Восстановление голоса после полного удаления и частичной резекции гортани. восстановление звучной речи после полного удаления гортани
Среди злокачественных опухолей рак гортани — сравнительно частое заболевание. Впервые хирургические вмешательства по поводу рака гортани были произведены в конце XIX в. В 1873 г. Н.Бильрот произвел первое полное удаление гортани. В России впервые операцию удаления гортани сделал русский хирург П.Я.Мультановский (через несколько месяцев после Бильрота).
Устранение злокачественной опухоли (тотальное удаление гортани) нарушает у больного функцию дыхания (трахея разобщается с глоткой, и дыхание происходит через трахеостому), а также лишает его голоса при сохранности артикуляционного аппарата и нейрофизиологических механизмов речи (рис. 9, 10).
Вопрос о необходимости восстановления голоса у лиц, перенесших полное удаление гортани, поднимался в России уже в начале XX в.
В 1910 г. А. Ф. Иванов писал, что завершающим этапом после полного удаления гортани является проведение специального обучения в раннем послеоперационном периоде, так как речь ларингэктомированных может быть доведена до высокой степени совершенства и близко приближаться к нормальной.
Ранняя диагностика, своевременное комплексное лечение (лучевая терапия, хирургическое лечение, химиотерапия) позволяют улучшить прогноз дальнейшей судьбы больного.
Восстановление звучной речи у лиц, перенесших тотальную экстирпацию гортани, представляет собой сложный комплексный процесс создания компенсаторного фонационного органа и перестройки условнорефлекториых связей в центральной нервной системе, которые существовали до операции, при сохранном артикуляционном аппарате и нейрофизиологических механизмах речи. Речевое общение может быть восстановлено только посредством образования псевдоголоса. Для появления псевдоголоса необходимо создание нового физиологического образования в пищеводе — псевдоголосовой щели на уровне 5—6 шейных позвонков. В момент фонации, т. е. при произнесении слова, происходит смыкание передней, задней и боковых стенок пищевода, размыкаемых воздухом из нижележащих отделов. Наличие небольшого количества воздуха в пищеводе имеется у всех людей, а специальные тренировки помогают увеличить его объем. Пациент еще в дооперационном периоде—после установления диагноза и решения вопроса о необходимости хирургического вмешательства — должен знать о возможности восстановления звучной речи, т. е. о целесообразности проведения восстановительных логопедических занятий в послеоперационном периоде.
Рис. 9. Сагитальный разрез через полость носа, глотки и гортани до операции.
Рис. 10. Сагитальный разрез через полость носа, глотки и гортани после операции.
1 — трахеостома; 2— фарингс; 3 — место образования псевдоголосовой щели.
Больные должны приступать к восстановительным занятиям вскоре после операции и завершения курса лучевой терапии. Начинать занятия в период лучевой терапии нельзя. Приступающие к курсу восстановления звучной речи должны представить заключение лоронколога об отсутствии метастазов злокачественной опухоли и противопоказания для проведения обучения. Противопоказаниями будут резкое раздражение вокруг трахеостомы, ее сужение, гипертоническая болезнь II, III степени, недавно перенесенный инфаркт миокарда.
Весь курс восстановления звучной речи делится на 4 этапа с учетом задач и особенностей каждого периода обучения.
Первый этап — подготовительный. Его основная задача — тренировка шейной мускулатуры, верхнего отдела пищевода
и диафрагмы. Особое внимание следует обратить на занятия лечебной физкультурой по специальному комплексу для адаптации к новому типу дыхания (дыхание через трахеостому).
Второй этап — создание благоприятных условий для образования псевдоголосовой щели и вызывания псевдоголоса. Вновь образованный голос (псевдоголос) вводится в слоги, слова, короткие предложения.
Третий этап — начало общения псевдоголосом, работа над звучностью и внятностью речи больного.
Четвертый этап — расширение диапазона и работа над тембром псевдоголоса. Больной работает над увеличением силы звука, улучшением тембра и модуляций имеющегося псевдоголоса.
Приступая к проведению курса восстановительного обучения, необходимо учитывать, что его эффективность зависит от состояния психики больных, так как все они тяжело травмированы наличием злокачественного новообразования, потерей звучной речи в послеоперационном периоде и угрозой социальной дезадаптации — нарушением трудоспособности. Учитывая, что наличие патологических психических состояний (глубокой астении, астеноипохопдрии, астенодепресснвных и депрессивно-ажитированных с суицидальными тенденциями) тормозит восстановление звучной речи, всех больных следует консультировать у врача-психиатра (психоневролога). Отмечающиеся психические отклонения у этой группы больных являются результатом совместного воздействия соматогенных и психогенно-травмирующих факторов.
Необходимо обращать внимание на состояние зубов у лиц, перенесших полное удаление гортани и лучевую терапию. Нарушения зубных рядов мешают обучению, поэтому нуждающихся следует направлять к стоматологу для заблаговременного протезирования во избежание удлинения курса восстановления звучной речи. Съемные зубные протезы, которые были удобны до операции, во время занятий по образованию псевдоголоса оказываются нередко плохо фиксированными, что также затрудняет обучение.
На первом занятии должна проводиться психотерапевтическая беседа с больным.
В целях тренировки шейной мускулатуры и остатков мышц гортаноглотки, а также верхнего и среднего отдела пищевода применяются несложные для выполнения упражнения.
Для этого предлагается упражнение-игра на губной гармошке. Дуть в губную гармошку рекомендуется медленно, спокойно. Очень ослабленным больным в качестве предварительного упражнения предлагается дуть на вату, а затем при появлении воздушной струи, колеблющей кусочек ваты, дуть в губную гармошку по 0,5 минуты 10—12 раз в день, с интервалами по 20 минут.На подготовительном этапе большое внимание уделяется систематическим занятиям лечебной физкультурой по специальному комплексу (с. 106—107).
На втором этапе основной задачей является формирование псевдоголосовой щели на уровне 5—6-го шейных позвонков.
Для этого имеется ряд упражнений, целью которых является условнорефлекторное усиление первого сужения пищевода на уровне 6-го и создание таким образом благоприятных условий для образования псевдоголосовой щели на оптимальном уровне.
Упражнение А. Стоя, слегка наклонив корпус вперед и свободно опустив руки, больной с открытым ртом при напряжении мышц живота и подъеме диафрагмы подражает рвотному движению, задержав дыхание.
Данное упражнение рекомендуется повторять не более 3 раз подряд. Звук псевдоголоса может появиться не сразу, а через некоторое время после выполнения упражнения.
Упражнение Б. Больной ложится на кушетку без подушки. Ему предлагается сначала отдохнуть и спокойно дышать 2—3 минуты, а затем уже приступать к выполнению упражнения: лежа, с открытым ртом втянуть живот, тем самым поднять диафрагму и попытаться сделать подобие рвотного движения, задержав дыхание.
После 3-кратного повторения в течение нескольких дней описанных выше упражнений у больных, правильно их выполняющих, появляется звук псевдоголоса однократно или двукратно, что имеет и большое психотерапевтическое значение.
Упражнения А и Б рекомендуются больным с учетом их общего состояния, причем более ослабленным и выполняющим упражнения с большим напряжением следует применять упражнение Б.
Убедившись, что пациент правильно выполняет упражнение А или Б, ему рекомендуется повторять его дома 3 раза в день и посещать логопеда через день (при амбулаторных занятиях) .
После того как больной в течение дня самостоятельно повторял упражнение 3 раза, увеличивая время дутья в губную гармошку до 1,5 минуты, можно приступать к выполнению упражнения для вызывания звука псевдоголоса 4 раза в день, а в дальнейшем 5—6 раз.
Упражнения проделываются в течение недели ежедневно, причем нагрузка увеличивается через день.
Чаще всего на 5—7-й день выполнения упражнений А или Б, а иногда того и другого обучающиеся отмечают появление звука псевдоголоса и возможность произнесения словесного материала.
Одним из принципов восстановительной терапии является постепенность перехода от простого к сложному. Поэтому при обучении следует остановиться в своем выборе в первую очередь на таких согласных звуках, которые образуются от смыкания артикуляционных органов без участия голоса. Такими взрывными, мгновенными, глухими звуками являются к, т, п.
При появлении звука псевдоголоса обучающиеся легче произносят доступные слова, а не слоги и звуковые сочетания. Это можно объяснить выработанными с детства речевыми навыками произнесения слов, имеющих конкретное содержание, а не слогов и звукосочетаний, лишенных смыслового значения.
Упражнение 1. Как, Катя, Капа, каток, какао.
Упражнение 2. Кот, ком, кок, Коля, кофе.
Упражнение 3. Там, так, ток, Толя, таз, Том.
Занимаясь упражнениями 1—3, необходимо соблюдать паузы между словами и интервалы между упражнениями.
В начале занятий обучающиеся обычно быстро утомляются, поэтому на данном этапе не рекомендуется произносить псевдоголосом упражнения более 5—8 раз (что составит от 3 до 5 минут), следует учитывать, что занятия более 10 минут малоэффективны. Наиболее рационально проведение 2—3 занятий в день с перерывами по полчаса. Самостоятельные тренировки проводятся 5—8 раз в день продолжительностью от 5 до 8 минут.
Цель 4-го упражнения — обучение произнесению простейших словосочетаний без пауз между словами.
Словосочетания состоят из слов, уже доступных обучающимся. К каждому слову упражнений 1—3 рекомендуется прибавлять слово как, избегая пауз между словами. Упражнение повторяют 4—6 раз в день по 2—3 минуты, например: Как кот, а не: Как (пауза) кот; Как Катя, а не: Как (пауза) Катя.
Далее обучающиеся приступают к аналогичным упражнениям со звуками пит, например: Там Толя, Там палка, Там пальто, Пальто там? И т. д.
Задерживаться на произнесении отдельных слов долго не следует, рекомендуется переходить к фразам, состоящим из 2 или 3 слов.
Целью упражнений 5—6 является обучение произнесению фразы из трех слов, без паузы между ними. Однако, учитывая, что обучающийся испытывает трудности при произнесении такой фразы, каждое предложение сначала разбивается на словосочетания с повторением одного из слов.
Упражнение 5. Кот катает, катает клубок. Ким кормит, кормит кур. Кот катает клубок. Ким кормит кур. Ким ел котлеты. Коля ел кисель. Катя была в кино. Капе купили куклу. Коле купили коньки. Кира купила какао. Коля купил кекс.
Упражнение 6. Толя тянет, тянет Таню. Тимка тащит, тащит таз. Толя тянет Таню. Тимка тащит таз. Толя играет в теннис. Тося катает клубок. Толя читает толстый том. Там живет Таня.
Логопеду не следует обращать внимание больного на недостаточную громкость и внятность произносимых им слов.
Упражнения 5—6 имеют и большое психотерапевтическое значение: они вселяют уверенность в успешность дальнейших занятий и в возможность произнесения длинных фраз.
Произнесение фразы, состоящей из 3 слов, вызывает затруднения. Поэтому следует в течение нескольких занятий спокойно повторять упражнения 5- -6. После того как указанные упражнения перестанут вызывать затруднения, следует предлагать обучающемуся переходить постепенно на звучную речь в быту.
Произнесение слов, начинающихся с согласных звуков, на этом этапе трудностей обычно не вызывает, однако почти у всех обучающихся отмечается некоторый страх при переходе на звучную речь в быту. Они боятся быть непонятыми окружающими и стесняются говорить псевдоголосом. Большую роль в этот период играет общее состояние пациента, состояние его психики.
В период, когда обучающийся уже начинает в повседневной жизни переходить на звучную речь, можно увеличивать время занятий с логопедом до 20 минут. Самостоятельно же следует рекомендовать упражняться 5—6 раз в день от 10 до 15 минут. В период работы над введением псевдоголоса в спонтанную речь (третий этап) уделяется наибольшее внимание произнесению употребительных слов, выражений и т. д.
Как показал опыт, произнесение только специально подобранного, фонетически облегченного словесного материала, чтение его вслух и пересказ могут не стимулировать введение псевдоголоса в спонтанную речь.
Больше всего затрудняет обучающихся изолированное произнесение гласных звуков.
Начиная работу с гласными, подготовительные упражнения следует проводить с подкреплением эмоционально окрашенных и доступных предложений.
Упражнение 7. Звук произносится кратко:
ка-ак | та-ат | па-ап |
ко-ок | то-от | по-оп |
ку-ук | ту-ут | пу-уп |
ки-ик | ти-ит | пи-ип |
Упражнение 8. Звук произносится протяжно:
каак | тааг |
коок | тоот |
куук | туут |
киик | тиит |
кеэк | кээк |
Упражнение 9.
а — о — у — э — и
Упражнения 7—9 повторять подряд не более 2—3 раз.
Сразу же после выполнения упражнения 7 можно предложить больному произносить часто употребляемые в быту выражения: да, привет, дайте, получите, спасибо и т. п. Это позволит начинать полнее общение в быту и незаметно для обучающегося будет тренировать возможность произнесения слов, начинающихся со звонких согласных, а также создает предпосылки для выполнения упражнения 9, т. е. произносить изолированных гласных звуков.
Логопедам в этот период занятий приходится особенно учитывать интересы больного, его профессию, бытовое окружение и необходимость устного общения на работе. Это стимулирует их переход на звучную речь в быту.
Определение акустических параметров псевдоголоса позволило сделать вокальные упражнения целенаправленными. Как показали проведенные исследования, псевдоголос ниже нормального на 0,5—1 октаву, а часто опускается и до звуков контроктавы.
Для увеличения силы псевдоголоса и расширения его диапазона и рекомендуется проводить вокальные упражнения. Для этого применяется следующее: пение терции, кварты, квинты малой и первой октавы, причем основное внимание уделяется длительному пению первого звука, а затем плавному переходу ко второму, что вначале вызывает затруднения.
У больных отмечается возможность протянуть, пропеть только первый звук, и только после двух или трех занятий у них появляется возможность пропеть квинту малой и терцию первой октавы.
Вокальные упражнения не представляют трудностей для выполнения (как логопеду, так и больному) и составлены с учетом голосовых возможностей обучающихся.
Однако во время занятий часто изменяется порядок упражнений из-за индивидуальных особенностей больных.
Упражнения для мужского псевдоголоса.
Упражнение 10.
Соль малой октавы
Си малой октавы
Упражнение 11.
До первой октавы
Ми первой октавы
Упражнения 10—11 можно варьировать: начав с упражнения 11, перейти к упражнению 10. Вокальные упражнения должны не вызывать большого напряжения, т. е. из двух предложенных следует выбирать сначала наиболее доступное для обучающегося.
После того как эти два упражнения не будут вызывать затруднений, следует приступать к упражнению 12 (трезвучие) .
Упражнение 12.
Это упражнение выполняется медленно, после каждого раза паузы 2—3 минуты.
В это же время рекомендуется длительное пение одного звука в доступном диапазоне.
Когда не будет возникать затруднений при выполнении указанных упражнений, рекомендуется переходить к исполнению знакомых мелодий в доступных диапазонах.
Исполнение музыкальных фраз из знакомых популярных песен стимулирует плавность и появление модуляций в псевдоголосе.
Упражнение 13. Мелодии В. Соловьева-Седого «Подмосковные вечера».
Упражнеиие 15.
Необходимо отметить, что для большей эффективности и стабильности тембра некоторым пациентам, у которых особенно часто ухудшается звучание псевдоголоса в зависимости
Упражнение 14. Мелодия И. Дунаевского «Широка страна моя родная».
Упражнения для женского псевдоголоса
Работа над женским псевдоголосом ставит дополнительные трудности. Отсутствие модуляций и низкий тон псевдоголоса крайне травмируют женщин. Для них предлагаются упражнения для увеличения модуляции, а затем уже для расширения диапазона псевдоголоса.
Диапазон женского псевдоголоса должен быть не менее кварты, квинты первой октавы, поэтому упражнения, а также мелодии следует предлагать в указанных диапазонах.от их настроения, общего состояния, рекомендуется самостоятельно повторять необходимые упражнения длительное время, уже не посещая занятий с логопедом.
Курс вокальных упражнений рассчитан на 2—3 недели (при ежедневных занятиях).
Некоторые особенности методики обучения псевдоголосу лиц, перенесших расширенную экстирпацию и операцию по типу Крайля с резекцией корня языка
Время обучения звучной речи лиц, перенесших расширенную экстирпацию гортани и операцию по тину Крайля (с резекцией корня языка), по сравнению с обучением больных, перенесших обычное удаление гортани, является более продолжительным. Это объясняется тем, что после резекции корня языка утрачивается его подвижность, что крайне затрудняет, а порой и делает невозможным движение языком.
Некоторые больные испытывают трудности при движении головой вправо и влево. Они не могут нагнуть ее вперед или отвести назад, порой бывает даже невозможно поднять руки вверх. Занятия с такими больными начинаются с артикуляционных упражнений: движения языком вправо, влево, вверх и вниз; пощелкивания; поднимание языка к верхнему альвеолярному отростку и др.
Указанные упражнения обучающийся повторяет самостоятельно по 5—6 раз в день от 3 до 5 минут. Одновременно он приступает к занятиям лечебной физкультурой. Только после 2—3 недель занятий лечебной физкультурой и артикуляционными упражнениями, когда увеличивается объем движений языка, предлагают приступать к упражнениям первого этапа.
У этой группы обучающихся отмечается более быстрая утомляемость, чем у тех, кто перенес обычную экстирпацию гортани. Поэтому к упражнениям по вызыванию звука следует переходить осторожно. В дальнейшем обучение этой группы больных проводится по уже изложенной методике.
Особенности обучения больных с пониженным слухом
Среди лиц, перенесших полное удаление гортани, нередко встречаются больные с пониженным слухом. Некоторые из них слышат только громкую речь и пользуются слуховыми аппаратами.
Обучающиеся с резко пониженным слухом овладевают псевдоголосом в обычные сроки — от 1 до 1,5 месяца, но при их обучении необходимо обращать внимание на одно существенное обстоятельство. У тугоухих часто отсутствует контроль громкости вызванного звука, поскольку свой голос они слышат плохо или не слышат совсем. Применяют следующий методический прием: при произнесении псевдоголосом упражнений больной прикладывает руку к передней части поверхности шеи и тактильно ощущает громкость звука. Этот прием особенно помогает при произнесении больших фраз. На первых порах тугоухому обучающемуся рекомендуется контролировать громкость псевдоголоса рукой. В дальнейшем предлагается обходиться без контроля руки, но не сразу, а постепенно, во избежание потери навыка общаться псевдоголосом.
В остальном при обучении тугоухих рекомендуется придерживаться указанной выше методики. Анализ работы с тугоухими дает основание рекомендовать описанный прием.
Приводим выписку из логопедической карты.
Больной Г. О. В., 56 лет, инженер-полковник, перенес переднебоковую резекцию гортани. После операции полная потеря голоса, общение шепотом.
При обращении за логопедической помощью больной был направлен на занятия лечебной дыхательной гимнастикой. (По данным спирографического исследования показатели жизненного дыхания значительно снижены.) Занятия проводились ежедневно в течение двух недель.
На третьей неделе больной приступил к занятиям по восстановлению голоса. Было рекомендовано дутье в губную гармошку по 0,5 мин. 10—12 раз в день. На пятый день тренировок приступил к фонопедическим упражнениям со звуками м и н со слегка опущенной головой. Еще через два дня начал произносить грубым, плохо модулированным голосом слова с глухими звуками т, п.
На четвертой неделе занятий появилась возможность произнесения громким, но грубым голосом не только словесного материала упражнений, но и бытовых слов: да, дайте, скажите и пр. Для дальнейших тренировок были предложены стихотворные тексты из произведений Н. А. Некрасова «Несжатая полоса» и М. Ю. Лермонтова «Бородино».
На пятой и шестой неделях занятий обучающийся перешел на общение грубым, плохо модулированным голосом в быту и приступил к упражнениям с йотированными и гласными звуками.
В результате систематических тренировок голос больного нормализовался, увеличилось количество модуляций. Для расширения диапазона был проведен курс вокальных упражнений: пение гласных в диапазоне терции, а затем кварты.
При повторном спирографическом исследовании через месяц после начала занятий отмечалась нормализация параметров жизненного дыхания.
Через 1,5 месяца амбулаторных занятий больной приступил к своей прежней работе, свободно общается с окружающими, говорит по телефону, не испытывает затруднений при голосовых нагрузках.
Больная В. Л. В., 54 года, старший научный сотрудник, врач, перенесла левостороннюю расширенную хордэктомию. Лучевая терапия не проводилась. При обращении 26/V—1980 г. больная общалась тихим, плохо понятным шепотом. Жаловалась на одышку, появившуюся при ходьбе и при общении шепотом: «Мне как-то трудно дышать».
29/V—80 г. больная приступила к курсу дыхательных упражнений под руководством врача Э. Я. Золотаревой. Амбулаторно посещала занятия ежедневно, дома выполняла упражнения, рекомендованные для самостоятельных тренировок. Настроение у больной было подавленное, но она всячески старалась скрывать его от близких, врачей и логопеда; задавала много косвенных вопросов о возможности в будущем продолжать работу по специальности, а также о сроках и эффективности восстановления голоса.
После двух недель занятий ЛФК отметила, что исчезла одышка при ходьбе, а также и при общении шепотом. Приступила к следующим упражнениям: дутье в губную гармошку по 0,5 мин 10—12 раз в день. Упражнение не было ни трудным, ни утомительным.
4/VI—80 г. больной было предложено следующее упражнение — произнесение фонемы м со слегка опущенной головой, а затем произнесение м длительно. Через три дня пациентка стала произносить грубым, но громким голосом упражнения со звуками к, т, п, а также простейшие бытовые слова: дайте, пока, получите и т. д. Грубый, немодулированный голос не понравился больной, она с большим трудом переходила на общение голосом в быту.
С 17/VI по 10/VII—80 г. была простужена, занятия не посещала и сама не тренировалась.
10/VII—80 г. возобновила занятия ЛФК ежедневно в поликлинике и самостоятельно на дому. В этот период могла говорить грубым, громким, но плохо модулированным голосом отдельные бытовые слова, короткие фразы из двух слов и упражнения со звуками к,т,п. Рекомендовано: 1) дутье в губную гармошку по I мин 8—10 раз в день; 2) длительное произнесение фонемы м.
23/V1I—80 г. сама пациентка отмечает улучшение звучности голоса, его стабильность, однако ее беспокоит, сможет ли она в дальнейшем продолжать работу.
29/VII—80 г. приступает к упражнениям с йотированными и гласными звуками: ай-яй, ой-ёй. Эти упражнения пока вызывают затруднения, то есть больная быстро от них утомляется.31/VII—80 г. врач ЛФК отмечает улучшение соотношения выдоха и вдоха — удлинение фонационного выдоха, его нормализацию. Рекомендовано усложнить упражнения с йотирован-иыми и гласными звуками: ай-яй-яй, ой-ёй-ёй, уй-юй-юй. В быгу полностью перешла на общение голосом.
Пациентка уезжает в отпуск на месяц, для самостоятельных тренировок рекомендованы следующие упражнения: 1) дутье в губную гармошку по 1 мин 10—12 раз в день; 2) упражнение с йотированными и гласными звуками: ай-яй-яй, ой-ёй-ёй, уй-юй-юй — по 3 раза подряд 6—8 раз в день; 3) длительное произнесение изолированных гласных звуков: у,о,а,з}и. Следует отметить, что наиболее легкими гласными звуками для произнесения изолированно были у, а затем о.
9/VIII—80 г. В период отпуска больная систематически выполняла рекомендованные 4/VI—80 г. упражнения. Голос стал значительно звучнее, появились модуляции. При общении не отмечает трудностей, говорит по телефону. Следует отметить, что после отпуска больная начала верить, что сможет вернуться к прежней работе. Приступает к курсу вокальных упражнений. Занятия ежедневные, амбулаторные, кроме того, самостоятельные тренировки дома. Диапазон вокальных упражнений вначале— терция I октавы (до — ми). В течение двух недель стало доступно трезвучие (до — ми — соль первой октавы). Голос стал звучным, модулированным, и 4/IX—80 г. больная приступила к прежней работе научного сотрудника.
Этапный эпикриз. У больной за период занятий с 29/V по 4/IX—80 г. восстановился звучный, модулированный голос, диапазон до — соль первой октавы. При общении затруднений не испытывает, самостоятельно продолжает выполнять упражнения ЛФК. Возобновила прежнюю работу.
Катамнестические наблюдения: в феврале 1983 г. была на приеме, голос звучный, модулированный; работает, выступает с докладами. Ухудшение голоса отмечает только при нервозной обстановке и духоте.
Рекомендуемая литература
1. Антонов О. С., Таптапова С. Л. О локализации и образовании псевдоголосовой щели у безгортанных больных. — Вестник оториноларингологии, 1962, № 1, с. 80-83-
2. Деревщиков П. А., Таптапова С. Л- Спектральный анализ гласных звуков псевдоголоса. — Вестник оториноларингологии, 1971, № 5, с. 112.
3. Милованов Н. Г., Таптапова С. Л. Сравнительные характеристики некоторых акустических параметров нормального голоса и псевдоголоса. — Вестник оториноларингологии, 1970, № 3, с. 73—93.
4. Попова М. С., Таптапова С. Л. Реабилитация больных с нервно-психическими нарушениями, возникающими после экстирпации гортани. — Невропатология и психиатрия, 1972, № 6, с. 909—913.
5. Попова М. С. Психические нарушения и восстановительное лечение больных, оперированных по поводу злокачественного новообразования гортани. Методические рекомендации. М., 1979.
6. Рабкин И. Е., Таптапова С. JI. Рентгенотелевизионная кинематография фонации у больных после ларингэктомии. — Вестник оториноларингологии, 1970, № 3, с. 69—71.
7. Таптапова С. Л. Методические рекомендации по восстановлению звучной речи и социальной реабилитации больных, перенесших тотальное удаление гортани. М., 1977.
8. Таптапова С. Л. Образование звучной речи у лиц с экстирпированной гортанью. Очерки по патологии речи и голоса. М„ 1960, с. 141 — 147.