Возвращение моей души: собственный опыт
Я уже упоминала о том, что возвращение души — это не конец работы, а скорее её начало. Когда происходит эта церемония, клиент проводит час или два с шаманом. Что же он испытывает, выйдя за дверь и оставшись один на один с собой?
Вот как Уэнди описывает своё первое возвращение души, которое она воскресила в памяти по частям.
Когда я вернулась домой, я чувствовала себя немного возбужденной, как будто привела с собой гостей. Мне захотелось, чтобы моя квартира была в большем порядке: я боялась, что мои новые части не захотят здесь остаться. Эта моя первая ночь была очень трудной, я пыталась обсудить с вновь присоединившимися частями, что может помочь им остаться со мной. Вмешалась пятилетняя девочка и потребовала, чтобы я добавила немного веселья. Ей нравились независимость и свобода, которые были в моей жизни. С высоты своих двадцати семи лет я действительно не могла четко ответить на вопрос, что ей нужно, чтобы она осталась.
В следующие семь дней мне стало ясно, что моя повседневная жизнь делает поворот. Я стала более сосредоточенной, более организованной и аккуратной, как будто у меня вдруг появился руководитель или сила, направляющая меня. Я почувствовала, что двадцатисемилетняя женщина нуждается в том, чтобы быть нужной, и она ответила на мой вопрос делом. Она увидела, что она может помочь мне, направить и сыграть активную роль в моей жизни, и это сделает её счастливой.
Теперь, когда я пишу эти строки, я понимаю, что третья часть была возвращена из глубокого подземелья — совсем замученная, растерзанная часть. В этот первый вечер, когда я спрашивала, что может помочь этим частям остаться, ответ был очень спокойным: «Заботься обо мне». В последовавшие за этим недели я старалась быть особенно нежной с собой, как будто я заботилась о ребёнке. Я стала дольше принимать ванну, внимательнее относилась к своим медитациям, играла спокойные музыкальные пьесы, зажигала свечи и просто старалась не добавлять напряжения. Я хотела, чтобы двадцатисемилетняя женщина знала, что она любима, желанна, уважаема и защищена.
Прошло уже шесть недель с моего первого возвращения души, и её части чувствуют себя теперь как одно целое: я сильнее ощущаю себя присутствующей в теле. Я пытаюсь понять, какая травма заставила страдать каждую из них, и благодарю их за то, что они вернулись.
Санди вспоминает время после возвращения своей души:
Во вторник вечером, перед тем как лечь спать, я попросила мою маленькую девочку остаться. Я сказала, что я должна получить во сне знак или символ, объясняющий, как сделать дом для неё счастливым. Утром я не могла вспомнить свой сон, но днем передо мной возник образ мамы и сестер, прыгающих через скакалку. Перед ужином, после медитации, чтобы расслабиться, я поговорила со своей маленькой девочкой. Я опять попросила её остаться. Что ещё я могу сделать, чтобы держать её со мной? Единственный образ, который появился передо мной, была маленькая девочка, прыгающая через скакалку. Ладно, после этой медитации я начну прыгать через скакалку, но чему это меня научит? И в ответ в моей голове прозвучал чистый, как звоночек, голос: «Учись играть».
Опять воспользовавшись глубоким дыханием, чтобы расслабиться, я поговорила со второй душой. Я пригласила её домой и спросила, что я должна сделать, чтобы удержать её со мной. Я успокоила свой ум и через несколько минут услышала звуки падающего дождя (теплого весеннего дождя, легкого и ровного).
Я позвала свою третью душу и, пригласив её домой, спросила, что я могу сделать, чтобы помочь ей остаться. Несколько минут я оставалась в очень расслабленном состоянии, мой ум был исключительно ясен. Потом я почувствовала на щеке слезу.
Я поднялась и вышла во двор со скакалкой в руке и стала через неё прыгать. Сами собой стали вспоминаться песни моего детства. После этого я села на скамейку, чтобы насладиться теплом солнечных лучей. Я отдыхала, опустив голову на руки. Когда я перед ужином прогуливала собаку, я чувствовала необыкновенную лёгкость, что-то словно поднимало мою грудную клетку вверх. Все вокруг казалось очень ясным, как будто светилось изнутри
Реакция психотерапевта
Сьюзен, психотерапевт из Дании, прислала мне следующее письмо. Получив назад свою душу, она рекомендовала эту процедуру нескольким своим клиентам.
Дорогая Сандра,
Мы с Джонатаном осуществили уже примерно двадцать— двадцать пять возвращений души, и мне хочется написать несколько слов о том, какое действие оказывает возвращение души на тех клиентов, с которыми мне пришлось работать после этого.
За год, который я проработала вместе с Джонатаном, я стала более основательным психотерапевтом, в том смысле, что стала работать над освобождением своих клиентов от тех уз, которые привязывали их к родителям. (Это наверняка результат возвращения моей души, во что я не собираюсь здесь вникать.) Многие из моих клиентов росли вместе с родителями, которые отвергали их эмоционально, и мне стало ясно, что в нашей культуре часто существует тайный договор между родителями и детьми о том, что все, что делают родители для своих детей, они делают из любви.
Я увидела прямую связь между той точкой, из которой исходит эта ложь, и центром силы отдельного человека, которую я назвала «ребёнком». Если дети постоянно вынуждены защищать либо своих родителей, либо себя от своих родителей, вся сила, которую они должны использовать для собственного развития, теряется и переходит к родителям (или к кому-то из них).
Внутренние ресурсы ребёнка используются другими быстрее, чем он может их восстанавливать. Очень печально одиночество такого ребёнка. В некоторых жизненных ситуациях ложь не может скрыть того факта, который имел место всегда: что родители (или кто-то из родителей) не способны дать ребёнку любовь и защиту. Такие ситуации приводят к травмам.
Именно эти травмы я вытаскиваю из своих клиентов, и именно тот хаос и пустоту, которые окружают эти травмы, они так боятся испытать. Для такой работы удивительно эффективным инструментом служит возвращение души, что позволяет вернуть силу ребёнку. Пользуясь известными мне ранее методами, я могла научить клиентов мысленно уходить от тех ситуаций, где они оказывались в роли жертвы. С возвращением души, я чувствую, они могут вернуть силу внутреннему ребёнку, который её утратил.
Я заметила, что несколько из моих клиентов после того, как им была возвращена душа, выражали гнев, тогда как до этого они испытывали чувство вины. Многие из тех, с кем я работала, после того, как они в течение многих лет производили энергию только для кого-то другого, чувствовали себя обессиленными и отвергнутыми. Возвращение души вернуло им энергию, так что мы смогли работать вместе, проходя через перенесенные ими травмы и достигая зрелости, необходимой для естественного развития.
После возвращения души люди часто принимают твердые решения. Одна женщина, которая как раз перед этим стала отпускать свою дочь в общество, больше не боялась видеть в ней независимого человека. Другая поняла, что она ошиблась, выбрав профессию медсестры, и что ей лучше заняться бизнесом. Ещё одна вдруг вспомнила, что в детстве была совращена; четвертая смогла увидеть, как её мать психически терроризировала ее, и стала заниматься этой проблемой.
У меня была одна клиентка, при работе с которой я не надеялась на большой успех, потому что она продолжала отводить себе роль жертвы в любой жизненной ситуации. После возвращения души она, как и следовало ожидать, стала лучше выражать свои чувства. Она тоже прошла через сексуальное совращение и при этом росла в фундаменталистской религиозной среде — два фактора, которые я часто замечала и у других клиентов.
Удивительно, сколько моих клиентов сразу же понимали, что такое утрата души, они понимали, что утратили часть своей души и что для того, чтобы стать завершенными, сильными людьми, им нужно вернуть её обратно. Такое представление является вполне логичным для большинства моих клиентов, даже несмотря на то, что они никогда не исследовали эти необычные царства.
Один психотерапевт, Кевин, написал мне, чтобы рассказать о том, как его клиенты переживают возвращение души. Он пишет, что клиенты жаловались на подавленность, но, по его мнению, они многого «не чувствовали» до возвращения души. Получив её обратно, они обнаруживают, что их восприятие стало более острым. Цвета стали ярче, мир более структурированным, более чувственным. Люди опять открывают образы, которыми владеет сама жизнь, и начинают замечать очарование своего внутреннего ребёнка.
Кевин находит, что изменение уровня чувствительности происходит у клиента немедленно. Даже негативные чувства переживаются полнее. У клиентов появляется ощущение бодрости и желание жить.
Как показывает опыт Кевина, те клиенты, травма которых была не слишком сильной, начинают чувствовать себя лучше сразу же по возвращении души, тогда как пережившие более серьезную травму сталкиваются с большими трудностями. Для таких клиентов очень важную роль играет последующее обсуждение.
Большинство людей волнует и одновременно пугает то, что они опять будут обладать этими частями души. Гладко ли пройдет их воссоединение? Принесет ли оно радость? Не будет ли больно? Какие требования предъявит возвращенная душа?
Хотя ответы на эти вопросы всегда разные для каждого из получивших душу обратно, каждый согласится с одним: это большой праздник.
Ограничения в работе
Не каждый из тех, кто приходит, чтобы вернуть душу, переживает яркие последствия — а иногда вообще не чувствует никакого эффекта. Я человек, который по-настоящему наслаждается тайнами Вселенной, и я не считаю, что все можно понять. Тем не менее, я вижу множество причин, почему возвращение души может никак не ощущаться. Во-первых, утрата души может оказаться не настолько значительной, чтобы оказать заметное или ощутимое действие: влияние может быть настолько слабым, что человек его едва ощущает.
Или же кто-то думает, что хочет вернуть душу, но на подсознательном уровне он может быть не готов получить её обратно. Он может не хотеть отпустить свою болезнь — бывает, что очень страшно отпустить старое и знакомое и пуститься в неизвестное. А бывает и так, что человек не готов к сознательной встрече с вернувшимися воспоминаниями. К такой необходимости подождать нужно отнестись с уважением. Каждый из нас уникален, и для каждого нужно правильно выбирать время для лечения, изменения и переживания старых травм.
Человек может считать шаманизм и возвращение души чем-то слишком «причудливым». Когда работа отвергается и не признается, это препятствует любому положительному действию.
Некоторые прямо говорят мне, что не хотят возвращения души. Иногда я слышу это от переживших инцест, такие люди заявляют: «Я не готов к тому, чтобы моя душа вернулась обратно». Опять-таки я подчеркиваю, что всегда отношусь к такой реакции с уважением и советую людям поискать помощи в подготовке к возвращению души.
Так много существует «дорог, ведущих в Рим»; шаманское возвращение души — это всего лишь один из способов помочь кому-то достичь состояния целостности.
Кое-что ещё
Можно рассказать много историй. Каждая из них особая и каждая показывает, как возвращение души может помочь нам открыть себя силе и красоте окружающего нас мира, стать по-настоящему частью этого мира.
Маргарет, моя дорогая подруга, пишет:
С тех пор как ко мне вернулась я-четырехлетняя... эта часть, как ни странно, стала самой неотъемлемой моей частью. Теперь к моим услугам радость и мужество, честность и прямота. Не похоже, чтобы она просто зацепилась или остановилась на время... она представляется той частью меня самой, которая больше всего изменяется. Это часть меня, и она «есть», когда бы я ни захотела её почувствовать или когда бы у меня ни возникла в этом необходимость. Но это больше, чем выздоровление... эта часть — окно между измерениями, дверной проем, в который втягиваются все измерения, или то, через что я могу проходить, чтобы жить или получать знания из других измерений. Мои воспоминания плывут надо мной, слияние настолько приятно, скорее, похоже на кусочек мозаики, чем на бомбу замедленного действия.
Лэрри пишет:
Похоже, одно из интересных последствий заключается в том, что мои ощущения и восприятие того, что происходит вокруг меня, стали более глубокими, «бытие» стало богаче. Все кажется более «реальным», я сильнее ощущаю себя частью того, что меня окружает.
Джессика, которая страдала хронической депрессией, поделилась несколькими мыслями, которые возникли у неё после возвращения души:
Ожидание, когда опять вернусь домой, пребывание один на один с собой. Кто может знать, где я была, кроме тех, кто сам побывал в царстве тьмы? Я вижу свет; он проникает в моё сердце, когда я заключаю мир с Творцом — творцом любви, жизни и волшебства. И кто, кроме тех, кто знает, кто совершал путешествия и видел невидимые пространства, заглянув в мои глаза, увидит, где летала моя душа? Чтобы пригласить меня домой и создать дом, прекрасный дом, где мы любимы и счастливы, где мы купаемся в свете жизни. Душа — источник радости.
Много лет назад, отправившись в путешествие, я получила следующее сообщение: «Земля поддержит всё, что поддерживает жизнь». После возвращения души я обнаружила, что нельзя больше оставаться «в оцепенении». Чтобы прекратить жестокость и несправедливость, каждый из нас должен принимать личные и планетарные решения.
Решит ли человек избавиться от вредных привычек или нарушений пищеварения, поменять работу, разорвать отношения, принять более активное участие в политической жизни или попытаться осознать, почему мы продолжаем загрязнять окружающую среду, мы все должны нести за это ответственность. Мы должны проснуться и привести свою реальность в состояние гармонии с Природой, обеспечить такое существование, когда знаешь, что все возможно.