Готовиться к худшему, но надеяться на лучшее
Когда вас одолевают беспокойства, спросите себя: «Какой исход событий является наихудшим?» Иногда говорят: «Готовьтесь к худшему, а надейтесь на лучшее». Если мы научимся мыслить таким образом, неудача не сможет сильно вывести нас из равновесия, поскольку мы заранее подготовили себя к ней. Таким образом, у нас будет возможность мыслить позитивно, признавая в то же время, что в конечном итоге все зависит от Бога. Подготовив себя к худшему, мы можем спокойно действовать даже в, казалось бы, совсем скверной ситуации, поскольку мысленно согласились с любым исходом.
Помните о последствиях
Мы должны всегда напоминать себе об отрицательном воздействии чрезмерной обеспокоенности на тело и психику. Вот некоторые из последствий такой обеспокоенности: плохие взаимоотношения, повышенное давление, депрессия, физические недомогания, скука, низкая продуктивность и недостаток творческого мышления. Этот список можно продолжить. Если прямо взглянуть на эту сторону беспокойства, на те потери, к которым оно приводит, у нас может появиться решимость перестать быть его жертвой.
Сначала соберите факты, а затем действуйте
Необходимо собрать все факты. Часто люди пытаются принять решение, не обладая достаточной информацией о вопросе или проблеме. Недостаток знаний, несомненно, станет причиной беспокойства. Мы должны иметь целостное видение проблемы, прежде чем строить планы. Не нужно избегать проблем. Напротив, осознавая необходимость их разрешения, мы должны работать над ними, что позволит нам ускорить процесс осознания Бога. Если вы замечаете, что охвачены тревогой, нужно поразмышлять над факторами, влияющими на ситуацию, поскольку это поможет вам обрести более четкое видение и найти более позитивные пути реагирования на ситуацию. По крайней мере, вы должны ясно понять причину своего беспокойства.
Бывает, что человек испытывает трудности в своей духовной жизни, даже не понимая, в чем состоит проблема. Если вы спросите его: «В чем проблема?», он ответит: «Я не испытываю счастья. Я встревожен и обеспокоен». Тогда вы можете спросить: «И что же ты собираешься предпринять? В чем причина?» Скорее всего, он скажет: «Не знаю. Я только знаю, что не хочу выполнять это служение, но чего я хочу, я не знаю». Такой человек, по-видимому, недостаточно изучил свое сознание, чтобы понять причину своей неудовлетворенности. Чтобы внести ясность в свою жизнь, нам нужно пересмотреть свои долгосрочные и краткосрочные цели. Такой самоанализ поможет нам осознать свою ответственность за то положение, в котором мы находимся, а также увидеть руку Господа в нашей судьбе и распознать посылаемые Им испытания. Тщательно взвесив все факты, мы сможем принять более рациональное решение. И хотя, несмотря на все это, мы все равно можем ошибиться, ясное видение поможет нам исправить ошибку. Но если наше видение затуманено беспокойством, то этот туман будет все больше усиливаться, пока совсем не окутает и не задушит нас.
Если же мы приняли взвешенное решение, нужно действовать и молить Господа о милости и руководстве. И действовать нужно без излишней привязанности к результату. В духовной жизни всегда присутствует элемент риска, поэтому Кришна говорит Арджуне:
ити те джнанам акхиатам
гухйа гухйатарам майа
вимришйаитад ашешена
йатхеччхаси татха куру
«Итак, Я открыл тебе знание сокровеннее сокровенного. Обдумай все как следует, а затем поступай как знаешь.»
(«Бхагавад-гита», 18.63)
Выслушав наставления Господа, Арджуна должен был поступить ответственно. Такова природа свободной воли. Однако наши действия не должны быть основаны на глупых сентиментах или бездумной напористости. Следует поступать, опираясь на сиддханту, высшую цель. Мы должны действовать в соответствии с мнением садху (святых), шастр (писаний) и гуру (духовного учителя). Проанализировав ситуацию и опираясь на эти источники, нужно принять решение. Зачастую причиной беспокойств может стать нехватка решимости. Правильно оценив ситуацию, мы сможем либо принять решение, либо, по крайней мере, принять на себя ответственность за свои действия.
Когда вы чувствуете, что начинаете беспокоиться о чем-то, в первую очередь ответьте на следующие вопросы:
• В чем состоит проблема?
• В чем причина проблемы?
• Каковы возможные решения?
• Какое решение является наилучшим?
Эти вопросы помогут нам понять причину беспокойства, поглотившего наше сознание. Вместо того, чтобы позволять беспокойствам одолевать нас, мы можем локализовать проблему и попытаться выяснить ее причину. После того, как проблема обозначена и выработаны варианты решений, Господь в сердце зачастую помогает нам принять решение, если, конечно, мы прислушаемся к Его голосу. Предприняв сознательные усилия, мы сможем также получить необходимое руководство от Господа или от других людей.
Следить за тем, чтобы ум был занят
Всегда занимать ум — очень ценный метод. Интенсивная деятельность является одним из лучших терапевтических средств для беспокойного ума. Зачастую причиной наших беспокойств является то, что ум и тело не заняты продуктивной деятельностью. А невостребованной энергии нужен какой-то выход. Поэтому самое простое — следить за тем, как мы используем время. Если мы заняты чем-то полезным, у нас не будет больших беспокойств.
Не тревожьтесь по пустякам
Мы должны всеми силами избегать того, чтобы беспокоиться из-за мелочей, поскольку это может разрушить наше счастье, веру в Бога, духовного учителя и святых. Иногда нужно быть практичным и постараться оценить вероятность того, что наши худшие опасения станут реальностью. Какова вероятность того, что я упаду или сломаю себе ногу? Несомненно, такое иногда случается, однако какова вероятность этого?
Помогайте людям и служите им
Еще лучшим способом избежать беспокойств являются размышления о том, как помочь другому человеку. Мы можем вложить огромное количество энергии в то, чтобы найти пути помогать и служить другим. Всегда существуют люди, чьи проблемы значительно превосходят наши. Если мы можем пожертвовать некоторой долей своего эгоизма ради помощи другим, мы не станем тратить свои силы на создание проблемы, которой стремимся избежать. Думая о других, мы естественным образом забываем о своих заботах и нуждах, и это делает нас сильнее.
Если же мы слишком сосредоточены на себе, это делает нас беспомощными, ибо мы не даем Богу действовать через нас. Чем более эгоистичными мы становимся, тем больше слабеет наша духовная жизнь, потому что это мешает шакти Бога, духовной силе, проявиться в нашей жизни. Мы не даем свершиться чудесам, которые происходят лишь тогда, когда мы отбрасываем свои умственные и физические беспокойства и обращаемся к божественному.
Понимание воздействия кармы
Пытаясь преодолеть привычку беспокоиться, мы иногда понимаем, что не можем изменить ситуацию и должны смириться с ней. Некоторые проблемы могут быть просто частью нашей кармы. Некоторым людям карма не позволяет заработать в этой жизни много денег, а другие, наоборот, получают огромные прибыли, вложив совсем немного. Кто-то может постоянно соблюдать диету и ежедневно делать зарядку, но при этом его здоровье, казалось бы, совершенно не улучшается. Если по карме человеку положено умереть в определенное время, он может поскользнуться на кожуре банана и разбиться, несмотря на все попытки улучшить свое здоровье. Итак, принимая во внимание фактор кармы, мы можем попытаться изменить ситуацию, но, если ничего не получается, нужно смириться с обстоятельствами и перестать беспокоиться.
Выделите время для беспокойств
И, наконец, чтобы избежать чрезмерного беспокойства, мы должны установить для него определенные границы. Возможно, нам понадобится выделить для этого определенное время, чтобы тревоге, ставшей нашей неотъемлемой частью, было уделено должное внимание. Можно выделить один час на решение проблем и по истечении этого срока заняться чем-то другим. Таким образом, проблемы не будут занимать все наше время, а лишь то, что отведено для них. Кроме того, глядя в будущее, мы должны учиться на уроках прошлого. Иногда причиной нашего беспокойства является какая-то ситуация из нашего прошлого, но это не значит, что мы намерены постоянно оставаться в прошлом.
Заглянем в писания
Жгучий огонь тревоги
Следующие цитаты из писаний могут помочь нам глубже понять вопрос. В «Путешествии вглубь себя» так описывается огонь тревоги в сердце:
«У каждого из нас сердце сгорает в огне — жгучем огне тревоги. Такова природа материального мира. Каждый из нас пребывает в беспокойстве — нет никого, кто не испытывал бы его. Даже маленькая птичка не свободна от этого чувства. Если вы дадите ей несколько зернышек, она будет клевать их и при этом все время оглядываться по сторонам: «Не собирается ли кто-нибудь меня убить?» Такова жизнь в материальном мире. Даже президент Никсон, не говоря уже о других, постоянно пребывает в тревоге. А в нашей стране даже Ганди не знал покоя. Все политики живут в непрестанном беспокойстве. Они могут занимать очень высокие посты, но и там беспокойство — болезнь материального бытия — не покидает их.
Если вы хотите избавиться от всех тревог, то должны принять покровительство гуру, духовного учителя. Если его наставления помогут вам избавиться от беспокойства, это и будет лучшим доказательством того, что он имеет право называться гуру. Вот истинный критерий. Не ищите гуру, который пользуется дешевой популярностью. Не идите на поводу у моды. У некоторых есть такая слабость — заводить себе собак модной породы. Если вы ищите учителя, только чтобы следовать моде, чтобы с гордостью заявлять: «У меня есть гуру», — это вам не поможет. Вы должны выбрать себе такого гуру, который погасит в вашем сердце пламя тревоги. Это первый признак настоящего гуру».
Некоторые люди хотят иметь гуру, который принесет им покой и санкционирует их собственные идеи. И хотя они могут добиться временного успеха, подавляя беспокойство, оно все равно рано или поздно проявится. Но если человек следует наставлениям истинного гуру, беспокойства постепенно уйдут. Это не означает, что обязательно исчезнут сами проблемы — в некоторых случаях их может стать даже больше, — но у нас, по крайней мере, будет план действий и вера в Бога.
Беспокоясь о благе других
В «Шримад-Бхагаватам» (7.9.43) великий вайшнав Махараджа Прахлада возносит Господу молитву, проявляя заботу обо всем человечестве:
«О величайший из великих, я не страшусь материального существования, ибо, где бы я ни находился, мой ум всегда поглощен размышлениями о Твоей славе и деяниях. Единственное, что меня беспокоит, — это мысль о тех глупцах и негодяях, которые строят всевозможные планы в погоне за мирским счастьем и благополучием для своей семьи, общества и страны. Движимый любовью к ним, я беспокоюсь об их благе».
Махараджа Прахлада проявляет заботу о людях. Единственное, о чем должен беспокоиться преданный, так это о благе других. Если мы не сочувствуем страданиям других живых существ или не хотим распространять сознание Кришны, значит, наши тревоги надуманны и необоснованы.
Нам приходится беспокоиться о своем здоровье, деньгах, детях или супруге, но при этом мы должны постоянно стремиться улучшить качество нашего служения. В противном случае наши беспокойства будут порождать все больше и больше нежелательного. Хотя преданному, слуге Бога, не следует вовсе игнорировать проблемы, его беспокойства не должны вращаться только вокруг его собственной персоны. Преданный всегда думает о том, как содействовать распространению сознания Бога. Махараджа Прахлада демонстрирует совершенное применение беспокойства, тревожась о высшем благе людей. Поразмышляйте о своих тревогах и проблемах. Достаточно ли четко они определены? Есть ли у вас план действий? Не сконцентрированы ли ваши тревоги главным образом на теле? Не умаляете ли вы положение Бога как высшего покровителя? Если да, то вы уменьшаете и милость Бога, уже дарованную вам, и не сможете понять, что Господь поместил вас в данную ситуацию с конкретной целью.