Руководит работой подчиненного ему среднего и младшего персонала, проверяет правильность и своевременность выполнения всех назначений.
Эффективность лечебно-профилактических мероприятий в больнице во многом зависит от организации надлежащего лечебно-охранительного режима. Лечебно-охранительный режим предусматривает создание благоприятных условий для эффективного лечения, нравственного и психического покоя, уверенности больных в быстром и полном выздоровлении. Медицинский персонал обязан внимательно и чутко относиться к больным, не допускать неуместных разговоров в присутствии больных, шума в больничных коридорах, четко соблюдать распорядок дня в отделениях.
Оценка деятельности больницы проводится на основе анализа отчета лечебно-профилактического учреждения. При этом необходимо отдельно рассматривать показатели, характеризующие объем и организацию работы (состав коечного фонда, среднегодовая занятость койки, средняя длительность пребывания больного на койке, оборот койки и др.) и качество деятельности стационара (частота послеоперационных осложнений, больничная летальность и др.).
Методика расчета основных показателей деятельности стационара1. Обеспеченность населения стационарной помощью (на 10 тыс. населения):Среднегодовое число коек × 10 000
Общая численность населения
Норматив числа коек на 10 000 человек – всего 121,8 койки, в том числе: терапевтических – 20,35, педиатрических – 1,68, стоматологических – 0,44, хирургических – 10,45, акушерских – 3,75, гинекологических – 6,07, кардиологических – 2,96.
2. Число пролеченных (пользованных) больных:
Число поступивших + выбывших (сумма выписанных и умерших) больных
3. Уровень госпитализации (на 1000 населения):
Число пролеченных больных × 1000
Общая численность населения
Ожидаемое число госпитализаций. Всего на 1000 населения – 243,0, в том числе: терапия – 39,42, педиатрия – 4,39, стоматология – 1,16, хирургия – 28,71, акушерство – 12,58, гинекология – 23,64.
4. Среднегодовая занятость больничной койки (функция, работа койки за год):
Проведено больными койко-дней
Среднегодовое число коек
В целом по стационару норматив равен 320–340 дням в год. Исключение составляют инфекционные отделения, родильные дома, специализированные детские отделения, в которых среднегодовая занятость ниже в связи с особенностями санитарно-эпидемиологического режима и колеблется от 250 до 300 дней в году.
5. Средняя длительность пребывания больного на койке (длительность лечения):
Число проведенных больными койко-дней
Число пролеченных больных
Фактическая средняя продолжительность пребывания больного в многопрофильном стационаре по РФ в настоящее время составляет
12–14 дней, длительность лечения по каждому профилю установлена Программой госгарантий, в том числе в терапевтических отделениях – 13,5, в хирургических – 11, родильных – 7, травматологических – 15, туберкулезных – 60 дней.
6. Оборот койки:
Число пролеченных больных
Среднегодовое число коек
Показатель дает представление о числе больных, получивших лечение в стационаре в течение года на одной койке. Зависит от средней длительности пребывания больного на койке в году. Оборот койки в городских больничных учреждениях по плановым нормативам составляет примерно 22–24 раза. Показатель оборота койки вычисляется как в целом по больнице, так и по отделениям.
7. Время простоя койки:
Число дней в году (365) – фактическое число дней занятости койки в году
Оборот койки
Показатель характеризует среднее время простоя койки от момента выписки предыдущего больного до момента поступления следующего и составляет по РФ 1–2 дня.
8. Больничная летальность (%):
Число умерших больных в стационаре × 100 %
Число пролеченных больных
Нормативов летальности не существует. Летальность зависит от состава больных в отделении, от возраста, пола больных, тяжести заболевания, своевременности госпитализации, от предыдущего амбулаторного лечения и др. Больничная летальность в РФ составляет 1,5 % в стационарах для взрослых и подростков и 0,4 % в стационарах для детей, в том числе в связи с туберкулезом органов дыхания – 7,1 %, сепсисом – 22,6 %, новообразованиями – 5,8 %, болезнями органов дыхания – 1,0 %, болезнями системы кровообращения – 4,6 %, инфарктом миокарда – 43,1 %.
9. Структура госпитализированных больных по отдельным нозологическим формам заболеваний (%):
Число выбывших из стационара с одной нозологической формой заболевания × 100 %
Число всех выбывших из стационара больных
Рассчитывается по нескольким формам заболеваний.
10. Структура причин больничной летальности (%):
Число умерших больных с одной нозологической формой в стационаре × 100 %
Число умерших больных в стационаре
Рассчитывается по каждой форме заболевания.
11. Послеоперационная летальность (на 100 оперированных больных или в %):
Число умерших оперированных больных × 100
Число оперированных больных
Уровень послеоперационной летальности составляет в РФ – 0,5–0,7 %.
12. Нагрузка врача в стационаре (число коек на 1 занятую должность):
Число среднегодовых коек в стационаре (отделении)
Число занятых врачебных должностей в стационаре
В соответствии с порядками нагрузка врача составляет в среднем 15–20 коек на одну должность (см. порядок по профилю).
13. Хирургическая активность стационара (%):
Число оперированных больных × 100 %
Число пролеченных больных
В многопрофильной больнице – 60–65 %, в специализированной (офтальмологической, онкологической) – до 90–95 %.
14. Хирургическая активность врача-хирурга (число операций на 1 занятую должность):
Число операций
Число занятых должностей хирургического профиля
Норматив не установлен.
15. Удельный вес операций с применением новых технологий (лазерных, эндоскопических, робототехники и др.) в %:
Число операций с применением новых технологий × 100 %
Общее число операций
16. Удельный вес экстренных операций (%):
Число экстренных операций × 100 %
Общее число операций
17. Послеоперационная летальность при экстренных операциях (%):
Число умерших после экстренных операций × 100 %
Общее число экстренных операций
Вопросы по теме
1. Особенности развития стационарной помощи на современном этапе, структура и задачи стационара городской больницы.
2. Организационная работа приемного отделения больницы.
3. Особенности организации терапевтического и хирургического стационара в соответствии с порядками оказания медицинской помощи.
4. Функциональные обязанности врача-ординатора стационара.
5. Лечебно-охранительный режим в больнице.
6. Основные учетные и отчетные формы деятельности стационара, показатели эффективности использования коечного фонда и работы хирургической службы.
7. Выполнение самостоятельного задания – расчет основных показателей деятельности стационара (задача 111) [1].
Рекомендательный библиографический список
Основной
1. Лисицын, Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение [Текст]: учебник / Ю. П. Лисицын, Н. В. Полунина. – М.: Медицина, 2002. – С. 222–232.
2. Лисицын, Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение [Текст]: учебник / Ю. П. Лисицын. – М.: Медицина, 2007. – С. 328–334.
3. Захарова, Е. В. Сборник задач и самостоятельных работ [Текст] / Е. В. Захарова, И. Л. Сизикова. – Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2014. – С. 59.
4. Кучеренко, В. З. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения [Текст]: учебное пособие / В. З. Кучеренко. –
4-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 192 с.
Дополнительный
1. Кича, Д. И. Руководство к занятиям по анализу и оценке общественного здоровья и здравоохранения (с применением медицинских информационных систем, компьютерных и телемедицинских технологий) [Текст]: учебное пособие / Д. И. Кича, В. И. Чернов, Н. Г. Куликова; под ред. академика РАМН, проф. И. Н. Денисова. – М., 2008. – 178 с. (электронная версия).
2. Медик, В. А. Руководство по статистике здоровья и здравоохранения [Текст]: руководство / В. А. Медик, М. С. Токмачев. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2006. – 528 с.
3. Методические разработки семинарских занятий по курсу «Санитарная статистика» [Текст] / второй выпуск; под ред. П. А. Душенкова, Г. Н. Царик. – Кемерово, 2005. – 114 с.
4. Общественное здоровье и здравоохранение [Текст]: учебное пособие / под ред. Г. И. Куценко, А. И. Вялкова. – М: Медицина, 2003. – 495 с.
Электронные носители
1. Образовательный портал ХГУ им. Н. Ф. Катанова. – URL: http://edu.khsu.ru
2. ЭБС «Консультант студента» / Издательство ГЭОТАР-Медиа. – URL: http://studmedlib.ru/
Практическое занятие 14.
Особенности организации службы охраны здоровья матери
и ребенка. Анализ показателей деятельности
женской консультации, учреждений родовспоможения
и детства
Актуальность темы
Служба охраны здоровья матери и ребенка (ОЗМиР) – система государственных и общественных мероприятий, направленных на сохранение репродуктивного здоровья женщины и здоровья ребенка, укрепление семьи, создание наиболее благоприятных условий для воспитания детей, их физического, интеллектуального и нравственного развития. Правовые нормы, обеспечивающие охрану здоровья женщины-матери и подрастающего поколения, закреплены в Конституции и других законодательных актах нашего государства. Основными компонентами системы ОЗМиР являются: организация особого медицинского обслуживания женщин и детей, предоставление беременным женщинам отпуска по беременности и родам, создание сети дошкольных учреждений, предоставление социальных льгот семьям, имеющим детей.
Основная задача учреждений системы ОЗМиР – снижение материнской и младенческой смертности, заболеваемости детей, достижение высокого уровня здоровья в различные периоды их развития. Комплексными программами охраны здоровья предусматривается интеграция деятельности государственных, ведомственных служб и медицинских учреждений по охране здоровья женщин и детей.
Цели занятия:
– изучить организационные основы системы охраны здоровья матери и ребенка, этапы оказания лечебно-профилактической помощи женщинам и детям;
– знать структуру, штаты, содержание работы учреждений системы ОЗМиР и их подразделений, организацию диспансеризации беременных женщин, гинекологических больных, новорожденных и детей первого года жизни, детей по возрастным группам;
– сформулировать функциональные обязанности участкового акушера-гинеколога и педиатра;
– овладеть методикой вычисления и анализа показателей работы женской консультации, родильного дома, детской больницы и поликлиники;
– применить на практике полученные знания и выполнить самостоятельные индивидуальные задания.
Исходный уровень знаний и умений, необходимых для достижения поставленных целей:основы медицинской статистики и информатики, навыки работы с компьютером на уровне пользователя.