Руководит работой подчиненного ему среднего и младшего персонала, проверяет правильность и своевременность выполнения всех назначений.

Эффективность лечебно-профилактических мероприятий в больнице во многом зависит от организации надлежащего лечебно-охранительного режима. Лечебно-охранительный режим предусматривает создание благоприятных условий для эффективного лечения, нравственного и психического покоя, уверенности больных в быстром и полном выздоровлении. Медицинский персонал обязан внимательно и чутко относиться к больным, не допускать неуместных разговоров в присутствии больных, шума в больничных коридорах, четко соблюдать распорядок дня в отделениях.

Оценка деятельности больницы проводится на основе анализа отчета лечебно-профилактического учреждения. При этом необходимо отдельно рассматривать показатели, характеризующие объем и организацию работы (состав коечного фонда, среднегодовая занятость койки, средняя длительность пребывания больного на койке, оборот койки и др.) и качество деятельности стационара (частота послеоперационных осложнений, больничная летальность и др.).

Методика расчета основных показателей деятельности стационара1. Обеспеченность населения стационарной помощью (на 10 тыс. населения):

Среднегодовое число коек × 10 000

Общая численность населения

Норматив числа коек на 10 000 человек – всего 121,8 койки, в том числе: терапевтических – 20,35, педиатрических – 1,68, стоматологических – 0,44, хирургических – 10,45, акушерских – 3,75, гинекологических – 6,07, кардиологических – 2,96.

2. Число пролеченных (пользованных) больных:

Число поступивших + выбывших (сумма выписанных и умерших) больных

3. Уровень госпитализации (на 1000 населения):

Число пролеченных больных × 1000

Общая численность населения

Ожидаемое число госпитализаций. Всего на 1000 населения – 243,0, в том числе: терапия – 39,42, педиатрия – 4,39, стоматология – 1,16, хирургия – 28,71, акушерство – 12,58, гинекология – 23,64.

4. Среднегодовая занятость больничной койки (функция, работа койки за год):

Проведено больными койко-дней

Среднегодовое число коек

В целом по стационару норматив равен 320–340 дням в год. Исключение составляют инфекционные отделения, родильные дома, специализированные детские отделения, в которых среднегодовая занятость ниже в связи с особенностями санитарно-эпидемиологического режима и колеблется от 250 до 300 дней в году.

5. Средняя длительность пребывания больного на койке (длительность лечения):

Число проведенных больными койко-дней

Число пролеченных больных

Фактическая средняя продолжительность пребывания больного в многопрофильном стационаре по РФ в настоящее время составляет
12–14 дней, длительность лечения по каждому профилю установлена Программой госгарантий, в том числе в терапевтических отделениях – 13,5, в хирургических – 11, родильных – 7, травматологических – 15, туберкулезных – 60 дней.

6. Оборот койки:

Число пролеченных больных

Среднегодовое число коек

Показатель дает представление о числе больных, получивших лечение в стационаре в течение года на одной койке. Зависит от средней длительности пребывания больного на койке в году. Оборот койки в городских больничных учреждениях по плановым нормативам составляет примерно 22–24 раза. Показатель оборота койки вычисляется как в целом по больнице, так и по отделениям.

7. Время простоя койки:

Число дней в году (365) – фактическое число дней занятости койки в году

Оборот койки

Показатель характеризует среднее время простоя койки от момента выписки предыдущего больного до момента поступления следующего и составляет по РФ 1–2 дня.

8. Больничная летальность (%):

Число умерших больных в стационаре × 100 %

Число пролеченных больных

Нормативов летальности не существует. Летальность зависит от состава больных в отделении, от возраста, пола больных, тяжести заболевания, своевременности госпитализации, от предыдущего амбулаторного лечения и др. Больничная летальность в РФ составляет 1,5 % в стационарах для взрослых и подростков и 0,4 % в стационарах для детей, в том числе в связи с туберкулезом органов дыхания – 7,1 %, сепсисом – 22,6 %, новообразованиями – 5,8 %, болезнями органов дыхания – 1,0 %, болезнями системы кровообращения – 4,6 %, инфарктом миокарда – 43,1 %.

9. Структура госпитализированных больных по отдельным нозологическим формам заболеваний (%):

Число выбывших из стационара с одной нозологической формой заболевания × 100 %

Число всех выбывших из стационара больных

Рассчитывается по нескольким формам заболеваний.

10. Структура причин больничной летальности (%):

Число умерших больных с одной нозологической формой в стационаре × 100 %

Число умерших больных в стационаре

Рассчитывается по каждой форме заболевания.

11. Послеоперационная летальность (на 100 оперированных больных или в %):

Число умерших оперированных больных × 100

Число оперированных больных

Уровень послеоперационной летальности составляет в РФ – 0,5–0,7 %.

12. Нагрузка врача в стационаре (число коек на 1 занятую должность):

Число среднегодовых коек в стационаре (отделении)

Число занятых врачебных должностей в стационаре

В соответствии с порядками нагрузка врача составляет в среднем 15–20 коек на одну должность (см. порядок по профилю).

13. Хирургическая активность стационара (%):

Число оперированных больных × 100 %

Число пролеченных больных

В многопрофильной больнице – 60–65 %, в специализированной (офтальмологической, онкологической) – до 90–95 %.

14. Хирургическая активность врача-хирурга (число операций на 1 занятую должность):

Число операций

Число занятых должностей хирургического профиля

Норматив не установлен.

15. Удельный вес операций с применением новых технологий (лазерных, эндоскопических, робототехники и др.) в %:

Число операций с применением новых технологий × 100 %

Общее число операций

16. Удельный вес экстренных операций (%):

Число экстренных операций × 100 %

Общее число операций

17. Послеоперационная летальность при экстренных операциях (%):

Число умерших после экстренных операций × 100 %

Общее число экстренных операций

Вопросы по теме

1. Особенности развития стационарной помощи на современном этапе, структура и задачи стационара городской больницы.

2. Организационная работа приемного отделения больницы.

3. Особенности организации терапевтического и хирургического стационара в соответствии с порядками оказания медицинской помощи.

4. Функциональные обязанности врача-ординатора стационара.

5. Лечебно-охранительный режим в больнице.

6. Основные учетные и отчетные формы деятельности стационара, показатели эффективности использования коечного фонда и работы хирургической службы.

7. Выполнение самостоятельного задания – расчет основных показателей деятельности стационара (задача 111) [1].

Рекомендательный библиографический список

Основной

1. Лисицын, Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение [Текст]: учебник / Ю. П. Лисицын, Н. В. Полунина. – М.: Медицина, 2002. – С. 222–232.

2. Лисицын, Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение [Текст]: учебник / Ю. П. Лисицын. – М.: Медицина, 2007. – С. 328–334.

3. Захарова, Е. В. Сборник задач и самостоятельных работ [Текст] / Е. В. Захарова, И. Л. Сизикова. – Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2014. – С. 59.

4. Кучеренко, В. З. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения [Текст]: учебное пособие / В. З. Кучеренко. –
4-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 192 с.

Дополнительный

1. Кича, Д. И. Руководство к занятиям по анализу и оценке общественного здоровья и здравоохранения (с применением медицинских информационных систем, компьютерных и телемедицинских технологий) [Текст]: учебное пособие / Д. И. Кича, В. И. Чернов, Н. Г. Куликова; под ред. академика РАМН, проф. И. Н. Денисова. – М., 2008. – 178 с. (электронная версия).

2. Медик, В. А. Руководство по статистике здоровья и здравоохранения [Текст]: руко­водство / В. А. Медик, М. С. Токмачев. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2006. – 528 с.

3. Методические разработки семинарских занятий по курсу «Санитарная статистика» [Текст] / второй выпуск; под ред. П. А. Душенкова, Г. Н. Царик. – Кемерово, 2005. – 114 с.

4. Общественное здоровье и здравоохранение [Текст]: учебное пособие / под ред. Г. И. Куценко, А. И. Вялкова. – М: Медицина, 2003. – 495 с.

Электронные носители

1. Образовательный портал ХГУ им. Н. Ф. Катанова. – URL: http://edu.khsu.ru

2. ЭБС «Консультант студента» / Издательство ГЭОТАР-Медиа. – URL: http://studmedlib.ru/

Практическое занятие 14.
Особенности организации службы охраны здоровья матери
и ребенка. Анализ показателей деятельности
женской консультации, учреждений родовспоможения
и детства

Актуальность темы

Служба охраны здоровья матери и ребенка (ОЗМиР) – система государственных и общественных мероприятий, направленных на сохранение репродуктивного здоровья женщины и здоровья ребенка, укрепление семьи, создание наиболее благоприятных условий для воспитания детей, их физического, интеллектуального и нравственного развития. Правовые нормы, обеспечивающие охрану здоровья женщины-матери и подрастающего поколения, закреплены в Конституции и других законодательных актах нашего государства. Основными компонентами системы ОЗМиР являются: организация особого медицинского обслуживания женщин и детей, предоставление беременным женщинам отпуска по беременности и родам, создание сети дошкольных учреждений, предоставление социальных льгот семьям, имеющим детей.

Основная задача учреждений системы ОЗМиР – снижение материнской и младенческой смертности, заболеваемости детей, достижение высокого уровня здоровья в различные периоды их развития. Комплексными программами охраны здоровья предусматривается интеграция деятельности государственных, ведомственных служб и медицинских учреждений по охране здоровья женщин и детей.

Цели занятия:

– изучить организационные основы системы охраны здоровья матери и ребенка, этапы оказания лечебно-профилактической помощи женщинам и детям;

– знать структуру, штаты, содержание работы учреждений системы ОЗМиР и их подразделений, организацию диспансеризации беременных женщин, гинекологических больных, новорожденных и детей первого года жизни, детей по возрастным группам;

– сформулировать функциональные обязанности участкового акушера-гинеколога и педиатра;

– овладеть методикой вычисления и анализа показателей работы женской консультации, родильного дома, детской больницы и поликлиники;

– применить на практике полученные знания и выполнить самостоятельные индивидуальные задания.

Исходный уровень знаний и умений, необходимых для достижения поставленных целей:основы медицинской статистики и информатики, навыки работы с компьютером на уровне пользователя.

Наши рекомендации