Тестовые контрольные задания, ситуационные задачи.
1. Нормальное артериальное давление ниже:
А. 120 \ 80;
Б. 120 \ 90;
В. 130\ 90;
Г. 139 \ 89;
Д. 140 \ 90;
Е. 160 \ 90.
2. Систолическая гипертензия это:
АД систолическое АД диастолическое
А. 120 80
Б. 130 85
В. 140 90
Г. 140 80
Д. 160 85
3. При измерении АД манжету накладывают так, чтобы её нижний край был:
А. на локтевом сгибе;
Б. на 1 см выше локтевого сгиба;
В. на 2 – 3 см выше локтевого сгиба;
Г. на 3 – 4 см выше локтевого сгиба;
Д. на 5 – 6 см выше локтевого сгиба.
4. При измерении АД снижение давления в манжете производят со скоростью:
А. 1 мм \ с;
Б. 2 мм \ с;
В. 3 мм \ с;
Г. 4 мм \ с;
Д. 5 мм \ с.
5. Результаты измерения артериального давления записывают с точностью до:
А. 1 мм рт. ст.;
Б. 2 мм рт. ст.;
В. 3 мм рт. ст.;
Г . 4 мм рт. ст.;
Д. 5 мм рт. ст.
6. Высокое пульсовое давление наблюдается при:
А. митральном стенозе;
Б. митральной недостаточности;
В. стенозе устья аорты;
Г. недостаточности аортального клапана;
Д. недостаточности трёхстворчатого клапана.
7. К повышению систолического артериального давления приводят:
А. тиреотоксикоз;
Б. атеросклероз аорты;
В. заболевания почек;
Г. недостаточность аортального клапана;
Д. гипертоническая болезнь.
8. У здоровых людей нормальное венозное давление составляет:
А. 40 – 60 мм водного столба;
Б. 60 – 80 мм водного столба;
В. 60 – 100 мм водного столба;
Г. 80 – 100 мм водного столба;
Д. 80 - 120 мм водного столба.
9. Правый контур сердца образован:
А. восходящей частью дуги аорты;
Б. нисходящей частью дуги аорты;
В. правым желудочком;
Г. правым предсердием;
Д. нижней полой веной;
Е. верхней полой веной.
10. Левый контур сердца образован:
А. восходящей частью дуги аорты;
Б. нисходящей частью дуги аорты;
В. правым желудочком;
Г. правым предсердием;
Д. нижней полой веной;
Е. верхней полой веной.
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1д; 2д; 3в; 4б; 5б; 6г; 7а. г; 8в; 9б. г. е; 10а. в.д.
ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ:
Освоение методики измерения артериального давления.
Чтение рентгенограмм с патологией сердца.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Отработка техники измерения АД.
ЛИТЕРАТУРА:
Основная:
1. Гребенёв А.Л., Шептулин А.А. Непосредственное исследование больного. – М.: Медицина, 1999г.
2. Пропедевтика внутренних болезней \ под ред. А.Л. Гребенёва. – М.: Медицина, 2002, (5 издание).
3. Ивашкин В.Т., Султанов В.К. Пропедевтика внутренних болезней: Практикум. – Санкт – Петербург, 2000.
Дополнительная:
1. Болезни органов кровообращения. Руководство по внутренним болезням \ под ред. Е. И. Чазова. – М. Медицина, 1997.
http://www.nemb.ru (национальная электронная медицинская библиотека)
http://www.pubmed.ru (электронная мировая библиографическая база данных
научных публикаций)
Тема 8
Итоговое занятие по ОБЩЕЙ ДИАГНОСТИКЕ И методам исследования ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ И СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ. Контроль практических навыков И УМЕНИЙ по ОСМОТРУ, ПАЛЬПАЦИИ, ПЕРКУССИИ, АУСКУЛЬТАЦИИ ЛЕГКИХ И СЕРДЦА
Цель: контроль теоретических знаний и практических умений, освоенных в первом семестре.
Компетенции по теме занятия: ПК-3; ПК-5; ПК-9
Студент должен знать клинико-лабораторные проявления основных заболеваний легких и сердца, патогенез основных синдромов.
Студент должен уметьсобирать анамнез, проводить объективное обследование и правильно интерпретировать результаты лабораторно-инструментальных исследований при легочной патологии и заболеваниях сердца.
Студент долженвладетьметодами осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1). Контрольные вопросы по пройденным темам:
1. Какие патологические виды выражения лица Вы знает?
2. Каковы основные причины изменения окраски кожных покровов?
3. Какие патологические изменения походки Вы знаете?
4. Назовите степени ожирения и методы их определения?
5. Каковы основные причины увеличения лимфатических узлов и щитовидной железы?
6. Какие нормальные и патологические формы грудной клетки Вы знаете?
7. Какие патологические виды дыхания Вы знаете?
8. Каковы основные причины изменения голосового дрожания?
9. Какие виды перкуторного звука Вы знаете и причины их формирования над легочными полями?
10. Основные причины изменения верхней и нижней границы легких?
11. Какие физиологические и патологические изменения везикулярного дыхания Вы знаете?
12. Ларинготрахеальное дыхание, его диагностическое значение.
13. Патологические дыхательные шумы, причины возникновения, отличия друг от друга?
14. Какие типы нарушения вентиляции легких Вы знаете, спирографические критерии, причины?
15. Верхушечный толчок, свойства, изменения и их причины.
16. Сердечный толчок – причины возникновения.
17. Систолическое и диастолическое дрожание над областью сердца, причины и механизмы формирования.
18. Диагностическое значение изменений границ относительной и абсолютной тупостей сердца.
19. Какие конфигурации сердца Вы знаете.
20. Пульс, основные свойства и патологические изменения.
21. Тоны сердца, физиологические и патологические изменения.
22. Какие виды экстракардиальных и интракардиальных шумов Вы знаете, каковы их отличия?
23. Органические и функциональные шумы, механизмы формирования, отличия.
24. Методика измерения АД, интерпретация результатов.
План написания контрольной работы по синдромной диагностике заболеваний дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
1. Название синдрома
2.Причины
3.Основные жалобы
4.Осмотр
5.Пальпация
6.Перкуссия
7.Аускультация
Основные клинические синдромы поражения органов дыхания:
1. Синдром бронхиальной обструкции
2. Синдром долевого уплотнения легочной ткани
3. Синдром скопления жидкости в полости плевры (гидроторакс)
4. Синдром скопления воздуха в полости плевры (пневмоторакс)
5. Синдром повышенной воздушности легочной ткани
Основные клинические синдромы поражения органов кровообращения:
1. Cиндром артериальной гипертензии
2. Синдром кардиомегалии
3. Синдром легочного сердца
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО ПРОПЕДЕВТИКЕ
ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ
1. Расспрос больного, сбор анамнеза
2. Общий осмотр с оценкой состояния кожи, подкожно-жировой клетчатки, костно-мышечно-суставной системы
3. Пальпация лимфоузлов
4. Пальпация щитовидной железы
5. Осмотр грудной клетки.
6. Пальпация грудной клетки.
7. Сравнительная перкуссия легких.
8. Топографическая перкуссия легких.
9. Аускультация легких.
10. Осмотр области сердца.
11. Пальпация сердца.
12. Перкуссия относительной и абсолютной тупости сердца.
13. Аускультация сердца.
14. Исследование вен и артерий.
15. Исследование артериального пульса.
16. Определение артериального давления по методу Короткова
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Гребенев А.Л., Шептулин А.А. Непосредственное исследование больного.-М.:Медицина, 1999.
2. Ивашкин В.Т., Султанов В.К. Пропедевтика внутренних болезней: Практикум.-Санкт-Петербург, 2000.
3. Пропедевтика внутренних болезней / под ред.А.Л.Гребенева.- М.: Медицина, 2002, (5 издание).
Дополнительная
1) Болезни органов дыхания. В 4-х томах. Руководство / Под ред. Н.Р.Палеева. - М.: Медицина, 1990.
2) Болезни органов кровообращения. Руководство по внутренним болезням / Под ред. Е.И.Чазова.-М.:Медицина. 1997.
http://www.nemb.ru (национальная электронная медицинская библиотека)
http://www.pubmed.ru (электронная мировая библиографическая база данных
научных публикаций)
Приложение.
КОМПЕТЕНЦИИ «Лечебное дело» - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в медицинской области.
ОК-8.Способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну.
ПК-1. Способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками.
ПК-3.Способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности.
ПК-4.Способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность.
ПК-5.Способность и готовность проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, результаты современных инструментальных исследований, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного.
ПК-6. Способность и готовность проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики с учетом их возрастно-половых групп.
ПК-9.Способность и готовность к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач.
ПК-16. Способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов.
ПК-17. Способность и готовность выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетомМеждународной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностичесакие мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний.