Здоровье в ракурсе восстановительной медицины
Жизнь человека при любом его самочувствии - это созидание с участием всех физических и физиологических сил. Это постоянное противостояние холоду, жаре, колебаниям атмосферного давления, радиации, электросмогу, токсинам среды обитания, инфекциям, травмам и психотравмам, социальным потрясениям, депрессивным настроениям. Это противостояние внутреннему дискомфорту, ацидозу, интоксикациям, и др. Это непрерывная компенсация тепловых потерь и восстановление разрушений вещества организма, преодоление внутренней энтропии.
В отличие от неживых объектов природы, при самом глубоком расслаблении и неподвижности человеку необходимо потреблять и затрачивать энергетические ресурсы для поддержания жизненно важных функций. Полноценная работа всех метаболических, адаптационных и иммунных реакций поддерживает общую резистентность (сопротивляемость) организма, обеспечивая постоянство внутренней среды в противостоянии патогенным факторам. Именно эти реакции определяют общий уровень здоровья.
Равновесие между факторами, повреждающими организм, и напряжением его защитных реакций можно детерминировать как уровень здоровья.
Здоровье - не манифестная данность организма, не статическая его характеристика, это суммарная динамическая функция, постоянно меняющаяся во времени, имеющая свои ритмы, амплитуды оптимального состояния и спадов в зависимости от внешних и внутренних событий.
Здоровье - это временное равновесие между всеми повреждающими факторами и реакциями защиты организма. |
Нормальное состояние физических уровней (полноценный квантовый буфер, адекватность антиоксидантных систем) поддерживает благополучие биологических реакций: синтез и восстановление структур, разрушающихся и вырождающихся вследствие энтропии.
Так, продолжительность жизни клеток невелика, и количество рождений от соматических клеток, во избежание накопления генетических ошибок, ограничено пределом Хайфлика (потенциально возможным максимальным числом запрограммированных в геноме митозов). Новые, генетически чистые клетки, способные произвести 50–60 дочерних, вбрасываются в пул стволовыми клетками. По данным академика В.П. Казначеева, в течение жизни средний человек производит до 8-12 тонн клеточного пула, то есть живого клеточного материала. Для его пополнения и полноценного существования организму приходится выделять из пищи и синтезировать гормоны, ферменты, катализаторы и др.
Кроме того, существование в контакте с микрофлорой внутренней и внешней сред вынуждает организм создавать и поддерживать системы защиты клеточного пула, синтезировать антитела, интерфероны и другие соединения. Параллельно в его внутренней среде живут и размножаются тысячи штаммов вирусов, бактерий, грибков, простейших и других микроорганизмов - до 8 тонн в течение жизни. И всю чужеродную агрессивную живую массу регуляторные системы организма должны постоянно сдерживать, выстраивая симбиотические отношения.
Эти отношения эффективны лишь при полноценном функционировании всех систем защиты и жизнеобеспечения. По каждому условию или фактору филогенетически сложились свои пределы, образующие коридоры биоблагополучия. Смещение коридоров может вызывать массовые заболевания, эпидемии, пандемии.
Понятие здоровья как временного равновесия демонстрирует континуальность регуляторных возможностей организма в пределах коридоров биологического благополучия, существующих на планете на протяжении тысячелетий. Они приспособлены к условиям, в которых прожили и дали потомство наши предки - около 90 миллиардов землян (С. П. Капица). Но за последние 25 – 30 лет характеристики среды обитания в значительной степени негативно изменились, и коридоры биологического благополучия значительно сузились. Растет заболеваемость всех возрастных групп населения. Это подтверждают клинические наблюдения и статистика.
В абсолютном большинстве хронические больные, представляющие растущую категорию пациентов, - носители несостоятельного иммунитета, неполноценных адаптационных реакций. Растет статистика перинатальной и родовой патологии, связанной с нарушениями аутоиммунных процессов (растет число новорожденных, сенсибилизированных к среде обитания, чей первый вдох превращяется в астматический приступ). Заметно возрастает категория людей трудоспособного возраста, имеющих те или иные группы инвалидности по причине расстройств здоровья, полученных в процессе и в р е з у л ь т а т е л е ч е н и я.
К сожалению, ятрогенный фактор не исчерпывается дозами облучения при диагностике. Врачебная некорректность имеет более глубокие корни. Обследуя и выбирая лечебные средства, врачи действуют в рамках всеми принятой и мало обсуждаемой концептуальной ошибки: лечат болезнь, устраняясь от проблем сохранения и восстановления ресурсов здоровья.
Здоровье не является предметом пристального внимания клиницистов. Здоровый человек не интересен врачу – патологу. Поэтому влияние медицины на здоровье человека невелико. По данным академика А. Н. Разумова, оно составляет лишь 8-10%.
Во врачебном мышлении очень важна клиническая ориентация на поддержание нормальных реакций каждого морфологического уровня и восстановление адаптационного равновесия для сохранения симбиотических отношений организма с агрессивным окружающим пространством. Даже самая эффективная борьба с патологией (например, с инфекцией), проведенная во внутренней среде больного, не улучшает его здоровья, не увеличивает жизненные ресурсы, а наоборот, разрушает внутреннюю среду. На физических уровнях - увеличивает энтропию, на физиологических - подрывает резистентность.
Отчасти недостаточная эффективность и недопустимая ятрогенность медицины связаны с недостаточностью знаний. Например, некоторые реакции, обеспечивающие длительное существование человека в сложном, постоянно меняющемся пространстве, не укладываются в известные законы биофизики, биохимии и физиологии (Э. Шредингер и др.). Клинический опыт содержит примеры неадекватности показаний иммунограммы и состояния больного. В одних случаях имеем тяжелую патологию с резко нарастающей отрицательной динамикой, при этом иммунологические отклонения незначительны. В других - патологию легкого течения, незначительные жалобы пациента, а иммунологические изменения достаточно серьезны. Такое несоответствие говорит об участии в формировании общей резистентности какого – то н е и з в е с т н о г о и не учитываемого в клинике, но вполне очевидного и очень влиятельного фактора - ресурсов здоровья.
Особо опасные инфекции, такие как сибирская язва, чума, оспа, холера и др., способны вызывать эпидемии и пандемии, уносящие миллионы человеческих жизней. Но какими бы высокими ни были контагиозность и вирулентность опасных инфекций, они никогда не убивали всех. Описаны яркие примеры высокой индивидуальной резистентности к особо опасным инфекциям.
Наполеон Бонапарт во время военной кампании в Египте обходил палатки и прощался с друзьями, заболевшими бубонной чумой, и при этом не заболел.
Мишель Нострадамус в период эпидемии чумы, зверствовавшей в Европе в XVI веке, пытался лечить больных, неоднократно заражаясь, при этом также не заболел.
Чем отличаются люди, погибающие от опасного заболевания, от тех, кто не заболел или благополучно переболел, в той или иной форме?
Рассмотрим типичную эпидемиологическую ситуацию на примере распространения гриппа в масштабе отдельно взятого города. Один и тот же штамм гриппа, являясь высоко контагиозной инфекцией, в разной степени поражает различные группы людей, находящихся в равных климатических и социальных условиях.
Исходные условия для всех жителей примерно одинаковы:
- заражение воздушно-капельным путем;
- одинаковые температурная, токсическая и климатическая нагрузки.
Однако по степени повреждения организма можно выделить несколько групп:
1. Не отмечено никаких реакций на инфекцию.
2. Легкие недомогания, першение и покраснение горла.
3. Озноб, подъем температуры, болезненный отек носоглотки, сердцебиение, кашель и др.
4. Высокий подъем температуры, отек слизистых дыхательных путей, сильный кашель с мокротой, токсикоз, процесс осложняется пневмонией с ферментной депрессией печени, иногда с пиелонефритом, циститом и т.д.
5. Заболевание развивается как лавинный процесс с обвалом защитных реакций, подавлением сопротивляемости, с быстрым нарастанием токсикоза и утяжелением состояния, несмотря на интенсивную терапию. Такое течение может привести к летальному исходу.
Примерно такой же спектр вариантов течения можно наблюдать при любой нозологии, вызванной высоковирулентным возбудителем. Заметим, возраст играет определенную роль. В первых группах большинство молодых и зрелых людей. В последних – дети и люди пожилого и преклонного возраста. Хотя и среди грудных детей, и среди глубоких стариков много устойчивых к инфекции.
Традиционно механизм заболеваемости упрощается: из атакующего набора бактерий, вирусов, грибков выделяется один из вирусов, ему присваивается «имя»: штамм №… и «ответственность» за развитие эпидемии.
Вместе с тем, в подобных процессах наглядно прослеживается наличие фактора, явно влияющего на отношения организма с внешней средой. Разницу в ответных защитных реакциях определяет главный качественный показатель жизнедеятельности организма – здоровье.
Здоровье – это генетически унаследованный и сохраненный в перинатальном периоде потенциал регуляторных и защитных реакций организма. Это главное свойство организма в процессе онтогенеза. Здоровье – это качество, которое мы теряем в процессе жизни. |
Эпидемия гриппа в период холодов начинается не потому, что вирус вдруг стал усиленно размножаться и распространяться. Холод, наоборот, ограничивает агрессивность и затрудняет жизнедеятельность вирусов и бактерий. Изменения происходят в самом человеке: в результате переохлаждения ухудшается работа шейных и подчелюстных лимфоузлов, слизистых верхних дыхательных путей. Снижается общая резистентность, возрастает восприимчивость к заболеваниям. Токсичность среды, пищи, воды, нервно-психические и социальные стрессы и т.д. ослабляют адаптацию дополнительно. Создается общий фон снижения защитных реакций.
Микрофлора носоглотки, присутствующая всегда, в период эпидемии, в условиях повышающейся контагиозности вдыхаемого воздуха и ослабления сопротивляемости организма, быстро разрастается и повреждает слизистые дыхательных путей. Адаптационное равновесие смещается не в пользу организма. Развивается разной степени острое респираторное заболевание, но у каждого больного разрастается свой индивидуальный набор флоры, что подтверждается посевом мокроты из зева на микрофлору. В таком контексте проясняется вопрос, почему подбор узко специфических противовирусных средств малоэффективен: он, как правило, неточен. В итоге каждый пациент выздоравливает за счет собственных защитных ресурсов.
В других случаях может развиться даже пандемия, если характеристики какого - то глобального фактора, действующего на всю биоту планеты, вдруг запредельно возрастут. Примером могут служить изменения интенсивности потока ионизирующих излучений, обусловленных активностью Солнца.
Солнце - успокоившаяся звезда, и возмущения, способные стерилизовать Землю в течение нескольких часов, давно не происходят. Однако флюктуации интенсивности довольно сильно влияют на биоту планеты и состояние защитных реакций животных и человека. Это один из главных механизмов естественного отбора. С каждым мощным протуберанцем на Солнце в стерадиане Земли увеличивается поток ионизирующих частиц. Ухудшаются функции клеток и тканей иммунокомпетентных органов, снижается иммунитет у живых организмов на всей планете. У большого количества людей одновременно может возникнуть состояние иммунодефицита. Начнется «мор» или «чума», которые не раз имели место в истории человечества. И тогда неважно, от какой атакующей флоры будут погибать люди, какой микроб или вирус назовут главным «виновником». Важно, что такое масштабное событие может происходить только при массовом ухудшении иммунитета. Следует учитывать, что с накоплением патологических расстройств и снижением метаболизма защитные реакции ослабляются и патогенными становятся факторы, не оказывавшие ранее заметного влияния на самочувствие человека. Так, с возрастом люди становятся метеочувствительными. Появляются болезненные реакции на электромагнитные и иные сотрясения атмосферы, на перемещения воздушных масс, на колебания барометрического давления и температуры воздуха. И это не какая-то индивидуальная особенность, это характеристика с н и ж е н н о г о у р о в н я з д о р о в ь я. Больным и пожилым людям приходится увеличивать прием лекарственных препаратов, а это дополнительная токсическая нагрузка на печень, почки, сердце, мозг. Накапливается нервное истощение, нарастают процессы склерозирования, развивается психоэмоциональная лабильность, когда совершенно незначительная информация может ввергнуть человека в мучительные переживания. Может наступить срыв адаптационного равновесия с грубыми расстройствами регуляции. Особую опасность пред-ставляют хронические стрессы, способные формировать стойкие зоны тканевых недомоганий с угнетением регуляторных механизмов и приводить к развитию неинфекционных заболеваний: инфарктам, инсультам, циррозам, ракам. Чтобы избежать ошибок при назначении лечебных средств, чтобы во всех клинических ситуациях способствовать укреплению специфических и неспецифических защитных реакций, не подменяя их и не вызывая деградации, медицина должна содержать серьезную восстановительную программу - программу здоровья. Основываясь на знаниях полиморфизма, поддерживать нормальные реакции всех структурных уровней организма человека, от элементарного до регуляторного. Это обеспечит высокую терапевтическую эффективность при лечении и профилактике заболеваний, а также поддержании здоровья здоровых.* * *
Глава 2