Оптимальные показатели функционирования гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы
Концентрация ФСГ, ЛГ, эстрадиола на 5-7 день цикла;
Концентрация эстрадиола в предовуляторные дни – 11-13 день цикла;
Концентрация ФСГ, ЛГ, прогестерона на 20-22 дни цикла (т.е. 7 день после предполагаемой овуляции);
Пиковая концентрация ЛГ в дни овуляции;
Исследование концентрации общего тестостерона, кортизола, ДГЭА-С проводится при наличии гирсутизма, адреногенитального синдрома, вторичной аменореи и может быть назначено на 5-7 день цикла или в любую фазу;
Пролактин крови определяется при всех нарушениях менструального цикла, наличии галактореи и гипоталамического синдрома периода полового созревания.
Общие правила подготовки и взятия крови для исследования уровня гормонов
Не менее, чем за 2 недели до исследования необходимо отменить прием ОК и препаратов, влияющих на концентрацию гормонов (фенотиазин, резерпин, алколоиды спорыньи, диуретики);
Взятие крови производится из локтевой вены в утренние часы (8 – 10 часов), строго натощак.
При интерпретации результатов лабораторного исследования необходимо ориентироваться на нормы, рекомендованные фирмой производителем используемых в лаборатории тест-систем.
Современные методы диагностики
Ультразвуковая маммография (особенно при преждевременном половом развитии в виде телархе);
Компьютерная томография (показания окончательно определяются неврологом, нейрохирургом, эндокринологом);
Ядерно-магнитный резонанс.
Компьютерная томография и ядерно-магнитный резонанс
Показания:
Изменения турецкого седла на боковой краниограмме;
Гиперпролактинемия (исключение микроаденомы гипофиза);
Преждевременное половое развитие;
Галакторея при нормопролактинемии;
Исключение микроопухоли надпочечников (при наличии клинической картины и результатах гормонального исследования);
Диагностика сложных врожденных пороков внутренних половых органов.
Студент должен знать:
- Особенности сбора анамнеза девочек и подростков
- Соблюдение правил этики и деонтологии при общении с юными пациентами и их родителями
- Принципы общего осмотра больных с оценкой физического и полового развития
- Особенности гинекологического исследования у девочек и подростков
- Специальные методы исследования состояния репродуктивной системы у девочек и подростков
Студент должен уметь:
- Собрать анамнез жизни, включая перинатальный, собрать акушерско – гинекологический анамнез и анамнез болезни.
- Провести объективное исследование, выявить клинические симптомы заболевания репродуктивной системы.
- При объективном осмотре оценить физическое и половое развитие в соответствии с возрастом пациентки.
- Провести осмотр наружных половых органов.
- Интерпретировать результаты лабораторных данных и инструментальных методов исследования.
Учебная карта занятия:
I. Задания для контроля исходных и конечных знаний студентов по теме (перечень вопросов для собеседования):
- Вопросы этики и деонтологии в работе детского гинеколога.
- Особенности сбора анамнеза жизни и заболевания у девочек и подростков.
- Особенности проведения общего осмотра у девочек и подростков.
- Оценка физического развития
- Половая формула и соответствие ее возрасту пациентки.
- Особенности гинекологического исследования у девочек и подростков.
- Специальные методы исследования состояния репродуктивной системы:
- Ультразвуковое исследования
- Эндоскопические методы исследования
- Гормональное исследование
- Рентгенологическое исследование
- Другие лабораторные и инструментальные методы диагностики
II. Задания для обучения студентов по теме в соответствии с указанным уровнем освоения.
Тесты для самоконтроля
- Бимануальное исследование позволяет выявить объемное образование в малом тазу:
А. Да
В. Нет
- Бимануальное исследование у девочек – девственниц не проводится:
А. Да
В. Нет
- Гистероскопия позволяет точно поставить диагноз «Гиперплазия эндометрия»:
А. Да
В. Нет
- Лапароскопия позволяет провести дифференциальный диагноз между хирургической и гинекологической патологией:
А. Да
В. Нет
5. При спаечном процессе в малом тазу лапароскопия мало информативна:
А. Да
В. Нет
6. Зондирование влагалища, цервикального канала и полости матки – безопасные процедуры:
А. Да
В. Нет
7.Рентгенологические методы исследования полностью исключены из практики детского гинеколога:
А. Да
В. Нет
- Компьютерная и магниторезонансная томография высокоинформативны в диагностике опухолей гениталий и головного мозга:
А. Да
В. Нет
- УЗИ безвредно для организма:
А. Да
В. Нет
10.УЗИ позволяет точно поставить диагноз гиперпластического процесса эндометрия у девочек и подростков:
А. Да
В. Нет
11.При воспалительных заболеваниях органов малого таза и патологии шейки матки УЗИ малоинформативно:
А. Да
В. Нет
12.Опухоли яичников у девочек и подростков трудно диагностируются с помощью УЗИ:
А. Да
В. Нет
Эталоны ответов к тестовому контролю:
А
В
В
А
А
В
В
А
А
В
А
В
III. Инструкция для самостоятельной работы студентов в гинекологическом отделении
В процессе самостоятельной работы студент должен соблюдать следующие требования:
1. Соблюдать правила внутреннего распорядка отделения.
2. неукоснительно следовать принципам медицинской этики и деонтологии при общении с больными и медицинским персоналам
3. выполнять инструкцию по технике безопасности в процессе работы ( контакт с биологическими материалами, работа с медицинской аппаратурой)
Вопросы по теме для самостоятельного изучения:
Возможности компьютерной томографии и магниторезонансной томографии в детской и подростковой гинекологии.
Вопросы по теме, выносимые на экзамен:
- Методы обследования девочек и подростков в гинекологии.
- УЗИ в детском и подростковом возрасте.
Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия:
- Выявление жалоб
- Сбор анамнеза жизни и болезни.
- Проведение объективного осмотра.
- Осмотр и пальпация молочных желез.
- Пальпация живота.
- Оценка, написание половой формулы.
- Осмотр наружных половых органов.
- Интерпретация лабораторных данных и данных инструментальных методов исследования.
Литература:
Основная:
- Савельева Г.М. гинекология учебник, М. «Гэотар - МЕД», 2004 г., с. 407 – 414.
Дополнительная:
1. Гуркин Ю.А. С-П, Фолиант,2000г.,116-168, с 576.
2. Богданова Е.А. «Гинекология детей и подростков», М. «Медицинское информационное агенство», 2000 г., с.136-190, с336
3. Айламазян «Гинекология от пубертата до постменопаузы»,М., «Мед – Пресс - Информ», 2004г., с78-98, с.448.
Методическая разработка практических занятий рассмотрена на заседании кафедры от
«___» _____________ 20___ г. (протокол №___)
Заведующий кафедрой _______________________________Долгушина В.Ф.