VI. Нетрадиционные методы.
Спелеотерапия обеспечивает как эффект элиминации, так и бронходилатации, ее применение показано при БА с ФК–I и ФК–II.
Хорошо зарекомендовали себя разгрузочно-диетическая терапия. Она проводится в условиях стационара с длительностью сеансов по 10–15 дней (2 курса). Особое внимание уделяется восстановительному периоду, который при БА должен превышать период голодания. Разгрузочно-диетическая терапия показана пациентам БА с ФК–I, ФК–II и ФК–III.
Баротерапия назначается в условиях гипобарической камеры и может использоваться у пациентов БА с ФК–I и ФК–II.
ИРТ - с помощью ИРТ достигается бронхолитический, муколитический и десенсибилизирующий эффекты. Метод применения у пациентов при всех ФК, в том числе и при острой БА. Курс лечения ИРТ составляет 10 сеансов, но при этом должны использоваться повторные курсы.
VII. Медикаментозный аспект реабилитации — поддерживающая терапия.
1. Препараты, применяемые для длительного лечения БА:
· нестероидные противовоспалительные препараты (кромолины);
· ингаляционные кортикостероиды;
· системные кортикостероиды;
· антагонисты лейкотриеновых рецепторов;
· теофиллин длительного действия;
· ингаляционные β2-агонисты длительного действия;
· пероральные β2-агонисты длительного действия;
· пероральные антиаллергические препараты второго поколения.
2. Препараты для оказания неотложной помощи, быстро облегчающие состояние пациента с БА:
· ингаляционные β2-агонисты короткого действия;
· антихолинергические препараты;
· теофиллины короткого действия;
· пероральные β2-агонисты короткого действия.
Для пациентов с аспириновой астмой:
· снижение чувствительности к препарату при приеме очень малых доз аспирина.
VIII. Средства технической компенсации и реконструктивные операции.
Пациентам с БА вне зависимости от схемы проводимой терапии рекомендуется ведение дневника с фиксированием в нем параметров дыхания с помощью пикфлоуметра. При этом, 2 раза в сутки (утром и вечером) измеряется пиковая объемная скорость выдоха, которая является высокочувствительным методом в диагностике синдрома бронхиальной обструкции.
IX. Школа пациента с БА.
«Астма-школа» –– это специальная образовательная программа для людей, страдающих БА, и их родственников.
Задачи школы БА:
1. Особенности течения заболевания в зависимости от характера аллергена.
2. Факторы риска БА.
3. Пикфлоуметрия в диагностике и оценке эффективности лечения БА у детей.
4. Постановка диагноза БА.
5. Преимущества ингаляционных лекарственных средств.
6. Ночная астма.
7. Дышим и лечимся.
8. Лечебная физкультура при БА.
9. Закаливание.
10.Питание ребенка при аллергических заболеваниях.
11. Психологические аспекты БА у детей.
В доступной форме пациент получает информацию по своему заболеванию, овладевает необходимыми навыками самоконтроля.
Пациент с БА, в среднем, общается с врачом приблизительно полчаса в год. Остальное время он находится наедине с астмой. Поэтому так важно владеть методикой самоконтроля. Задача «Астма-школы» –– обучить этому пациента, дать ему план действий.
«Астма-школа» охватывает следующую тематику:
1. Что такое БА?
2. Как управлять астмой?
3. Ингаляционные устройства для лечения астмы.
4. Правильная ингаляция –– залог эффективного и безопасного лечения БА.
5. Виды ингаляционного лечения БА.
6. Лечение и профилактика простуд, как провокатора обострений БА.
7. Питание пациента с БА.
8. Дыхательная гимнастика и физкультура для пациентов с БА, закаливание.
9. Самомассаж лица, основы общего массажа.
10. Как лечить обострение БА?
При направлении пациентов с БА на МРЭК принимается во внимание ФК ДН (клинико-инструментальная характеристика нарушений), ограничения жизнедеятельности и степень их выраженности.