Внутренние изменения, а не внешние реформы

Пытаясь избавить общество от страха, некоторые люди становятся общественными активистами, но все их усилия на­правлены на изменения во внешнем мире. Они призывают к революции, основанной на изменении внешних, а не внутрен­них причин. И хотя они стремятся изменить людей, изменить политический строй и другие вещи, все их усилия находятся на материальной платформе, поскольку никак не связаны с внутренним ростом. Есть и другие люди, которые хотят рас­ти духовно, возносят молитвы, занимаются медитацией и так обретают возможность разрешать свои собственные пробле­мы при помощи божественного вмешательства. Но при этом они не испытывают сочувствия к страданиям других.

Ни общественные активисты, ни эгоистичные спиритуа­листы не способны действовать из побуждений чистой люб­ви. Наши проблемы выходят далеко за пределы как физической сферы, так и актов духовного эгоизма. Любая проблема, как правило, связана со всем обществом или же со всей пла­нетой, а не только с одним человеком. Те, кто занимается только собственным духовным развитием или собственными отношениями с Богом, не являются в действительности ду­ховно зрелыми личностями. Всевышний Господь никогда не поступает подобным образом; Он постоянно посылает Своих представителей, дает нам возможность общаться с садху, шастрами и гуру. И даже несмотря на то, что многие люди не принимают помощь Кришны, Он всегда старается помочь как можно большему числу людей.

Представитель Бога — тот, кто действует в соответствии с божественной волей. Такой человек также должен прояв­лять искреннюю заботу о людях. Иначе все это останется простыми сентиментами, если сам человек не переживет ду­ховного возрождения. Необходимо укрепить свой внутрен­ний стержень и пробудить душу посредством садханы, духов­ной практики. Чтобы обрести способность влиять на окружающих, необходимо заниматься собственным духов­ным развитием, одновременно наблюдая за тем, что проис­ходит как вовне, так и в нас самих.

Таким образом, не следует думать, что одной обществен­ной деятельности или одного личного спасения достаточно для того, чтобы изменить мир. Люди должны выйти за гра­ницы своих «измов», политический деятельности, культур­ных взглядов и даже эгоистических духовных исканий, если они хотят подлинных изменений в духовной атмосфере об­щества. Чтобы достичь этой цели, необходимо научиться распознавать вещи, несущие разрушение, в том числе страх.

Любовь против страха

Зигмунд Фрейд также признавал, что человек обладает двумя главными эмоциями, или инстинктами. Например, хотя людям присуща инстинктивная склонность к разруше­нию, уничтожению и даже убийству, у них также есть склон­ность созидать и поддерживать. Он также понимал, что нега­тивные тенденции основаны на страхе, а позитивные — на любви или на стремлении к любви.

В книге «Духовный воин - 2» речь идет о превращении вожделения в любовь. В писаниях говорится о преме, чистой любви к Богу, проявляющейся различным образом. Когда эта любовь приходит в соприкосновение с материальной энергией и двойственностью, она временно превращается в вожделение. Это означает, что ненасытное вожделение в материальном мире есть не что иное, как неверно направ­ленная любовь. Наша способность любить пошла не в том направлении. В одной метафизической системе, называемой «Курс чудес», говорится, что существует только две вещи — любовь и страх. Все, что мешает любви, — неблагоприятно и порождено исключительно страхом. Со страхом связаны и такие качества, как вожделение, гнев, зависть и жадность.

В «Духовном воине - 2» говорится, каждое негативное дей­ствие — это плач по любви, а каждое позитивное действие — проявление любви. Если мы будем называть негативные дейст­вия негативными, мы попросту ограничим себя рамками двой­ственности и даже усилим ее. Если ваш возлюбленный или воз­любленная ревнует вас, то вы не сможете разрешить эту ситуацию, просто заявив, что ревность — отрицательное каче­ство. Но если вы увидите в ревности плач по любви и внима­нию, то сможете решить проблему позитивным путем. Воз­можно, ваши собственные слова стали причиной того, что любимый человек почувствовал себя ненужным, и затем это чувство превратилось в ревность или зависть. Если человек проявляет гнев, мы можем просто назвать это гневом, а можем увидеть в этом плач по любви или проявление страха. Старай­тесь видеть в этих, на первый взгляд, негативных эмоциях плач по любви. И постарайтесь найти пути проявить эту любовь.

Например, мы можем просто назвать террористов демо­нами. Однако если изучить их биографии, то окажется, что они тоже плачут по любви. Отец одного из террористов час­то называл своего сына «изнеженным ребенком». Отец хотел, чтобы сын стал врачом, но тому не удалось поступить в ме­дицинский колледж. Сын вырос с чувством собственной бес­полезности, лишенный жизненных ценностей, и поэтому по­стоянно испытывал голод по чувству тождественности и успеху. И когда он услышал, что можно немедленно попасть в рай, просто погибнув в религиозной войне, то с радостью принял такую философию, ибо его жизнь была исполнена страданий. Негативное отношение родителей является плодо­родной почвой для взращивания такого рода фанатизма.

Разумеется, террористы должны быть надлежащим обра­зом наказаны за свои преступления, но, будучи духовными людьми, мы должны идти глубже, пытаясь понять истинную причину их поступков. Даже если изучить жизнь самых ужасных серийных убийц, то окажется, что они выросли в ат­мосфере насилия, а затем и сами стали поступать так с други­ми людьми, чтобы ощутить вкус власти. Чувство собствен­ного бессилия побудило их теперь сделать своей жертвой более слабых людей. Их плач по любви проявился в извра­щенной форме и перекрыл их желание любить. Чтобы что-то по-настоящему изменить, нужно всегда стараться искать фактор любви, который необходимо восполнить.

Злая собака и добрая собака

Мне хотелось бы завершить этот раздел притчей амери­канских индейцев. Некоторые индейские племена считают, что в каждом человеке живет злая собака и добрая собака, ко­торые постоянно сражаются между собой. Обычно побежда­ет та, которую мы лучше кормим. То же самое происходит и в нашей жизни, поскольку у каждого есть низшая и высшая природа. У каждого из нас есть выбор. Можно жить в страхе и считать всех остальных своими соперниками, с которыми нужно сражаться. Мы можем выбрать негативный образ мыслей, считая, что нужно бороться за исполнение своих же­ланий, поскольку, если мы сами о себе не позаботимся, никто нам не поможет, даже Бог. И наоборот: вместо того, чтобы просто беспокоиться или оправдывать свое бездействие, мы можем избрать правильные поступки.

Мы должны глубоко понять проблемы мира, а не пытать­ся разрешить их с помощью общественной деятельности, ко­торая меняет лишь внешнюю оболочку. Мы не хотим также попасть и категорию эгоистичных спиритуалистов, думаю­щих лишь о собственном спасении. Мы хотим участвовать в глобальной революции, которая, в сущности, является вну­тренней революцией и впоследствии приводит к позитив­ным переменам во внешнем мире.

Когда мы осознаем, что можем просто броситься в объя­тия Господа, то избавимся от страха на всех уровнях. Посту­пая должным образом, мы достигнем наилучших результа­тов, ибо у Всевышнего Господа нет любимчиков. Если, несмотря ни на какие обстоятельства, мы поступаем пра­вильно, Господь ответит нам взаимностью, ибо насколько мы предаемся Господу, настолько и Он вознаграждает и поддер­живает нас:

йе йатха мам прападйанте

тамс татхаива бхаджамй ахам

мама вартманувартанте

манушйах партха сарвашах

«Как человек предается Мне, так и Я вознаграж­даю его. Каждый во всем следует Моим путем, о сын Притхи»

(«Бхагавад-гита», 4.11)

Зная, что Господь, пребывающий в нашем сердце, одобря­ет наши правильные поступки, мы с готовностью оставим греховную деятельность и станем действовать правильно. Чем крепче наша вера в Верховную Личность Бога, тем ниже уровень нашего страха.

Культура страха

Мир погружен в войну. Мы живем в очень опасное время, ибо мир быстро движется по направлению к культуре страха, что заставляет людей опустить забрала и действовать в соот­ветствии с низшей природой. Культура страха заставляет их кормить злую собаку, которая создает в обществе беспокой­ства и позволяет им контролировать других людей. Страх может стать причиной иррационального поведения, по­скольку люди начинают желать собственного благополучия, чтобы все было так, как хочется им. Они утрачивают чувство общины, включающее в себя служение и заботу о других, и дело заканчивается тем, что они сосредотачиваются исклю­чительно на своих собственных интересах и идеях. Многие да­же не способны поддерживать нормальные отношения с дру­гими людьми, поскольку не могут поступать как настоящие партнеры. Они не готовы принять другого человека и дове­рять ему. Когда между людьми в организации возникают ду­ховные взаимоотношения, из-за недостатка любви этим от­ношениям зачастую недостает подлинности, и все вращается вокруг манипуляции, утилитаризма и эксплуатации. Если вы используете других, чтобы создать себе чувство защищеннос­ти, значит, ваши отношения развиваются на основе страха. Это происходит в сфере коммерции, образования и даже в ре­лигиозной среде. Причиной эгоистичности большинства лю­дей является страх, все больше окутывающий мир.

Постарайтесь не стать жертвой такого рода стереотипов в своей собственной жизни. Иначе мощный поток страха, захлестнувший планету и заставляющий людей все больше погружаться в сон, еду, совокупление и самозащиту, захлест­нет и вас. В Кали-югу это проявляется со все возрастающей очевидностью, что вынуждает людей становиться все более жесткими и грубыми. Их способность любить атрофирова­лась и превратилась в страх.

Вопросы и ответы

Вопрос: Как избавиться от препятствий в подсознании, продолжаю­щих оказывать влияние на нас? В моей жизни повторяются определенные вещи, хотя я не понимаю, почему это происхо­дит. Несмотря на мои попытки сосредоточиться на духовном и мыслить позитивно, что-то препятствует моему прогрессу.

Ответ: Если вы увидите, что я снова и снова сую руку в огонь и сно­ва и снова обжигаюсь, вы, естественно, зададитесь вопросом: зачем я это делаю? Если человек продолжает действовать в со­ответствии со старыми стереотипами, он будет получать те же самые результаты. Подобные стереотипы поведения ука­зывают на то, что мы находимся на том же уровне сознания, что и раньше, соответственно, и результаты будут прежними. Что же делать с этими стереотипами? Если наше нынеш­нее окружение усиливает их, то, может быть, нам нужно сме­нить общение, поскольку иногда общение оказывает на нас негативное воздействие. Чтобы духовно возродиться, мы должны стараться общаться с людьми с аналогичными инте­ресами, учиться у них и черпать в общении с ними реши­мость в достижении своей цели. Наши стереотипы можно сравнить с наркотической зависимостью. Любой наркоман знает, что определенное общение, место и умонастроение приведет к возобновлению зависимости. Если после выздоровления он проходит через период тоски или одиночества, то может искать вовне искусственной стимуляции, чтобы как-то заполнить пустоту.

Существует три психологических методики, которые могут помочь человеку справиться со своими проблемами. Можно практиковать следующее: отстаивать свои права, поставить себя на место другого человека и уйти от обще­ния. Любовь — это не просто какая-то концепция. Она включает в себя слова, поступки и мысли. Если проблема относится к сфере взаимоотношений, возможно, вам при­дется отстаивать свои права, чтобы устранить недопонима­ние. Но порой бывает необходимо поставить себя на место другого человека. Нужно не только размышлять над про­блемой, но и попытаться представить себя на месте другого человека. Попытайтесь представить, как он отреагирует на ваши слова и действия. Например, если вы поссорились со своей супругой или супругом (или ребенком), у вас есть не­сколько вариантов. Вы можете продолжать считать свою по­зицию правильной, что иногда тоже необходимо, но можно также подумать о том, как другой человек воспринимает ва­ши действия. В результате вы увидите ситуацию в совер­шенно ином аспекте.

Последний пункт мы назвали уходом от общения. Быва­ют случаи, когда вам необходимо просто уйти от общения, чтобы взглянуть на свои поступки и поступки другого чело­века со стороны. Это помогает взглянуть на себя и на других с меньшей предубежденностью и привязанностью и откры­вает наш ум для других возможностей. Тогда, действуя с лю­бовью, вы сможете легче решить свои проблемы. А проявить любовь легче, если сначала попытаться понять мысли и по­ступки другого человека. Мы можем испытать шок, когда увидим, насколько эгоистична и наша позиция. Ведь чаще всего, к сожалению, мы сосредоточены лишь на собственных желаниях.

Применение этих трех методик может помочь нам изме­нить свое сознание, при понимании, что все ситуации, в кото­рые помещает нас Господь, предназначены для нашего выс­шего блага. Если же допустить, что происходящее в нашей жизни не приносит нам никакого блага, значит, Бог крайне жесток. Если Он допускает, чтобы люди испытывали всевоз­можные трудности, значит, Его совершенно не волнуют их страдания. Зачем служить Богу, который позволяет происхо­дить таким вещам, невзирая на то, что мы стараемся служить Ему? Но ведь мы знаем, что у Бога все под контролем:

ахам сарвасйа прабхаво

маттах сарвам правартате

ити матва бхаджанте мам

будха бхава-саманвитах

«Я — источник всех духовных и материальных миров. Все исходит из Меня. Мудрецы, постигшие эту истину, служат и поклоняются Мне всем сердцем».(«Бхагавад-гита», 10.8)

Бог правит как материальным миром, так и духовным, и это означает, что все прямо или косвенно происходит со­гласно Его санкции. Приняв во внимание, что обстоятельст­ва, в которых мы находимся, предназначены для нашего бла­га, мы сможем установить связь с аспектом любви Господа и научимся извлекать пользу даже из казалось бы неблаго­приятных ситуаций. Тогда мы будем расти, учиться и посту­пать должным образом. Суть в том, что причиной страха яв­ляется почти полное отсутствие у людей веры в Бога. Они в действительности не верят в то, что Бог любит их и хочет помочь им. Они не осознают даже собственной природы, связанной со Всевышним Господом, и, следовательно, не дей­ствуют в соответствии с ней.

Хотя зрелый преданный понимает, что в материальном мире нас на каждом шагу подстерегают страдания и опаснос­ти, подам подам, йад выпадам на тешам, он остается дхирой, очень уравновешенным, и акуто-бхайям, бесстрашным и свободным от сомнений. Преданный знает, что Бог есть любовь и все покоится на Нем.

маттах паратарам нанйат

кинчид асти дхананджайа

майи сарвам идам протай

сутре мани-гана ива

«О завоеватель богатств, нет истины выше Меня. Все сущее покоится на Мне, подобно жемчужи­нам, нанизанным на нить» .(«Бхагавад-гита», 7.7)

Вопрос: Вы сказали, что некоторые люди боятся отдать свое сердце другому, потому что не хотят рисковать, при этом упуская возможность испытать радость глубоких взаимоотношений. В каком-то смысле этот страх оправдан, поскольку во вре­менном материальном мире никакие отношения не длятся вечно. Любые отношения с другой обусловленной душой ра­но или поздно закончатся. Даже если они продлятся всю жизнь, в конце концов смерть прервет их. Отношения с Бо­гом и Его преданными на духовном уровне и в духовном ми­ре вечны, но в материальном мире все временно. Так что же плохого в том, что человек боится отдавать свое сердце дру­гим обусловленным душам, которые не способны в полной мере удовлетворить наши ожидания вследствие обусловлен­ности гунами материальной природы?

Ответ: Представьте, что кто-то задает вам вопрос: «Зачем так беспо­коиться о начальном образовании вашей дочери и ее потребностях? Через десять лет она станет подростком, а затем взрослой женщиной. Зачем же беспокоиться о ее нынешних нуждах?» Представьте, что вам говорят: «Нет необходимости так сильно любить ее, потому что в будущем она поступит в колледж, выйдет замуж и покинет ваш дом».

Хотя подобные соображения и имеют какой-то смысл, вы, тем не менее, чувствуете естественную потребность выпол­нять свои обязанности. Как ваша дочь сможет стать нормаль­ным подростком, а затем зрелой женщиной, если о ней долж­ным образом не позаботятся в детстве? Хотя позже она покинет ваш дом и будет любить своего мужа сильнее, чем вас, заботиться о ней вполне естественно. Тем более что вы будете по-прежнему связаны с ней и будете продолжать лю­бить ее.

Мы знаем, что в духовных общинах есть люди, которые утверждают, что в материальном мире нет настоящей любви и что любовь есть только в раю или в духовном мире. Такие люди думают только об отдаленном будущем, однако они не понимают, что будущее — это вечно развертывающееся на­стоящее. Именно то, что мы делаем в настоящем, определяет наше будущее. Настоящее -- это тренировочная площадка для будущего.

Да, действительно, наиболее зрелое проявление любви, вечная любовь обычно недоступна в материальном мире. Но это не означает, что мы не должны стараться проявлять мак­симум любви уже сейчас. Конечно, маленькая девочка когда-то станет подростком, а затем повзрослеет и покинет роди­тельский дом, что вовсе не значит, что мать может быть по отношению к ней грубой, бесчувственной или безразличной. Если она будет так относиться к дочери сейчас, будущее ре­бенка будет катастрофическим.

Нам всем нужно кого-то любить и нам всем необходимо, чтобы нас любили. Без этого невозможно быть целостной личностью. Я рекомендовал бы вам обратиться к моей книге

«Духовный воин - 2», в которой говорится о том, как превра­тить вожделение в любовь. Когда мы говорим о любви, речь идет не о голливудском романе, а о бескорыстной, необуслов­ленной, божественной любви, которая не может существовать без Бога. Есть много людей, которые встают на духовный путь, оставаясь эмоционально сухими, и в этом кроется одна из причин, почему некоторые из тех, кто принял отреченный образ жизни, позже вступают в незаконные отношения или отказываются от отречения ради тех или иных эмоциональ­ных отношений. Есть и другие — те, кто встал на путь отрече­ния, подавив в себе эмоции и отвергнув любовный обмен. Но если они не трансформировали свое вожделение, оно может проявиться в другой, извращенной форме, например как ложное эго, чрезмерный авторитаризм, грубость, оскорбле­ния или эксплуатация. Некоторые люди не торопятся отдать свое сердце, поскольку обладают заниженной самооценкой. Человек должен чувствовать себя достойным любви; он дол­жен быть живым и способным на взаимность.

Если человек избегает глубоких отношений из страха, что его сердце будет разбито, значит, оно уже разбито. Мы долж­ны выйти из этого состояния. Нам встречаются не только люди с разбитыми сердцами, но и те, кто никак не соглаша­ется признать, что их сердца совершенно разбиты. Не при­знают они и того, что живут в печали и страдании. Долг ду­ховного воина — уметь распознавать тех, кто эмоционально мертв и помогать им становиться трансцендентно живыми. Долг духовного воина — помогать тем, кто охвачен хрониче­ским страхом, печалью и болью, вдохновляя их принять ис­тинное противоядие, которым является любовь.

Глава третья

йенопасриштат пурушал

пока удвиджате бхришам

на будхас тад-вашам гаччхед

иччханн абхайам атманах

«Тот, кто хочет освободиться от рабства в матери­альном мире, никогда не должен поддаваться гне­ву, ибо человек, обуреваемый гневом, становится источником страха для окружающих».

«Шримад-Бхагаватам», 4.11.32

УКРОЩЕНИЕ ГНЕВА

Всепроникающий гнев

По мере того, как мы вступаем в двадцать первый век, мы .видим, как наряду со страхом и беспокойством увеличи­ваются также и проявления кродхи, гнева. По всей планете на­блюдается рост числа приступов ярости, проявляющихся как административная ярость, спортивная ярость, транспортная ярость и особенно автомобильная ярость. Даже обычные лю­ди в казалось бы цивилизованных странах не чувствуют себя комфортно из-за страха и паранойи, постоянно держащих их в напряжении. Из-за усиления влияния майи эта тенденция будет сохраняться в ближайшие несколько десятилетий, и многие, на первый взгляд, устойчивые системы рухнут. От­ношения между людьми тоже будут разрушаться, и они бу­дут еще больше сражаться друг с другом как в материальной, так и в духовной сфере. В результате общество станет еще бо­лее безбожным. Потратив много лет на духовную практику и не достигнув никаких результатов из-за неправильного подхода, некоторые люди будут возвращаться к своим ста­рым, дурным привычкам. Это может случиться даже с неко­торыми из вас, дорогие читатели, если вы не будете внима­тельны и осторожны.

Таким образом, мы должны задать себе вопрос: существу­ют ли у меня трудности с гневом и всегда ли я способен спра­виться с ним? Может выясниться, что такие проблемы у нас есть, но мы их просто не замечали. Готовясь к обсуждению этой темы, я решил взглянуть на себя, чтобы понять, как об­стоят дела с этой эмоцией у меня, и обнаружил, что, хотя я ста­раюсь мыслить и говорить на основе любви, иногда мной овла­девает гнев. Тем из вас, кому кажется, что у них нет проблем с гневом, стоит обратить внимание на его тонкие проявления, такие, как неспособность прощать или даже физические недо­могания. Если вы постоянно носите в себе сильное разочарова­ние, это будет отрицательно влиять на ваше здоровье.

Гнев может проявляться по-разному. Во многих частях мира люди сегодня убивают не только друг друга, но и самих себя. Гнев всегда находит свою жертву. И убийство, и само­убийство являются следствием различных проявлений гнева. Иногда самоубийства и депрессии являются проявлением по­давленного гнева. Депрессия, как правило, порождается тре­вогой, разочарованием или потерей, которая оставила глубо­кий след внутри, однако гнев может проявляться также и внешне — как физическое или словесное нападение. Часто люди направляют свой гнев на Бога или на верующих, обла­дающих духовными полномочиями. Некоторые люди в гне­ве разрушают природные ресурсы, данные нам Кришной. Та­кое поведение зачастую является выражением гнева, порожденного отдельными людьми, обществами или нация­ми, потерявшими контроль над ситуацией. Это часто приво­дит к войнам или геноциду, когда одна этническая группа пытается уничтожить другую.

Сражение начинается внутри нас. Если мы не способны ус­тановить баланс в своем собственном сознании, эта неустойчи­вость, несомненно, проявится в том, как мы общаемся с людь­ми, и в том, как мы воспринимаем мир. Поняв, что страх и гнев являются нашими врагами, мы с большей вероятностью сможем избежать этих врагов или снизить эффективность их атак. Если у нас нет возможности полностью избежать встречи с врагами, то мы должны, по крайней мере, найти пути умень­шить их воздействие на нас, чтобы не стать их жертвами и не позволить им замедлить наше развитие. И действовать нужно с огромной осторожностью, ибо вражеский лагерь может ата­ковать наши позиции, что повлияет на всю нашу жизнь.

Поле битвы

В серии «Духовный воин» мы рассматриваем наше созна­ние как поле битвы, а нашим оружием в этой битве являют­ся истинное знание, целостность, сострадание и любовь. С их помощью мы сможем защититься и создать себе здоровое, прогрессивное окружение. Люди, лишенные этого оружия, будут подвержены сильному влиянию негативной менталь­ной культуры, распространяющейся по планете. Если у чело­века нет сильной садханы и преданности, он будет подвержен этим влияниям. Многие из вас замечали, что ваш ум каждый день испытывает поразительные перепады. Иногда мы даже не находим каких-либо причин этому во внешнем мире, по­скольку это происходит из-за недостаточной внутренней си­лы. В ходе нашего обсуждения мы хотели бы обрести вдохно­вение и энтузиазм для серьезной духовной практики, что естественным образом происходит, когда мы раскрываемся и по-настоящему глубоко проникаем в суть предмета.

Хотя в большинстве случаев гнев обладает негативной природой и мы главным образом будем рассматривать его недостатки, нам хотелось бы коснуться и некоторых позитив­ных аспектов гнева. Поэтому в конце главы мы поговорим о здоровом проявлении гнева — трансцендентном гневе. На­деемся, что понимание социального, психологического и ду­ховного аспектов гнева поможет вам стать хорошими руко­водителями и даст возможность помогать другим.

Откуда берется гнев

Фактически гнев порождается остальными врагами ума. Зависть, жадность, безумие, иллюзия, страх и особенно вож­деление — все это порождает гнев, проявления которого за­частую отвратительны. В третьей главе «Бхагавад-гиты» Гос­подь объясняет происхождение гнева, отвечая на вопрос Арджуны:

арджуна увача атха кена прайукто 'йам

папам чарати пурушах аниччханн апи варшнейа

балад ива нийоджитах

Арджуна сказал: «О потомок Вришни, какая сила заставляет человека совершать грехи даже против его воли?»

шри-бхагаван увача

кома эша кродха эша

раджо-гуна-самудбхавах

махашано маха-папма

виддхй энам иха ваиринам

Верховный Господь сказал: «О Арджуна, эта сила — не что иное, как вожделение, которое возника­ет под влиянием гуны страсти, а затем превраща­ется в гнев. Вожделение — всепожирающий, гре­ховный враг всех существ в этом мире»

(«Бхагавад-гита», 3.36-37)

Оказывается, что в основе каждого из врагов ума лежит вожделение, неверно направленная любовь. Гнев также свя­зан с Рудрой, Господом Шивой, полубогом, известным своей страстью и способностью к разрушению. Иногда мы связы­ваем гнев с Раваной, поскольку он связан с демоническим умонастроением ракшасов, неистово противостоящих Богу и духовности. Этот принцип хаоса действует как источник разрушения и уничтожения. В писаниях сказано, что Рудра (одно из имен Господа Шивы) появился из межбровья Брах­мы, когда тот разгневался. Обычно гнев включает в себя страсть, но иногда верх берет низшая форма невежества. Гнев —- продукт вожделения, берущего начало в гуне страсти. В комментарии к «Шримад-Бхагаватам» (3.12.11) сказано:

«Сотворение Рудры, который появился на свет из межбровья Брахмы как олицетворение его гнева, порожденного гуной страсти с примесью невежества, исполнено глубокого смысла. Описание принципа Рудры приводится в «Бхагавад-гите» (3.37). Кродха, гнев, возникает из камы, вожделения, которое является порождением гуны страсти. Когда вожделение и жела­ния не находят удовлетворения, рождается кродха — заклятый враг обусловленной души. Это самое греховное и губительное порождение страсти появляется в форме аханкары, ложного эгоистического представления о себе как о центре вселенной. «Бхагавад-гита» называет эгоцентризм обусловленной души, находящейся под властью материальной природы, глупым и не­лепым. Эгоцентризм — это проявление принципа Рудры в сердце живого существа, где зарождается кродха, гнев. Возни­кая в сердце, гнев проявляется через другие органы чувств: гла­за, руки и ноги. У разъяренного человека наливаются кровью глаза, иногда он сжимает кулаки или топает ногами. Подобные проявления принципа Рудры свидетельствуют о присутствии Рудры в этих частях человеческого тела. Когда человек приходит в ярость, у него учащается дыхание — так проявляет себя Руд­ра, находящийся в жизненном воздухе, или дыхании человека. Принцип Рудры проявляется и тогда, когда небо затягивают свинцовые тучи, гремит гром и дует ураганный ветер. Когда на море поднимается шторм, в разбушевавшейся водной стихии также проглядываются грозные черты Рудры, наводящего ужас на простых смертных. Присутствие Рудры можно ощутить в бу­шующем огне и в потоках воды, которые заливают землю во время наводнений».

Из этого комментария становится ясно, каким образом хаос и сильная страсть формируют часть принципа Рудры. Страсть — это деятельность, отвечающая за созидание, хаос и разрушение. Это энергетическое проявление покрыто стра­стью и проецируется посредством аханкары, ложного эго. Подобно дурной компании, вожделение, гнев и жадность приходят к нам домой, и в результате мы оказываемся в их обществе. Иногда они вступают друг с другом в сговор и на­падают на нас все одновременно, действуя с агрессией и неис­товством. Это происходит тогда, когда вожделение и другие сильные желания не удовлетворены. Эти желания ослабева­ют, когда мы развиваем отречение.

Наши рекомендации