Сверхбдительность и сдержанность
15. Уязвимость/негативная настроенность: преувеличенное ожида
ние того, что дела могут пойти плохо в любую секунду; чрезмер
ный страх допустить ошибки, приводящие к этому. «Это обяза
тельно, наверняка плохо кончится!»
16. Избыточный контроль: чрезмерное торможение спонтанности во
избежание ошибок, отчуждения других или потери контроля.
17. Жесткие стандарты: убежденность в необходимости всегда стре
миться к соответствию очень высоким усвоенным стандартам, как
правило — во избежание критики.
18. Репрессивность: убежденность в том, что следует выказывать гнев
и наказывать всех (включая себя), кто не удовлетворяет твоим
(высоким) требованиям и стандартам.
Янг утверждает, что люди, как правило, обладают двумя или тремя такими схемами, и для оценки последних разработал Вопросник по схемам (Young, 1994). Очевидно, что в умеренном виде многие эти схемы облегчат жизнь индивида. Они могут стать неадекватными лишь в случае избытка. Индивидам, обладающим могущественной РНС в той или иной сфере, очень трудно понять, почему она может быть неадекватной. Для них самих она очевидна: «Это так, потому что это должно быть так!»
Таковы основные когнитивные явления, с которыми работает когнитивная психотерапия. Во многих случаях гипноз может значительно способствовать клиницисту в помощи клиентам преодолевать когнитивные ошибки, искажения на всех трех уровнях когниции и замещать их более адаптивными когнициями. В следующих главах описывается применение гипноза для модификации дисфункциональных когниции при многих психологических нарушениях.
Глава 6________
Тревога и фобии
С самого начала важно разграничить понятия тревоги, страхаи фобии.Бек и Эмери (Beck and Emery, 1985) заявили, что страх является когнитивным процессом, тогда как тревога является эмоциональной реакцией. Если развить эту мысль, то страх есть когнитивная оценка будущей угрожающей ситуации. Фактически Бек и Эмери констатировали, что восприятие будущей опасности является отличительным признаком тревоги. Фобией называется особенно интенсивный и необоснованный страх, который характеризуется избежанием пугающего объекта. Однако во всех этих состояниях присутствует эмоциональное возбуждение, и потому многие интервенции можно использовать для лечения как тревоги, так и фобий.
Тревога
Двадцатый век был назван «Веком тревоги», каким он и был в действительности. Восприятие грядущей опасности редко когда бывало настолько устойчивым и продолжительным. В прошлые века тревога обычно возникала при восприятии физической опасности. Сегодня опасность имеет главным образом социальный и межличностный характер.
Мы окружены социальной опасностью. Ослабление социальных связей, которые раньше привязывали индивидов к своим общинам, а членов общин — друг к другу, привело к глубинным чувствам одиночества и обособленности. При том что поначалу ослабление социальной критики часто приводит к животворящему чувству свободы, та же самая свобода в конечном счете может породить тревогу. Как выразился один эмансипированный молодой человек: «С одной стороны, я могу делать, что хочу; с другой — никого не волнует, что я делаю». Свобода позволяет нам по-новому мыслить, действовать и чувствовать, но она же возлагает на нас ответственность за последствия. Поэтому неудивительно, что некоторые люди стараются убежать от свободы, как это видно из
Глава 6. Тревога и фобии 69
примера парадоксальной ностальгии русских по бывшему Советскому Союзу. За свободу приходится платить.
Люди — это высокосоциальные представители животного мира, и ослабление семейных и общественных связей, проистекающее из новой свободы и мобильности, означает, что мы должны сформировать новые социальные отношения вместо того, чтобы наследовать старые. Растущее число разводов является сразу и причиной и следствием этой тенденции. Мы должны постоянно создавать новые связи и, следовательно, рискуем быть отвергнутыми и подвергнутыми социальной изоляции так, как еще сто лет назад показалось бы немыслимым. Таким же образом приходится не наследовать, а выбирать профессии и карьеры, что приводит к тревоге, вызванной возможностью неудачного выбора. Когда юноши занимались тем, что делали их отцы, а девушки — тем, чем занимались их матери, выбор был недоступен, и потому тревога держалась на низком уровне.
Кроме того, тревоге присущи индивидуальные различия. Отдельные люди кажутся напряженнее и тревожнее других — факт, известный с древнейших времен. Возможно, что некоторые из этих индивидуальных различий можно проследить вплоть до биохимических факторов и колебаний общего уровня активности. Однако психологические интервенции, предназначенные для снижения тревоги, могут оказать значительное воздействие даже на хронически тревожных людей, хотя, вероятно, и не в той степени, как бы хотелось. Кроме того, иногда могут приносить пользу соответствующие медикаментозные средства, призванные снижать уровень возбуждения.
Гипноз, в известной мере, приспособлен специально для лечения тревоги. Эмоциональное возбуждение, присущее всем разновидностям тревоги и фобий, можно снизить, если не устранить вообще, при помощи релаксации, которая сопровождает многие формы гипноза. Клинические исследования свидетельствуют о неизменной связи лечебного исхода с гипнабельностью (Wadden and Anderton, 1982), поэтому ее оценку следует проводить до начала гипнотерапии. В оставшейся части этой главы проиллюстрировано применение гипноза в отношении когнитивного содержания, процессов и структур, присущих тревоге.
Когнитивное содержание
Джим обратился за помощью из-за постоянных навязчивых тревожных мыслей о своей профессиональной деятельности. Они начинались главным образом со слов «что, если...?» Например: «Что, если я плохо справ-
70 Часть II. Лечение психологических расстройств
люсь с этим проектом?» и «Что, если я потеряю работу?». Чем больше клиент погружался в эти рассуждения, тем более крайнюю форму они принимали, указывая, что он предавался драматизации ситуации. С этой умственной «жвачкой», стоило ее начать, было трудно покончить, и он чувствовал, как становится все более и более напряженным.
Терапия началась с обучения его гипнотической релаксации. Гип-нотерапевт воспользовался техникой индукции релаксации, чтобы помочь клиенту расслабить мышцы и определить зоны повышенного напряжения.
А теперь, Джим, я хочу, чтобы ты откинулся в кресле и закрыл глаза. Хотя сейчас ты можешь не чувствовать большой расслабленности, просто постарайся быть настолько расслабленным, насколько сможешь. Важно, чтобы тебе было комфортно ощущать свою способность сделать все, что ты можешь, прямо сейчас, не беспокоясь о том, что что-то не получается. Пока ты будешь здесь сидеть, я собираюсь перечислить по очереди все группы мышц, и прошу тебя обращать внимание, насколько они напряжены, а потом расслаблять их. Одновременно обращай особое внимание на звук моего голоса. Сначала обрати внимание на мышцы твоей головы: за ушами, вокруг глаз, на свою нижнюю челюсть, язык. Обрати особое внимание на малейшую напряженность в твоем языке, так как он часто бывает одной из точек напряженности в теле. Хорошо... теперь дай этим мышцам медленно расслабиться. [Можно получить некоторую информацию о прогрессе путем наблюдения за такими телесными изменениями, как отвисшая нижняя челюсть.] Теперь обрати внимание на мышцы шеи и плеч, по ходу дела расслабляя их. Ты чувствуешь, как твои плечи поникают. [Субъект с хорошей гипнабельностью может начать слегка покачивать головой, и гипнотерапев-ту не стоит из-за этого беспокоиться.] Теперь обрати внимание на мышцы предплечий и кистей рук, постепенно расслабляя их. Теперь обрати внимание на мышцы живота и бедер. Ты чувствуешь, что все глубже утопаешь в кресле.
Гипнотерапевт продолжает перечислять группы мышц, переходя к нижним отделам тела Джима, отмечая и называя телесные изменения и интерпретируя их как прогресс в погружении в транс, соответственным образом приспосабливая скорость релаксации. В качестве альтернативы терапевт мог попросить его ощутить, как напряжение вытекает из его тела по мере все большего и большего расслабления.
Второй комплекс интервенций был адресован катастрофическим размышлениям клиента из категории «что, если...?». Поскольку Джим не всегда сознавал содержание своих навязчивых мыслей, гипнотерапевт воспользовался двумя методами их разоблачения. Джима попросили вести журнал мыслей, которые появлялись у него при ощущении
Глава 6. Тревога и фобии 71
тревоги. Хотя сначала эта обязанность показалась ему трудной, со временем он, при поддержке со стороны терапевта, приобрел большую точность в освещении этих мыслей. Находясь в трансе, Джим учился воображать себя в проблемной ситуации (идентифицированной заранее) и сообщать, какие мысли пробегали в его сознании. В рамках предгипно-тической подготовки ему было сказано, что разговаривать в состоянии транса — обычное дело для загипнотизированных людей. Гипнотера-певт записывал все эти высказывания. Была использована следующая гипнотическая процедура.
Гипнотерапевт. Джим, я хотел бы, чтобы ты представил, будто тебя вызвали в офис к шефу для полугодичной аттестации. Когда ты сосредоточишь внимание на этой сцене, позволь себе испытать обычную тревогу. Теперь почувствуй, что ты расслабляешь свое тело так, как мы упражнялись до этого, и ощути, как твоя тревога несколько ослабевает. Теперь расскажи мне, о чем ты думаешь.
Джим. Я думаю: что, если ему не нравится моя работа, что, если он меня вышвырнет? Если я потеряю работу, то сделаюсь полным неудачником!
На следующей сессии гипнотерапевт помог Джиму построить позитивные самоутверждения для противодействия любой негативной мысли. При этом метод двух колонок был использован в следующем виде (табл. 6.1).
Таблица 6.1