МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ. Заболевания зубов и челюстей

ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:

Заболевания зубов и челюстей

Специальность: 31.08.09. «рентгенология»

Факультет подготовки кадров высшей квалификации

Курс: 1

Автор: доцент, к.м.н. Ковтун Н.Н.

Тема занятия: «Заболевания зубов и челюстей».

Цель занятия: приобрести знания, умения и практические навыки по вопросам, связанным с лучевой анатомией и физиологией зубов и челюстей, а также с их заболеваниями, приобрести знания, умения и практические навыки по неинвазивным и инвазивным методам лучевого исследованияпри заболеваниях зубов и челюстей.

Результаты обучения по теме:

«Травмы зубов и челюстей»

результаты обучения содержание результатов обучения компетенции средства оценивания и их количество
    знать основные неинвазивные и инвазивные, вне и внутриротовые методы лучевого исследования зубов и челюстей ПК-5 ПК-6 ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (8)  
Лучевую анатомию и физиологию зубов и челюстей ПК-5 ПК-6 ü контрольные вопросы (10) ü задания в тестовой форме (9)
Принципы организации и проведения инвазивных процедур при исследовании зубов и челюстей ПК-5 ПК-6 ü контрольные вопросы (3) ü задания в тестовой форме (6)
Показания и противопоказания для инвазивных лучевых методов исследования зубов и челюстей ПК-5 ПК-6 ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (8)
Показания и противопоказания для неинвазивных лучевых методов исследования зубов и челюстей   ПК-5 ПК-6 ü контрольные вопросы (4) ü задания в тестовой форме (7)
уметь оценить обоснованность назначенного исследования ПК-5 ПК-6 ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (4)
оказать медицинскую помощь при изменении состояния больного в процессе исследования ПК-5 ПК-6 ü контрольные вопросы (3) ü задания в тестовой форме (2)
объяснить пациенту сущность процедуры, безопасность исследования, полученные результаты ПК-5 ПК-6 ü контрольные вопросы (2) ü задания в тестовой форме (2)
интерпретировать полученные результаты проведенного исследования, оформить протокол и сформулировать обоснованное диагностическое заключение ПК-5 ПК-6 ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (5)  
обосновать необходимость дополнительных лучевых исследований для уточнения диагноза ПК-8 ü контрольные вопросы (1) ü задания в тестовой форме (4)
владеть методикой проведения диагностических процедур и алгоритмами исследований ПК-5 ПК-6 ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (4)
Принципами анализа результатов исследования и обоснования заключений ПК-5 ПК-6 ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (6) ü ситуационные задачи (5)

Мотивация темы занятия.

В процессе обучения ординаторов обязательным компонентом является знание методов лучевой диагностики зубов и челюстей, среди которых следует учитывать современные инвазивные и неинвазивные методы лучевой диагностики. Знание этих методик поможет лучше выбрать необходимый метод в диагностике заболеваний зубов и челюстей.

Теория занятия:

1. Наиболее эффективные методы исследования заболеваний зубов и челюстей?

2. Рентгенологические признаки заболеваний зубов и челюстей?

3.Диффиренциальная диагностика доброкачественных и злокачественных образований зубов и челюстей?

4.Лучевая анатомия зубов и челюстей?

5. Классификация заболеваний зубов и челюстей?

Хронокарта занятия.

Учебное время – 5,0 академических часа (225 минут)

Содержание Продолжительность (мин.)
Решение тестовых заданий исходного уровня знаний
Разбор теоретического материала занятия
Аудиторная самостоятельная работа: участие в амбулаторном приёме
Заслушивание рефератов по теме занятия
Решение тестовых заданий текущего уровня знаний
Решение ситуационных задач
Подведение итогов, задание на следующее занятие (в том числе и на самостоятельную работу)

Оборудование занятия:

ü методические рекомендации преподавателю;

ü методические указания ординаторам;

ü методические указания ординаторам по самостоятельной внеаудиторной работе;

ü комплект тестовых заданий исходного, текущего, промежуточного контроля и для итоговой государственной аттестации с эталонами ответов;

комплект профессиональных задач с эталонами ответов.

План занятия:

· Контроль исходного уровня знаний, необходимых для изучения данной темы.

· Разбор теоретического материала данного занятия, в том числе выделенного на самостоятельную работу ординаторов, и коррекция усвоенного материала.

· Заслушивание рефератов, подготовленных ординаторами по актуальным вопросам темы занятия, их обсуждение, дискуссия:

1 Диффиренциальная диагностика доброкачественных и злокачественных образований зубов и челюстей

2 Классификация заболеваний зубов и челюстей

· Контроль полученных на данном занятии знаний, включая знание материала, выделенного на самостоятельную работу ординаторов по данной теме.

· Решение профессиональных задач по теме занятия.

1. Алгоритм разбора задачи

- Поставьте диагноз и обоснуйте его

- Назначьте план обследования

- Проведите дифференциальную диагностику

- определите тактику ведения

2. Пример оформления задачи.

3. Задачи для самостоятельного разбора на занятии

Задача № 1

Задача №2

Задача № 3

Задача № 4

Задача № 5

· Аудиторная самостоятельная работа. Алгоритм выполнения:

· Контроль текущего уровня знаний по данной теме.

· Задание на следующее занятие с выделением материала для самостоятельной работы.

Тема занятия: «Заболевания гортани».

Контрольные вопросы:

1. Лучевое исследование при травмах гортани.

2. Лучевое исследование при стенозе гортани.

3. Лучевое исследование при опухолях гортани.

4. Лучевое исследование при заглоточном абсцессе.

Темы рефератов:

1. МР-диагностика заболеваний гортани

Список основной и дополнительной литературы по теме занятия:

Список основной литературы:

1. Королюк И.П., Линденбратен Л.Д. Лучевая диагностика: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во БИНОМ, 2013. – 496 с.: ил.

2. Васильев А.Ю., Ольхова Е.Б. Лучевая диагностика: Учебник для студентов мед. вузов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 688 с.: ил.

3. Лучевая диагностика: Учебник Т 1/ под ред. Труфанова Г.Е. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2007. – 416 с.: ил.

4. Терновой С.К. Лучевая диагностика и терапия: Учебное пособие / С.К.Терновой, В.Е.Синицын. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.- 304 с.:ил.

5. Терновой С.К., Васильев А.Ю., Синицын В.Е., Шехтер А.И. Лучевая диагностика и терапия: Учебник для студентов мед. вузов. – Том 1. Общая лучевая диагностика. – М.: Издательство «Медицина», издательство «Шико», 2008. – 232 с.: ил.

6. Терновой С.К., Васильев А.Ю., Синицын В.Е. Лучевая диагностика и терапия: Учебник для студентов мед. вузов. – Том 2. Частная лучевая диагностика. – М.: Издательство «Медицина», издательство «Шико», 2008. – 356 с.: ил.

Список дополнительной литературы:

1. Г.Шмидт. Ультразвуковая диагностика : практическое руководство : пер. с англ.; под ред. А.В.Зубарева. – М..: МЕДпресс-информ, 2009. – 560 с.: ил.

2.Методы визуализации щитовидных и околощитовидных щелез / А. П. Калинин, А. В. Павлов, Ю. К. Александров , под ред. Калинина- М. Видар-М 2010г.

3. Болезни щитовидной железы Руководство/ Н. А. Петунина, Л. В. Трухина 2011г.

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования «Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра онкологии, лучевой терапии и лучевой диагностики

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой онкологии,

лучевой терапии и лучевой диагностики

______________проф. Редькин А.Н.

«___»_____________20____г.

Наши рекомендации