Бессознательное не должно становиться осознанным
В отличие от психодинамического подхода, здесь нет попытки преодоления ранних бессознательных конфликтов. Целью является не инсайт, а облегчение симптомов. Эриксон считал бессознательное огромным складом позитивных навыков и скрытого знания, привлечение которого могло бы пригодиться клиенту. Это скрытое знание служит основным регулятором человеческого поведения. Таким образом, работая с трансом, он нередко обращался напрямую к бессознательному, инструктируя его по использованию ресурсов для осуществления изменения. Раскол между сознательным и бессознательным характерен для этого направления гипнотерапии. Обращаясь к бессознательному, Эриксон часто использовал непрямые коммуникации и метафоры. Может возникнуть впечатление, что сама концепция «бессознательного» была для него метафорой или аналогией.
Эриксон считал, что все люди обладают большим потенциалом, чем они предполагают, а гипноз является методом, который помогает им его применить. Впрочем, эпизодические рассказы о радикальных исцелениях и крупных жизненных переменах, наступавших после одной-един-ственной сессии, можно, наверное, считать преувеличением.
Ментальные феномены должны не анализироваться, а утилизироваться. Вероятно, ни одна интервенция Эриксона не пользуется такой известностью, как его «техника утилизации», хотя ее часто не до конца понимают. Он верил, что все, с чем приходит клиент к терапии, можно поставить на службу изменению. Например, принималось и использовалось сопротивление. Некоторые гипнотерапевтические суггестии перестраивались так, что все, что бы ни делали клиенты, оказывалось знаком того, что они входят в транс. Мероприятия между сессиями организовывались так, чтобы продемонстрировать прогресс у клиентов. Даже негативные симптомы истолковывались как попытка решения проблемы, а многие директивы Эриксона (гипнотические и не гипнотические) были парадоксальными по природе и часто сопровождались описанием симптомов (см. Dowd and Trutt, 1988).
36 Часть I Предыстория
Гипнотические суггестии являются скорее непрямыми, чем прямыми
Прямые суггестии требуют определенных реакций, тогда как непрямые допускают многообразие реакций или могут вообще не требовать реакций особого типа. Непрямые суггестии часто сочетаются с метафорами, повествованиями и парадоксами, позволяя клиентам самостоятельно находить смысл суггестии (Matthews et al., 1993). Непрямые суггестии можно подвергнуть изменению так, что гипнотерапевту даже не будет известна сущность проблем. Суггестии могут быть настолько непрямыми, что терапевтическую ситуацию можно вообще не рассматривать как гипнотическую — терапевт может вводить гипнотические суггестии по ходу обычной терапии. Например, прямая суггестия, направленная на ослабление боли, могла бы звучать так: «Ваша боль будет постепенно исчезать». Непрямая суггестия (здесь возможны многие варианты) могла бы быть следующей: «Возможно, в ближайшем будущем вы обнаружите, что ощущение комфорта возрастает». Непрямой оттенок присущ многим из гипнотических процедур, которые будут изложены в этой книге.
Загипнотизировать можно каждого, по крайней мере в той степени, которая необходима для терапевтической работы. Ученые, занимавшиеся изучением гипноза (см. Bowers, 1976), обычно находили, что гипнотической внушаемости (или способности к трансу) свойственны значительные индивидуальные различия, отличающиеся длительной стабильностью. Они констатировали, что относительно немногие люди могут демонстрировать гипнотические феномены, характерные для глубокого транса: позитивные и негативные галлюцинации, сомнамбулизм и перчаточную анестезию (когда терапевт внушает клиенту, что у того онемела кисть). С другой стороны, гипнотерапевты, поддерживающие взгляды Эриксона, утверждали, что индивидуальные различия, если они существуют, не имеют отношения к терапевтической работе, поскольку большинство людей способны делать все что нужно, находясь в состоянии легкого транса. Они констатируют, что тренинг гипнотических навыков, по ходу которого людей обучают демонстрировать разнообразные гипнотические способности, может повысить восприимчивость к гипнозу. Позднее Мак-Фарленд и Моррис (MacFarland and Morris, 1998) обнаружили, что дисфоричные индивиды (лица с мягко выраженной депрессией) были более внушаемы, чем недисфоричные. Таким образом, именно нуждающиеся в психотерапии люди получат максимальную пользу от гипнотерапии.
Формальных стадий гипноза нет. Традиционная гипнотерапия была разделена на несколько стадий: подготовка, индукция, работа в трансе
Глава 3 Модели гипнотерапии 37
и завершение. С другой стороны, терапия Эриксона объединяет первые три стадии и часто исключает четвертую. Работа в гипнотическом трансе тяготеет к функционированию в качестве индукции, а иногда сам по себе гипноз нечетко дифференцируется от негипнотической терапии. Психотерапевт, следовательно, может придавать своему голосу гипнотический оттенок и повторно давать непрямые, встроенные суггестии к изменению, действуя в условиях обычной психотерапевтической сессии. Однако недавно отдельные из этих отличительных качеств подхода Эриксона были оспорены. В обзоре экспериментальной литературы Мэттьюз с коллегами (Matthews et al., 1998) нашли мало свидетельств в пользу таких его утверждений о гипнозе, как те, что он является особым состоянием сознания; что непрямые суггестии эффективнее прямых и что все люди подвержены гипнотическому внушению. Скорее, по их утверждениям, Эриксон заставлял клиента с нетерпением ждать изменения и создавал условия, в которых тот мог изменить рассказ о себе. Он добивался этого путем прерывания или отвлечения ограничивающего сознательного мышления так, что гипноз становился особой формой коммуникации, позволявшей рассказать о своей жизни в более светлых тонах. Главная роль, которая отводится в этой формулировке ожиданию, приближает гипнотерапию Эриксона к когнитивно-бихевиористи-ческой модели. Линн с коллегами (Lynn et al., 1993a) на основе обзора экспериментальной литературы сделали вывод, что непрямые суггестии, в сравнении с прямыми, не снижают сопротивления, которое оказывается гипнотическим суггестиям, по крайней мере, по результатам объективного опроса. По субъективным меркам не было также никакого устойчивого преимущества непрямых суггестии. Однако авторы указали, что эти исследования нельзя считать убедительными из-за методологических проблем. Никто, например, не оценивал, действительно ли субъекты могли видеть различия между прямыми и непрямыми суг-гестиями. Более того, любые гипнотические суггестии являются более или менее прямыми или непрямыми, не подпадая под одну строго определенную категорию. Стиль суггестии — континуум, а не дихотомия.
Когнитивно-бихевиористическая модель
Гипноз часто определялся как измененное состояние сознания, качественно отличное от обычного (или «бодрствующего») сознания. В этом заключался взгляд на гипноз как на «состояние». Теория «состояния» подчеркивает отрыв гипнотического состояния от негипнотического и, согласно этой теории считается, что первое требует уникальных когнитивных процессов. В рамках этой теории также рассматриваются гип-
38 Часть I. Предыстория
нотические явления как принципиально безволевые или непроизвольные. Такой точки зрения на гипноз фактически придерживается широкая общественность, и можно считать, что именно такой взгляд повинен в приписываемых гипнозу магических или оккультных свойствах. Однако всегда существовало значительное число сторонников другой теории, гласящей, что гипнотическое поведение определяется теми же факторами мотивации и ожидания, которые руководят негипнотическим поведением. Эта теория известна как теория «не-состояния». Николас Спанос (Nicholas Spanos, 1996) — один из ведущих пропагандистов этого направления — считает, что гипнотические ситуации подразумевают два компонента. Во-первых, ситуация открыто определяется как гипнотическая путем использования стандартной процедуры гипнотической индукции, а также суггестии, даваемых в безволевом состоянии, которые обычно ассоциируются с гипнозом. Во-вторых, в дальнейшем даются суггестии того, что индивид будет переживать особые поведенческие или внутренние явления, как правило, пребывая в безвольном состоянии. Спанос утверждает, что эти явления переживаются как гипнотические, потому что ситуация открыто называется гипнотической. Люди переживают гипноз, когда ожидают этого переживания.
Когнитивно-бихевиористическая модель четко ориентируется на теорию «не-состояния» (Kirsh, 1993). Гипнотические явления понимаются как продукты социальных психологических переменных, таких как вера, надежда, ожидание и контекст. Считается, что гипнотические явления с большей вероятностью проявляются в ситуациях, определяющихся как гипноз, когда клиент позитивно относится к гипнозу и ждет, что тот ему поможет. Кирш и Линн (Kirsch and Lynn, 1997) утверждают, что на гипнотическое переживание влияют культурно обусловленные ожидания и наборы реакций. Кроме того, они говорят, что определенные способности, такие как воображение и склонность к фантазиям, повышают восприятие гипнотической непроизвольности путем усиления реактивных ожиданий и побуждения участников идентифицировать свои реакции как гипнотические по своей природе. В этом случае они скорее считают эти реакции непроизвольными и вызванными суг-гестиями гипнотизера. Однако здесь обнаруживается скрытое допущение когнитивно-бихевиористической гипнотерапии, согласно которому гипнотические явления имеют, главным образом, волевую природу, хотя это и не всегда очевидно. Здесь еще раз подчеркивается главенствующая роль ожидания, которым объясняются гипнотические явления.
Переживание гипнотической непроизвольности, иначе говоря гипнотических явлений, которые участники воспринимают как находящиеся
Глава 3- Модели гипнотерапии 39
вне их сознательного контроля, было обязательным атрибутом гипноза. Кирш и Линн (Kirsch and Lynn, 1998) предложили три возможные социально-когнитивные теории этого непроизвольного переживания. Первая теория гласит, что восприятия непроизвольности — это попросту ошибочные атрибуции, которые рождаются постфактум и опираются на совпадение проявленного поведения с предполагавшимся исходом. Вторая теория утверждает, что гипнотическое поведение действительно запускается автоматически, поскольку автоматически запускается любое поведение. Люди ожидают демонстрации непроизвольных действий, как действий, присущих гипнозу. Согласно третьей модели, предшествующие измененные переживания (такие, как ощущение легкости в руке) возбуждают ожидания дальнейших гипнотических явлений (таких, как поднятие руки). По словам авторов, реакции на суггестии требуют использования ресурсов внимания и ослабевают, когда участники выполняют дополнительную, конкурентную задачу. В этих моделях важными переменными выступают такие социально-когнитивные феномены, как ожидание, фокус внимания, готовность участвовать в переживании и социальное определение совместно с санкционированностыо. Когнитивно-бихевиористическая гипнотерапия допускает, что большинство психологических расстройств вызывается негативной формой самогипноза, при которой негативные мысли принимаются без критики и даже без сознательного осмысления (Araoz, 1985). Индивид, например, может иметь повторяющиеся образы или мысли, связанные с невыполнением важной служебной обязанности или с забыванием о важной встрече, но едва ли осознает их неизменное присутствие. Для того чтобы избавиться от этих мыслей, необходимо, во-первых, дать клиентам ясно осознать их присутствие и устойчивость, а во-вторых, научить их путем гипнотического когнитивного переструктурирования оперировать более позитивными, адаптивными самоутверждениями (Golden et al., 1987). Практика когнитивно-бихевиористической гипнотерапии аналогична практике когнитивной бихевиористической психотерапии вообще. В соответствии с когнитивно-бихевиористической моделью, согласно Киршу (Kirsch, 1993), все, что можно сделать при помощи гипноза, можно сделать и без него, и наоборот. Гипноз может принести пользу, если клиент позитивно относится к нему, или возникли некие проблемы при использовании негипнотических процедур, или при работе с нерефлективными клиентами (Kirsch, 1993). Кроме того, клиентов можно подвергнуть тренингу гипнотических навыков так, чтобы они могли применять их в незнакомых ситуациях. Было обнаружено, что применение когнитивно-бихевиористической гипнотерапии повышало эффек-
40 Часть I. Предыстория
тивность лечения до 87 % (Kirsch, 1993). Положительные сдвиги более чем в 80 % случаев говорят о высокой ее эффективности. Кирш и коллеги (Kirsch at al., 1995) на основе метанализа 18 работ, в которых сравнивались такая психотерапия с применением и без применения гипноза, установили, что улучшение самочувствия у клиентов, получавших КБП с гипнозом, было на 70% выше, чем у тех, что получали только КБП. Когнитивно-бихевиористическая психотерапия предлагает несколько основных техник, которые приложимы ко многим проблемным состояниям. Во-первых, релаксация. Она может преподаваться в качестве превозмогающего навыка, полезного для снижения стресса и тревоги, и может предваряться техникой гипнотической индукции, сопровождаемой суггестиями мира, покоя и снижения мышечного напряжения. Во-вторых, часто используется направленное воображение, когда индивида просят представить, что он столкнулся со стрессовой или проблемной ситуацией и справляется с ней, прибегая к релаксации или используя более адекватные стратегии преодоления, которые до того обсуждались в ходе психотерапии. Психотерапевту часто удается пройти с клиентом через стрессовую ситуацию, предписывая ему воображать себя действующим или думающим определенным образом. В-третьих, можно прибегнуть к когнитивному переструктурированию, когда дисфункциональные когниции или самоутверждения заменяются более функциональными, в то время как индивид пребывает в трансе. В-четвертых, можно воспользоваться последовательными приближениями (Kirsch, 1993), когда постепенно либо увеличивается время пребывания под действием стрессового образа, либо рассматриваются все более стрессовые ситуации. Этим можно ободрить клиентов и дать им надежду, связанную с их растущими способностями к борьбе, а не с ожиданием от них умения немедленно разобраться с проблемами. В-пятых, можно прибегнуть к тренингу гипнотических навыков (Golden et al., 1987), когда индивида обучают трансовому поведению и лучшему реагированию на гипнотические суггестии. При этом допускается, что гипнозу можно научиться, что, как отмечалось ранее, вызывает сомнение. Однако оказывается, что большинство людей способно, по крайней мере отчасти, улучшить свою способность к трансу или полнее использовать уже имеющуюся по мере того, как они ощущают себя более комфортно по отношению к гипнозу и гипнотерапевту. Контекст является важной детерми-нантой эксплицитного гипнотического поведения. Кроме того, большая часть гипнотической работы может осуществляться в состоянии легкого транса, так что обычно не требуется достигать «глубокого» транса. Часто бывает, что все, что нужно, — это релаксация и легкий транс.
Глава 3. Модели гипнотерапии 41
Когнитивно-развивающая модель
Когнитивно-развивающая гелиотерапевтическая модель — совершенно новая психотерапевтическая разработка, описание которой представлено лишь в двух работах (Dowd, 1993; 1997b). Ее основное положение гласит, что гипноз полезнее при прямой оценке и модификации ядерных когниций, связанных с личностной идентичностью, концепцией «я» и дисфункциональными скрытыми установками, чем при обычном рассмотрении периферийного поведения и установок. Из-за своей невербальной природы гипнотическое воображение и связанная с ним эмоциональная обработка могут пригодиться для изменения скрытого знания, которое часто бывает довербальным и усвоенным имплицитно. Невербальный характер этих гипнотических техник может обеспечить им прямой доступ к довербальным скрытым когнициям. Кроме того, разумным применением гипнотических техник удается ослабить сопротивление. Как говорилось выше, индивиды, демонстрирующие реактивное сопротивление, больше склонны к автономности, независимости и доминированию, из-за чего они труднее поддаются терапии. Гипнотические интервенции, особенно непрямые, часто используемые Эриксо-ном, помогают клиенту сохранять ответственность и контроль, снижая с их помощью возможность включения сопротивления (Dowd, 1993, 1997b).
Перед гипнотерапевтом данного направления стоят две главные задачи: идентифицировать ядерные когнитивные структуры и изменить их. Данная книга сосредоточена, в частности, на описании методов, направленных на выполнение этих задач.
Мы с вами увидели, что когнитивная психотерапия перешла от анализа сравнительно доступных поверхностных структур к рассмотрению глубинных ядерных убеждений и когнитивных схем (Dowd, 1997a). Гипноз много лет применялся в качестве важной техники в когнитив-но-бихевиористической области и может стать, по меньшей мере, столь же значимым в оценке и модификации ядерных убеждений в когнитивно-развивающей модели. Для гипнотерапии настало время продвинуться до уровня развития когнитивной психотерапии.
Глава 4_________
Гипнотическая индукция
Подготовка
Несмотря на то что гипнотерапевту важно тщательно подготовить клиента к гипнозу, остается лишь удивляться, насколько часто этого либо не происходит, либо делается поспешно. Большинство клиентов обращаются за лечением, располагая хотя бы скудными представлениями о гипнозе, валидность которых важно как подтвердить, так и оценить. Но необходимо также определить мотивацию, которая побуждает клиента просить или соглашаться на применение гипноза и выяснить, гипнотизировали ли его когда-нибудь раньше, и если да, то каким был результат. Кроме этого, для гипнотерапевта важно оценить собственную мотивацию, побуждающую предложить или применить гипноз в работе с данным конкретным клиентом (я исхожу из того, что терапевт уже тщательно обдумал, зачем он вообще прибегает к гипнозу). Каждый из этих вопросов разбирается в последующих параграфах.
К несчастью, гипноз годами ассоциировался с магическими и оккультными феноменами. По этой причине клиенты могут бояться гипноза и усматривать в нем либо контроль, либо демоническое влияние, либо обольщение. Такая точка зрения негласно обсуждалась специалистами, но редко когда рассматривалась открыто. Говорят, что это было одной из причин (возможно, главной причиной) отказа Фрейда от гипноза после того, как пациентка обняла его по окончании сессии. Связь поведения в гипнотическом трансе с завуалированной сексуальностью является также темой многих историй о вампирах. Возможно, не стоит поднимать этот вопрос на самой первой сессии. Гипнотерапевты, однако, при работе с клиентами противоположного пола должны помнить о возможном вмешательстве этого фактора и проявлять особую осторожность. Если клиент, так или иначе, выказывает свою обеспокоенность вопросами сексуальности в гипнотерапии, гипнотерапевт должен немедленно обсудить этот вопрос и, может быть, воздержаться от приме-
Глава 4. Гипнотическая индукция 43
нения гипноза. В качестве альтернативы можно принять другие меры предосторожности: например, руководить сессией из другой комнаты при помощи громкоговорителя, организовать присутствие или непосредственную близость третьей стороны. Однажды у меня была клиентка (демонстрировавшая пограничные тенденции), выразившая опасения, что «я мог на нее посягнуть» в процессе гипнотического сеанса. Моего бывшего коллегу клиентка в судебном порядке обвинила в том, что он целовал ее, пока она находилась в трансе.
Верующие клиенты иногда считают, что гипноз связан с демонической одержимостью или что он уничтожает в них свободную волю, и потому не хотят о нем слышать. На самом деле, иногда простое упоминание о нем способно разрушить терапевтический контакт. Необходимо взять себе за правило не обсуждать его на первой сессии, если только клиент не заговорит о нем сам.
Другие представления о гипнозе обычно не столь опасны и обсуждаются позже, там, где речь идет о мифах, окружающих его. Однако необходимо тщательно обсудить отношение клиента к гипнозу перед его применением, а также после окончания сеанса.
Клиенты часто просят погрузить их в гипноз, иногда немедленно, и для гипнотерапевта важно оценить мотивацию такого желания. Гипноз иногда понимается как квазимагический способ добиться результатов без всяких усилий, особенно при работе с вредными привычками. У меня, например, было несколько клиентов, которые просили внушить им под гипнозом команду о потери пяти-десяти фунтов веса или бросить курить. Наверно, все хотят потерять пять-десять фунтов, а большинство людей хотели бы бросить курить, но только если это не потребует от них значительных усилий. Я обнаружил, что оценить мотивацию можно с помощью вопроса: вы хотите бросить курить, снизить вес или вы хотите хотеть! Как правило, они понимают разницу и робко соглашаются со вторым вариантом, позволяя обсудить реальную эффективность гипноза. Клиенты могут также просить о гипнозе, поскольку знают кого-то, кому он помог, что открывает путь для обсуждения индивидуальных различий в восприимчивости к гипнозу. Каждое из этих заблуждений, конечно, может присутствовать и влиять на поведение клиента даже в случае, если сам терапевт предлагает гипноз. В качестве общего правила я советую тщательно ознакомиться с мотивацией клиента, кто бы ни предлагал гипноз — терапевт или клиент, и представлять гипноз как полезный метод для решения некоторых проблем у некоторых клиентов, в некоторых случаях.
44 Часть I. Предыстория
Гипнотерапевту полезно узнать, подвергался ли клиент гипнозу в ходе психотерапии либо вне ее и каковы были результаты. Таким способом терапевт может ознакомиться с проблемами, которые возникали прежде, и возможно, избежать их повторения. Например, некоторые клиенты могут не любить тех или иных методов индукции или не хотят закрывать глаза во время транса. Трудно задать все релевантные вопросы заранее, но ознакомление с предыдущим опытом гипноза может оградить от таких затруднений в дальнейшем. Обычно я спрашиваю, что понравилось и что не понравилось в прошлый раз, после чего при необходимости разбираюсь в этом более подробно.
Наконец, для гипнотерапевтов важно оценить собственные мотивы к использованию гипноза не только при работе с трудными клиентами, но и вообще. Не все наши мотивы неизменно благородны; мы можем больше наслаждаться очевидной властью и ритуальной спецификой (не говоря об обольщении) гипноза, чем его возможностью помочь клиентам. На самом деле это общий камень преткновения во всех профессиях, связанных с оказанием помощи; мы можем быть настолько же заинтересованы в повышении нашего самомнения и самоутверждении, как и в помощи другим людям. В гипнотерапии такая ситуация особенно вероятна из-за ореола, который гипноз приобрел в глазах общественности. Таким образом, в терапии, как и в жизни, ведущим принципом является «познай самого себя». Человеческая способность к самообману поистине велика.
Разоблачение мифов о гипнозе
В популярной литературе гипноз на протяжении многих лет ассоциировался с властью, контролем и обольщением. Помимо упоминавшейся ранее связи его с вампиризмом, рассказы таких авторов, как Эдгар Аллан По, изобилуют сказками об исключительной силе гипноза (тогда называвшегося месмеризмом) и гипнотизера. Например, в рассказе По «Правда о том, что случилось с мистером Вальдемаром» описана способность гипноза сохранять человеческое тело нетленным на протяжении месяцев после смерти и гротескные последствия его выведения из транса. В этих преувеличенных притязаниях, которые периодически поддерживались отдельными мало уважаемыми поставщиками гипнотических услуг, первоначально могли быть повинны эксперименты Месмера (XVIII век). Некоторые случаи из практики такого авторитета в научном мире, как Милтон Эриксон, создают впечатление о необычном умении преодолевать застарелые проблемы за очень короткий период
Глава 4. Гипнотическая индукция 45
времени, иногда за одну, сессию. Этой идее способствовали и взгляды приверженцев теории «состояния», которые утверждают, что гипнотическое состояние является качественно отличным от «бодрствующего», негипнотического. Результатом явилась убежденность широкой общественности в неких сверхмагических свойствах гипноза, равно как и в том, что гипнотизер обладает могуществом, недоступным простым смертным. Однажды, например, когда я упомянул, что прибегал к гипнозу, меня спросили: «О, вы можете прочесть мои мысли?» В ответ я сразу пошутил: «Да. Стыдитесь!» Поэтому главный миф, который необходимо развеять, — это отношение к гипнозу как к волшебству и наделение гипнотизера всемогуществом. К сожалению, это не всегда легко сделать, ибо значительной части широкой общественности нравится верить в мифы.
Отнеся все сказанное на счет предыстории, позвольте мне рассмотреть отдельные наиболее распространенные мифы, в которые часто верит общественность, а иногда даже гипнотизеры.
1. Гипнозвызывается и контролируется гипнотизером.Этот вопрос
уже обсуждался и нуждается в небольших дополнениях. Здесь
удобно сослаться на точку зрения, согласно которой «любой гип
ноз есть самогипноз». Это означает, что за свой транс отвечает
субъект/клиент. Поэтому никто, вопреки звучащему порой мне
нию, не может «застрять» в гипнозе и не суметь выйти из транса,
случись с гипнотизером какое-нибудь несчастье. Также никто не
впадает в неоправданную зависимость от гипнотерапевта, во вся
ком случае, не больше, чем при других формах терапии. Гипноти
зер просто направляет и фасилитирует транс. На самом деле в ка
честве составной части гипнотерапевтической работы организует
ся тренинг самогипноза, иногда как введение в транс посредством
магнитофонной записи, наговариваемой специалистом, и неодно
кратно прослушиваемой клиентом.
2. Гипнозом можно заставить людей поступать против своей воли.
Этот миф близок к первому, но встречается достаточно часто, что
бы заслуживать отдельного рассмотрения. Похоже, что опубли
кованные в печати клинические случаи определенным образом
подкрепляют это утверждение, поскольку клиенты выглядят под
контрольными постгипнотической суггестии. Сценические гипно
тизеры тоже поддерживают мнение о наличие такого контроля,
когда заставляют зрителей делать вещи, которые они не сделали
бы в нормальном состоянии: лаять по-собачьи или кудахтать, как
46 Часть I. Предыстория
курицы. Разумеется, популярная литература увековечивает это утверждение.
В данном мифе есть доля истины. В ситуации, определенной как гипнотическая, люди могут предаваться занятиям, которые им несвойственны в нормальном состоянии. Гипнотерапевты часто обнаруживали, что отдельные люди (те, что обладают хорошей способностью к трансу) более восприимчивы к трансовым суггестиям. Однако несмотря на то что в ситуации, определяемой как гипноз, люди могут выполнять те или иные безобидные, необычные действия, они вряд ли примут участие в серьезных или преступных мероприятиях. Если некто, к примеру, способен, будучи под гипнозом на сцене, залаять, как собака, то маловероятно, чтобы он же кого-нибудь ограбил или убил. Хотя опытный гипнотизер, который правильно выбирает обстоятельства и работает с подходящим клиентом, может ввергнуть его во внутренний конфликт, сугге-стируя запретное действие, сохраняется высокая вероятность того, что индивид успешно воспротивится суггестии. 3. Гипноз как форма сна.Мы все в известной степени способствуем этому мифу языком, к которому прибегаем. Как упоминалось выше, само название происходит от греческого слова hypnos, что означает сон. Аналогичным образом мы говорим: «Погрузитесь глубже в транс» или «Вы очнетесь от транса» и даже просим людей закрыть глаза, что подразумевает сон. Клиенты могут продемонстрировать веру в этот миф словами: «На самом деле я не был под гипнозом. Я слышал все, что вы говорили». Примером, которым я пользуюсь, чтобы развеять этот миф, является дорожный гипноз — явление, при котором водители, проезжая однообразный участок дороги, могут отключаться от окружающей обстановки, но оставаться активными и в полном сознании касательно всего, что связано с вождением машины. Подобным же образом многие люди настолько погружаются в свои дела, что теряют чувство времени — форма нарушения временной ориентации. Я сообщаю клиентам о том, что переживание транса высоко индивидуально. Они могут закрывать глаза или держать их открытыми, могут пребывать в глубокой расслабленности или оставаться начеку, у них может наступать спонтанная амнезия или же они смогут вспомнить многие или все события. Такая информация позволяет клиентам интерпретировать любые пережитые явления транса как позитивные, нежели судить о каждом переживании в соответствии с имеющимся стандартом и после думать, что они
Глава 4 Гипнотическая индукция 47
(или гипнотерапевт) потерпели неудачу. Гипнотерапевты всегда хотят, чтобы их клиенты приобрели опыт успешного транса.
4. Гипноз наступает лишь в случае применения формальной индук
ции. Вэтот миф верят многие гипнотизеры! Конечно, в соответ
ствии с социальной психологической теорией («не-состояния»),
контекст, который сам по себе определен как гипнотический, со
держит дополнительный фактор внушаемости. Однако искушен
ные гипнотерапевты способны создать квазигипнотическую ситу
ацию, задавая своему голосу ритм и тон, а также повторяя опре
деленные слова или фразы. Клинические сообщения Милтона
Эриксона содержат многочисленные примеры гипноза, осуществ
ленного в ситуациях, которые не были определены как гипноти
ческие. Другим примером является вышеупомянутый дорожный
гипноз. Тем не менее существует известная этическая дилемма,
связанная с отсутствием согласия на преднамеренное использо
вание гипноза в ситуациях, когда его применение не было обго
ворено с клиентом. Нужно проявлять осторожность в подобных
случаях.
5. Гипноз наступает лишь в расслабленном состоянии.Поскольку
гипноз обычно ассоциируется со сном, постольку неудивительно,
что он также ассоциируется с релаксацией. В случае же так назы
ваемого активного гипноза (который будет рассмотрен позднее)
загипнотизированные индивиды могут ходить, говорить и откры
вать глаза. Здесь кроется частое заблуждение. Многие люди испы
тывают разочарование, увидев, что они не погружаются сразу в
транс, будучи глубоко расслабленными, и интерпретируют проис
ходящее как знак того, что «гипноз не работает».
6. Гипноз является терапией.Это на удивление широко распрост
раненное заблуждение поощряется отдельными гипнотическими
центрами, в которых гипноз выступает единственной техникой
для решения многих проблем. Гипноз есть всего лишь вспомога
тельная техника и всегда должен использоваться в контексте про
фессиональной деятельности. По этой причине в клинической
практике большинство специалистов предпочитают термин гип
нотерапевт.Таким образом, врачи могут прибегать к гипнозу как
одной из техник лечения, допустим, бородавок или астмы; психо
логи — как к инструменту для коррекции тревоги или депрессии;
дантисты — для снижения боли при экстракции зубов. Гипноз не
должен практиковаться вне рамок чьей-либо профессиональной
компетенции.
48 Часть I Предыстория
7. Загипнотизировать можно лишь некоторых людей.В этом есть до
ля истины, хотя это один из наиболее спорных вопросов в гипно
терапии. Различным теориям гипноза присущи различные взгля
ды на этот счет. У людей обнаруживаются значительные различия
в способности к трансу (или гипнотической внушаемости), и эти
различия образуют нормальное распределение. Некоторые люди
крайне восприимчивы (гипнотические виртуозы), а некоторые —
почти нечувствительны; большинство занимают промежуточное
положение. Несмотря на то что тренинг способен в известной сте
пени повысить индивидуальную восприимчивость к гипнозу, он
вряд ли окажет большое влияние (Bowers, 1976). На реакцию ин
дивида может оказать огромное влияние ситуационный контекст,
так что для адекватного определения восприимчивости клиента
может потребоваться неоднократная оценка. Восприимчивость
к гипнозу не особенно коррелирует с другими параметрами, хотя
есть отдельные данные в пользу ее слабой связи (позитивной) с
интеллектом, умением концентрироваться и самоуважением (Yap-
ko, 1995), а также (негативной) с возрастом (Bowers, 1976). Она
коррелирует с результатами лечения лишь таких физических про
явлений, как боль, астма и бородавки. Не обнаружено зависимо
сти между гипнотической восприимчивостью и вредными при
вычками, например наркоманией (Bates, 1993). Восприимчивость
к гипнозу или способность к трансу может обладать большей кор
реляцией с результатом и в случаях, когда суггестии соответству
ют специфике каждого отдельного клиента, а не даются в рамках
стандартных процедур (Bates, 1993). Однако основную часть гип
нотической работы можно выполнить в условиях легкого транса,
так что большинству людей она хоть в какой-то степени пойдет на
пользу. (Заинтересованным читателям следует обратиться к спе
циальным трудам, чтобы детально ознакомиться с формами гип
ноза, требующими «более глубокого» транса.)
8. При помощи гипноза можно помочь людям точнее вспомнить
все, что с ними происходило в прошлом.Это совершенно недав
ний и особо пагубный миф. Хотя гипноз и применялся с этой це
лью в отдельных случаях, о точности восстановленной информации
нельзя судить без подкрепления ее фактами. Сознание является
источником как памяти, так и творчества, и отличается способно
стью к созданию несуществующих воспоминаний (см. Dowd and
Courchaine, 1996). В настоящее время эта проблема особенно ак
туальна и будет подробнее рассмотрена ниже.
Глава 4. Гипнотическая индукция 49
Традиционная индукция
В традиционном гипнозе формальная индукция сопровождается формальной углубляющей техникой, которая призвана помогать индивидам в дальнейшем погружении в транс. Хотя термином углубляющие обозначаются процедуры, помогающие людям переживать явления, которые требуют большей способности к трансу, на самом деле эта характеристика не точна и аналогична представлению о понятии Небес как «верха». И то и другое — метафоры. Люди переживают большее или меньшее число гипнотических явлений, но не погружаются «глубже» в транс. Я буду пользоваться этим термином, поскольку он применялся почти повсеместно в прошлом и наиболее сжато описывает событие. Для оценки способности индивида переживать необычные гипнотические явления часто используют формальные тесты на внушаемость или способность к трансу, такие как Стэнфордские, Гарвардские или Бар-берские (Barber) шкалы.
Индукция
Райт и Райт (Wright and Wright, 1987) описали пя