износа двух или трех коренных подшипников.
Передняя вилка. Замену перьев вилки или перешлифовку основной трубы и подвижного
наконечника следует делать не раньше, как после износа двух-трех комплектов направляющих
втулок.
Задняя качающаяся вилка. Ось (палец) задней качающейся вилки следует менять после
износа двух комплектов втулок задней качающейся вилки. Конечно, после замены одной
трущейся детали (из пары) срок службы вновь установленной детали будет меньше, чем
аналогичной детали до замены. Но часто такой способ замены одной детали из пары является
единственно возможным и экономически целесообразны вариантом восстановления
удовлетворительной работоспособности изношенного узла до замены всего узла или расточки
(шлифовки и т.д.) второй детали.
Исходя из вышеизложенной закономерности износа трущихся пар, следует приобретать
запасные части для мотоцикла и использовать их в приведенном соотношении во время
ремонта.