Ситуационные задачи для разбора на занятии. Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра пропедевтики внутренних болезней, лучевой диагностики
Методические указания для студентов 3 курса
Специальности лечебное дело
к практическому занятию
по дисциплине пропедевтика внутренних болезней
Тема: Синдромы при заболеваниях поджелудочной железы.
Цель занятия: Изучить особенности клинико-лабораторной диагностики и инструментального обследования больных с заболеваниями поджелудочной железы. Изучить синдромы при патологии поджелудочной железы.
Задачи:научиться выявлять основные синдромы при заболеваниях поджелудочной железы на основании клинико-лабораторных и инструментальных методов исследования больных.
Студент должен знать:
1) до изучения темы (базисные знания):
1.Состав, свойства и функции сока поджелудочной.
2.Регуляция панкреатической секреции.
3.Нарушение внешней секреции поджелудочной железы.
4.Нарушение внутри секреторной функции поджелудочной железы.
5.Патогенез панкреатитов.
2) после изучения темы:
1.Порядок сбора жалоб и анамнеза у больных с заболеваниями поджелудочной железы.
2.Технику проведения пальпации поджелудочной железы.
3.Основные синдромы при заболеваниях поджелудочной железы.
4.Особенности клинико-лабораторного и инструментального обследования больных с заболеваниями поджелудочной железы.
5. Симптоматологию острого и хронического панкреатита.
Студент должен уметь:
1.Провести физикальное обследование больного с заболеваниями поджелудочной железы: опрос, осмотр, пальпацию, перкуссию, аускультацию.
2.На основании сбора жалоб, объективного исследования больных выделить синдромы при заболеваниях поджелудочной железы.
3. Составить план обследования больного и предполагаемые результаты, план лечения.
Содержание занятия:
1. Вводный контроль.
Решите тестовые задания:
1. Обострение хронического панкреатита, может быть в результате:
1) употребления молочной пищи
2) употребления алкоголя
3) употребления острой, соленой пищи
4) курения
5) все выше перечисленное верно
2. «Опоясывающий» характер болей характерен для:
1) гастрита
2) панкреатита
3) язвенной болезни желудка
4) эзофагита
5) все вышеперечисленное верно
3. О чем в типичных случаях свидетельствует болезненность в зоне Шоффара ?
1) поражении тела желудка
2) поражении пилорической части желудка
3) поражении 12-перстной кишки
4) поражении 12-перстной кишки и/или пилорической части желудка
5) поражении пилорической части желудка, 12-перстной кишки и/или головки pancreas
4. Среди клинических форм хронического панкреатита выделяют:
1) болевую форму
2) хроническую рецидивирующую форму
3) безболевую
4) псевдоопухолевую форму
5) все выше перечисленные верно
5. Характерным клиническим признаком хронического панкреатита является
1) развитие сахарного диабета
2) снижение функции внешней секреции (гипоферментемия)
3) желтуха
3) повышение активности аминотрансфераз
5) гепатометомегалия
6. Наиболее частыми последствиями хронического панкреатита является:
1) экзокринная недостаточность поджелудочной железы
2) перитонит
3) асцит
4) верно 2 и 3
5) все перечисленные
7. Выберите абсолютно неправильный ответ. Воспалительно-деструктивный синдром характеризуется наличием
1) болевого синдрома
2) синдромом подпеченочной желтухи
3) симптомов интоксикации и повышения неспецифических острофазовых показателей
4) повышением холестерина крови
5) гиперамилазурией, повышением диастазы (амилазы) крови и мочи.
Ответы на тестовые задания: 1-2; 2-2; 3-5; 4-5; 5-2; 6-1; 7-4.
Беседа по теме занятия.
1.Жалобы, особенности анамнеза заболевания и жизни при заболеваниях поджелудочной железы. Перечислить жалобы, объяснить их патогенез.
2 Синдромы и составляющие их симптомы при поражении ПЖ.
3. Лабораторно-инструментальные методы исследования ПЖ.
4. Острые и хронические панкреатиты. Определение, этиопатогенез, синдромы и симптомы, критерии диагностики, принципы лечения.
Практическая работа.
1) Провести курацию больного с патологией поджелудочной железы.
Цель работы: выделить основные синдромы на основании данных объективного обследования: опроса, осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации. Отработать методику пальпации поджелудочной железы. Составить план обследования с предполагаемыми результатами, план лечения.
Методика проведения работы: работа студентов в «малых группах» у постели больного под контролем преподавателя: сбор жалоб, анамнеза, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация. Клинический разбор с выделением ведущих синдромов, составление плана обследования, лечения.
Результаты: результаты представить в тетрадях в виде сгруппированных в синдромы симптомов, предварительного диагноза. Представить план обследования с предполагаемыми результатами, план лечения.
Выводы: выявлены основные синдромы при поражении поджелудочной железы, поставлен предварительный диагноз на основании данных объективного обследования больного, составлен план обследования с предполагаемыми результатами, план лечения.
Ситуационные задачи для разбора на занятии
1) Алгоритм разбора задач
- Симптомы сгруппируйте в синдромы, объясните патогенез каждого симптома.
- Выделите ведущий синдром.
- Поставьте предварительный диагноз.
- Назначьте план обследования, напишите ожидаемые результаты.
- Составьте план лечения.
2) Пример задачи с разбором по алгоритму: см «Сборник заданий для самостоятельной работы студентов по пропедевтике внутренних болезней. Часть II.»: Учебно-методическое пособие для студентов медицинских ВУЗов, 2-е издание перераб. и доп:/ Чепурных А.Я., Вознесенский Н.К., Савиных Е.А. и др.- Киров: Кировская государственная медицинская академия, 2010 с 86-88.
3) Задачи для самостоятельного разбора на занятии
ЗАДАЧА 1
Больной Ш., 51 года. Жалобы на сильные режущие боли опоясывающего характера, усиливаются в положение больного на спине; на тошноту, рвоту, не приносящую облегчения, понижение аппетита, на метеоризм, на обильный, жидкий, пенистый с гнилостным запахом стул 3 - 4 раза в сутки, на слабость, утомляемость.
Болеет в течение 5 лет, когда впервые появились приступы болей после употребления в пищу жирной или жареной пищи. К врачам не обращался. Боли купировались приемом 1 - 2 таблетками но-шпы. Диету не соблюдает. Употребляет алкоголь.
Объективно: состояние средней тяжести. Пониженного питания. Сухость кожи. Ломкость ногтей. При пальпации болезненность и локальное напряжение мышц передней брюшной стенки в эпигастральной области. Положительные симптомы поворота, напряжение брыжейки, френикус-симптом слева.
Общий анализ крови: Нв - 128 г/л, Эр. - 4,2 х 10/12 , Лейк. – 11,8 х 109, СОЭ - 24 мм/час.
БАК: амилаза крови - 72 мг/л, сахар крови 8, 7 ммоль/л.
Копрология: креаторея, амилорея, стеаторея.
ЗАДАЧА 2
Больной К., 60 лет, предъявляет жалобы на тупые боли в эпигастральной области, постоянную тошноту, чувство быстрого насыщения, отсутствие аппетита, вздутие живота, частые поносы.
Из анамнеза: ухудшение состояния в течение месяца.
Объективно: пониженного питания, иктеричность склер, желтушность кожных покровов. Живот вздут, при пальпации болезненность в треугольнике Шоффара, положительный симптом Дежердена.
Биохимический анализ крови: амилаза крови 300 г/л, билирубин 120 мкмоль/л, прямой 111 мкмоль/л, непрямой 9 мкмоль/л.
Билирубин в моче +++
Рекомендуемая литература:
Основная:
№ | Наименование | Автор (ы) | Год, место издания | |
1. | Пропедевтика внутренних болезней | Гребенев А.Л. | 6-е изд. - М., 2009 | |
2. | Пропедевтика внутренних болезней | Мухин Н. А., Моисеев В.С. | 4-е изд - М., 2009. | |
3. | Пропедевтика внутренних болезней: ключевые моменты | Кобалава Ж.Д., Моисеев В.С. | М., 2008. |
Дополнительная:
№ | Наименование | Автор (ы) | Год, место издания |
1. | Семиотика и синдромология в гастроэнтерологии | Чепурных А.Я., Пояркова Е.В., Коновалова Н.В., Шамсутдинова Р.А. | 2011 г., ГБОУ ВПО Кировская ГМА |
Методические указания подготовлены: ассистентом Коноваловой Н.В.
Методические указания утверждены на заседании кафедры №___ от «______» .
Зав. кафедрой: ___ ___________ / Чепурных А.Я./