Ответственность по ст. ст. 307 и 310 УК РФ известна.

Судебно-медицинский эксперт

Повреждения, нехарактерные для автотравмы и симулирующие другие виды повреждений

При автомобильных происшествиях возможны повреждения, нехарактерные для автомобильной травмы. Обычно они не свя­заны с переездом колесами или ударом выступающими частями автомашины. Эти повреждения весьма разнообразны. К ним от­носятся: кровоподтеки, ссадины, ушибленные раны, вдавленные и дырчатые переломы костей, изолированные разрывы внутрен­них органов.

Повреждения, нехарактерные для автомобильной травмы, чаще возникают при ударах о землю или об окружающие пред­меты вследствие отбрасывания задевшей автомашиной или вы­падения из движущегося автомобиля. Трудности экспертизы в подобных случаях связаны с тем, что при экспертизе встречают­ся повреждения, сходные с травмами от падения с высоты. В отличие от последних при автотравме могут быть обнаружены признаки волочения тела вследствие суммирования двух видов движений: поступательного и падения.

Наиболее трудны для диагностики повреждения, сходные с резаными, рублеными, колотыми ранами, т.е. симулирующие другие виды травмы. Эти повреждения чаще возникают от уда­ров выступающими частями автомашины, при отбрасывании те­ла пострадавшего на заостренные выступающие предметы. В случаях переезда тела колесами отломками костей могут причи­няться повреждения мышц и кожи, сходные с ранениями ост­рыми предметами.

При автомобильных травмах описаны своеобразные повреж­дения головы, симулирующие бытовые травмы тупым предметом. Они наблюдаются при ударах головой велосипедиста, еду­щего вслед за грузовиком, при резком и неожиданном торможе­нии последнего. В таких случаях велосипедист ударяется голо­вой об автомашину, получая вдавленный перелом лобной кости с повреждением мозга. Каких-либо других повреждений на трупе покойного, его одежде, а также на велосипеде может не об­наруживаться.

При резком торможении автомашины, движущейся с боль­шой скоростью, развиваются значительные перегрузки, вследст­вие чего вес внутренних органов как бы увеличивается во много раз. Поэтому при некоторых заболеваниях (например, при гипертонической болезни, атеросклерозе, коронарокардиосклерозе) может наступить разрыв мозговых сосудов, остановка сердца и скоропостижная смерть водителя. Последняя может привести к аварии с человеческими жертвами.

Значительная часть автомобильных травм является результатом несчастного случая.

Пример.

Гражданин А., 39 лет, 13 января 1998 г. был доставлен в больницу № 23 в состоянии сильного алкогольного опьянения с телесными повреждения­ми. Пострадавший А. не мог рассказать, что с ним произошло. Вследствие сильного опьянения он ничего не помнил.

Клинический диагноз: рваная рана промежности с отрывом прямой кишки от ануса с повреждением сфинктера и обширной отслойкой кожи. Шок 2-й степени. Ушибленная рана левой теменной области. Рана 3-го пальца левой кисти с повреждением сухожилий. Опьянение тяжелой степени.

При поступлении у А. было обнаружено следующее: обширная гематома, занимающая левую пахово-подвздошную область, левое бедро и голень. На голени и бедре имеется крепитация, на правом бедре — кровоподтеки. Рва­ная рана в области ануса размером 8 х 5 см с циркулярным отрывом кишки от кожи и обширной отслойкой кожи кзади до середины крестца и кпереди до лобка. Ушибленная рана теменной области слева размером 4 х 1,5 см и рана ногтевой фаланги 3-го пальца левой кисти с повреждением сухожилия.

Перед судебно-медицинскими экспертами был поставлен вопрос о про­исхождении и механизме повреждения у А.

Заключение судебно-медицинской экспертизы: у А. обнаружены об­ширные повреждения, занимающие большую поверхность. Большая протя­женность повреждений, разрывы кожи промежности с обширным отслоени­ем ткани свидетельствуют о том, что в этой области имело место придавливание мягких тканей тяжелым движущимся предметом. Обширные от­слоения кожи в области крестца и лобка с разрывами промежности могут быть объяснены прижатием кожи со значительным натяжением ее в облас­ти крестца, лобка, промежности. Такие повреждения наблюдаются при на­езде, например, краем колеса автомашины, что вызывает обширное натя­жение и отслоение кожи от подлежащих тканей, иногда с ее разрывами. Это и произошло с А. Повреждения у А. не могли возникнуть от воздей­ствия силы человека.

Известны отдельные случаи самоубийств, когда пострадав­ший умышленно бросается под автомашину. Встречаются и убийства путем преднамеренного наезда автомобиля, а также симуляция случайных автомобильных травм с целью сокрытия других способов убийства.

Мотоциклетная травма

В отличие от автомобильной травмы, повреждения мотоцик­лами бывают менее выраженными. Это связано с конструктив­ными особенностями мотоциклов, их меньшим весом и мень­шей скоростью и мощностью по сравнению с автомобилями. Различают следующие основные виды мотоциклетных травм: от столкновения человека с движущимся мотоциклом, от переезда колесом движущегося мотоцикла, от падения с движущегося мотоцикла, от ударов мотоцикла о неподвижные предметы.

Главным отличием мотоциклетной травмы от автомобильной является преобладание повреждений (ссадин, ран, кровоподте­ков), расположенных, как правило, на передней поверхности те­ла пострадавшего.

Часто при мотоциклетной травме наблюдаются вдавленные переломы костей свода черепа с отхождением от них трещин на основание черепа. Иногда эти переломы черепа комбинируются с повреждением внутренних органов, возникших от удара или сотрясения тела.

При мотоциклетной травме не наблюдается отпечатков ра­диатора и других выступающих деталей автомобиля, уплощения головы, грудной клетки, множественных переломов ребер, мно­жественных повреждений костей таза с расхождением сочлене­ний между ними, обширных размятий внутренних органов.

Нехарактерными для мотоциклетной травмы также являются отпечатки протектора, отслойка кожи на месте переезда, поперечные переломы голеней и бедер (бампер-перелом), наличие обширных глубоких кровоизлияний в мышцы спины, поясницы, ягодиц. Таким образом, несмотря на однотипный механизм возник­новения повреждений при автомобильной и мотоциклетной травме, выраженность и локализация повреждений при них имеют значительные отличия, позволяющие по характеру и особенностям обнаруженных повреждений отдифференцировать автомобильную травму от мотоциклетной.

Пример.

Гражданин А., 75 лет, 6 августа 1997 г. при переходе улицы был сбит мотоциклом «Ямаха» и потерял сознание. При поступлении в больницу № 12 пострадавший А. был в сознании, на вопросы отвечал невнятно, о случившемся ничего не помнил. Общее состояние очень тяжелое. Зрачки равномерные, ре­акция на свет замедленная. Гематомы в области обеих глазниц. Деформация носа, отмечается крепитация костных отломков носа. В области левого крыла носа ушибленная рана размером 1,7 х 0,4 см. Резкая болезненность, патологи­ческая подвижность и крепитация костных отломков в области левого колен­ного сустава. На коже нижних конечностей множественные ссадины. В прием­ном отделении наблюдалась рвота с примесью алой крови. На рентгенограмме черепа нарушений костей свода и основания черепа не выявлено; обнаружен перелом носовых костей с образованием нескольких отломков. В области ле­вого коленного сустава — перелом верхнего эпифиза большеберцовой кости, линия перелома продолжается в сустав; состояние отломков удовлетворительное. С 8 августа 1997 г. состояние больного А. средней тяжести.

При осмотре 16 августа 1997 г. состояние А. удовлетворительное, особых жалоб нет. Анализ мочи и крови особых отклонений не дает. Больной в созна­нии, лежит на спине, не может поворачиваться. На коже левой половины лица сине-желтого цвета исчезающий кровоподтек, занимающий всю область глаз­ницы и прилежащие части скуловой, щечной и подбородочной областей; кро­воподтек доходит до ушной раковины; общий размер его 9,2 х 7,3 см. На подбородке, на скуловой дуге и около ушной раковины кровоподтек желтова­то-сине-багрового цвета. На левой ушной раковине такого же цвета крово­подтек размером 6,8 х 7,1 см. Нос покрыт буроватой корочкой. У корня но­са синевато-красноватого цвета кровоподтек. При ощупывании носа отмеча­ется болезненность. На задней поверхности левого локтевого сустава кровоподтек желтовато-синеватого цвета, местами с багровым оттенком, раз­мером 5,3 х 8,2 см. На передней поверхности правого коленного сустава ссадина размером 0,3 х 0,9 см. На левой ноге гипсовая повязка.

Выводы эксперта: у гражданина А. при поступлении в больницу № 12 были обнаружены следующие повреждения: закрытый перелом проксимального эпифиза левой большеберцовой кости, открытый перелом костей носа; обширные кровоподтеки и ссадины на лице; кровоподтекина груди и конечностях; сотрясение мозга 2-й степени.

Эти повреждения были получены, как указывается в истории болезни, 6 августа 1997 г. от удара тупым твердым предметом и от удара о твердый тупой предмет при падении. Они вызвали угрожающее для жизни состояние, и по этому признаку относятся к разряду тяжкого вреда здоровью.

Тракторная травма

Повреждения, причиняемые колесными или гусеничными тракторами, наблюдаются редко. Признаки тракторной травмы, причиненной колесными тракторами, сходны с автомобильной. Отличить их можно по отпечатку рисунка протектора колеса. Специфические особенности имеют травмы, причиненные трак­торами на гусеничном ходу.

Классификация тракторной травмы:

1. Удар частями движущегося трактора.

2. Переезд гусеницами или колесами трактора.

3. Выпадение из движущегося трактора.

4. Опрокидывание трактора и возникновение травмы внутри кабины.

5. Прижатие трактором к неподвижному предмету.

6. Удар трактором с последующим переездом.

7. Падение из движущегося трактора с последующим переездом.

8. Удар прицепом или буксируемыми орудиями.

При ударе частью движущегося трактора появляются множе­ственные повреждения (ссадины, кровоподтеки, рвано-ушиб­ленные раны, переломы костей).

После переезда тела гусеницами трактора возникают множе­ственные грубые повреждения, часто не совместимые с жизнью. Они зависят от строения траков гусениц трактора и чередования их по длине гусеницы и проявляются на коже полосовидными ссадинами и кровоподтеками, располагающимися перпендику­лярно линии переезда. У одного края ссадин образуется лоскут сдвинутой кожи, направленный в сторону, противоположную движению трактора. Помимо ссадин и кровоподтеков возника­ют обширные рвано-ушибленные раны, переломы костей и множественные повреждения внутренних органов.

Большое значение имеют исследования одежды пострадав­шего, на которой могут сохраняться следы и повреждения, характерные для переезда. При физико-химическом исследовании одежды в этих случаях выявляют частички металла. Прижатие трактором тела человека к неподвижным предме­там сопровождается множественными двусторонними перело­мами ребер, разрывами, размозжениями и перемещениями внут­ренних органов.

При выпадении из кузова движущегося с небольшой скоростью трактора возникают повреждения, характерные для падения с небольшой высоты.

При сдавлении частями кузова или прицепа опрокинувшего­ся или перевернувшегося трактора смерть наступает от механи­ческого задушения вследствие сдавления груди и живота.

Основные вопросы, решаемые судебно-медицинской экспертизой при автодорожной травме

При автодорожной (автомобильной, мотоциклетной, тракторной) травме на разрешение судебно-медицинского эксперта могут быть поставлены следующие вопросы:

1. Какие повреждения обнаружены на пострадавшем (живом лице, трупе)?

2. Каков механизм образования этих повреждений?

3. Могли ли эти повреждения образоваться от удара транспортным средством? Если да, то в какую часть тела, на какой высоте, в каком направлении был нанесен первичный удар?

4. Какова возможность причинения повреждений определенными частями или деталями транспортного средства?

5. Не образовались ли повреждения от переезда колесом (гу­сеницей)? По какой части тела и в каком направлении перека­тились колеса (гусеницы) транспортного средства?

6. В каком положении по отношению к транспортному сред­ству находился пострадавший в момент травмы?

7. Имело ли место волочение тела транспортным средством? Если да, то каково его направление, в каком положении нахо­дилось тело во время волочения?

8. Могли ли повреждения, обнаруженные у погибшего, обра­зоваться при травме в кабине автомобиля (трактора)?

9. Можно ли по локализации и особенностям повреждений сказать, какое место в кабине автомобиля (трактора) занимал пострадавший?

10. Могли ли повреждения, обнаруженные у погибшего, образоваться при выпадении из движущегося транспортного средства?

11. Не страдал ли потерпевший заболеваниями органов зре­ния и слуха?

12. Какова последовательность причинения повреждений?

13. Нанесены ли смертельные повреждения прижизненно?

14. Какова причина смерти?

15. Не принимал ли пострадавший незадолго до смерти ал­коголь (наркотические вещества)?

16. Являются ли трасологические изменения, обнаруженные на транспортном средстве (автомобиле, мотоцикле, тракторе), следами крови? Если это кровь, то какова ее видовая принад­лежность? Если это кровь человека, то какова ее групповая спе­цифичность и половая принадлежность?

17. Является ли волос, обнаруженный на транспортном сред­стве (автомобиле, мотоцикле, тракторе), волосом человека или животного? Если это волос человека, то с какой части тела? Ка­кова его групповая принадлежность?

18. Какова возможность причинения повреждений конкрет­ным транспортным средством?

19. Какова возможность образования всех повреждений в данных условиях автотранспортного происшествия?

Контрольные вопросы

1. На какие виды в судебной медицине подразделяется автодо­рожная травма?

2. Какие повреждения наиболее характерны для автомобильной травмы?

3. Какие повреждения наиболее характерны для мотоциклет­ной травмы?

4. Какие повреждения наиболее характерны для тракторной травмы?

5. Какие основные вопросы решаются судебно-медицинской экс­пертизой при автодорожной травме?

Наши рекомендации