Основныехарактеристикииособенностикомплекснойработыдляитоговойаттестациивыпускниковначальнойшколы.Спецификацияработы
Цельработы
Однимизпланируемыхрезультатовобучениявначальнойшколеявляетсяспособностьучащих-сякрешениюучебно-практическихиучебно-познавательныхзадачнаоснове:
— комплексазнанийипредставленийоприроде,обществе,человеке,знаковыхиинформаци-онныхсистемах;
— уменийучебно-познавательнойипредметно-практическойдеятельности;
— обобщённыхспособовдеятельности;
— коммуникативныхумений.
Всвязисэтимцельюкомплекснойитоговойработыявляетсяоценкауровнясформирован-ностиучебнойкомпетентностивыпускниковначальнойшколы,т.е.ихспособностиработатьсин-формацией,представленнойвразличнойформе(литературныхинаучно-познавательныхтекстов,таблиц,диаграмм,графиковидр.),ирешатьучебно-практическиеиучебно-познавательныезада-чинаосновесформированныхпредметныхзнанийиумений,атакжеуниверсальныхучебныхдей-ствий.Сформированныеуменияинавыкиучебнойдеятельностиявляютсяосновойдляпродолже-нияобразованиявосновнойшколе.
Структураисодержаниеработы
Всоответствиисцельюработыеёструктураисодержаниеопределяютсядвумямеждисци-плинарнымипрограммами:«Чтение.Работастекстом»и«Программаформированияуниверсаль-ныхучебныхдействий».
Дляитоговойоценкивпрограмме«Чтение.Работастекстом»1выделяютсяследующиетриблокаучебныхдействий(умений):
— блок«Поискинформацииипониманиепрочитанного»:находитьвтекстеконкретныесведе-ния,факты,заданныевявномвиде;определятьтемуиглавнуюмысльтекста;делитьтекстынасмысловыечасти,составлятьплантекста;вычленятьсодержащиесявтекстеосновныесобытияиустанавливатьихпоследовательность;упорядочиватьинформациюпозаданномуоснованию;сравниватьмеждусобойобъекты,описанныевтексте,выделяядва-трисущественныхпризнака; пониматьинформацию,представленнуювнеявномвиде;пониматьинформацию,представленнуюразнымиспособами:словесно,ввидетаблицы,схемы,диаграммы;пониматьтекст,опираясьнетольконасодержащуюсявнёминформацию,ноинажанр,структуру,выразительныесредстватекста;
— блок«Преобразование и интерпретация информации»: соотносить факты собщей идеейтекста,устанавливатьпростыесвязи,непоказанныевтекстенапрямую;формулироватьнеслож-ныевыводы,основываясьнатексте;находитьаргументы,подтверждающиевывод;сопоставлятьиобобщатьсодержащуюсявразныхчастяхтекстаинформацию;составлятьнаоснованиитекстанебольшоемонологическоевысказывание,отвечаянапоставленныйвопрос;
— блок«Оценкаинформации»:высказыватьоценочныесужденияисвоюточкузренияопро-читанномтексте;оцениватьсодержание,языковыеособенностииструктурутекста;определятьместоирольиллюстративногорядавтексте;наосновеимеющихсязнаний,жизненногоопыта
1 См.:Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограммаобразовательногоучреж-дения.Начальнаяшкола.—2-еизд.,перераб.—М.:Просвещение,2010.
подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений,пробелывинформацииинаходитьпутивосполненияэтихпробелов.
Каждыйизперечисленныхблоковможетбытьвключёнвкомплекснуюработукакобъектитого-войоценки.Очевидно,чтовсепланируемыерезультаты,входящиевданнуюпрограмму,немогутбытьохваченыформализованнойитоговойоценкой,осуществляемойввидеписьменнойработы.Наитоговуюоценкувыносятсятолькоумения,которыенеобходимыдляпродолженияобучениявосновнойшколеикоторыеможнопроверитьврамкахписьменнойработы.
Времязавершенияобучениявначальнойшколехарактеризуетсятем,чтопроисходитпереходотобучениячтениюкчтениюдляобучения.Поэтомуосновойдляоценкиявляютсятекстыразно-госодержания.Содержаниечаститекстовнедолжновыходитьзапределыжизненногоопытавы-пускниковначальнойшколы.Однакобо2льшаячастьтекстовдолжнавключатьразнообразныеучеб-ныеипрактическиеситуации,выходящиезапределыдетскогоопыта,посколькувосновнойшколеученикампредстоитработатьименностакимитекстами.
Средиуниверсальныхучебныхдействий,составляющихосновудляпродолженияобучения,для комплекснойоценкивыбраныследующиегруппыдействий:
— всферерегулятивныхуниверсальныхучебныхдействий—способностьприниматьисохра-нятьучебнуюзадачу,планироватьеёреализацию,втомчислевовнутреннемплане,контролиро-ватьиоцениватьсвоидействия,вноситьсоответствующиекоррективывихвыполнение;
— всферепознавательныхуниверсальныхучебныхдействий—использоватьзнаково-симво-лическиесредства,втомчислемоделирование,владетьширокимспектромлогическихдействийиопераций,включаяобщиеприёмырешениязадач;
— всферекоммуникативныхуниверсальныхучебныхдействий—адекватнопередаватьинфор-мацию,выражатьсвоимысливсоответствииспоставленнымизадачамииотображатьпредмет-ноесодержаниеиусловиядеятельностивречи.
Такимобразом,комплекснаяработабудетоцениватьсформированностьотдельныхунивер-сальныхучебныхспособовдействий(регулятивных,познавательныхикоммуникативных)входерешенияразличныхзадачнамежпредметнойоснове,чтопозволитполучитьинтегрированную оценкууровнясформированностиучебнойкомпетентности.
Дляпроведениякомплекснойоценкиразработаныспециальныекомплексныезадания.Вкаж-домзаданиипредлагаетсяоднаситуация,описаннаяводномилинесколькихтекстах,вкоторых информацияможетбытьпредставленавразнойформе,с привлечением рисунков, диаграмм,схем,таблицидр.Каждоекомплексноезаданиесостоитизотдельныхвопросовилизаданий.
Дляданнойкомплекснойитоговойработыбылоразработано7отдельныхкомплексныхзада-ний,основныехарактеристикикоторыхпредставленывтаблицах1.1—1.2.
Вариант1
Таблица 1.1
Структура | Объектоценки | Связьсучебны-мипредметамиипрограммами | Числоотдельныхвопросов(заданий) | Времявыполнения(мин) | Макси-маль- ный балл |
ЧАСТЬ1 | |||||
Комплексноеза-дание«Добрыйсовет» | Чтениелитературного текста.Работасинфор-мацией | Чтение,русскийязык,окружающиймир,УУД | |||
ЧАСТЬ2 | |||||
Комплексноеза-дание«Поездка вСанкт-Петербург» | Решениеучебно-практи- ческихзадач | Математика,УУД | |||
Комплексноеза-дание«Витамины издоровье» | Чтениенаучно-популяр- ныхтекстов.Работасинформацией. Решениеучебно-практическихзадач | Окружающиймир,чтение,УУД | |||
Итого |
Вариант2
Таблица 1.2
Структура | Объектоценки | Связьсучебнымипредметами ипрограммами | Числоотдель-ныхза-даний | Времявыполнения(мин) | Макси-маль- ный балл |
ЧАСТЬ1 | |||||
Комплексноезадание«Путе-шествуйтепогородам России» | Чтениенаучно-попу- лярныхилитературныхтекстов.Работасин-формацией | Чтение,математи-ка,русскийязык,УУД | |||
ЧАСТЬ2 | |||||
Комплексноеза-дание«Спортивнаяплощадка» | Решениеучебно-практи- ческихзадач | Математика,УУД | |||
Комплексное зада-ние«Экскурсия» | Решениеучебно-практи- ческихзадач | Математика,УУД | |||
Комплексноезада-ние«Минеральныесоли» | Чтениенаучно-популяр- ныхтекстов.Работасинформацией. Решениеучебно-практическихзадач | Окружающиймир,чтение,УУД | |||
Итого |
Каквидноизтаблиц1.1—1.2,структуравариантовнеявляетсяпараллельной.Нетточногосоот-ветствиямеждузаданиями,стоящимипододнимиитемиженомерамивдвухвариантах(см.планкомплекснойитоговойработы).Такойподходкформированиювариантов(егоможноназватьсба-лансированным)являетсянаиболееоптимальнымдляоценкиучебнойкомпетентности.
Вариантыработысостоятиздвухчастей,каждаяизкоторыхнаправленанаоценкудостиженияпланируемыхрезультатовпооднойизоцениваемыхмеждисциплинарныхпрограмм.Выполнениезаданийвкаждомвариантепредполагаетиспользованиеосновныхметапредметныхуменийиспособовдействий,атакжепредметныхзнанийиумений,сформированныхуучащихсяначаль-нойшколывпроцессеизученияпрактическивсехпредметов(математики,русскогоязыка,чтения,окружающегомира),требованияккоторымневыходятзарамкипланируемыхрезультатоввчасти
«Выпускникнаучится».
Привидимомструктурномисодержательномотличиивариантовнаэтаперазработкиобеспе-ченаихравноценностьпостатистическимхарактеристикам.
Характеристиказаданий
Особенностиоценкисформированностикомплексныхумений работысинформацией,а такжеуниверсальныхучебныхдействийопределяютхарактеристикизаданий,которыеиспользуютсявработе.Восновекаждогокомплексногозаданиялежитреальнаяситуация,представленнаявтек-стахразноготипа:сплошныхинесплошных(таблицах,рисункахидр.).
Вработе используютсяразнообразныетипыиформызаданий.Поформеответаможновыде-литьследующиетипызаданий:
— заданиясвыборомодногоилинесколькихправильныхответов;
— заданиясосвободнымкраткимответом(требуетсязаписатькраткийответввидечислаили слова(слов)наотведённомместе,указатьместоположениепредмета);
— заданиясосвободнымразвёрнутымответом(требуется записать полный ответ, решениеилиобъяснениекответу,сделатьрисунок).
Распределениезаданийсучётомформыпредставленияответаприведеновтаблице2.Следуетобратитьвниманиенато,чтодлякаждогокомплексногозаданиябылиразработаныименнотеформыимоделизаданий,которыенаиболееадекватнопозволяютоценитьпроверяемоеумениеилиспособдействий.Исследованияпоказывают,чтовданномвозрастеучащиесясодинаковымуровнемподготовкипочтисодинаковымуспехомсправляютсясовсемитипамизаданий(свыбо-ромответа,краткимответомилиразвёрнутымответом).