Рецепты изъ арабейаго жшуейриптз JOerc’a.
(Заимствовано изъ сочинешя «Grand Livre de la Nature», составленнаго Обществомъ Неизвестнымъ Философовъ и редактирован наго Dupuis).
Этотъ небольшой сборникъ содержитъ одиннадцать рецеп- товъ, которые и обозначены номерами.
I.
Состав ъ фнлософскаго уксуса -f РР
Прежде всего даютъ бродить (tcrmenler) меду, изъ котораго извлекаютъ кислоту.
Потомъ, добываютъ кислоту нзъ оставшейся жидкости, тогда, когда изъ лея извлекутъ винный спиртъ.
Затемъ мешаютъ эти обе кислоты въ равныхъ про- порщяхъ съ купоросною кислотою; придя въ брожете и. соединившись, названный три кислоты производятъ «фило- софскж уксусъ».
Этотъ препаратъ, который адепты назвали также «дев- ствеииымъ молокомъ» или «меркур1альной водой», — считается едииственнымъ растворителемъ всехъ металловъ. Кроме того, доискивались составить философскш уксусъ, дистиллируя, возгоняя, кальцинируя селитру; магнезно, мер-
Рецепты
кур in н т. д. Указанный способъ кажется совершенно про- стымъ, но не следуетъ сомневаться въ томъ, что философски! уксусъ нс содержитъ въ себе меркур1альныхъ частицъ, потому что планета MepKypin вл1яетъ неотменно на всякую матер iio н что Мер кур ill находится во-всемъ.
II.
Вода для р а з м я г ч е н i я всехъ металлов ъ.
Надо отвесить одну уншю нашатыря, полъ унщи очищенной селитры и две унщи виннаго камня.
Все это надо прокипятить въ одномъ фунте воды, пока не выварится четверть смеси.
Когда вамъ желательно размягчить какой-нибудь ме- таллъ, его надо раскалить и затемъ остудить въ этой воде.
III.
Жидкость, которая отличается
с в о й с т в о м ъ изменять *) (серебро) въ Q (золото) н исцелять болезни
Возьмите McpKypiw, который былъ девять разъ возгоняемъ обыкновенной солью и куноросомъ, растворите его въ очшцен- номъ виниомъ спирте.
Дистиллируйте этотъ растворъ до суха. Затемъ, возгоняя то, что осталось, отделите постоянное отъ летучаго.
Соедините обе части снова повторите возгонку и такъ делайте трн раза.
Тогда останется красный порошокъ, но при условш, что вы действовали правильно, иначе придется начинать сначала.
Когда у васъ получится этотъ красный порошокъ, извлеките изъ него старательно часть соляную; растворите порошокъ въ растворяющей воде, которой составъ я дамь ниже*).
Съ другой стороны, будете иметь часть золота, которую вы уже растворили въ растворяющей воде.
*) Составь растворяющей воды.
Возьмите купороса и селитры, каждаго по фунту, нашатыря одну уншю; разотрите въ порошокъ я положите въ перегонный кубъ съ длиинымъ горломъ; дистиллируйте иа медлсшюмъ огне. Вы будете употреблять одну уншю того, что получится отъ дистнлляши, и прибавите сюда дце Драхмы золота.
Рецепты
Смешайте эти два раствора, дайте имъ настояться и про- дистиллируйте.
Возьмите то, что останется на дне, кальцинируйте его передъ отражателемъ (reverbere).
Прибавьте цветовъ нашатыря къ тому, что было кальцинировано; смешайте затемъ съ виннымъ спнртомъ, который вы продистиллируете. То, что останется, будетъ въ виде кристалловъ.
Эта кристаллизашя, выставленная на воэдухъ, напитается мало по малу влагою атмосферы и обратится пъ жидкость.
Этой-то водой и можно изменить "J) (серебро) въ 0
(золото) и сохранять тело здоровымъ.
Приведя въ горячее состоите посредствомъ меркурЫ, оставляйте все настаиваться въ самой чистой воде въ продол- жеше месяца.
IV.
Человеческая тинктура нли противояд1е древнихъ
Нужно сорвать, между днями Св. 1оанна н Св. Гакова, во время полнолушя, альпЫскгй лютикъ, но только не садовый; нужно также иметь корень краснаго подмесннка. Возьмите сердце и печенку гадюки, которую нужно «зять живьемъ: кальцинируйте это сердце и эту печенку и сотрите ихъ въ порошокъ. Съ другой стороны, изсушите корни и обратите ихъ тоже въ тончайшш порошокъ. Держите эти порошки отдельно и въ хорошо закупоренныхъ сосудахъ.
Доза равняется полъ драхме порошка изъ гадюки, на одну драхму порошка изъ корня. Некоторые древте философы уверяютъ, что одна доза, принятая разъ въ жизни, предостерегаетъ отъ всякихъ страховъ и отъ всехъ дей- ствш яда.
V.
Жизненная лампада
Некоторые адепты думали, что нашли въ следующемъ приготовлены верный способъ предсказашя объ исходе болезней, иначе говоря, могли судить о смерти нли выздоровлении. Они говорили, что ими составлена лампа, пламя
Рецепты
которой более живо, согласно хорошему или плохому со- стояшю здоровья; если лампа потухала, то человекъ уми- ралъ.
Тотъ, кто хочетъ иметь лампу, которая направляла-бы его въ его собственномъ состоянш, долженъ взять очищен* наго спирта, извлеченнаго изъ меду;, надо ему иметь своей крови, изъ которой он долженъ извлечъ также спиртъ, посредствомъ дистилляши: смешавъ эти два спирта, онъ ихъ опять дистиллируешь. Вотъ этотъ воспламеняемый провод- никъ будетъ служить пищей проридательному очагу.
VI.
Порошокъ для удаления зубовъ
Нужно взять дикихъ улитокъ въ раковинахъ, кальцинировать ихъ и превратить въ порошокъ: смочить этотъ порошокъ кровью зеленыхъ лягушекъ: растере.въ все это — высушить. Этимъ-то порошкомъ, безъ сомнешя, и пользовались некоторые практики, чтобы выдергивать зубы безъ всякихъ хирургнческихъ инструмеитовъ.
VII.
Сиропъ противъ апоплекс1и и противъ паралича
Возьмите полъ фунта белаго вина; шесть унщй розовой воды; одну драхму стекла, обращеннаго въ самый мелкш порошокъ; шесть драхмъ корицы; смешайте все вместе; прокипятите смесь съ сахаромъ, чтобы получился сиропъ, согласно правила мъ искусства.
Доза npieMa — отъ полъ унщи до одной унщи.
VIII.
Мистическое onwcaHie в е л и к а г о дел а н i я
Объяснеш'е этой фигуры: нужно извлечь соль или кристаллы изъ свинца % соединить ихъ съ таковыми-же
ссребра 2)
Затемъ взять то-же изъ олова, соединить съ темъ-же изъ ртути (vif argent).
To-же изъ железа, соединить съ темъ-же изъ меди.
Отъ всехъ этихъ бракооъ получается другой, и Солнце находится въ центре.
Рогъ — РодиМеЦъ
IX.
MHeHie Libavius’a о жидкомъ золоте
Этотъ авторъ говоритъ въ соч. «Livre seconde», стр. 79, что древше, которые много говорили о жидкомъ золоте, не подразумевали подъ этимъ именемъ жидкости, полученной изъ золота. Оиъ уверяетъ, что этотъ металлъ никогда не входнлъ въ препараты, носянце это имя. Подъ именемъ жидкаго золота подразумевали превосходную жидкость, жидкость редкую, дорогую и драгоценную. Они называли ее золотомъ вследствЁе того, что это последнее было всегда драгоценно и желаемо.
Свое MHeHie онъ основываетъ на томъ, что древше признавали металлы для внутренняго употреблешя ядомъ: верно то, добавляетъ онъ, что такъ какъ золото считалось вреднымъ, то изъ за него все время не было приготовлено ни одного средства для внутренняго употреблешя.
X.
Libavius приписываете листьямъ дуба, какъ местному лекарству, свойство исцелять застарелыя язвы.
Это утверждете не отвечаетъ ни теорш, ни практике медицины.
XI.
Звезда изъ сурьмы или Пантакль Соломона
Смешать: венгерской сурьмы — одну часть, желези- стаго виннаго камия — две части, виинаго камня обыкно- веннаго — четыре части: прибавьте туда три части кальцини- рованнаго виннаго камня.
Повторите операщю три раза. Дайте простынуть, и звезда готова. Мнопе носять эту звезду, какъ амулетъ, чтобы предохранить себя отъ заразы и отъ апоплсксж.
Рогъ. См. Орловъ камень.
Родимецъ.
I. Выкатать хлебнымъ мякишемъ больному грудь, руки и ноги, въ полночь отнести этотъ мякишъ на перекрестокъ, положить здесь въ чистой тряпочке, со словами: «Святъ- Доброхотъ, хлебъ-соль прими, а раба Бож1я (имя) прости». Выкатывая, произносить заговоръ: «Выкатываю, выговарн-
Роды
ваю иритчу урочную, приговорную, мужскую, женскую, встречную и поперечную, завидную и радостную, съ бум- нон головы, съ румянаго лица, съ костей, съ мозговъ, съ печени, съ легкнхъ, изъ ретпваго сердца, съ белыхъ рукъ, съ быстрыхъ ногъ, — не сама собою — пречистыми словам»'). (Романовъ).
II. Положивъ больного въ избе «иа перерубе», опоясать тремя поясами, умыть святою водою, разбить горшокъ падь головою больного н говорить:
«Господи, помилуй раба Своего (имя). Не я тебе помогаю, помогаетъ тебе Пречистая Богородица, ныне, и присно, и по веки вековъ. Аминь». (Щуровъ).
«На море на Оюане, среди моря Белаго стоитъ медный столбъ, отъ земли до неба, отъ востока до запада; а во томъ медномъ столбе закладеиа медная медяница отъ болестей и хворостей. Посылаю я раба (такого-то) въ тотъ медный столбъ, что на море на Оюане, и заповедаю ему своимъ словомъ заповеданнымъ закласть родимецъ во тотъ медный столбъ. А былъ-бы съ того заповедан ifl (такой-то) целъ и невредимъ, и отъ родимца избавленъ по-сейчасъ, повею жизнь». (Сахаровъ).
У каждаго ребенка непременно бываетъ родимецъ. Всехъ-же родимцевъ двенадцать. Оии носятъ назваше по части тела, которая болить у ребенка: родимецъ пуповой, сердцевой, внутряной, суставиой, жиленой, костяной, ручной, глазной, ревунъ, говорунъ.
Ребенка, подвергшагося родимцу, поятъ и моютъ водой, надъ которою говорятъ слова:
«Грызу я загрызаю, уйму я унимая на рабе Бож1емъ (имя рекъ) двенадцать родимцевъ (следуетъ перечислснье ихъ). Какъ мертвый отъ могилы не ворочается, такъ-бы и на раба Бож1’я (имя рекъ) эти двенадцать родимцевъ ни- когда-бы не ворочались, веки по веки. Отныне и до века». (Ивановск1й).
Роды.
Чары на благополучное разрешен!е младенца. I. Напиши на бумаге: «Помяни, Господи, сыны эдомеме во-днн iepy- салимовы глаголютще: истощайте до основашя его! — А то письмо положи къ роженице за пазуху (Изъ Пермскаго сборника, 1860 г.).
II. Дать беременной женщине съесть два куска корня белой лшпи (IHium candidum).
Рожа — Рожаиъ
III. Выпить воду, пъ которой варилось два яйца. Это верное средство. (Pap. — «.Magie»).
IV. Прикладывать на животъ мазь изъ заячьей желчи, сока порея (allium porrcem) и козьиго сала. (Christ. — «Magie»).
Чтобы ускорить роды.
Сжечь на горячихъ угляхъ сухой, превращенный въ порошокъ, пометъ орла (id).
Чтобы помешать родамъ, колдунья беретъ жабу, вкла- дываетъ ей въ ротъ кусочекъ матерш, пропитанной менструальной кровью роженицы, и зашиваетъ ей ротъ, говоря: «пока ие раскроется — не выйдетъ» (подразумевая ротъ жабы н половой оргаиъ роженицы). Затемъ сажаетъ жабу подъ горшокъ и т. и. въ укромное место. Пока ротъ у жабы зашигъ, ннкакш средства не помогутъ роженице (А. В. Т.).
Облегчить. См. Алмазъ.
Рожа. I. Хорошенько смешать: 2 ун. розоваго масла, 3 ун. масла кувшинки (Nuphar. luteum), 5 ун. теплаго козьяго или коровьяго молока, остудить, процедить чрезъ тонкое полотно и прикладывать, въ виде компресса (id ).
II. Смешать ржаную муку съ медомъ и листьями бузины (id.).
III. Натереть меломъ красное сукно и приложить, при- бавивъ порошка камфары (мелъ можно заменить бобовой мукой. Въ сукне вырезать отверсп'я для глазъ, носа и рта. Повязку менять, посыпая всякш разъ порошкомъ. Лица и рукъ не мыть. Пить молоко, не употребляя кислаго, солеиаго н прянаго. (И. Златообрезовъ).
IV Свернуть и мелко разрезать три нитки краснаго некрученаго шелка (филозель), завернуть каждую отдельно нъ бумагу. Утромъ, натощакъ, съесть одну нитку съ десертной или столовой ложкой малиноваго варенья, две друпя — вечеромъ и на следующее утро; ни чемъ не запивать и въ продолжена* двухъ дней ничего не инть, разве чайную ложку воды. Есть можно все. Принимая, шелкъ хорошенько размешать и разрезатъ мелко.
Для предупреждешя рожи, носить на шее позвонокъ лисьяго хвоста. (Байк. — Семиг.).
Рожанъ ъ — rojane. Черный и блестящш камень, находимый въ голове петуха. Если хочешь чего-нибудь достичь
— носи его при себе. (Альб. Вел.). (Петухъ долженъ быть 336
Рожки — Рыбу
выхлощенъ цыпленкомъ, а зарезанъ трехъ летъ, Иначе камень не образуется). (А. В. Т.).
Рожки змеинные. С. Орловъ камень.
Роса медвяная (ядовитая) скопляется по утрамъ, до солнечнаго восхода, на древесныхъ листьяхъ* въ виде клейкой и смолистой массы. Собрать ее подъ Егорьевъ день съ 22 на 23 Мая въ бутылочку и давать огь некоторыхъ болезней. (Е. X.).
Росою черезъ серебро умываться — бела будешь. (Даль, — «Толковый словарь»).
Рубинъ (отъ лат. rubeus — красный) — лучшие находятъ Цейлоне, въ Саме и Китае. Смотрящш иа темно-красный рубинъ, получаетъ способность пьянеть, не прикасаясь къ напитку. Рубинъ и красное виио нмеютъ сигнатуру. Вра- чуетъ сердце, мозгъ и память человека. Прежде назывался Балангусъ.
Рука воровка. Отрубить руку у повешеннаго, завернуть въ саванъ и, хорошо выжавъ, положить въ глиняный горшокъ съ корицей, селитрой, солью, стручковымъ перцомъ, обращеннымъ въ порошокъ. По прошествш двухъ недель, высушить на Солнце или въ печке, истопленной папорот- никомъ и железнякомъ; изъ жира прйготовить свечку съ воскомъ и коровьей травой (клеверъ луговой). Если вставить эту свечу въ кулакъ мертвой руки, то, все увидевшее, прндуть въ оцепенеше.
Предохранить себя отъ такой руки — помазать порогъ смесью изъ: желчи серой кошки* жира белаго петуха и крови сыча. Приготовляется летомъ.
Рыбу руками ловить. Распусти' въ водке камфары эолот- никъ; когда, вымазавъ этимъ растворомъ ноги, войтя въ воду, рыбы прибегутъ, и можно будетъ оиыхъ брать руками. Ловить птицъ: когда размочить хлебныхъ зеренъ въ водке, и, опять высушивъ, кинуть на приваду, то склевавшая оныхъ птицы сделаются пьяны, и можно будетъ ихъ переловить руками. — Когда дать дворному петуху поклевать хлеба, крепкимъ хлебнымъ виномъ -смоченнаго, и выпустить на дворъ, то будетъ онъ со-всеми встречающимися петухами драться. (Словарь натур, волшеб. М. 1795 г.). См. Крапива.
Ворожба на ловлю рыбы и птицъ.
Если у пойманнаго въ Ивановъ день о вечерне и заколо-
22—2258
Рыбья кость — Речной камЫшЪ
Таго на распутти острою троспю орла выколоть левое око и смешать его съ коровьею кровью, то око можетъ, по народному поверью, служить охотника мъ и рыбакамъ.
У Буслаева сказано: «левое око добро мешать съ коровьей кровью и селезеневою, да все то изсуши, да завяжи въ синш платъ чистый. И когда хочешь ловить рыбу, и ты привяжи къ цепу и наловишь рыбы много. Та-же вещь ко-многимъ ловушкамъ годна, ко зверинымъ, птичьимъ и ко-всякой ловле».
Какъ ты, матушка (имя) река, течешь быстро и яро» берега смываешь, травы омываешь, кореньица сдираешь, такъ смывай и сдирай съ моей раба Бож1я (имя рекъ) вше- товки, съ резки и съ мешени, съ огиеннаго боя, со всей оружейной приправы, ото всякаго злого и лихого, и отъ помышленнаго, отъ колдовства и отъ всей нечистой думы. Къ темъ моимъ словамъ небо и земля — ключъ и замокъ; аминь. (Харитоиовъ).
Рыбья кость — см. Подавиться.
Рыбья приманка. Сделать шарики изъ: крови черной козы, дрожжей, душистаго вина и ячменнаго теста. (L'echo de Monde).
При насадке крючка говорить: «Рыба свежа, нажива сильна, клюнь да подерни, ко-дну потяни».
Рыбгё прикосъ. Говорить слова на уды и на рыбицу, какую Богъ даетъ: «Буди моя рыбица неприкослива, не- урослива, иди ко-мне, рабу Бож1ю, скоро, безпонятно и безповоротно, противъ быстрыя воды, осенн1я реки, назадъ не оглядывайся и въ сторону не отворачивайся, иди ко мие, рабу Бож1ю N., ежечасно на утренней заре, въ мои желеэ- ныя уды, рыбица налимъ большеголовый, и востроносица- щука, красная рыбица семга, иди ко-мне, рабу Бож1ю N; по всякъ день и по всякъ на утренней заре, и на вечерней заре, въ день подъ Солнцемъ, а въ ночъ подъ месяцемъ и подъ частыми звездами, и подъ всею окружностью Бож1ею... Темъ мешмъ словамъ ключъ и замокъ, имеиемъ Господнимъ, Духомъ Святы мъ, во веки вековъ. Аминь. А которое я, рабъ Божгё, слово узабылъ, узапамятовалъ, то слово мое буди въ томъ-же кругу и вострее востраго ножа, булат- наго топора, быстрее ключевой воды, именемъ Господнимъ, Духомъ Святымъ, во веки вековъ, аминь, за аминемъ аминь. (Леонтьевъ).
Речной камышъ. — См. Глухота.
ззв
Саванъ шить — Сандареэъ
С
Саванъ шить — надобно на живую нитку н отъ себя, иначе весь домъ перемретъ. (Забылинъ).
Садъ предохранить отъ нападешя гусеницъ, жуковъ
и пр.: написать въ одну строчку на листе девственнаго пергамента, такой длины, чтобы обернуть вокругъ дерева: «Christus regnat +, Christus vincit -|-, Christus vobiscum perat. Ibi ceciderunt, qui operatur iniquitatem, nee potue- runt stare adversus Dominum». — To дерево, на которомъ будетъ такая надпись, гарантировано отъ порчи насекомыми. (Chris. — Magie»).
Самокъ или волосецъ
Прежде возьми масла ростоваго, наговори на масло ая слова: «Есть море Ок1янъ; на томъ море есть мостъ золотой, сиднтъ на немъ человекъ золотой, стружетъ стрелы золотыя и стреляетъ нзъ раба Бoжiя (нмя рекъ) прикосъ, и притчу, и щепоту, н волосатикъ, прикосъ нощ- ной и дневной, полуденной н полунощной, и водяной, и древяной, съ рукъ и ногъ, н отъ кости, и отъ мозгу, и со всехъ удъ его; дай, Богъ, рабу Бож1ю (имя рекъ) на здра- Bie и на спасеше»,
А говорить те слова на пенное масло, на Kopoeie нагретое, да стружки строгати настрогомъ намелко черем- ховыя. (А. Н. Майковъ. — «Великорус, заклин.»).
Читаютъ тридевять разъ, закрываютъ рану метелкою изъ ржанаго колоса и поливаютъ раСкипяченою золою.
«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Волосъ, ты волосъ, выди на ржаной колосъ съраба Бож1я (имя рекъ), либо иа пепелицу, либо на теплую водицу, (id.).
(По мнешю ворожеи, самокъ нмеетъ видъ волоса а самка — волосо- обраэныхъ корней, сплетшихся между собою. Если у больного этотъ волосъ выгнанъ нзъ раны, н онъ хочетъ убедиться, взглянувъ на него, то показывать ему не прежде того какъ онъ въ’ кровь укуситъ себе языкъ: нначе, отъ сильной радости, волосъ снова можетъ породиться).
Сандареэъ ( ^ ) камень.
Сродеиъ съ анфрацитомъ, называемомъ также Гараман- титъ. Родина его Инд1я, въ местности того-же имени, а также Apaein. Огненнаго цвета, но прозрачный, съ просве- томъ золотыхъ нскръ. Почитается въ родстве со-свети-
22*
Сапфнръ — Свадьба
лами, такъ какъ искры одинаково расположены съ звездами созвезд|‘я Падъ, почему халдеи употребляли при священнодействие Мужсюе отличаются отъ жеискихъ своей яркостью, но не такъ пр1ятны на видъ. Иидшсюе — приту- пляютъ зрешс. Онъ не полируется, подобно дымчатому хрнзалиту, съ KotopbiMb сходеиъ. Чемъ больше искръ, темъ дороже стоитъ. (Пыляевъ. — «Драгоц. камни»).
Сапфиръ ( ^ ) — васнльковаго цвета; желтый самый
лучшш. Васнльковаго цвета — мужского рода. Производить миръ и соглаае, делаетъ богобоязнеинымъ, внушаетъ добро и укрощаетъ страсти. (Ал. Вел.). Въ старину считался спа- сительнымъ талисманомъ: «никакая беда неприступна».
У Грозиаго былъ такой талисманъ въ кольце или, по старинному, «напалке». «Напалка золотая жуковииою (перст- иемъ), а пъ ней камень «Таусень», а въ томъ муть и какъ-бы пузырина зрится». Возстановляетъ соглаае. (Пыляевъ).
Лазореваго цвета, съ изображешемъ знака Овна, нсце- ляетъ воспалеше глазъ, сохраняетъ целомудр1е и благо- пр1ятствуетъ прюбретенно имущества. (Chris. — «Magie»).
Сардониксъ (сардонскш оинксъ — состоитъ изъ крас- ныхъ н белыхъ слоевъ. Сердоликовый ониксъ).
Оправленный въ золото и съ изображешемъ орла — благопр1ятствуетъ увелнчешю благосостояшя. (id.).
Саркофагъ — камень; добывается въ Ассе, въ Троаде.
Имъ выкладывали въ древности склепы, отчего и по- лучилъ иазваше. Заключенный въ ннхъ тела мертвыхъ уничтожались въ 40 дней, кроме зубовъ. Есть и друпе камии, обладакише такимъ-же свойствомъ; они разъедаютъ мясо, будучи привязаны даже къ живому телу. (Плин.—«Ест. Ис.»).
Свадьба
Наговоръ, когда сваху посылаютъ засватывать избранную невесту. Этотъ наговоръ употребляется только тогда, когда не надеются получить соглаае отца и матери невесты.
«Встану я (нмя рекъ) на утренней заре, на солно- сходе краснаго солица н пойду изъ дверей въ двери, изъ поротъ въ вороты, на восточную сторону, въ чистое поле, въ томъ, чистомъ-поле гуляетъ буйный ветеръ. Пойду я поближе, поклонюсь пониже и скажу: «гон еси, буйный ветеръ, пособи и помоги мие (имя рекъ) законъ получить отъ сего дома, и взять кого я хочу, и у того-бы человека (имя рекъ) умъ и разумъ отступился и иа все четыре стороны расшибся, а ко-мне-бы (нмя рекъ) приступился и умъ- 340
Свадьба — Свеча
разумъ домашнихъ судьбы наипаче, кого хочу получить; и перевалнлись-бы и отошлн-бы ко-мне (имя рекъ) все ея мысли, и охоты, н забавы, и все-бы ихъ виизъ по воде унесло, а на меня (имя рекъ) принесло. Ключь въ море, языкъ въ роте. Тому слову иету края и конца, отъ злаго человека вреда, беды и напасти. А кто-бы на меня и на нее подумалъ (то есть, недоброе) н замыслилъ, у того человека ничего-бы не последовало, н заперло-бы ключами, и замками, и восковыми печатями запечатало». (Jl. Н. Майковъ.
— «Велнкор. заклин.»).
Наговоръ, когда сваха идетъ на сватовство
Входя на крыльцо дома невесты, сваха ступаетъ иа первую ступень правою ногою и при томъ говорить: «какъ нога моя стоитъ твердо и крепко, такъ слово мое будетъ твердо н лепко, тверже камня, лепче клею н серы сосновой, острее булатнаго ножа; что задумаю, да исполнится». (id.).
Наговоръ при отпуске молодыхъ. Знахарь беретъ воскъ, ставить его на три пглы и говорить про себя трижды: «Отпускаю азъ, рабъ Бола'й (имя рекъ), свадьбу на два часа. Господи помнлуй. (id.).
Наговоръ, чтобъ остановить свадебный поездъ. Взять стручокъ о девяти зериахъ н, ударяя имъ трижды по крестцу коренной лошади, приговаривать: «Вотъ тебе, сивой (смотря по масти лошади), девять четвертей гороху, сватъ да сваха, женихъ да невеста, да чорту большое место; а, ты, стой да постой, съ места ие тронь, отныне и до веку, аминь».
Потомъ тайно положить сучокъ подъ сиденье молодыхъ. (id.). См. Женихи. Любовь.
Свеча. Колдуны делаютъ свечи изъ сала новешен- иыхъ, чтобы составить руку славы. (См. это слово). Посетители шабаша должны держать въ левой руке черную свечку въ то время, когда целуютъ задъ метра Леонарда. 1еронимъ Карданъ говорить, что магическая свеча для оты- скашя кладовъ делается нзъ человеческаго сала и ее встав- ляютъ въ черную чашку ореховаго дерева, что будетъ изображать букву ш — символь первоначальнаго огня или пламеии шабаша между роговъ метра Леонарда. Когда держаний чашу приближается къ месту, где зарыто сокровище, свеча начинаетъ трещать. Это явлеше указываетъ
Сглазь
еще и постепенное уменыиеше пламени, которое тускнеетъ, когда дотрагиваешься до сокровища.
Сглазъ. (Когда сглазятъ плн подумаешь: «какъ-бы и у меня этого не случилось»).
Для получешя отъ знахаря права, прн помощи чего можно вылечить всяюе недуги, — надо три дня подъ рядъ париться въ бане, трн дня говеть, три дия ходить съ непокрытой головой, а затемъ три дия приходить къ знахарю. Въ пустой избе знахарь ставить миску съ водой, по угламъ кладетъ соль, золу, уголья, которые посвящаемый долженъ лизать, прихлебывая изъ миски. Въ это время знахарь читаешь про себя наговоры. На трелй день ему вручается громовая стрела и передается иаговоръ.
I. «Соль солена, зола горька, уголь черенъ. Нашепчите, наговорите мою воду въ мисе для такого-то дела. Ты соль, услади, ты, зола, огорчи, ты, уголь, очерни. Моя соль крепка, моя зола горька, мой уголь черенъ. Кто выпьетъ мою воду, отпадутъ все иедуги; кто съестъ мою соль, отъ того откачнутся все болезни; кто полижешь мою золу, отъ того отбегутъ лих1я болезии; кто сотрешь зубами уголь, отъ того отлетятъ узоркн со всеми призороками».
Воду, съ такимъ наговоромъ, больной долженъ пить по зарямъ. См. Заговоры.
II. «Есть на небе три зореньки: одна ясна, друга красна, третья (имя)». Сказать три раза и после каждаго раза проводить руками съ головы до иогъ порченнаго. (После этого руки вымыть, чтобы не перешло). (Е. X.).
III- Берутъ: воды непитой, неотведанной ннкемъ, вы- пимаютъ изъ печи три угля, достаютъ четверговой соли. Все это кладутъ въ стаканъ, куда налита вода, дуютъ трн раза на воду и три раза плюютъ въ сторону. После чего, нечаянно, сбрызгиваютъ больного три раза, даютъ три раза хлебнуть; вытираютъ грудь протнвъ сердца; застав- ляютъ рубашкою обтереть лице, а остальную воду выли- ваютъ подъ притолокъ. Некоторые къ этому составу при- бавляютъ клочекъ моха, вынутый изъ угла, друпе чнтаютъ надъ водою молитвы.
IV. Окурить глаза дымомъ сожженной на угляхъ змеиной кожи нли крапнвнаго семени, (id.).
V Съ молитвой, налнваютъ въ чашу (полоск.) воды: на уголь (четверговый), на соль, иа печинку (кусочекъ глины изъ пазовъ печки) и невзначай слрыскиваютъ, приговаривая шопотомъ;
Сглазь — Селезенки болезнь
Отъ страшиаго, поперечнаго, отъ лихого человека помилуй Господи, Своего (ю) N раба (у)! Отъ приткн, отъ прит- киной матери, отъ чернаго человека, отъ рыжаго, отъ черм- иаго, завидливаго, урочливаго, прихошливаго’ отъ сераго глаза, отъ каряго глаза, отъ сиияго глаза, отъ чернаго глаза!.. Какъ заря — Амиитар1я исходила и потухла, такъ-бы изъ раба(ы) Божьяго(ей) N всяюе недуги напущенные исходили н потухали! Какъ изъ булату, изъ синяго укладу камнемъ огнь выбиваетъ, такъ-бы изъ раба(ы) Божьяго(ей) N все недуги и порчи вышибало и выбивало... Притка ты, притка.-приткина мать, болести, уроки, призоръ очесъ, подите отъ раба(ы) Божьяго(ей) N во темные леса, на cyxie дерева, где народъ ие ходить, где скотъ не броднтъ, где птица не летаетъ, где зверь не рыщетъ!.. Соломонида-бабушка Христоправушка, Христа мыла, правила, намъ окатыши оставила!.. Запираю приговоръ тридевяти тремя замками, трндевяти тремя ключами... Слово мое крепко!.. Аминь».
Затемъ надо отереться изнанкой чистой сорочки. Надеть чистую сорочку. (Мельник. «На горахъ»).
Снять сглазь (порчу).
Подчерпнуть ковшемъ немного воды и опустить въ нее обеденныя лошки (сколько захватишь). Потомъ одну изъ нихъ оставить, а друпя отложить в сторону и оставленной ложкой зачерпывать изъ ковша и лить въ него по три раза черезъ дверную скобу нли ручку, а всего через три скобы.
Выбравъ время, когда испорченный задумается и этого ие замечаетъ, внезапно спрыснуть его изо-рта (или пульве- ризаторомъ, псе равно) этою водой, а затемъ дать отпить.
Оставшуюся воду слить въ другую въ бане и ею вымыться.
Если оговаренъ ребенокъ, то передъ темъ какъ его спрыскивать, надо прижать ему ручки къ туловищу, чтобы онъ пе «встрепехнулся». (М. П. К.).
Если троекратное спрыскиваше не поможетъ, надо взять немного земли или снегу нзъ свежаго, следа, оставлен- наго сглазившнмъ н выпить въ воде съ молитвой, (id.).
Чтобы сглазь не подействовалъ, надо когда кто-либо на- чннаетъ хвалить, прикусить немного кончнкъ языка и мысленно послать порчу ему обратно, (id.).
Селезенки болезнь. См. Аспилатъ.
Селсннтъ — Силу переместить
Селеннтъ ( ^ )
Камень желтоватого цвета. Съ изображешемъ ласточки — достанляетъ всеобщее расположеше (Chris. — «Magie»).
Сердоликъ ( 9 ) — камень. Съ изображешемъ человека держащаго въ руке скипетръ, исцеляетъ отъ кровотече- шй и благопр1'ятствуетъ благосостояшю носящаго (id.).
Сердца животныхъ. См. Волтъ.
Сердце. (Отъ болезни сердца). Заговоръ. «Во нмя Отца, и Сына, и Св. Духа. Едетъ мертвъ въ поле к рече ему: далече-ли друже едешь? — Еду за море на красныя девицы, на бумажный пернны; тамо мертвые наши веселятся. Сердца у ннхъ не болятъ, не щипятъ, нн о чемъ ие тоскуютъ; и тако-бы у раба Бoжiя N... сердце' не болело, не щипало, нн о чемъ не тужило. Сколь скоро cie слово изменится, столь скоро и борзо (имя рекъ) сердечная тоска-болезнь излечится; во веки вековъ амннь». (Проговорить трижды). (Изъ стар, лечеб.).
Серпентинъ (Serpentine). Корень, растертый въ порошокъ и брошенный въ пламя лампы, производить вндеше какъ-бы массы змей; если-же положить этотъ порошокъ подъ изголовье то не увидишь сновъ. (Альб. Вел.).
Сндонитъ ( ') — камень, находимый въ теле нндшской
черепахи; белаго, краснаго и пурпуриаго цвета, хотя некоторые утверждаютъ, что оиъ зеленый и его находятъ въ Персш, что онъ увеличивается при росте Луны и уменьшается — при убыли. Носить на себе — будешь зиать свою будущность. Положить подъ языкъ, въ новолуше особенно, — узнаешь, должно-ли случиться загаданное: при нс- иолнсшн онъ прплипнетъ. Излечиваетъ отъ чахотки и слабости. (id).
Силу переместить изъ животнаго въ человека. Въ 27 пли 28 день Луны перемешать съ землей семя въ первый разъ случаемаго жеребца и посадить туда колючникъ обыкновенный ( Ъ — carlina vul.). Когда пыростетъ, сорвать иъ
первую пятницу ( ? ) после новолушя и частъ съесть, а
другую часть носить на себя. Корень растешя въ тотъ-же день пересадить въ другую землю. (Papus. — «Magie»).
Снмпат1я—Си отъ
Тоже. Полезно слабымъ лицамъ жить пъ помещеши, где находятся сильныя н здоровыя лошади. (Agrip. — «Oeuv, Mag.»).
По сообщешю Лескова, башкиры лечатъ слабыхъ и истощенныхъ людей, заключая ихъ въ шкуру только что убитой лошади, вспоровъ ей животъ и вынувъ внутренности, — до-техъ поръ, пока трупъ остынстъ, полагая, что животная душа убитаго перейдетъ въ живого.
Силу мужскую возстановить. См. Ятрыиншкъ.
Симпат1ю доставляетъ. См. Бсрнллъ.
Скиалитъ (нем. Zvangstein) — камень, употребляемый при вызывашяхъ соответственно дню недели. См. Магичесюе камин.
Скороходный подвязки
а) Собрать въ Декабре чернобыльника (artemisia vul), высушить и, зашивъ въ полосу заячьей кожи, ноенть на ноге въ дороге (Альб. Вел.).
б) Весной въ среду, когда ^ въ £ съ ft написать на двухъ полосахъ волчьей шкуры: «Abumalitli xados ambulavit in fort itudine cidi illius». (id.).
в) Сплести волосы повешеннаго н зашить въ полосы холста, (id.).
г) Выкроить нзъ красной матерш полоску въ обхватъ ноги и положить на нее 9-ть волосковъ преступника; затемъ, куппвъ полоску белаго сатина такого-же размера, иапнеать собственной кровью: «Verbum саго fartum est, et habitavit in nobis». Сложить обе полоски такъ, чтобы написанное соприкасалось съ волосами, и подвязать на левую ногу, атласомъ къ телу. Снимать по приходе на место и обтирать подошвы иогъ водкой (вниомъ). (Agrip. — «Oeuv. Mag.»).
Скоршонъ ( $ ). Отъ укушешя приложить къ рапке крысу. См. Агатъ.
Изгнать изъ дома скоршоновъ и змей — накурить осли- нымъ легкимъ.
Скотъ. Приметы для разведен!я скота.
Если хочешь скота много держать, то медвежью голову пронеси сквозь скотъ, на Ивановъ день, до Солнца, и закопай посреди двора, и скотъ будетъ вестись.
«Аще кто животину купитъ приводную, н приведши ко-двору велеть растянуть поясъ женсюй отъ верен до
Сокровища узнать—Собака
вереи, да замокъ положить къ верее, а колоду замочную къ другой верее и, проведши животину сквозь замокъ, замкнуть и поясъ взять, опоясаться и черезъ мужской поясъ, животину водить-же отъ вереи до вереи растянувши». (Буслаева).
Оставлять на племя скотину, родившуюся при наро* станш Луны.
Скотъ хвораетъ.См. Изурочить. Средства отъ порчи ко- ровъ.См. Зверобой.
Скрытыя сокровища узнать.См. Вызвать въ свою комнату, Свеча.
Славупрюбрести. На святой неделе, въ любой день, иадо взойти на колокольню, во-время звона, отрезать кон- чикъ веревки отъ самаго большого колокола или отъ перезвона (связанныхъ вместе). Принеся домой, зажечь ее п этнмъ дымомъ окурить себя, одежду и помещеше, приговаривая: «какъ эти колокола гудели н звенели на весь м1ръ, такъ и обо-мне, рабе Бож1емъ N, пусть пойдетъ слава по всему wipy, чтобы слушали добрые люди н дивились обо-мне, рабе (такомъ-то). Прочитать три раза. (А. П. Вер—кая).
Сластолюб!е укротить.См. Алмазъ.
Следъ. Разрезываше следа.Въ то время, какъ только ребенокъ встанетъ впервые на ножки, мать, нлн другая женщина схватываетъ иожъ и торопится поскорее провести по полу этимъ ножемъ между ступней ребенка, ради того, чтобы разрешить нехождеше и разрезать невидимые нуты. Но эта опасная поспешность часто сопровождалась порезомъ пальцевъ ребенку. (Забылинъ).
Слуховъ выдумаиныхъ распространена. См.Вербена священная.
Смерть причинить.См. Алмазъ.
Смерти близкой признакъ.См. Болезни.
Сналишиться — См. Дроздъ черный.
Собака.По народному поверыо собака воетъ или къ пожару, нли къ покойнику, или къ своей смерти. Къ пожару — воетъ, поднимая вверхъ морду, къ покойнику — опустя голову внизъ, а къ своей смерти — сидя или, лежа. Если на кого собака потянется — у того будетъ обнова, (id.). См. Белена, Бородавки.
Заставить нелаять.Прндя къ месту: ио ранее, чемъ оиа увидитъ или почувствуетъ, сказать: «Terra, Farra,
Собачья старость—Соль
Garra, въ силу моего леваго ядрышка пропусти меня, я иду для распутства». Повторить три раза, держась за него рукой и его поворачивая. (Agrippa— «Oeuv. Mag.»).
Собачья старость.Если ребенокъ боленъ этой болезнью, надо, вытопивъ печь, связать лапы годовалому белому щенку н выпарить съ первыми петухами рядомъ больное дитя н щенка. Если паритъ не сама мать, то дитя передаютъ изъ полы-въ-полу, а щенка после того утопить. (А. В. Т.).
Тоже.;Вымывъ ребенка, окатить водой, въ которой мыли днтя, собаку и выгнать ее со двора. (Повторить прн надобности до 9-ти разъ). (id.).
Собачья титька.Такъ называется у крестьянъ нарывъ (опухоль), не нмеющШ определеннаго пункта нагиоенш. Образуется онъ по-большей части на груди или на спине. Для уинчтожешя — намазываютъ сметаной н даютъ собаке ее слизать (М. П.Косова. ( iи J) )*Положить спящему на сердце правую ногу и сердце — будетъ отвечать на вопросы: укрепить подъ мышкой — собаки не будуъ лаять, а прибавить печень и повесить на дерево — соберутся птицы. (Альб. Вел.).