МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ. Заболевания зубов и челюстей
ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:
Заболевания зубов и челюстей
Специальность: 31.08.09. «рентгенология»
Факультет подготовки кадров высшей квалификации
Курс: 1
Автор: доцент, к.м.н. Ковтун Н.Н.
Тема занятия: «Заболевания зубов и челюстей».
Цель занятия: приобрести знания, умения и практические навыки по вопросам, связанным с лучевой анатомией и физиологией зубов и челюстей, а также с их заболеваниями, приобрести знания, умения и практические навыки по неинвазивным и инвазивным методам лучевого исследованияпри заболеваниях зубов и челюстей.
Результаты обучения по теме:
«Травмы зубов и челюстей»
результаты обучения | содержание результатов обучения | компетенции | средства оценивания и их количество |
знать | основные неинвазивные и инвазивные, вне и внутриротовые методы лучевого исследования зубов и челюстей | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (8) |
Лучевую анатомию и физиологию зубов и челюстей | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (10) ü задания в тестовой форме (9) | |
Принципы организации и проведения инвазивных процедур при исследовании зубов и челюстей | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (3) ü задания в тестовой форме (6) | |
Показания и противопоказания для инвазивных лучевых методов исследования зубов и челюстей | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (8) | |
Показания и противопоказания для неинвазивных лучевых методов исследования зубов и челюстей | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (4) ü задания в тестовой форме (7) | |
уметь | оценить обоснованность назначенного исследования | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (4) |
оказать медицинскую помощь при изменении состояния больного в процессе исследования | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (3) ü задания в тестовой форме (2) | |
объяснить пациенту сущность процедуры, безопасность исследования, полученные результаты | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (2) ü задания в тестовой форме (2) | |
интерпретировать полученные результаты проведенного исследования, оформить протокол и сформулировать обоснованное диагностическое заключение | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (5) | |
обосновать необходимость дополнительных лучевых исследований для уточнения диагноза | ПК-8 | ü контрольные вопросы (1) ü задания в тестовой форме (4) | |
владеть | методикой проведения диагностических процедур и алгоритмами исследований | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (4) |
Принципами анализа результатов исследования и обоснования заключений | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (6) ü ситуационные задачи (5) |
Мотивация темы занятия.
В процессе обучения ординаторов обязательным компонентом является знание методов лучевой диагностики зубов и челюстей, среди которых следует учитывать современные инвазивные и неинвазивные методы лучевой диагностики. Знание этих методик поможет лучше выбрать необходимый метод в диагностике заболеваний зубов и челюстей.
Теория занятия:
1. Наиболее эффективные методы исследования заболеваний зубов и челюстей?
2. Рентгенологические признаки заболеваний зубов и челюстей?
3.Диффиренциальная диагностика доброкачественных и злокачественных образований зубов и челюстей?
4.Лучевая анатомия зубов и челюстей?
5. Классификация заболеваний зубов и челюстей?
Хронокарта занятия.
Учебное время – 5,0 академических часа (225 минут)
№ | Содержание | Продолжительность (мин.) |
Решение тестовых заданий исходного уровня знаний | ||
Разбор теоретического материала занятия | ||
Аудиторная самостоятельная работа: участие в амбулаторном приёме | ||
Заслушивание рефератов по теме занятия | ||
Решение тестовых заданий текущего уровня знаний | ||
Решение ситуационных задач | ||
Подведение итогов, задание на следующее занятие (в том числе и на самостоятельную работу) |
Оборудование занятия:
ü методические рекомендации преподавателю;
ü методические указания ординаторам;
ü методические указания ординаторам по самостоятельной внеаудиторной работе;
ü комплект тестовых заданий исходного, текущего, промежуточного контроля и для итоговой государственной аттестации с эталонами ответов;
комплект профессиональных задач с эталонами ответов.
План занятия:
· Контроль исходного уровня знаний, необходимых для изучения данной темы.
· Разбор теоретического материала данного занятия, в том числе выделенного на самостоятельную работу ординаторов, и коррекция усвоенного материала.
· Заслушивание рефератов, подготовленных ординаторами по актуальным вопросам темы занятия, их обсуждение, дискуссия:
1 Диффиренциальная диагностика доброкачественных и злокачественных образований зубов и челюстей
2 Классификация заболеваний зубов и челюстей
· Контроль полученных на данном занятии знаний, включая знание материала, выделенного на самостоятельную работу ординаторов по данной теме.
· Решение профессиональных задач по теме занятия.
1. Алгоритм разбора задачи
- Поставьте диагноз и обоснуйте его
- Назначьте план обследования
- Проведите дифференциальную диагностику
- определите тактику ведения
2. Пример оформления задачи.
3. Задачи для самостоятельного разбора на занятии
Задача № 1
Задача №2
Задача № 3
Задача № 4
Задача № 5
· Аудиторная самостоятельная работа. Алгоритм выполнения:
· Контроль текущего уровня знаний по данной теме.
· Задание на следующее занятие с выделением материала для самостоятельной работы.
Тема занятия: «Заболевания гортани».
Контрольные вопросы:
1. Лучевое исследование при травмах гортани.
2. Лучевое исследование при стенозе гортани.
3. Лучевое исследование при опухолях гортани.
4. Лучевое исследование при заглоточном абсцессе.
Темы рефератов:
1. МР-диагностика заболеваний гортани
Список основной и дополнительной литературы по теме занятия:
Список основной литературы:
1. Королюк И.П., Линденбратен Л.Д. Лучевая диагностика: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во БИНОМ, 2013. – 496 с.: ил.
2. Васильев А.Ю., Ольхова Е.Б. Лучевая диагностика: Учебник для студентов мед. вузов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 688 с.: ил.
3. Лучевая диагностика: Учебник Т 1/ под ред. Труфанова Г.Е. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2007. – 416 с.: ил.
4. Терновой С.К. Лучевая диагностика и терапия: Учебное пособие / С.К.Терновой, В.Е.Синицын. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.- 304 с.:ил.
5. Терновой С.К., Васильев А.Ю., Синицын В.Е., Шехтер А.И. Лучевая диагностика и терапия: Учебник для студентов мед. вузов. – Том 1. Общая лучевая диагностика. – М.: Издательство «Медицина», издательство «Шико», 2008. – 232 с.: ил.
6. Терновой С.К., Васильев А.Ю., Синицын В.Е. Лучевая диагностика и терапия: Учебник для студентов мед. вузов. – Том 2. Частная лучевая диагностика. – М.: Издательство «Медицина», издательство «Шико», 2008. – 356 с.: ил.
Список дополнительной литературы:
1. Г.Шмидт. Ультразвуковая диагностика : практическое руководство : пер. с англ.; под ред. А.В.Зубарева. – М..: МЕДпресс-информ, 2009. – 560 с.: ил.
2.Методы визуализации щитовидных и околощитовидных щелез / А. П. Калинин, А. В. Павлов, Ю. К. Александров , под ред. Калинина- М. Видар-М 2010г.
3. Болезни щитовидной железы Руководство/ Н. А. Петунина, Л. В. Трухина 2011г.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования «Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра онкологии, лучевой терапии и лучевой диагностики
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой онкологии,
лучевой терапии и лучевой диагностики
______________проф. Редькин А.Н.
«___»_____________20____г.