Факультет подготовки кадров высшей квалификации. Автор: доцент, к.м.н. Ковтун Н.Н.

Курс: 1

Автор: доцент, к.м.н. Ковтун Н.Н.

Тема занятия:«Общие методы рентгенодиагностики».

Цель занятия: приобрести знания, умения и практические навыки о самых распространенных общепринятых методах рентгенодиагностики – классической аналоговой рентгенографии и рентгеноскопии и их современных вариантах – цифровой (дигитальной) рентгенографии и рентгеноскопии (флюороскопии).

Результаты обучения по теме:

«Общие методы рентгенодиагностики»

результаты обучения содержание результатов обучения компетенции средства оценивания и их количество
    знать принципиальную схему получения рентгеновского изображения ПК-5 ПК-6 ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (8)  
приёмники рентгеновского излучения для регистрации изображений ПК-5 ПК-6 ü контрольные вопросы (10) ü задания в тестовой форме (9)
устройство кассеты для рентгенографии ПК-5 ПК-6 ü контрольные вопросы (3) ü задания в тестовой форме (6)
характеристику рентгеновской пленки и усиливающих экранов (РП-ЭУ) ПК-5 ПК-6 ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (8)
характеристику фотолабораторного процесса -проявление,фиксирование ПК-5 ПК-6 ü контрольные вопросы (4) ü задания в тестовой форме (7)
характеристику прямой рентгеноскопии на флюоресцирующем экране ПК-5   ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (6)
рентгеноскопию рентгенотелевизионную (система УРИ с ЭОП) ПК-5 ПК-6 ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (9)
цифровую рентгенографию и рентгеноскопию ПК-8 ü контрольные вопросы (1) ü задания в тестовой форме (2)
уметь оценить качество проведенных диагностических исследований, ПК-5 ПК-6 ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (4)
оценить обоснованность назначенного исследования, ПК-5 ПК-6 ü контрольные вопросы (3) ü задания в тестовой форме (2)
объяснить пациенту сущность процедуры, безопасность исследования, полученные результаты,   ПК-5 ПК-6 ü контрольные вопросы (2) ü задания в тестовой форме (2)
интерпретировать полученные результаты проведенного исследования ПК-5 ПК-6 ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (5)  
оформить протокол и сформулировать обоснованное диагностическое заключение ПК-8 ü контрольные вопросы (1) ü задания в тестовой форме (4)
владеть методикой проведения диагностических процедур и алгоритмами исследований, ПК-5 ПК-6 ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (4)
принципами анализа результатов исследования и обоснования заключений. ПК-5 ПК-6 ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (6)

Мотивация темы занятия:

Изучаемый материал служит развитию у ординаторов навыков анализа и оценки качества рентгеновской визуализации при основных методиках рентгеновского исследования – рентгенографии и рентгеноскопии, а получение знаний об устройстве и функционировании различных приемников рентгеновского излучения необходимо для качественного проведения диагностических исследований.

Теория занятия:

1. На каком физическом действии рентгеновских лучей основана классическая аналоговая рентгенография?

2. Характеристика рентгеновских пленок.

3. Характеристика усиливающих экранов.

4. Кассеты с системой РП-ЭУ.

5. Характеристика фотолабораторного процесса.

6. Приёмники рентгеновских лучей для получения цифровых рентгенограмм.

7. Из каких элементов складываются изображения на рентгенограммах?

8. На каком физическом действии рентгеновских лучей основана классическая аналоговая рентгеноскопия?

9. Характеристика прямой рентгеноскопии на флюоресцирующем экране.

10.Рентгеноскопия в системе УРИ с ЭОП.

Хронокарта занятия.

Учебное время – 5,0 академических часа (225 минут)

Содержание Продолжительность (мин.)
Решение тестовых заданий исходного уровня знаний
Разбор теоретического материала занятия
Аудиторная самостоятельная работа: участие в амбулаторном приёме
Заслушивание рефератов по теме занятия
Решение тестовых заданий текущего уровня знаний
  Подведение итогов, задание на следующее занятие (в том числе и на самостоятельную работу)

Оборудование занятия:

ü методические рекомендации преподавателю;

ü методические указания ординаторам;

ü методические указания ординаторам по самостоятельной внеаудиторной работе;

ü комплект тестовых заданий исходного, текущего, промежуточного контроля и для итоговой государственной аттестации с эталонами ответов;

План занятия:

· Контроль исходного уровня знаний, необходимых для изучения данной темы.

· Разбор теоретического материала данного занятия, в том числе выделенного на самостоятельную работу ординаторов, и коррекция усвоенного материала.

· Заслушивание рефератов, подготовленных ординаторами по актуальным вопросам темы занятия, их обсуждение, дискуссия:

· - «Современные методики рентгенографии»,

· - «Роль рентгеноскопии в рентгенодиагностике»

· Контроль полученных на данном занятии знаний, включая знание материала, выделенного на самостоятельную работу ординаторов по данной теме.

· Аудиторная самостоятельная работа. Алгоритм выполнения:

- изучение приемников излучения: кассет с рентгеновскими пленками, флюоресцирующих экранов, электронно-оптических преобразователей, экранно-снимочных устройств, аналоговых и цифровых рентгенограмм.

· Контроль текущего уровня знаний по данной теме.

· Задание на следующее занятие с выделением материала для самостоятельной работы.

Тема занятия: «Специальные методы рентгенодиагностики».

Контрольные вопросы:

1. Определение линейной томографии.

2. Показания к томографии.

3. Определение флюорографии.

4. Диагностическая ценность крупнокадровой флюорографии.

5. Преимущества цифровой флюорографии.

6. Определение маммографии.

7. Преимущества цифровой маммографии как диагностического метода.

8. Определение и характеристика ортопантомографии.

9. Диагностическая ценность ортопантомографии в стоматологии.

Темы рефератов:

1. Флюорография

2. Линейная томография

3. Маммография

Список основной и дополнительной литературы по теме занятия:

Список основной литературы:

1. Королюк И.П., Линденбратен Л.Д. Лучевая диагностика: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во БИНОМ, 2013. – 496 с.: ил.

2. Васильев А.Ю., Ольхова Е.Б. Лучевая диагностика: Учебник для студентов мед. вузов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 688 с.: ил.

3. Лучевая диагностика: Учебник Т 1/ под ред. Труфанова Г.Е. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2007. – 416 с.: ил.

4. Терновой С.К. Лучевая диагностика и терапия: Учебное пособие / С.К.Терновой, В.Е.Синицын. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.- 304 с.:ил.

5. Терновой С.К., Васильев А.Ю., Синицын В.Е., Шехтер А.И. Лучевая диагностика и терапия: Учебник для студентов мед. вузов. – Том 1. Общая лучевая диагностика. – М.: Издательство «Медицина», издательство «Шико», 2008. – 232 с.: ил.

6. Терновой С.К., Васильев А.Ю., Синицын В.Е. Лучевая диагностика и терапия: Учебник для студентов мед. вузов. – Том 2. Частная лучевая диагностика. – М.: Издательство «Медицина», издательство «Шико», 2008. – 356 с.: ил.

Список дополнительной литературы:

1. Терновой С.К. Компьютерная томография: Учебное пособие/

С.К.Терновой, А.Б.Абдураимов, И.С.Федотенков.- М.: ГЭОТАР-Медиа,

2009.- 176 с.: ил.

2. Паша С.П. Радионуклидная диагностика : Учебное пособие / С. П. Паша, С. К. Терновой . - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 365 с.: ил.

3. Г.Шмидт. Ультразвуковая диагностика : практическое руководство : пер. с англ.; под ред. А.В.Зубарева. – М..: МЕДпресс-информ, 2009. – 560 с.: ил.

4. Синицын В.Е., Устюжанин Д.В. Магнитно-резонансная томография:Учебное пособие. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 208 с.:ил

5. Ланге С., Уолш Дж. Лучевая диагностика заболеваний органов грудной клетки: пер. англ. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010 с.: ил.

6. Власов П.В. Рентгенодиагностика заболеваний органов пищеварения.- М.: Видар-М., 2008. – 280 с.: ил.

7. Семизоров А.Н. Рентгенография в диагностике и лечении переломов костей – М.: Видар-М, 2007. – 176 с.: ил.

8. Коков Л.С., Цыганков С.Н., Черная Н.Т. Интервенционная радиология. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.

9. Аляев Ю.Г., Синицын В.Е., Григорьев И.А. Магнитно-резонансная томография в диагностике урологических заболеваний.

- М.: Практическая медицина, 2005.- 256 с.: ил.

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования «Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра онкологии, лучевой терапии и лучевой диагностики

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой онкологии,

лучевой терапии и лучевой диагностики

______________проф. Редькин А.Н.

«___»_____________20____г.

Наши рекомендации