Основное содержание занятия. «Идеальное Я».Ведущий беседует с детьми о том, что каждый человек осознает, каких качеств ему недостает
«Идеальное Я».Ведущий беседует с детьми о том, что каждый человек осознает, каких качеств ему недостает. У многих людей есть некий идеальный образ самого себя — такой, каким ему хотелось бы стать. Вводится понятие «идеальное Я» как сумма тех качеств, которыми человек хотел бы обладать. Задайте детям вопрос: «Если бы каждый из вас был волшебником, какие качества вы бы себе взяли?» Затем предложите подумать о том, какие самые важные качества они хотели бы иметь, и записать их на бумаге, расположив на лесенке из пяти ступенек. На верхней ступеньке — самое важное, самое главное качество, на следующей — чуть менее важное и т.д. Желающие прочитывают свои «лесенки» вслух, затем забирают их домой.
Работа со сказкой. Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.
Я умею жалеть
Он считал себя не очень-то счастливым человеком. Он часто совершал ошибки, за них его ругали и наказывали люди, которых он любил. Он не умел быстро бегать. Он не был сильным и редко побеждал в драке. Был ли он красивым? Да нет, не особенно. Мама, конечно, говорила, что он симпатяга, но он этому не очень-то верил. Наверное, он был очень умным? Да нет, и слишком умным он не был, он часто делал ошибки.
Однажды, в обычный скучный день, ему вдруг захотелось все бросить и уехать в лес. Он взял билет на электричку до ближайшего леса. «Я пришел к тебе, лес!» — воскликнул он, но тут увидел кучи мусора и бутылки, разбросанные другими любителями леса. Он собрал их в пакет и отнес на станцию, а сам вернулся на тропинку. Но шел он недолго. Из глубокой ранки на березе сочился сок. Он покопался в карманах и залепил дырочку жвачкой. И вдруг услышал тоненький звон. Маленький эльф сидел на ветке совсем рядом с ним.
— Эй, послушай, я к тебе обращаюсь! — Эльф приветливопомахал крылышком. — Я знаю, что привело тебя сюда, ихочу помочь тебе. Посмотри-ка мне в глаза.
И он, такой большой, подчинился маленькому эльфу.
— Твоя беда в том, что ты совсем не знаешь себя, — продолжал эльф. Однако у тебя есть один талант: ты умеешь жалеть. Умеешь жалеть все живое.
«Разве уметь жалеть — это талант? И разве это кому-нибудь нужно?» — хотел он спросить. Но эльф внезапно исчез, а он вдруг оказался не в лесу, а на шумной улице.
— Я умею жалеть, — произнес он шепотом и твердыми шагами пошел туда, где его уже давно ждали.
Вопросы для обсуждения
Почему герой сказки считал себя не очень счастливым?
Какое качество не замечали в нем окружающие и почему?
Докажите, что умение жалеть все живое можно считатьособым талантом, не менее ценным, чем другие (например, в области живописи, музыки или математики).
Тема 5. Кочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно?
Цели:
помочь детям осознать личную свободу и свободу другого;
помочь им понять, что свобода часто связана с наличиемобязанностей;
помочь осознать, что необходимо признавать и уважатьправа других людей.
Занятие 19. Кто такой свободный человек?
Разминка
«Скажи так, чтобы тебе поверили».Дети должны по очереди подходить к водящему и, глядя ему в глаза, говорить одну и ту же фразу: «У тебя добрые глаза». Водящий выбирает тех, в чью искренность легко было поверить.
«Взгляд».Раздайте детям карточки с обозначением полярных человеческих качеств: «добрый— злой», «сильный —слабый», «смелый —робкий», «жалостливый —жестокий». Прикрывая нижнюю часть лица, дети одними глазами должны постараться выразить каждый свое качество. Остальные пытаются отгадать его.
«Я психологом родился...»Повторите модификацию игры «Садовник», используя новые названия качеств, роли которых будут исполнять в игре дети. Предложите им постараться говорить с интонацией, соответствующей присвоенному качеству. Например, «Доверие» говорит осторожно и проникновенно, «Застенчивость» — тихо и робко, «Радость» — восклицает и т.д.
Работа со сказкой.Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.