Оценкавыполненияотдельныхзаданийиработывцелом
Комплексныеитоговыеработыпроводятсянаосновестандартизированногоинструментария,которыйпрошелапробациюнавыборкеучащихся,представляющихразныетипыивидыобразо-вательныхучреждений,расположенныхкаквгородской,такивсельскойместности(далее—вы-боркастандартизации).Всвязисэтимможноговоритьонормахвыполнениявыпускникамина-чальнойшколы(учащимися4класса)какотдельныхзаданий,такиработывцелом.
Выполнениеотдельныхзаданийоцениваетсяот0до3балловвзависимостиотполнотыика-честваответа.Максимальныйбаллзавыполнениезаданиязависитотегоструктуры,уровняслож-ности,форматаответаиособенностейпроверяемыхумений.Проверкавыполнениязаданийосу-ществляетсянаосноверазработанныхкритериев,учитывающихреальныеответывыпускниковначальнойшколы.
Завыполнениезаданийсвыборомодногоправильногоответаученикполучает1балл.Есливыбраноболееодногоответа,включаяиправильный,тозаданиесчитаетсявыполненнымневерно(выставляется0баллов).Еслиответотсутствует,тоставится0балловнезависимооттипазада-ний.Завыполнениезаданийсвыборомнесколькихответовможетбытьвыставленоот0до3бал-лов.Завыполнениезаданийскраткимилиразвёрнутымответомучениктакжеможетполучитьот 0до3балловвзависимостиотполнотыиправильностиответа.
Оценкавыполнениязаданийсосвободнымразвёрнутымответомведётсяссоблюдениемсле-дующихобщихправил.Еслинарядусвернымответомданиневерныйответ,тозаданиесчитаетсявыполненнымневерно.Еслинарядусвернымответомдополнительноприведёнответ,неотнося-щийсянапрямуюкданнойзадаче,заданиесчитаетсявыполненнымчастично.
Правильныеответыназаданиясвыборомответаискраткимответом,решениязаданийсраз-вёрнутымответомиописаниеполныхичастичноверныхответовнаэтизаданияприводятсявразделе«Рекомендациипооценкевыполнениязаданийкомплекснойработы».
Выполнениеучащимсяработывцеломоцениваетсяитоговымбаллом.Результатывыполнениякомплекснойработыпредставляютсядлякаждогоученикапо100-балльнойшкалекакпроцентотмаксимальногобаллазавыполнениезаданийвсейработы.
Принятыйвстатистикеминимальныйкритерийосвоенияучебногоматериаланаходитсявпре-делахот50до65%отмаксимальногобалла.
Взависимостиотстепенивведениястандарта(планируемыхрезультатов)впрактикуначаль-нойшколыкаждаяшколаустанавливаетсвойминимальныйбалл.Дляпервогоэтапавведениякомплексныхработможноограничитьсяминимальнымкритериемв40%отмаксимальногобал-ла.Вэтомслучаеминимальныйкритерийвыполнениякомплекснойработысоставит20первичныхбаллов.
Выводпорезультатамвыполнениякомплекснойработыделаетсясучётомполученногобалла.Есливыпускникначальнойшколыполучаетзавыполнениевсейработычислобалловнижезадан-ногоминимальногокритерияосвоенияучебногоматериала,томожносделатьвыводотом,чтоонимеетнедостаточнуюподготовкудляпродолженияобучениявосновнойшколе.Притакойпод-готовкеможнопрогнозироватьвозникновениеуученикатрудностейвизученииотдельныхпред-метоввосновнойшколе.
Еслиученикнабралчислобаллов,равноеилипревышающеезаданныйминимальныйкрите-рийосвоенияучебногоматерила(от20до37баллов),томожносделатьвыводотом,чтоуча-щийсядемонстрируетовладениеосновнымиучебнымидействиями,необходимымидляпродол-женияобразованиянаследующейступени,науровнеправильноговыполненияосновныхучебныхдействий.Еслиученикнабралот38до50баллов,томожносделатьвыводотом,чтоучащийсядемонстрируетовладениеосновнымиучебнымидействияминаповышенномуровне,науровнеосознанногопроизвольногоовладенияучебнымидействиями.
Планкомплекснойитоговойработы
Втаблицах3.1—3.2приводятсяпланыдвухвариантовкомплексныхработдляучащихся4клас-сасописаниемпроверяемыхумений,основныххарактеристикзаданий(объектоценки,типзада-нияимаксимальныйбаллзавыполнениезадания).Наосновеэтогопланаформируютсяотчётыклассаиучащихсяв процессеобработкирезультатоввыполненияработы.
Вариант1
Таблица 3.1
Номерзада-ния | Объектоценки | Типзадания1 | Макси-мальный балл |
ЧАСТЬ1 | |||
Комплексноезадание«Добрыйсовет» | |||
Находитьвлитературномтекстеинформацию,представленнуювнеяв-номвиде,находитьутверждение,котороесоответствуетсодержаниюпрочитанноготекста | ВО | ||
Находитьвлитературномтекстеинформацию,подтверждающуювы-сказаннуюмысль | КО | ||
Делатьнаосноветекстапростойвыводинаходитьвтекстеслова,егоподтверждающие | КО | ||
Строитьнаосновепрочитанноготекстаречевоевысказываниевпись-меннойформе | РО | ||
Делатьнаосноветекстапростойвыводинаходитьвтекстеслова,егоподтверждающие | РО | ||
Находитьвлитературномтекстеинформацию,представленнуювяв-номвиде | КО | ||
Основываясьнапониманиитекста,подбиратьксловуконтекстныйсиноним | ВО |
1Дляобозначениятипазаданийиспользуютсяследующиесокращения:ВО—за-даниесвыборомответа,КО—заданиескраткимответом,РО—заданиесраз-вёрнутымответом.
Номерзада-ния | Объектоценки | Типзадания1 | Макси-мальный балл |
Находитьвлитературномтекстеинформацию,представленнуювяв-номинеявномвиде | РО | ||
Строитьречевоевысказываниенаосновеанализаиинтерпретациипрочитанноготекставписьменнойформе | РО | ||
Находитьслово,используемоевпереносномзначении | ВО | ||
Адекватноиспользоватьречевыесредствадлярешенияразличныхкоммуникативныхзадач | РО | ||
Применениезнанийотом,вкакихслучаяхсловапишутсясзаглавнойбуквы | РО | ||
Сравниватьсодержаниепрочитанноготекстасматериалом,ранееизученнымнаурокахпокурсу«Окружающиймир»(поисксходства) | РО | ||
Сравниватьсодержаниепрочитанноготекстасматериалом,ранееизученнымнаурокахпокурсу«Окружающиймир»(поискразличий) | РО | ||
Осуществлятьпоискинформации,представленнойвявномвиде | КО | ||
Осуществлятьвыбородногоиздвухмненийистроитьсобственноевысказывание—приводитьаргументы,подтверждающиесвойвыбор | РО | ||
ЧАСТЬ2 | |||
Комплексноезадание«ПоездкавСанкт-Петербург» | |||
Анализироватьинформацию,представленнуювтекстовойформеиввидеготовогорешениятекстовойзадачи | ВО | ||
Решатьтекстовуюзадачу,записыватьеёрешение.Контролироватьходрешенияиоцениватьреальностьответанавопросзадачи | РО | ||
Использоватьполученнуювходерешенияпредыдущейзадачиинфор-мациювновойучебнойситуации.Пониматьвозможностьрешенияпоставленнойзадачиразнымиспособами | ВО | ||
Находитьнесколькорешенийзадачисиспользованиемтаблицы.Учитыватьвходерешенияодновременноевыполнениедвухусловий | ВО | ||
Интерпретироватьтекстовуюинформацию,представлятьеёвграфи-ческойформе | КО | ||
Дополнятьтаблицучислами,используясамостоятельноустановленныеотношениямеждуданнымивеличинамиипроводянеобходимыевы-числения | КО | ||
Комплексноезадание«Витаминыиздоровье» | |||
Формулироватьглавнуюмысльдвухтекстов(сплошноготекстаита-блицы) | РО | ||
Находитьвтекстеинформацию,представленнуювявномвиде | КО | ||
Находитьинформациюнаосновесопоставлениядвухтекстов | КО | ||
Находитьинформацию,представленнуювявномвиде | ВО | ||
Находитьвтаблицеинформациюнаосновесопоставлениядвухтек-стов(сплошноготекстаитаблицы) | ВО | ||
Находитьиинтерпретироватьинформацию,представленнуювтекстевнеявномвиде. Преобразовыватьинформациюизоднойформы(текст)вдругую(ри-сунок) | РО | ||
Выбиратьоптимальныйнаборэлементовнаосновесоотнесенияин-формацииизразныхтекстовисходяиззаданногоусловия | ВО |
Вариант2
Таблица 3.2
Номерзада-ния | Объектоценки | Типзадания | Макси-мальный балл |
ЧАСТЬ1 | |||
Комплексноезадание«ПутешествуйтепогородамРоссии» | |||
Находитьвинформационномтекстеинформацию,представленнуювявномвиде | КО | ||
Интерпретироватьтекстовуюинформациюипредставлятьеёввидечисловоговыражения | РО | ||
Осуществлятьпоискнеобходимойинформациивразныхчастяхтекста | РО | ||
Строитьречевоевысказываниевписьменнойформе,опираясьнаинформациюизтекста | РО | ||
Применятьзнанияородственныхсловах | КО | ||
Осуществлятьпоискнеобходимойинформациивразныхчастяхтекстадлявыполненияучебнойзадачи | РО | ||
Находитьвинформационномтекстеинформацию,представленную внеявномвиде,устанавливатьвременны2есвязимеждусобытиями,описаннымивтексте | РО | ||
Осуществлятьпоискнеобходимойинформацииизразныхчастейтек-стадлявыполненияучебнойзадачи | РО | ||
Находитьинформацию,представленнуювявномвиде | КО | ||
Осуществлятьпоискнеобходимойинформациидлявыполненияучеб- ныхзаданий | КО | ||
Интегрироватьсодержащуюсявтекстеинформацию | КО | ||
Осуществлятьанализобъектовсвыделениемсущественныхинесуще-ственныхпризнаков | КО | ||
Осуществлятьанализобъектовсвыделениемсущественныхинесуще-ственныхпризнаков | ВО | ||
Обобщатьиинтерпретироватьсодержащуюсявтекстеинформацию | КО | ||
Строитьречевоевысказываниевписьменнойформе,используязна-нияпоисторииРоссии | КО | ||
Определятьдостоверностьинформации,выявлятьпротиворечивую информацию | РО | ||
Осуществлятьсравнениетекстовразныхжанров,выделяяихособен-ности | РО | ||
Соотноситьсодержаниетекстаизаданийсизученнымучебныммате- риалом | РО | ||
ЧАСТЬ2 | |||
Комплексноезадание«Спортивнаяплощадка» | |||
Ориентироватьсявпространстве.Использоватьинформацию,пред-ставленнуюввидетекстаиграфически.Учитываязаданныеусловия,выбиратьответвситуации,когдаимеетсябесконечноечислорешений | КО | ||
Дополнятьтаблицусоответствующимичислами,используясамосто-ятельноустановленныеотношениямеждуданнымивеличинамидля проведениянеобходимыхвычислений | КО |
Номерзада-ния | Объектоценки | Типзадания | Макси-мальный балл |
Комплексноезадание«Экскурсия» | |||
Устанавливатьпоследовательностьсобытийсучётомзаданныхусло-вий.Соотноситьинформацию,представленнуювтаблице,сжизнен-нойситуацией | ВО | ||
Планироватьходрешениятекстовойзадачискосвеннойформулиров-кой.Осуществлятьсамоконтрольрезультатарешениязадачи(отвечатьнавопрос«Хватитли?») | РО | ||
Решатьзадачусучётомнесколькихзаданныхусловий.Осуществлятьсамоконтрольходарешенияиполученногоответа | КО | ||
Комплексноезадание«Минеральныесоли» | |||
Определятьцельтекста | ВО | ||
Находитьвтекстеинформацию,заданнуювявномвиде | ВО | ||
Находитьинформациюнаосновесопоставлениядвухтекстов | ВО | ||
Устанавливатьпоследовательностьсобытий | КО | ||
Заполнятьтаблицупозаданномутексту.Преобразовыватьинформа-циюизоднойформывдругую | КО | ||
Применятьинформациюизтекставизменённойситуации | РО |
2. Рекомендациипоподготовкеипроведениюработы
Специальнойподготовкиучащихсяквыполнениюкомплекснойработынетребуется.Впроцес-сееёвыполнениядетидолжныпродемонстрироватьто,чемуонинаучилисьзавремяобучениявначальнойшколе.Детейнужнопроинформироватьодатепроведенияработыиобизменениирасписаниявэтотдень.
Комплекснаяработапроводитсянаосновеподготовленныхрекомендацийдляучителя.Проверкаработучащихсяосуществляетсявсоответствиисрекомендациямипооценкевыпол-
нениязаданийкомплекснойработы(см.раздел3).
Послепроведенияиоценкиработучащихсяосуществляетсявводданныхвкомпьютернуюпрограммудляобработкирезультатоввсоответствиисинструкцией,котораяприложенакпро-грамме.
Данныеовыполненииработымогутбытьпредставленывразличныхформах.Учительможетполучитьотчёткакповсемуклассу,такипокаждомуученику.
Рекомендациидляучителяпопроведениюработы
Впроцессевыполненияработыследуетсоблюдатьследующиеосновныеправила:
1. Проведениеработыосуществляетсявсоответствиисосценарием,приведённымниже.
2. Работавыполняетсявбуклетах,которыераздаютсядетям.Неследуетпредлагатьдетямсначалавыполнитьработуначерновике,апотомпереписатьеёвтетрадь.Еслипоходуработынеобходимосделатькакие-либопометкивтекстеилирасчёты,топредложитеэтосделатьвса-мойработенаполяхилиначерновике.
3. Впроцессеработыниктонедолженпомогатьучащимся.Еслиученикзатрудняетсяввыпол-нениитогоилииногозадания,педагогможетпосоветоватьемуперейтикследующемузаданию.
Сценарийпроведенияработы
Организационнаячасть
Передначаломвыполненияработыучительобъясняетдетямцельработы,раздаётвариантыработы.
Нижеприводитсяпримерныйтекст,скоторымучительобращаетсякдетям.
Ребята!Сегоднявыбудетевыполнятьработу,целькоторой—узнать,умеетеливыиспользо-ватьзнания,полученныевамиприизученииразныхпредметоввшколе,длярешенияпроблем,скоторымивыможетевстретитьсявповседневнойжизни.
Навыполнениеработыотводитсядваурокасперерывом.Работасостоитиздвухчастей.
Сейчасяраздамвамтекстыработысзаданиями.Неоткрывайтеихдомоегоразрешения.Дляработывампонадобятсятолькоручкаикарандаш.
Подпишите,пожалуйста,своиработы.Запишитешколу,класс,фамилиюиимя.
Вработеданаинструкцияотом,какследуетвыполнятьзадания.Давайтевместепрочитаеминструкцию. (Учительчитаетинструкцию.)
Увасестьвопросы?(Ответить на вопросы учащихся.)
Выполнение1-йчасти
Атеперьприступайтекработе.Навыполнениезаданийпервойчастивамдаётся40мин.Внимательно читайтекаждоезаданиеипостарайтесьеговыполнитькакможнолучше.Пожалуйста,начинайте.
За5миндоокончанияпервойивторойчастиработынеобходимопредупредитьучащихся.
Навыполнениеэтойчастиработыувасосталось5мин.Просмотритезадания,которыевыещёневыполнили.Проверьтетакже,непропустилиливыкакое-нибудьзадание.
Когдавремявыполненияпервойчастизакончилось,учительпредупреждаетдетей.
Времянавыполнениезаданийпервойчастизакончилось.Остановитесь.Перерыв(длитель- ностьперерываопределяетсяучителем).
Выполнение2-йчасти
Послеперерыва.
Приступайтеквыполнениювторойчастиработы.Приеевыполнениинельзявозвращатьсякпервойчастиработы.
Когдавремявыполнениявторойчастизакончилось,учительпредупреждаетдетей.
Времянавыполнениезаданийвторойчастизакончилось.Сдайтесвоиработы.Большоеспа-сибозаработу!
3. Рекомендациипооценкевыполнениязаданий
Какбылораньшеуказано,проверкавыполнениязаданийосуществляетсянаосноверазрабо-танныхкритериев,учитывающихреальныеответывыпускниковначальнойшколы.
Завыполнениезаданийсвыборомодногоправильногоответаученикполучает1балл. Есливыбраноболееодногоответа,включаяиправильный,тозаданиесчитаетсявыполненнымне-верно(выставляется0баллов).Еслиответотсутствует,тоставится0балловнезависимооттипа заданий.
Завыполнениезаданийс выбором нескольких ответовможетбытьвыставленоот0до3баллов.
Завыполнениезаданийскраткимилиразвёрнутымответомученикможетполучитьот0до3баллов.Оценкавыполнениязаданийсосвободнымразвёрнутымответомведётсяссоблюде-ниемследующихобщихправил.Еслинарядусвернымответомданиневерныйответ,тозаданиесчитаетсявыполненнымневерно.Еслинарядусвернымответомдополнительноприведёнответ,несоответствующийпоставленнойзадаче(несвязанныйспоставленнойзадачей),заданиесчита-етсявыполненнымчастично.Баллызавыполнениезаданийскраткимиразвёрнутымответомпро-ставляютсявработуучащегося,вспециальныеклеточкирядомсномеромзадания.
Нижеприводятсяописанияправильныхответовикритериидляоценкивыполнениявсехзада-нийработы.
ВАРИАНТ1
Комплексноезадание«Добрыйсовет»
Номерзадания | Правильныйответиликритерииоценивания |
1балл—выбранответ:3)МудраяСтараяКометаполучилавподарокотСолнцадлинныйшлейф. 0баллов—другиеответы | |
1балл—выписанопредложение:«Онирадостносвистелииулюлюкалинабезлюднойпокапланете»или |
Номерзадания | Правильныйответиликритерииоценивания |
— выписанотрывокизтекста:«Землябылаюной»—иприведенообъяснение:«Алюдипо-явилисьнаЗемленесразу»или — выписанотрывокизтекста:«ледянаятишинаокутывалаЗемлю»—иприведенообъясне-ние:«Аеслибыбылилюди,тишиныбыуженебыло»или — выписанотрывокизтекста:«скованныевечнымльдом»—иприведенообъяснение:«Вта-койсильныйхолодлюдинемогливыжить». Примечание:есливтрёхпоследнихслучаяхвответеприведенытолькоуказанныевышеци-таты,аобъяснение,почемуэтодоказываетотсутствиелюдей,неприведено,1баллНЕста-вится. 0баллов—другиеответы,например:ответы«Спалиручьииреки,моряиокеаны»,«Шумныеветрытиходремаливглубокихрасселинахскал» | |
1балл—данутвердительныйответ,выписаныслова:«прошлимногиетысячилет»—илипредложение:«Прошлимногиетысячилет,преждечемМудраяСтараяКометасмогланаве-ститьзнакомоеСветило». 0баллов—другиеответы | |
2балла—даносвязноемонологическоевысказывание,содержащееправильноеобъясне-ние,всвоёмответеученикдолженуказатьнаконтрастувиденноговпервыйивовторойразлибовыйтинавысокийуровеньобобщения(красотавсегдапоражает). 1балл—даноправильноеобъяснение,нонетуказаниянаконтрастувиденноговпервыйивовторойраз,вответеестьтолькоконкретныепримерытого,почемубыларастроганаКомета,например: «Потомучтоонаувидела,каккрасиваЗемля»; «Потомучтоонаувиделакрасотунашейпланеты». 0баллов—другиеответы | |
1балл—выбранутвердительныйответ,приведенодоказательствотого,чтокометапобыва-лавСолнечнойсистеме(доказательство:наличиеукометышлейфа). 0баллов—другиеответы | |
1балл—записаныслова«Светило»,«Солнышко». 0баллов—другиеответы,например,записанотолькоодноизсловилиниодного | |
1балл—выбранответ:2)сильно. 0баллов—другиеответы | |
2балла—приведенодвапримера.Возможныепримеры: 1. Пример,связанныйскрасотойЗемли.Приэтом,еслиэтотпримерзаписанкакдваот-дельныхпредложения:1)«НаЗемлебылизелёныелесаицветущиелуга»;2)«НаЗемлеси-ниерекииозёра,полныеводы»,учащийсяполучаеттолько1балл. 2. Пример,связанныйсошлейфом. 3. Пример,связанныйсизменениями,произошедшимисСолнцем:пересталобоятьсявысо-ты,поднимаетсянадгоризонтомит.д. 1балл—данодинпримеризперечисленныхвыше. 0баллов—другиеответы | |
2балла—даносвязноемонологическоевысказывание,содержащееправильноеобъясне-ние.Вответедолжнабытьотраженаидеяпомощи,пониманияпроблемыдругогоилиидеяизмененияхарактераСолнца(т.е.вответеестьпризнакипониманияребёнкомтого,чтозначит«добро»,«добрый».Например:«Этотсоветбылдобрым,потомучтоблагодаряемуСолнцеизменилосвойхарактер,пересталобоятьсявысоты». 1балл—даноправильноеобъяснение,новответеуказанотольконавнешниеизменения:планетасталакрасивее,Землясталаобитаемойикрасивой—либопосодержаниюответ схожсответомна2балла,ноприэтоместьпогрешностивоформлениивысказывания:объ-яснениеприведеноввидеобрывочныхфраз. 0баллов—другиеответы | |
1балл—выбранответ:3)ледянаятишина. 0баллов—другиеответы | |
3балла—правильновыполненывсетричастизадания:правильноуказаначастьречисловавтексте(имясуществительное);указано,чтословоможетбытьглаголом;приведёнпример.2балла—правильновыполненытолькодвепервыечастизадания. 1балл—правильновыполненатолькооднаперваячастьзадания. |
Номерзадания | Правильныйответиликритерииоценивания |
0баллов—другиеответы. Примечание:есливовторойчасти,кромеслова«глаголом»,написаноещёислово«наречи-ем»,вычитается1балл.Есливовторойчастинаписано«прилагательным»,автретьейчасти записанпример,вкоторомслово«светило»являетсяглаголом,низавторую,низатретьючастьбаллынедаются | |
2балла—приведенодвалюбыхслучаяизпятивозможных:1)началопредложения;2)когдаэтословоявляетсяименемсобственным;3)взначении«планета»;4)всказкахкакимягеро-инисказки;5)названиетекста. 1балл—приведёнодинизуказанныхвышеслучаев. 0баллов—другиеответы. Примечание:есливкачествеответовприведенытолькоцитатыизтекстаинетуказаниянаправило(вначалепредложенияит.д.),баллынедаются | |
Возможныследующиепримеры: 1. Солнце—источниксвета,кнемутянетсявсёживое. 2. КполуднюСолнценаходитсявточкезенита. 3. ЕслиСолнценизконадгоризонтом—наЗемленизкаятемпература(холодно),есливысо-конадгоризонтом—жарко. 4. УкометприприближениикСолнцупоявляетсясеребряныйхвост. 2балла—приведенодвапримера. 1 балл—приведёнодинпример. 0баллов—другиеответы | |
Возможныследующиепримеры: 1. НеСолнцепроходитпутьотвостоканазапад,аЗемлявращаетсявокругСолнцаивокругсвоейоси. 2. Упоминаетсяосерединенеба,которойнесуществует. 3. Говорится,что«оттаяливетры»,ветрызамёрзнутьнемогут. 4. Землявсамомначалесвоейжизнибыланекускомльда,араскалённымшаром. 1балл—приведёнодинпример,указывающийнанесовпадениесведений,полученныхнаурокахпокурсу«Окружающиймир»исодержащихсявданнойсказке. 0баллов—другиеответы,напримерзаписано:«Солнценеможетбоятьсявысоты»,«Солнцеикометынемогутразговаривать» | |
2балла—выписанывсетрисостояния:твёрдое—лёд,жидкое—вода,газообразное—пар. 1балл—указаныдвасостоянияводы. 0баллов—другиеответы | |
Возможныедоказательстватого,чтопрочитанныйтекстявляетсясказкой: 1. СолнцеиКометаразговаривают.(Солнцеикометынеразговаривают.) 2. Кометаплачет. 3. ГероямиявляютсяСолнце,кометы,ветры. 4. Встречаютсяслова,нехарактерныедлянаучно-популярноготекста,носвойственныесказке. 5. Солнценеможетбояться. 6. Землявначалебылараскалена. 3балла—отмечено,чтоправаКатя,иприведенодвадоказательства. 2балла—отмечено,чтоправаКатя,иприведенооднодоказательство. 1балл—отмечено,чтоправМиша,иприведенооригинальное,норазумноедоказательство(например,«Этонесказка,алегендаопроисхожденииЗемли»,«Насамомделетакибыло, простоздесьнаписаносказочнымязыком»)илиприведенооднодоказательствовпользу КатииодноразумноедоказательствовпользуМиши. 0баллов—другиеответы.Например,отмечено,чтоправМиша,иприведённыеобъяснениянедоказательныилиеслиотмечено,чтоправаКатя,нонетобъяснений |
Комплексноезадание«ПоездкавСанкт-Петербург»
Номерзадания | Правильныйответиликритерииоценивания |
1балл—выбранответ:3)2754р. 0баллов—выбранлюбойдругойответилиответнеуказан |
Номерзадания | Правильныйответиликритерииоценивания |
2балла—записанорешение2754:6=459иполученправильныйответ:459. 1балл—записанодействие2754:6,нополученнеправильныйответиливернонайденашестаячастьтойстоимостидетскогобилета,котораябылаошибочнополученаприответе назадание1. 0баллов—всеостальныеслучаи,которыенесоответствуюткритериямна1—2балла(на- пример,записантолькоответ459) | |
2балла—отмеченытолькодваверныхответа(первыйивторой). 1балл—отмечентолькоодинверныйответ. 0баллов—всеостальныеслучаи,которыенесоответствуюткритериямна1—2балла | |
2балла—отмеченытриправильныхответа(рейсы145,873,127),т.е.соблюденыобаусловия:вылетизМосквыпосле18ч,прилётвСанкт-Петербургнепозднее22ч. 1балл—отмечены2правильныхответа,соблюденыобаусловия,приэтомнеуказаныне-верныеответы. 0баллов—всеостальныеслучаи,которыенесоответствуюткритериямна1—2балла | |
2балла—времяприлётаотмеченоверно,соблюденыобаусловия:пометкасделанавгра-фе«следующиесутки»,междучислами18и24. 1балл—времяприлётаотмечено,новыполненотолькоодноусловие. 0баллов—всеостальныеслучаи,которыенесоответствуюткритериямна1—2балла | |
2балла—правильнозаполненытрипустыеклеткитаблицы. 1балл—правильнозаполненылюбыедвепустыеклеткитаблицы. 0баллов—всеостальныеслучаи,которыенеописанывкритерияхна1—2балла. |
|
Номерзадания | Правильныйответиликритерииоценивания |
Вназваниитекстадолжносодержатьсяуказание: 1) напроцессоткрытия(илиизучения,илиисследования)витаминови 2) наобъект—витамины. Примерыправильныхответов:«Какоткрыливитамины»,«Витаминыиихоткрытие»,«Какучёныеоткрыливитамины»,«Человечествоузнаётовитаминах»,«Изучениевитаминов», «Историяизучениявитаминов»идр. Вназваниитаблицыдолжносодержатьсяуказаниенавзаимосвязь: 1) витаминови 2) продуктовпитания. Примерыправильныхответов:«Витаминывпродуктахпитания»,«Витаминывпродуктахрас-тительногоиживотногопроисхождения»,«Разныепродуктыивитамины»,«Вкакихпродуктахбольшевсеговитаминов?»идр. 2балла— приведеныназваниядлятекстаитаблицы. 1балл—приведеныназваниятекстаитаблицы,новерноеназваниеданотолькодляодно-гообъекта(вназванииприведеныобаэлемента).Длявторогообъектаназваниесформули-ровановобобщённомвиде,например«Витамины»,«Овитаминах»ит.п. |
Номерзадания | Правильныйответиликритерииоценивания |
ИЛИ Приведеноназваниетолькодляодногоизобъектовионоявляетсяверным(содержащимобаэлементаназвания). ИЛИ Приведеныназваниядляобоихобъектов,нообаназваниясформулированылишьвобоб-щённомвиде(суказаниемтолькоодногоизэлементов). 0баллов—другиеответы | |
Правильныйответ Перваягруппапиталась«искусственнойпищей,составленнойизвсехизвестныхчастеймо-лока»(допускается—«искусственнойпищей»). Втораягруппапиталась«натуральныммолоком»(допускается—«натуральнойпищей»). 2балла—указаныобаответа. 1балл—указантолькоодинлюбойответ. 0баллов—другиеответы | |
1балл—правильныйответ—В1. 0баллов—другиеответы | |
1балл—выбранответ:3)А. 0баллов—другиеответы | |
1балл—выбранответ:2)апельсиныиморковь. 0баллов—другиеответы | |
Правильныйответ 1) ЗаписаноназваниевитаминаС(наплакатеиливработе); 2) нарисовано(илизаписаныназвания)неменеедвухфруктовилиовощей,содержащихвитаминС(шиповник,чёрнаясмородина,земляника,апельсины,лимоны,капуста); 3) явноилинеявнопоказано,длячегопредназначенвитамин(символическиизображенапростудаизачёркнута,или,напротив,подчёркнутоотсутствиеболезни,илинаписаныслова,соответствующиеназначениювитамина,например,«защищаетотпростуды»). 3балла—верноуказаны(изображены)всетриэлементаответа(плаката). 2балла—верноуказаны(изображены)толькодваэлементаответа(плаката). 1балл—верноуказан(изображён)толькоодинэлементответа(плаката). 0баллов—другиеответы | |
Правильныйответ Оптимальныйвыбор: салатизкапустысморковью; котлетыизпеченисрисомияйцами;апельсиновыйсок. Вправильномответенедолжнысодержаться:салатизогурцовизелени; куринаякотлетасфасолью;сладкийчай. 3балла—указаныправильноблюдаизтрёхгрупп.Ответпринимается,еслиуказаныблю-да,невходящиевисключённые. 2балла—указаныправильноблюдаиздвухгрупп.Ответпринимается,еслиуказаныблю-да,невходящиевисключённые. 1балл—указаноправильноблюдотолькоизоднойгруппы.Ответпринимается,еслиука- заныблюда,невходящиевисключённые. 0баллов—другиеответы |
ВАРИАНТ2
Комплексноезадание«ПутешествуйтепогородамРоссии»
Номерзадания | Правильныйответиликритерииоценивания |
1балл—данответ:1152год. 0баллов—другиеответы | |
2балла—записановыражение1152–5=1147или1152–5. 1балл—записановыражение«Юрьев-ПольскийвсегонапятьлетмоложеМосквы»или «Юрьев-ПольскийпочтировесникМосквы,городвсеголишьнапятьлетмладше». |
Номерзадания | Правильныйответиликритерииоценивания |
0баллов—другиеответы. Например,записановыражение1152+5=1147или1152+5илисделаназапись:«1147—годоснованияМосквы» | |
Примерправильногоответа-объяснения: 1) городназванПольским,тоесть«стоящимнаполях»(центрбогатогоополья); 2) несмотрянавтороеслово«Польский»,кПольшеононикакогоотношениянеимеет.Вдан-номслучаеприлагательноеобразованоотслова«поле». 2балла—приведеныобаобъяснения. 1балл—приведеноодноизобъяснений. 0баллов—другиеответы. Примечание:ответы«стоящийнаполях»и«центрбогатогоополья»НЕЗАСЧИТЫВАЮТСЯкакразныеответы:ответ«центрбогатогоополья»оцениваетсяоднимбаллом,толькоеслионприведёнвместоцитаты«городназванПольским,тоесть„стоящимнаполях“» | |
1балл—приведенообъяснение,вкоторомуказываетсянасуществованиеещёодногогородаЮрьева(южного,приднепровского):чтобыразличатьэтидвагорода,ивозниклане-обходимостьвторойчастиназвания. 0баллов—другиеответы | |
1балл—записаныслова«поле,ополье,полевой,полюшко». 0баллов—другиеответы,например,записаноменьшедвухсловиливчислесловзаписа-ныслова«польский,Польша,подпольный». Примечание:всвязистемчтовнекоторыхучебникахсловополянарассматриваетсякакродственноесловуполе,этотответ(поляна)засчитываетсякакправильный,несмотрянаточто,строгоговоря,родственнымиэтислованеявляются | |
Правильныеобъяснениядат: 1) 1234год—построенГеоргиевскийсобор(основанМихайло-Архангельскиймонастырь); 2) 1382год—городразорялсямонголо-татарскимнашествием(нашествиемонголо-татар); 3) серединаXVIIвека—началсяэкономическийростгорода. 3балла—приведеныправильныеобъяснениятрёхдат.2балла—приведеныправильныеобъяснениядвухдат.1балл—приведеноправильноеобъяснениеоднойдаты.0баллов—другиеответы | |
1балл—обечастизаданиявыполненыправильно:выбранГеоргиевскийсобориприведенацитата:«СтроителипервогокаменногохрамагородаМосквы—Успенскогособора—взялизаобразецегокомпозицийГеоргиевскийсоборг.Юрьева-Польского». 0баллов—другиеответы,например,выбранУспенскийсоборилиГеоргиевскийсобор,нообъясненийнеприведеноилиприведённаяцитатаобъяснениемнеявляется | |
Возможные ответы: 1) Георгиевскийсобор—«украшенрезьбойпобеломукамнюотоснованиядоглавы»,или «соборизбелогорезногокамня»,или«одинизсамыхстарыхсоборовРоссии»; 2) Георгиевскаядеревяннаяцерковь—«построенабезпримененияпилыиметаллическихгвоздей»или«построенасиспользованиемтолькотопоров»; 3) УсадьбакнязейГолицыныхвселеСиме—«внейскончалсягеройОтечественнойвойны 1812годаП.И.Багратион»или«умеррусскийполководец». 3балла—записаныхарактерныеособенноститрёхдостопримечательностей.2балла—записаныхарактерныеособенностидвухдостопримечательностей.1балл—записанахарактернаяособенностьоднойдостопримечательности.0баллов—другиеответы | |
Возможныепримеры:Богословскаяцерковь;Знаменскаяцерковь;колокольня/колокольни;Михайло-Архангельский собор; Георгиевскаядеревяннаяцерковь/деревяннаяцерковь; Трапезнаяпалата(считаетсявернымвсилуособенностеймышлениядетейэтоговозраста). 2балла—приведено3правильныхпримера.1балл—приведено1—2правильныхпримера.0баллов—другиеответы. Примечание:натерриториимонастырярасположенаГеоргиевскаядеревяннаяцерковь(заэтотпримердаётся1балл),анеГеоргиевскийсобор:запример«Георгиевскийсобор»баллНЕДАЁТСЯ,таккаксоборнерасположеннатерриториимонастыря |
Номерзадания | Правильныйответиликритерииоценивания |
1балл—данответ«круг»или«окружность». 0баллов—другиеответы,например«круглую» | |
1балл—данответ«учащиеся6класса»,или«6класса»,или«6». 0баллов—другиеответы | |
2балла—приведёнполныймаршрут:Москва—Александров—Юрьев-Польский—Кольчугино—Александров—Москва. 1балл—призаписимаршрутапропущенодинизгородов. 0баллов—другиеответы.Например,пропущенобольшеодногогорода,илизаписанылишниегорода,илинеправильнопереданапоследовательностьгородов | |
Правильновыбранныеместапосещения: 1) ЭкскурсияпоГеоргиевскомусоборуXIIIвека. 2) Михайло-Архангельский монастырь. 5) Экскурсияпоэкспозиции,посвящённойБагратиону. 6) Художественнаярезьбаподереву. 2балла—правильноотмеченытрииличетыреместаизчетырёхправильных: 1,2,5,6,приэтомпозиции3и4неотмечены. 1балл—отмеченыдваместаизчетырёхвозможных,приэтомнеправильныевыборыне сделаныилиотмеченобольшедвухправильныхмест,ноестьодиннеправильныйответ. 0баллов—другиеответы | |
1балл—данответ«4часа»(математическоевыражение17–13=4можетбытьприведе-но,аможетиотсутствовать). 0баллов—другиеответы | |
1балл—правильновыполненыобечастизадания:приведеноназваниепраздникаДеньПобеды(праздникПобеды),указано,чтоэтотпраздниксвязансВеликойОтечественной войнойиличтопраздниксвязанспобедойнадфашистами(илипобедойнаднемцами).0баллов—другиеответы | |
НеточностивзапискахсемьиЛеоновых: 1) Ошибкадопущенавуказаниидатыоснованиямонастыря:«монастырьXVIвека»,втекстеговорится,чтомонастырьоснованвXIIIвеке,естьиуказаниенаXVII—XIXвека. 2) Ошибкадопущенавколичественаселения:«чутьбольше10тысячжителей»,винформа-цииизсправочникауказано19,5тысяччеловек. 3) Ошибкадопущенавуказаниинаназваниеобласти:«ТаобластьДревнейРусиназываласьПолем»,аизприведённогозначенияслова«ополье»следует,чтоземлиназывалисьопо-льем,такжеэтоподтверждаетсятекстом:«центрбогатогоополья». 1балл—указанаоднанеточность. 0баллов—другиеответы,напримерответы,вкоторыхприведённыеданныенеявляютсянеточностями | |
Примерныевариантыобъяснений: 1) Втекстеизсправочниковмногоцифр,многоисторическойинформации,встречаютсятермины,многоперечислений,информациядаётсяоченьсжато. 2) Текстзаметокпутешественников—этопочтихудожественныйтекст,естьрассказчики,возможнанеточнаяинформация. 2балла—правильнообъясненаособенностьдвухисточников(справочниковизаметокпутешественников). 1балл—правильнообъясненаособенностьодногоисточника. 0баллов—другиеответы | |
1балл—выбранответ«Да»изаписанонеменеедвухпредметов:история,литература, математика,окружающиймир,русскийязык. 0баллов—другиеответы |
Комплексноезадание«Спортивнаяплощадка»
Номерзадания | Правильныйответиликритерииоценивания |
1а) | Баллывыставляютсяотдельноподвумчастямзадания(мишеньидоска).Вопросотносительнорасположениямишени 1балл—букваМотмеченанатойчастиплощадки,котораязаключенамеждуокружностя- мисцентромвточкеотсчёта«отлестницы»ирадиусами4и6см.Нарисунке1область,вкоторойученикдолженотметитьбуквуМ,заштрихована. 0баллов—букваМотмеченавдругомместеилизаданиеневыполнено |
1б) | Вопросотносительнорасположениядоски 2балла—соблюденывсетриусловия:точкаДнаходитсянарасстоянииболеечем6смотлестницы,междуфлагомиелью,ноближекели.Нарисунке2область,вкоторойученикдолженотметитьбуквуД,заштрихована. 1балл—верновыполненыдваусловия. 0баллов—всеостальныеслучаи,которыенеописанывкритерияхна1—2балла |
2балла—вернозаполненывсечетырепустыеклеткитаблицысрезультатамивыстрелов,верноуказаныместаучастниковсоревнований. 1балл—заполненывсечетырепустыеклеткитаблицысрезультатамивыстрелов,ноприподсчётахрезультатовдопущенаоднаошибка,местаучастниковопределеныверновсоот-ветствиисполученнымирезультатамивыстрелов. 0баллов—всеостальныеслучаи,которыенеописанывкритерияхна1—2балла |
Верноерешение
Имя | Баллы | Общееколичество баллов | Место | ||
1-йвыстрел | 2-йвыстрел | 3-йвыстрел | |||
Аня | |||||
Боря | |||||
Ваня | |||||
Галя | |||||
Даша |
Рис.1.Вопросорасположениимишени
Рис.2.Вопросорасположениидоски
Комплексноезадание«Экскурсия»
Номерзадания | Правильныйответиликритерииоценивания |
3балла—заданиевыполненоверно:времяотправленияавтобуса—9.20;времяотправле-нияэлектрички—10.00. 2балла—заданиевыполненочастичноверно:указановремяотправленияавтобуса—9.20и9.40;времяотправленияэлектрички—10.00. 1балл—заданиевыполненочастичноверно:правильноуказаноиливремяотправления автобуса—9.20,иливремяотправленияэлектрички—10.00. 0баллов—всеостальныеслучаи,которыенесоответствуюткритериямна1—3балла | |
2балла—записановерноерешениезадачииотмеченверныйответ.Вариантызаписирешения: Вариант1 Вариант2 1)48–22=26(р.) (48–22)×2+48=100(р.) 2)26×2=52(р.) 3)48+52=100(р.) Ответ:денегхватит. Примечание:записьпояснений,атакжеравенства100=100необязательна. 1балл—записанотольковерноерешениезадачи,нонеотмеченответ(«денегхватит»).1балл—записанправильныйходрешениязадачи,нодопущенаарифметическаяошибка.Указанответ,соответствующийэтомурешению. 0баллов—всеостальныеслучаи,которыенесоответствуюткритериямна1—2балла | |
2балла—записаночисло5673,учтенывсепятьусловийзадачи: 1) номербилетаявляетсячетырёхзначнымчислом; 2) взаписииспользованытольковсецифры3,5,6,7; 3) ниоднаизцифрнеповторяется; 4) число содержит7десяткови3единицы; 5) первыедвецифрысоставляютчётноечисло. 1балл—призаписичислаучтены3—4условия(например,записаночисло5637,ноневы-полненоусловие4;записаночисло6673,ноневыполненыусловия2,3). 0баллов—всеостальныеслучаи,которыенесоответствуюткритериямна1—2балла |
Комплексноезадание«Минеральныесоли»
Номерзадания | Правильныйответиликритерииоценивания |
1балл—выбранответ:3)Предупредитьобопасностинитратоввовощахифруктах. 0баллов—другиеответы | |
1балл—выбранответ:3)железа. 0баллов—другиеответы | |
1балл—выбранответ:2)молоко,творог,рыба. 0баллов—другиеответы | |
Правильныйответ Азотныеудобрения(илинитраты)→почва→редис→организмАлёны.Нарисункеобяза-тельноуказаниенаазотноеудобрение(илиудобрение,илимногоудобрений,илинитра-ты)—1балл,редиска(илиовощи,илирастения)—1балл. 2балла—азотныеудобрения→почва→редиска→организмАлёны.Нарисункеобяза-тельноуказаниенаазотноеудобрение(илиудобрение,илимногоудобренийит.п.). 1балл—нарисункеуказантолькоодинэлемент—редиска(илиовощи,илирастения). 0баллов—другиеответы | |
Правильныеответы 1) Солимагнияилимагний; 2) соликальцияиликальций; 3) солижелезаилижелезо. Закаждыйправильныйответдаётсяодинбалл. 3балла—данытриправильныхответа. 2балла—даныдваправильныхответа. 1балл—данодинправильныйответ. 0баллов—другиеответы. Примечание:записьвтаблицуслов«недостатоккальция»,«недостатокжелеза»оцениваетсяв0балловкакневерная |
Продолжение
Номерзадания | Правильныйответиликритерииоценивания |
Правильныеответы Капуста—«кочерыжка»,«выброситькочерыжку».Морковь—«середина»,«центральнаяжёлтаячасть».Закаждыйправильныйответдаётсяодинбалл. 2балла—даныдваправильныхответа. 1балл—данодинправильныйответ. 0баллов—другиеответы. Примечание:есливответенарядусправильнойчастьюприведенаиневернаячастьрасте-ния,тоответоцениваетсякакнеправильный.Например,«кочерыжкаиверхняячастьлистов» |
4. Интерпретациярезультатоввыполненияработы