Для специальностей среднего профессионального образования
Вопросы квалификационного экзамена
По результатам изучения профессионального модуля
«Выполнение работ по профессии 060501.01 «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»
для специальностей среднего профессионального образования
060101 «Лечебное дело» (углублённая подготовка)
060102 «Акушерское дело» (базовая подготовка)
060501 «Сестринское дело» (базовая подготовка)
№ п/п | Наименование темы образовательной программы | Экзаменационные вопросы |
МДК 01. Теория и практика сестринского дела | ||
1. | Система и политика здравоохранения в Российской Федерации. | 1. Система здравоохранения в Российской Федерации. 2. Основы правовой и юридической базы сестринского дела. |
2. | История сестринского дела. | 1. Развитии сестринского дела в России. 2. Основные направления и события в процессе реформирования сестринского дела и сестринского образования в РФ на современном этапе. |
3. | Теория человеческих потребностей А. Маслоу | 1. Определение понятия «потребность». 2.Сущность теории человеческих потребностей А. Маслоу. 3.Уровни основных человеческих потребностей по А.Маслоу. |
4. | Модели сестринского дела | 1.Содержание термина «модель». 2.Уровни основных потребностей повседневной жизни пациента по В.Хендерсон. 3.Положения модели сестринского ухода В. Хендерсон. |
5. | Философия сестринского дела | 1.Сущность философии сестринского дела, концептуальная терминология. 2.Аспекты философии сестринского дела. 3.Этические элементы философии сестринского дела. 4.Программный документ «Философия сестринского дела в России». |
6. | Этика профессионального поведения медицинской сестры | 1.Определение понятий «этика», «медицинская этика», «этика сестринского дела», «биоэтика». 2.Основные принципы сестринской этики и деонтологии. 3.Сохранение медицинской тайны. 4.Соблюдение правила информированного согласия. 5.Биоэтические проблемы в медицине. 5.Содержание этического кодекса медицинской сестры России. |
7. | Общение в сестринском деле | 1.Общение как средство сестринской помощи. 2.Функции, уровни, типы, каналы, стили общения. 3. Элементы эффективного общения. 4.Терапевтические и не терапевтические средства общения. 5.Факторы, способствующие и препятствующие общению. 6.Критерии эффективности общения. |
8. | Обучение в сестринском деле | 1.Содержание понятия «обучение в сестринском деле». 2.Сферы обучения. 3.Факторы, способствующие эффективному обучению. 4.Организация обучения пациента. |
МДК 02. Безопасная больничная среда | ||
1. | Типы лечебно-профилактических учреждений | 1.Основные типы лечебно-профилактических учреждений. 2.Устройство и основные функции стационара. 3.Устройство и основные функции амбулаторно-поликлинического учреждения. 4.Основные направления деятельности специалистов со средним медицинским образованием в ЛПУ различных типов. 5.Основные квалификационные требования к специалисту в области сестринского дела в соответствии с международным современным понятием о сестринском деле. |
2. | Стандартизация в сестринском деле | 1. Определение понятия «стандарт». 2.Нормативно-правовое регулирование государства в области стандартизации в здравоохранении. 3.Виды стандартов. 4.Стандарты профессиональной деятельности. 5.Обязательные условия, необходимые при применении стандартов. 6.Ккритерии оценки качества работы медицинской сестры. |
3. | Лечебно-охранительный режим | 1.Определение понятия «безопасная больничная среда». 2.Определение понятия «лечебно-охранительный режим». 3.Элементы лечебно-охранительного режима. 4.Значение лечебно-охранительного режима. 5.Виды режимов двигательной активности пациента. |
4. | Организация безопасной среды для пациента и персонала | 1.Факторы риска для пациентов в ЛПУ. 2.Группы пациентов с высоким риском несчастных случаев. 3.Неблагоприятное воздействие на организм сестры дезинфектантов, фармацевтических препаратов, анестезирующих газов, микробиологических факторов, облучения. 4.Симптомы, связанные с чрезмерным воздействием некоторых токсичных химических препаратов. |
5. | Воздействие на организм сестры физической нагрузки. Профилактика заболеваний, связанных с физической нагрузкой | 1.Причины, приводящие к травме спины и позвоночника сестринского персонала. 3.Определение понятий «эргономика», «биомеханика тела». 3.Основной закон биомеханики, правила биомеханики. |
6. | Внутрибольничная инфекция | 1.Определение понятий «инфекционный процесс», «внутрибольничная инфекция», «инфекционная безопасность», «инфекционный контроль». 2.Этиология, эпидемиология, структура, механизмы передачи, механизмы передачи, классификация ВБИ. 3.Факторы, влияющие на восприимчивость хозяина к инфекции. 4.Группы риска, резервуары возбудителей ВБИ, основные направления профилактики ВБИ. |
7. | Дезинфекция | 1. Определение понятия «дезинфекция». 2.Виды и методы дезинфекции. 3.Общие требования к дезинфекционному режиму в ЛПУ. 4.Нормативные документы, регламентирующие способы, режимы и средства для дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации. 5.Классификация современных дезинфицирующих средств. 6.Меры предосторожности при работе с дезинфицирующими средствами и меры первой помощи при случайных отравлениях. 7.Структура и классификация медицинских отходов. 8.Правила обращения с медицинскими отходами. |
8. | Предстерилизационная очистка изделий медицинского назначения. Стерилизация изделий медицинского назначения. | 1.Цель, значимость предстерилизационной очистки инструментария многоразового использования, аппаратуры. 2.Этапы предстерилизационной очистки ИМН ручным и механизированным способами. 3.Контроль качества предстерилизационной очистки ИМН. 4.Цель, значимость, методы и режимы, контроль качества стерилизации ИМН. |
9. | Принципы работы централизованного стерилизационного отделения | 1.Устройство и функции ЦСО. 2.Преимущества стерилизации в ЦСО. |
10. | Основы санитарно-просветительской деятельности медицинского работника | 1.Нормативные документы, регламентирующие санитарно-просветительскую деятельности медицинского работника. 2. Определение понятия «санитарное просвещение». 3.Цель санитарного просвещения, звенья санитарно-просветительской работы. 4.Особенности санитарного просвещения в поликлинике и в стационаре. 5.Методы и средства санитарного просвещения. |
МДК 03. Технология оказания медицинских услуг | ||
1. | Сестринский процесс. Документация к сестринскому процессу | 1.Определение понятия «сестринский процесс». 2.Цель сестринского процесса. 3.Организационная структура сестринского процесса. 3.Содержание и взаимосвязь этапов сестринского процесса. |
2. | Потребность пациента в нормальном дыхании | 1.Признаки нарушения функции нормального дыхания. 2.Особенности потребности в нормальном дыхании в разных возрастных группах. 3.Возможные проблемы пациента в связи с нарушением удовлетворения потребности в нормальном дыхании. |
3. | Потребность пациента в адекватном питании и питье | 1.Основы гигиенического питания. 2.Особенности потребности в адекватном питании и питье в разных возрастных группах. 3.Возможные проблемы пациента, связанные с неудовлетворением потребности в адекватном питании и питье. |
4. | Потребность пациента в физиологических отправлениях | 1.Особенности потребности в физиологических отправлениях в разных возрастных группах. 2.Возможные проблемы пациента, связанные с неудовлетворением потребности в физиологических отправлениях. |
5. | Потребность пациента в движении и в сне. | 1.Особенности потребности в движении и в сне разных возрастных группах. 2.Возможные проблемы пациента, связанные с неудовлетворением потребности в движении и в сне. |
6. | Потребности пациента в одежде, осуществлении личной гигиены | 1.Особенности потребностей в одежде, осуществлении личной гигиены в разных возрастных группах. 2.Возможные проблемы пациента, связанные с неудовлетворением потребностей в одежде (надевании, раздевании, выборе), осуществлении личной гигиены. |
7. | Потребности пациента в поддержании нормальной температуры тела, безопасной окружающей среды. | 1.Особенности потребностей в поддержании нормальной температуры тела, безопасной окружающей среды в разных возрастных группах. 2.Возможные проблемы пациента, связанные с неудовлетворением потребностей в поддержании нормальной температуры тела, безопасной окружающей среды. |
8. | Потребности пациента в общении, труде и отдыхе. | 1.Особенности потребностей в общении, труде и отдыхе в разных возрастных группах. 2.Возможные проблемы пациента, связанные с неудовлетворением потребностей в общении, труде и отдыхе. |
9. | Сестринский процесс при боли | 1.Виды и характеристика боли. 2.Возможные проблемы пациента, связанные с болью. |
10. | Прием пациента в стационар. Ведение документации. | 1.Виды приёмных отделений. 2.Пути госпитализации пациентов в стационар. 3.Устройство и функции приемного отделения стационара. 4.Содержание деятельности сестринского персонала приемного отделения. |
11. | Лечебное отделение больницы. Ведение документации. | 1.Виды лечебных отделений. 2.Функции и устройство лечебного отделения стационара. 3.Функциональные обязанности палатной медицинской сестры. 4.Санитарно-противоэпидемический режим лечебного отделения. |
12. | Оценка функционального состояния пациента | 1.Механизмы теплообразования и пути теплоотдачи. 2.Определение понятия «лихорадка». 3.Ввиды, периоды лихорадки. 3.Ппоказатели АД, ЧДД, пульса, температуры тела, суточного диуреза и водного баланса в норме. 4.Ссвойства пульса, места определения пульса. |
13. | Личная гигиена тяжелобольного пациента. Профилактика пролежней. | 1.Значение личной гигиены пациента. 2.Принципы ухода. 3.Задачи сестринской помощи по осуществлению мероприятий личной гигиены в зависимости от состояния и возраста пациента. 4.Определение понятия «пролежни», места образования, стадии развития пролежней, факторы, способствующие развитию пролежней. |
14. | Организация питания в стационаре.Кормление тяжелобольных пациентов. Ведение документации | 1.Требования к организации питания пациентов в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». 2.Определение понятий «диета», «диетотерапия». 3.Основные принципы лечебного питания. 4.Характеристика основных диетических столов. 5.Гигиена питания, питьевой режим, сроки хранения пищевых продуктов. |
15. | Методы простейшей физиотерапии. Оксигенотерапия | 1. Определение понятия «простейшая физиотерапия», виды и цели простейших физиотерапевтических процедур. 2.Противопоказания для тепловых физиотерапевтических процедур, применения холода. 3.Возможные осложнения физиотерапевтических процедур и их профилактику. 4. Определение понятия «оксигенотерапия». 5.Цели и методы оксигенотерапии, техника безопасности при работе с кислородом. |
16. | Промывание желудка. | 1.Виды желудочных зондов. 2.Цели, противопоказания, возможные осложнения промывания желудка. 3.Особенности промывания желудка пациенту, находящемуся в бессознательном состоянии. 4. Определение понятия «рвота», виды рвоты. |
17. | Клизмы. Газоотводная трубка. | 1. Определение понятия «клизма». 2.Виды клизм, механизм действия, показания, противопоказания для применения клизм, возможные осложнения. 3.Цели, показания, противопоказания для применения газоотводной трубки, возможные осложнения. |
18. | Катетеризация мочевого пузыря мягким катетером. Введение постоянного мочевого катетера и уход за ним. | 1.Виды, размеры катетеров. 2.Цели катетеризации, противопоказания и возможные осложнения. |
19. | Медикаментозное лечение в сестринской практике | 1.Правила выписывания, учета и хранения наркотических, сильнодействующих, остродефицитных и дорогостоящих лекарственных средств. 2.Порядок получения лекарственных средств из аптеки. 3.Требования, предъявляемые к хранению и распределения лекарственных средств в отделении: на сестринском посту, в процедурном кабинете. 4.Пути и способы введения лекарственных средств в организм, их преимущества и недостатки. 5.Правила раздачи лекарственных средств. 6.Взаимодействие лекарственных препаратов с пищей, понятия «до еды», «во время еды», «после еды». 7.Оснащение и документация процедурного кабинета. 8.Должностные инструкции медицинской сестры процедурного кабинета. 9.Виды шприцев и игл. 10.Анатомические области для парентерального введения лекарственных средств. 11.Лекарственные средства, используемые в качестве растворителей антибиотиков. 12.Особенности парентерального введения масляных растворов, инсулина. 13.Возможные осложнения внутрикожных, подкожных, внутримышечных, внутривенных инъекций и меры, направленные на их предупреждение. |
20. | Участие сестры в лабораторных методах исследования | 1.Основные виды лабораторных методов исследования. 2.Цели предстоящих лабораторных исследований. 3.Правила подготовки к предстоящим лабораторным исследованиям. 4.Техника безопасности при работе с биологическим материалом. 5.Ошибки, приводящие к недостоверности результата исследования. |
21. | Участие сестры в инструментальных методах исследования | 1.Основные виды инструментальных методов исследования. 2.Цели предстоящих инструментальных исследований. 3.Правила подготовки к предстоящим инструментальным исследованиям. 3.Техника безопасности при работе с оборудованием. 4.Ошибки, приводящие к недостоверности результата исследования. |
22. | Сердечно-легочная реанимация | 1.Причины, приводящие к внезапной остановке сердца. 2.Стадии терминального состояния и их клинические проявления. 3.Причины, виды, признаки обструкции дыхательных путей. 3.Особенности проведения ИВЛ у пациента с зубными протезам, повреждением головы, шеи и позвоночника. 4.Возможные осложнения при проведении сердечно-легочной реанимации, их профилактика. 5.Критерии эффективности проводимых реанимационных мероприятий. |
23. | Потери, смерть, горе. | 1. Определение понятий «потери», «смерть», «горе». 2.Принципы паллиативной помощи. 3.Потребности умирающего человека, его семьи и близких. 4.Эмоциональные стадии горевания. 5.Роль медицинской сестры в удовлетворении потребностей обреченного человека. 6.Этико-деонтологические особенности общения с обреченным человеком, его родными и близкими. |