Избегайте чрезмерных беспокойств
аханкара-критам бандхам
атмано 'ртха-випарйайам
видван нирвидйа самсара-
чинтам турйе стхитас тйаджет
«Шримад-Бхагаватам», 11.13.29
«Ложное эго живого существа ввергает его в рабство и награждает прямо противоположным тому, что оно желает. Поэтому разумный человек должен беспокоиться не о том, как наслаждаться материальной жизнью, а о том, чтобы постоянно пребывать в Господе, находящемся вне сферы действия материального сознания».
Не бойтесь
В древнем ведическом писании, которое называется «Бхагавад-гита», Господь говорит Арджуне:
сарва-дхарман паритйаджйа мам экам ширинам враджа ахам твам сарва-папебхйо мокшайишйами ма шучах
«Оставь все религиозные обязанности и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего.» («Бхагавад-гита», 18.66)
В конце беседы с Арджуной Господь призывает Своего слугу отбросить страх и беспокойство, и это наставление важно для всех нас. Почему Господь призывает Арджуну бесстрашно отбросить все религиозные обязанности и просто предаться Ему? Описав карма-йогу, хатха-йогу, гъяга-йогу и аштанга-йогу, Господь говорит, что все это — лишь подготовительные ступени, что нужно принять суть и отказаться от поверхностных, второстепенных соображений. Признание Господа нашим истинным благожелателем, лучшим другом и высшим покровителем основывается на глубоком знании и составляет суть духовной жизни. Если мы сможем осознать эти истины, для беспокойств не будет оснований.
В «Шримад-Бхагаватам», самом возвышенном ведическом тексте, говорится, что из четырех видов деятельности (еды, сна, совокупления и страха) страх — самый труднопреодолимый, поскольку он присутствует и в трех остальных. Беспокойство препятствует развитию любви и преданности, ибо беспокойство и страх несовместимы с любовью и преданностью. Любовь и страх плохо сочетаются. Любая деятельность попадает в одну из двух категорий: кома (вожделение) или према (любовь). Поэтому идущий по пути любви и преданности должен освободиться от страха и сомнений. Как же преданному удается этого добиться и что этому мешает? Мы надеемся получить ответ на все эти вопросы, рассмотрев беспокойство с психологической, социальной и духовной точек зрения. Настоящий духовный воин никогда не оказывается во власти чрезмерных беспокойств, ибо он постоянно поглощен тем, что отдает или получает любовь.
Беспокойство умаляет положение Господа
Как Верховного Повелителя
если внимательно изучить жизнь великих ачаръев — духовных учителей и пророков — мы обнаружим, что они никогда не отдавались во власть чрезмерных беспокойств, препятствующих развитию ростка преданности в сердце и мешающих человеку полностью предаться Богу. Чрезмерное беспокойство подразумевает потерю контроля над деятельностью ума. Это означает, что мы не способны в полной мере воспринять милость Бога и осознать Его как всеведущую Верховную Личность Бога, управляющую всем, - кришнас ту бхагаван сваям.
Другими словами, беспокойство — это неспособность понять положение Бога как того, кто во всей полноте обладает шестью достоинствами (красотой, силой, знанием, славой, богатством и отречением). Охваченный беспокойством человек слишком поглощен мыслями о своей судьбе и считает Господа недостаточно милосердным. Он начинает считать себя ответственным за все происходящее и не верит в то, что Господь пребывает в его сердце. Из поколения в поколение, из века в век беспокойство затрудняет нам доступ к милости Господа. Оно закрывает нам доступ к могуществу Бога, которое проявляется в Его аватарах, воплощениях, нисходящих в этот мир ради уничтожения негодяев, защиты Своих преданных и утверждения чистого преданного служения.
Господь призывает нас отбросить всякое беспокойство и занять ум позитивной деятельностью:
ман-мана бхава мад-бхакто
мад-йаджи мам намаскуру мам эваишйаси йуктваивам
атманам мат-парайанах
«Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, падай передо Мной ниц и поклоняйся Мне. Полностью сосредоточившись на Мне, ты непременно придешь ко Мне.»
(«Бхагавад-гита», 9.34)
Господь призывает нас не беспокоиться о результатах нашей деятельности. Это утверждение можно сопоставить с процитированным выше стихом 18.66, в котором Господь призывает Арджуну отбросить сомнения и страх. Вместо того, чтобы беспокоиться, он должен просто предаться, и Господь поможет ему соответственно степени его преданности. В следующий раз, когда вы будете охвачены беспокойством, примите во внимание эти соображения и подумайте о том, что ваша тревога в действительности умаляет положение Бога как Верховного Повелителя и нашего благожелателя и занимает в вашей душе место любви и преданности.
Самоанализ
Мы должны пользоваться любой возможностью, чтобы взглянуть на свой ум со стороны и еще больше утвердить его в служении Господу. Первым делом необходимо определить, до какой степени беспокойство проникло в нашу жизнь. Это поможет нам определить уровень нашей веры. Садху, святой, должен быть дридха-вратой, т.е. обладать твердой верой и решимостью, а также дхирой, очень серьезным и сосредоточенным. Таков ли наш образ мыслей?
Глубоко проанализировав свое поведение, многие люди осознают, что тревоги и беспокойства пронизывают все их существование. Эти беспокойства чаще всего связаны со здоровьем или экономическими проблемами, но порой бывают совершенно бессмысленными. Например, люди думают, что надеть, куда отправиться на выходные, чем там заниматься, или о том, что о них думают другие. Все эти беспокойства целиком основаны на телесных представлениях, на представлении о себе как о центре вселенной. Слишком большая обеспокоенность приводит к чрезмерному акценту на теле, на материи. Преданный не должен так мыслить. Всевышний Господь настоятельно рекомендует нам отбросить колебания, страх и тревоги, несмотря на постоянные нападки материальной энергии.
Предложим четыре различных аспекта, чтобы углубить и расширить наш анализ. Дадим определение беспокойству, предложим практические методы решения проблемы, разберем ряд цитат из священных писаний, связанных с данной темой, и, наконец, расскажем о выдающихся личностях, упомянутых в писаниях, которые избегали состояния чрезмерного беспокойства.
Что такое беспокойство?
Мы можем дать беспокойству следующие определения:
1. Беспокойство — это наш выбор, зачастую продиктованный желанием избежать перемен. Порой мы находим прибежище в беспокойстве, поскольку оно создает у нас чувство занятости и дает возможность оправдать отсутствие конкретных действий. Вместо того, чтобы предпринять необходимые шаги, мы живем в иллюзорной деятельности, порожденной беспокойством.
2. Беспокойство — это неадекватная замена подлинной любви. Это искусственная деятельность, которой мы прикрываемся, чтобы не заниматься тем, что правильно и благотворно. Результатом являются одни лишь беспокойства. И поскольку мы столько времени тратим на беспокойства, у нас остается мало времени для прославления Господа. Если же мы потратим на беспокойства всю свою умственную и физическую энергию, у нас вообще не останется сил на служение Богу.
3. По сути дела чрезмерное беспокойство всегда связано с ощущением беспомощности. Садху, или святой, не должен быть надменным или эгоцентричным; он должен быть очень смиренным. Осознавая собственную беспомощность, он в то же время понимает, что для Господа нет ничего неосуществимого. Поэтому садху обретает огромное могущество, представляя возможность шакти (энергии) Господа действовать через него. Чрезмерное беспокойство лишает нас силы, а также мешает энергии Бога действовать через нас.
4. Беспокойство — это способ отрепетировать плохой исход. Другими словами, оно порождает такие же эмоции, как и сам негативный результат. Если тщательно проанализировать последствия беспокойства, то окажется, что оно приводит как раз к тому, чего мы больше всего стремимся избежать. Поскольку человек фактически живет в состоянии психологической травмы или несчастья, он может получить соответствующий результат. Если вы будете продолжать медитировать на эту «мантру», то можете воплотить свои страхи не только в своем уме, но и в физической реальности.
5. Перестать беспокоиться (ма шучах) не означает перестать планировать. Не следует проявлять безразличия, видя неправильные действия; напротив, необходимо строить планы, мыслить масштабно и делать то, что необходимо. Что вы станете делать, если увидите, что в вашем доме пожар? Вы немедленно выбежите оттуда. Вы не будете просто сидеть на диване и беспокоиться. Ясно, что возникла проблема, и нужно незамедлительно предпринять практические действия.
Как избежать беспокойств
Как же разрушить в себе привычку к постоянной обеспокоенности? Почему даже люди, обретшие высшее прибежище, все еще охвачены беспокойством? Мы можем без конца волноваться и считать, что зависим от милости обстоятельств, но ведь нам известно, как действует карма: каждое действие вызывает определенные последствия, привязывая нас к этому миру. Мы также знаем, что всем управляют высшие силы — полубоги (ангелы) и Всевышний Господь. Насколько искренне мы предаемся Кришне, настолько Он и защищает нас.
Итак, откуда же проистекает беспокойство? Может быть, проблема в том, что мы считаем Господа лжецом или обманщиком? Может быть, мы считаем, что Он хочет держать нас в постоянном страхе и эксплуатировать нас? Может быть, мы считаем Бога надзирателем, цель которого — держать нас в тюрьме материального мира? Если мы будем помнить о блаженстве Божественной Четы и о том, что Господь следит за каждым нашим действием и мыслью, уровень нашего беспокойства никогда не повысится настолько, чтобы мы перестали чувствовать божественное покровительство, занимаясь праведной деятельностью. Мы никогда не должны считать, что Бог лишил нас поддержки и бросил одних, не оставив ни малейшей возможности выбраться из майи или разрешить свои проблемы.
Мы должны найти пути, которые помогут разрушить привычку беспокоиться, пока она не разрушила нас. Если нам не удастся этого сделать, наши страхи могут полностью завладеть нами и привести к хронической депрессии, фобиям, приступам паники, одержимости и даже самоубийству. Все мы встречали людей, которые беспокоятся по любым мелочам. Если вы представите на их суд какую-нибудь идею, они сразу же попытаются доказать вам ее несостоятельность. Они страдают комплексом незащищенности. Они терпят неудачу еще до того, как начали что-то делать. Они могут даже использовать воспоминания о прошлых неудачах как подтверждение своего образа мыслей, но никогда не станут полагаться на Бога. И поскольку они не умеют рисковать, их жизнь исполнена скуки, разочарований и посредственности, что подразумевает отсутствие ручи, духовного вкуса. Нам не хотелось бы стать жертвой такого деструктивного образа мыслей, поэтому давайте рассмотрим ряд методик, помогающих защитить сознание от подобного негативного умонастроения.
Не бойтесь будущего
Нужно стараться избегать любых беспокойств, связанных со страхом будущего. Каждый день мы должны делать все, что от нас зависит сегодня, предоставляя будущему самому позаботиться о себе. Если мы слишком беспокоимся о будущем, то нам зачастую не удается предпринять необходимых действий, чтобы сделать его благоприятным. Будущее во многих отношениях является продолжением настоящего плюс последствия — прошлого. К несчастью, иногда мы превращаемся в своего собственного злейшего врага. Наш ум способен создать как раз ту ситуацию, которой мы хотим избежать, а нездоровая культура мышления блокирует действие божественной силы внутри нас. Тревожась о будущем, мы не уделяем должного внимания настоящему.