Эталон ответа к задаче 51.
- – физиологическая убыль певоначальной массы тела 5%
- милиа (сальные железы с секретом)
- физиологическое шелушение
- половой криз (нагрубание молочных желез)
- транзиторный катар кишечника (переходный стул)
- мочекислый инфаркт
- Физиологическая убыль массы тела обусловлена: неощутимыми потерями воды с дыханием, испарения с кожных покровов; отхождение первородного кала, мочи; отпадение пуповинного остатка; при гипогалактии у матери. Допустимы потери 3-10% от первоначальной массы тела.
- Гормональным кризом. Обусловлен гиперэстезией плода, прекращением поступления эстрогенов матери после рождения ребенка, воздействие пролактина на молочные железы с активизацией их секреторной деятельности.
- При физиологическом нагрубании желез консультация хирурга не показана. Если увеличение железы будет одностороннее и с выраженной гиперемией, болезненностью, повышением температуры тела, изменением общего состояния – показана консультация детского хирурга. Гнойный мастит лечится хирургическим путем.
- При наличии показаний к хирургическому лечению острого гнойного мастита проводиться разрез кожи в радиальном направлении в области наибольшей гиперемии и флюктуации без перехода на область соска. Рана промывается. Накладываются рыхло повязки с гипертоническим раствором. Перевязки проводятся ежедневно. Назначается антибактериальная и симптоматическая терапия. По стиханию острого процесса подключают курсом физиопроцедуры.
- – с патологической убылью массы тела при заболеваниях новорожденного
- милиа – спиодермией
- физиологическое шелушение – с ихтиозом, эпидермолизом
- нагрубание молочных желез – с маститом новорожденного
- катар кишечника – с кишечной инфекцией, голодным стулом
- мочекислый инфаркт – родовая травма почек
- Ребенка кормить по требованию грудью. Поить 5% глюкозой или кипяченой водой до 30 мл/кг – из чайной ложки. Соску не давать. Проводить туалет кожи стерильным маслом, туалет пупочной ранки спиртом 70% (перекисью водорода 3%) и 5% КМпО4. Туалет глаз водным раствором фурациллина. Стерильное белье. На молочные железы теплая стерильная повязка, йодная сеточка. Купать ежедневно в кипяченой воде до заживления пупочной ранки. Прогулки.
- Медсестра посещает ребенка на 1-2 неделе – по 2 раза, на 3-4 неделе – еженедельно. Врач посещает на дому – в первые 2 дня после выписки, в 14 и 21 день. В 1 месяц ребенка осматривают в поликлинике.
Задача № 53
Ребенок 2 месяцев. Родители молодые, ребенок от четвертой беременности, четвертых родов. Первые 3 ребенка умерли в периоде новорожденности от диспепсии, причина которой не установлена. Настоящая беременность протекала с выраженным токсикозом и угрозой прерывания в первой половине, повышением АД во второй половине беременности анемией. Роды срочные, масса тела при рождении 3100г, длина 51 см. С рождения на грудном вскармливании. Отец ребенка переносит скарлатину.
В возрасте 4 суток появилась желтуха, с 20 – дневного возраста – рвота, диспептические расстройства в виде частого жидкого стула зеленоватого цвета, рвота. Вскармливание грудное. Ребенок начал терять в массе. Желтушное окрашивание кожи сохраняется до настоящего времени.
Поступил в отделение в тяжелом состоянии с массой тела 3000 г, длиной 52 см. Подкожно-жировой слой отсутствует на животе, груди, резко истончен на конечностях, сохраняется на лице. Кожа бледная, с желтовато-сероватым оттенком, сухая, легко собирается в складки. Тургор тканей и мышечный тонус снижены. Аппетит отсутствует. Ребенок раздражен, сон беспокойный. Живот вздут, печень +4 см из - под реберного края, плотной консистенции. Селезенка не пальпируется. Стул со скудными каловыми массами, зеленого цвета.
Мать встревожена состоянием ребенка и потребовала отдельный бокс, которого в отделении не оказалось. Дежурный врач выслушала мать, успокоила ее и решила временно поместить ребенка вместе с матерью в эндокринологическое отделение. Медсестра этого отделения выразила неудовольствие в адрес дежурного врача в присутствии матери.
Задание к задаче
8. Поставьте предварительный диагноз.
9. Укажите причину заболевания.
10. Основные патогенетические механизмы заболевания?
11. С какими заболеваниями следует проводить дифференциальный диагноз?
12. Назначьте лечение. Особенности диетотерапии при этом заболевании?
13. Оцените действие дежурного врача.
14. Какие противоэпидемические мероприятия необходимо провести по отношению к ребенку.