Определение BZ и алкалоидов в воде 3 страница
Формирования службы медицины катастроф территориального или ведомственного здравоохранения, развертывающиеся в зоне землетрясения, независимо от их состава и оснащения в большинстве случаев оказывают пораженным первую врачебную и выполняют некоторые мероприятия квалифицированной медицинской помощи.
При планировании и выполнении лечебно-эвакуационных мероприятий при ликвидации медико-санитарных последствий землетрясений интенсивностью 5 или 6 баллов следует учитывать следующие положения:
· большинство жителей данного населенного пункта от землетрясения не пострадает и сможет (при соответствующей подготовительной работе и организации) принять участие в спасательных работах и прежде всего - в оказании пострадавшим первой медицинской помощи;
· 88-100% зданий (в том числе и зданий, в которых размещены различные медицинские учреждения) серьезных разрушений и повреждений не получат;
· большинство лечебно-профилактических учреждений сохранят работоспособность;
· пострадавшие, нуждающиеся в медицинской помощи, обратятся за ней в ближайшее время после землетрясения;
· при землетрясении в 5 баллов немногочисленные пострадавшие, как правило, не будут нуждаться в трудоемких мероприятиях первой врачебной, квалифицированной медицинской помощи и в госпитализации;
· при землетрясении интенсивностью 6 баллов за медицинской помощью могут обратиться примерно 1,5% жителей населенного пункта.
Таким образом, если при ликвидации медико-санитарных последствий землетрясений интенсивностью 5 баллов в большинстве случаев представляется возможным сохранить организацию лечебно-профилактического обеспечения, существующего в обычных условиях, то при 6-балльном землетрясении может возникнуть необходимость в организации и выполнении ряда дополнительных лечебно-эвакуационных мероприятий за счет сил и средств службы медицины катастроф территориального уровня, а именно:
· оказание части пострадавших первой медицинской помощи на месте поражения и их эвакуация до ближайших медицинских учреждений;
· оказание пораженным (в соответствии с обстановкой) первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи;
· развертывание дополнительных госпитальных коек соответствующего профиля в имеющихся стационарных лечебных учреждениях или организация эвакуации пораженных, нуждающихся в том или ином виде специализированной медицинской помощи, за пределы данного населенного пункта (зоны землетрясения);
· организация управления эвакуацией пораженных от мест поражения и из ближайших амбулаторно-поликлинических учреждений до стационарных лечебных учреждений.
При землетрясении в 7-8 баллов принципиальные положения организации лечебно-эвакуационного обеспечения, характерные для землетрясения в 6 баллов, сохраняют свою справедливость, вместе с тем имеются и существенные особенности.
Различные травмы, вплоть до смертельных, при землетрясении в 7 баллов получает каждый 7-10-й житель, а в 8 баллов - каждый 3-4 житель (Гончаров С.Ф., 1996). В этих условиях едва ли представляется возможным привлечь к оказанию первой медицинской помощи значительную часть жителей, не пострадавших при землетрясении.
По сравнению с землетрясением в 6 баллов, за медицинской помощью при 7-балльном землетрясении могут обращаться в 4-7 раз, а при 8-балльном - в 9-10 раз больше пораженных. При землетрясении в 7 баллов более 3% всех пораженных будут нуждаться в комплексной противошоковой терапии. Резко возрастает потребность в госпитальных койках: при землетрясении в 7 баллов она составит 2,42%, а при 8-балльном - 4,48%.
Все пораженные при землетрясении в 7 баллов и большинство при 8-балльном будут находиться вне завалов. В первом случае санитарные потери могут составить около 13% численности населения, а во втором — 23%, в связи с чем возникает необходимость в одномоментном оказании медицинской помощи большому числу пораженных. Для решения этой задачи будет необходимо оперативно привлечь .к выполнению лечебно-эвакуационных мероприятий значительные силы и средства территориального, регионального, а иногда и федерального уровней. Обстановка позволит развернуть медицинские формирования, прибывшие в зону землетрясения, непосредственно в очаге землетрясения - в зданиях и сооружениях, получивших 1-ю и 2-ю степени разрушения.
Несмотря на то, что, по сравнению с последствиями 8-балльных землетрясений, санитарные потери населения при землетрясении в 9-10 баллов увеличиваются лишь на 15%, а при 11 и 12 баллах (в городах разного типа) даже уменьшаются соответственно на 15-22 и 35-50%, условия лечебно-эвакуационного обеспечения последствий таких землетрясений будут значительно более сложными. В частности, первую медицинскую помощь в порядке само- и взаимопомощи сможет получить лишь небольшая часть пораженных. Общие потери населения при землетрясениях в 9-12 баллов могут достигать 55-81% численности населения; среди пораженных 65-80% могут иметь травмы тяжелой и средней степени тяжести. Эти данные убедительно доказывают, что первая медицинская помощь основной части пораженных будет оказана лишь личным составом аварийно-спасательных формирований или населением, прибывшим из других населенных пунктов, находящихся вне зоны землетрясения.
При наиболее вероятных для России землетрясениях интенсивностью 9-10 баллов 50-70% пораженных потребуют медицинской помощи одномоментно.
По опыту ликвидации последствий землетрясений система оказания пораженным первой врачебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи с привлечением необходимых для этого сил и средств создается в течение 1-2 сут.
Очевидно, что при землетрясении интенсивностью до 9 баллов и более лечебно-профилактические учреждения, расположенные в зоне землетрясения, будут уничтожены или потеряют работоспособность. Возникает необходимость выдвижения формирований службы медицины катастроф территориального, регионального и федерального уровней и их развертывания в зоне землетрясения для оказания первой врачебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи пораженным и их госпитального лечения в лечебных учреждениях, расположенных на значительном удалении от зоны землетрясения, привлечения воздушного транспорта для эвакуации пораженных.
При эвакуации пострадавших как из очага землетрясения, так и между этапами медицинской эвакуации надо учитывать следующие положения:
· вблизи всех медицинских пунктов и лечебных учреждений, предназначенных для пострадавших, следует оборудовать посадочные площадки для вертолетов;
· на площадке для вертолетов, если она находится на удалении от лечебного учреждения, и на аэродроме должен быть развернут медицинский пункт (эвакуационный приемник);
· при эвакуации пострадавших на автомобильном транспорте на путях эвакуации следует организовать медицинские распределительные пункты;
· особое внимание должно быть обращено на организацию сопровождения эвакуируемых пострадавших.
Для обеспечения четкой медицинской эвакуации пораженных необходимо:
· перед погрузкой пораженных в транспортные средства в очаге землетрясения проводить контроль их состояния и выполнения необходимых неотложных мероприятий медицинской помощи;
· на путях эвакуации из очага до первого этапа медицинской эвакуации создавать медицинские регулировочные (распределительные) пункты, которые должны обеспечивать оказание нуждающимся неотложной медицинской помощи (как правило, в объеме первой медицинской или доврачебной помощи) и определять направления движения транспортных средств с пораженными;
· в местах ожидания эвакуации групп пораженных (аэродромы, посадочные площадки, пристани, пункты сбора при эвакуации колоннами автомобильного транспорта) развертывать эвакуационные приемники, которые должны, как правило, обеспечивать оказание нуждающимся первой врачебной помощи;
· для обеспечения эвакуации пораженных в лечебные учреждения госпитального типа, расположенные на значительном удалении от очага землетрясения, необходимо организовать четкую диспетчерскую службу и медицинское сопровождение.
21. ВПХР - войсковой прибор химической разведки предназначен
для определения ОВ в воздухе, на местности, боевой технике и других объектах.
Прибором должны уметь пользоваться все офицеры. Его масса
равна 2,3 кг.
ВПХР является основным средством химической разведки роты (батареи);
им также оснащаются химические разведывательные машины.
ВПХР состоит из корпуса с крышкой. Внутри корпуса размещены:
ручной насос, бумажные кассеты с индикаторными трубками (на ФОВ, иприт, фосген, дифосген, синильную кислоту и хлорциан), грелка со штырем, химические патроны к грелке, противодымные фильтры, защитные колпачки, электрофонарь, лопатка для отбора проб, бланки донесений и инструкция.
Насос имеет одно отверстие для прокачивания воздуха через индикаторные трубки, в головке насоса вмонтирован надфиль для подпиливания и гнездо для обламывания кончиков индикаторных трубок.
В ручке насоса имеется два маркированных гнезда с металлическими штырями для разрушения ампул ИТ.
Грелка предназначена для подогревания ИТ во время работы по определению ОВ в условиях температуры ниже +10°С - +15°С.
В центральное гнездо грелки вставляют патрон, который запускают в действие путем прокола штырем. В грелке вокруг патрона размещают индикаторные трубки. Длительность работы патрона до 10 мин., температура нагрева до +70СС.
При просасывании ручным насосом прибора зараженного воздуха через индикаторные трубки в них происходит изменение окраски наполнителя под действием ОВ.
По изменению окраски наполнителя и ее интенсивности судят о наличии ОВ и его примерной концентрации.
Индикаторные трубки представляют собой запаянные стеклянные трубки, внутри которых помещены наполнитель и стеклянные ампулы с реактивами (индикаторные трубки с одним желтым кольцом на иприт, ампул не содержат).
Для равномерного просасывания воздуха внутри ИТ имеются обтекатели. ИТ и бумажные кассеты, в которых они находятся, маркированы в соответствии с видом ОВ, для которого они предназначены. Маркировка для ИТ на ФОВ –красное кольцо и точка, на иприт - одно желтое кольцо, для фосгена, дифосгена, синильной кислоты и хлорциана - три зеленых кольца.
При работе с прибором особое внимание обращается на годность ИТ.
Индикаторная трубка не пригодна к работе, если истек срок годности, разбита ампула, наполнитель пересыпается по трубке, произошло изменение цвета наполнителя трубки, на иприт с желтого до оранжевого, изменился цвет жидкости в ампуле на синильную кислоту до желтого, изменилась окраска жидкости в нижней ампуле трубки на ФОВ до розовой или красной.
Пригодность индикаторных трубок определяется с помощью комплекта контрольных трубок ККТ-2 в соответствии с инструкцией по пользованию ими.
Определение ОВ в воздухе проводится в такой последовательности:
Вначале зараженный воздух индицируется трубками с красным кольцом и красной точкой (на ФОВ), затем трубкой с тремя зелеными кольцами (на фосген, дифосген, синильную кислоту и хлорциан) и в последнюю очередь трубкой с желтым кольцом (на иприт).
При определении ОВ в дыму необходимо использовать насадку к ручному насосу и противодымный фильтр. Порядок обследования тот же, что и в не задымленной атмосфере.
При определении ОВ на местности, вооружении и боевой технике вначале используют ИТ на ФОВ, а затем на иприт.
При подготовке к работе необходимо трубку установить в головку насоса, навернуть на насос насадку, оставив откинутым прижимное кольцо, надеть на воронку насадки защитный колпачок, приложить насадку к почве (зараженному предмету) так, чтобы воронка покрыла участок с наиболее выраженными признаками заражения, прокачать через индикаторную трубку воздух, снять насадку, удалить колпачок и убрать насадку в прибор, вынуть из головки насоса ИТ и провести определение ОВ, руководствуясь указаниями на кассете.
При определении ОВ в почве и сыпучих материалах используются защитный колпачок и противодымный фильтр. При этом индикаторная трубка вставляется в головку насоса, на насос навертывается насадка, на воронку насадки надеваться защитный колпачок, воронка наполняется пробой исследуемого материала и накрывается противодымным фильтром, который закрепляется прижимным кольцом, затем насосом делается необходимое число прокачивания, при этом насос держится головкой вниз.
После прокачки насосом откидывается прижимное кольцо, удаляется противодымый фильтр, проба и колпачок. Насадка отвертывается и укладывается в прибор, а из головки насоса вынимается индикаторная трубка и производится определение ОВ в соответствии с указаниями на кассете или в инструкции - памятке.
22. Поисково-спасательнаяслужба (ПСС)объединяет несколько десятков региональных ПСС и поисково-спасательные отряды общей численностью около 2 тыс. чел. При возникновении крупномасштабных ЧС к ним могут присоединиться около 2 тыс. спасателей-общественников.
Поисково-спасательная служба предназначена для проведения поисково-спасательных работ в ЧС; оказания пораженным первой медицинской помощи и их эвакуации в лечебные учреждения; проведения профилактических мероприятий, направленных на снижение или устранение опасности для жизни и здоровья граждан.
Поисково-спасательные службы и отряды оснащены современным оборудованием: высокоэффективный гидравлический спасательный инструмент, легко режущий стальную арматуру; пневмодомкраты, способные поднимать железобетонные плиты весомдо 20-50 т; акустические приборы для поиска живых людей в завалах и радиолокационные - для поиска в снежных лавинах; телевизионные системы поиска пострадавших и другое оснащение. С учетом опыта ликвидации ЧС и оснащения аналогичныхслужб развитых зарубежных стран проводится работа по созданию новейших,в том числе уникальных образцов техники для проведения спасательных работ. Создана иразвивается кинологическая служба МЧС России.
Формирования ПСС способны в сроки от 15 мин до 2 ч после получения сигнала о ЧСвыдвинуться в район бедствия с необходимым инструментом и оборудованием, а поприбытии туда - немедленно приступить к работам.
Дальнейшее развитие ПСС планируется осуществлять в направлении совершенствования структуры и увеличения общей штатной численности для обеспечения круглосуточного дежурства спасателей. Намечается совместно с администрацией субъектов Российской Федерации разработать и реализовать программу создания новых ПСС.
23. Особенности медико-санитарного обеспечения при локальных вооруженных конфликтах.
Военный конфликт - любое столкновение, противоборство, форма разрешения противоречий между государствами, народами, социальными группами с применением военной силы. В зависимости от целей сторон и масштабных показателей, таких, как пространственный размах, привлекаемые силы и средства, напряженность вооруженной борьбы, военные конфликты могут быть разделены на ограниченные (вооруженные конфликты, локальные и региональные войны) и неограниченные (мировая война).
Вооруженный конфликт -одна из форм разрешения противоречий с применением средств вооруженного насилия, при котором государства, вовлеченные в конфликт, не переходят в особое состояние, определяемое как война.
К. вооруженным конфликтам относятся различные военные инциденты, военные акции и другие вооруженные столкновения незначительного масштаба (низкой интенсивности) с применением регулярных или нерегулярных вооруженных формирований, при которых акт формального объявления войны отсутствует, а вооруженная борьба ограничивается пределами операционного направления.
Локальная война - ограниченный военный конфликт, в котором военные действия не выходят за пределы территории воюющих стран, а вооруженная борьба ограничивается пределами одного-двух стратегических направлений.
Локальный вооруженный конфликт - военные акции и другие вооруженные столкновения незначительного масштаба на ограниченной территории.
Анализ организации медико-санитарного обеспечения в локальных вооруженных конфликтах последних десятилетий свидетельствует о постоянном росте роли авиационных транспортных средств в осуществлении медицинской эвакуации. Это обусловлено, во-первых, особенностями современной боевой травмы, характеризующейся большой тяжестью и необходимостью в связи с этим быстрейшей эвакуации пораженных в условиях наименьшего травматизма в процессе транспортировки, во-вторых, наличием на оснащении аварийно-спасательных формирований авиационных транспортных средств, имеющих значительные преимущества перед другими видами транспорта, а именно: способность быстро перемещаться на большие расстояния независимо от состояния наземных коммуникаций, проводить эвакуацию по назначению, использовать более щадящие условия размещения раненых.
Опыт работы службы медицины катастроф при локальных вооруженных конфликтах подтверждает, что широкое применение авиационных средств для медицинской эвакуации является одной из главных особенностей организации лечебно-эвакуационных мероприятий. Особенно это характерно для горного рельефа местности, где имеет место слаборазвитая сеть наземных коммуникаций и недостаточная проходимость колесного транспорта вне дорог, реальная опасность огневого поражения и относительно большие расстояния между стационарными лечебными учреждениями.
Полученный опыт авиамедицинской эвакуации свидетельствует о большой значимости для ее осуществления специализированных авиационных средств. Перевозка вертолетами и самолетами, оснащенными всем необходимым для проведения интенсивной терапии в полете, в сопровождении бригады из достаточно квалифицированных медицинских специалистов, создание на борту практически комфортных условий размещения позволяют резко сократить перечень противопоказаний к эвакуации и уменьшить время доставки пострадавших на этапы оказания специализированной медицинской помощи.
Опыт свидетельствует, что при современном уровне развития теории и практики здравоохранения значительного снижения летальности поражённых и улучшения исходов лечения можно добиться только путём совершенствования медицинской помощи, оказываемой на месте поражения, в сочетании с быстрейшей эвакуацией пострадавших на этап оказания квалифицированной, а при наличии медицинских показаний и возможностей_ на этап оказания специализированной медицинской помощи.
24. К пневматогенам относятся изолирующие дыхательные аппараты ИП-46, ИП-46М, ИП-4, ИП-5, ИП-6, ПДА-3, в которых кислород получается химическим путем. В противогазах такого устройства дыхание осуществляется по маятниковому типу.
Изолирующие дыхательные аппараты из группы пневматогенов состоят из лицевой части, регенеративного патрона с пусковым приспособлением, дыхательного мешка и противогазовой сумки. В регенеративном патроне кислород содержится в химически связанном состоянии в виде надперекисей. Он высвобождается в процессе дыхания при взаимодействии с углекислотой и водяными парами выдыхаемого воздуха. Однако процесс развития реакции, особенно при низких температурах окружающий среды, происходит достаточно медленно, поэтому в работе пневматогенов имеется начальный период, в котором из-за медленного течения реакции не обеспечивается достаточно полная регенерация дыхательной смеси. В связи с этим, для устранения опасности, связанной с недостатком кислорода в дыхательной смеси, используется специальное пусковое устройство, предназначенное для выделения необходимого для дыхания количества кислорода в период пуска регенеративного патрона.
25. Центр по проведению спасательных операций особого риска(далее - Центр) создан и предназначен для работы в особых условиях, когда ЧС отличаются особой спецификой, а их ликвидация связана с работой в труднодоступной местности, в условиях, сопряженных с повышенным риском для жизни спасателей, необходимостью выполнения пиротехнических работ и т.д. Бывает и так, что к этому риску добавляется опасность, связанная с криминальными элементами, устремляющимися к месту ЧС с целью поживиться на чужом горе. На Центр возложены следующие задачи:
• проведение первоочередных аварийно-спасательных и других неотложных работ особой сложности в труднодоступной местности, с десантированием спасателей и грузов, обеспечивающих выживание населения;
• проведение первоочередных спасательных работ на воде и под водой с использованием легководолазного снаряжения;
• оказание пораженным медицинской помощи;
• выполнение подрывных и пиротехнических работ;
• осуществление мероприятий по защите людей, материальных и культурных ценностей, объектов экономики в районах ЧС;
• обеспечение сохранности грузов, перевозимых в качестве гуманитарной помощи, безопасности граждан, материальных и культурных ценностей при их эвакуации из районов ЧС;
• обеспечение безопасности работников МЧС России, других министерств и ведомств, привлекаемых к проведению работ в районах ЧС.
В состав Центра входят подразделения: горно-спасательных работ; аварийно-спасательных водолазных работ; специальных работ (подрывных и пиротехнических); десантников-спасателей; медико-спасательные; спасения и эвакуации населения; сопровождения грузов; радиационной, химической и биологической разведки.
Центр укомплектован высокопрофессиональными специалистами, многие из которых являются спасателями международного класса, и оснащен современной техникой.
За время существования Центра его личный состав принимал участие в десятках гуманитарных операций на территории Российской Федерации, стран СНГ и Дальнего зарубежья, обеспечивал безопасность органов управления и спасателей МЧС России при работе в районах ЧС и в «горячих точках», участвовал в ликвидации разнообразных ЧС природного и техногенного характера.
26. ОСНОВНЫЕ ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ
тепловое излучение пожаров,
психологическое воздействие,
действия ядовитых веществ, образующихся в результате горения.
Причины, определяющие число санитарных потерь при пожарах:
-масштабы пожара
-характер и плотность застройки в населенных пунктах
-огнестойкость зданий и сооружений
-метеорологические условия (скорость ветра, осадки и др.)
-время суток и плотность населения в зоне действия поражающих факторов.
Пожары на объектах промышленности, в отличие от стихийных пожаров, могут представлять большую опасность, поскольку окислителем является не только кислород атмосферы, но и содержащие его химические соединения (топливные углеводороды, перхлораты, пероксиды, селитра, целлулоид, порох). Процесс характеризуется быстрым повышением температуры, задымлением помещений, распространением огня скрытым путем, угрозой взрыва.
Возникновение и развитие пожаров сопровождается образованием зон задымления. Задымление представляет опасность для населения за счет содержания в воздухе окиси углерода (СО). При концентрации СО в воздухе 0,2% возможно смертельное отравление в течение 30-60 минут, а при концентрации 0,5-0,7% в течение нескольких минут.
Задымление на открытой местности считается опасным, когда видимость не превышает 10 м. Следует помнить, что СО поступает в организм через дыхательные пути. Первые признаки отравления - боль в висках и лобной области, шум в ушах, потемнение в глазах. Затем появляются мышечная слабость и головокружение, затрудненное дыхание, тошнота и рвота, возбуждение (или оглушение), потеря сознания.
Организация экстренной медицинской помощи.
Принципы оказания медицинской помощи пораженным на месте любой катастрофы одинаковы.
современные технологии передачи информации о ЧС, ведении спасательных работ, оказании медицинской помощи, стабилизации состояния пострадавшего и эвакуация в стационар, обеспечивающие своевременное проведение всего комплекса мероприятий в течение "золотого часа",
точная и своевременная информация о характере ЧС, количестве пострадавших (санитарные потери) и доступности медицинской помощи,
быстрое извлечение пострадавших спасателями,
оказание экстренной медицинской помощи на месте ЧС, стабилизация состояния перед эвакуацией в пункте сбора пораженных,
немедленная эвакуация в специализированные лечебные учреждения (ожоговый центр),
заблаговременное оповещение объектов здравоохранения, осуществляющих прием массового количества пострадавших.
В период изоляции оказывается само- и взаимопомощь самими пострадавшими, свидетелями происшествия, жителями близлежащих районов. Важно сохранить физическое и психофизиологическое равновесие. По мере прибытия в очаг ЧС служб спасения, пострадавшие получают доврачебную и первую врачебную помощь перед эвакуацией. МЧС, центры медицины катастроф, бригады СМП, работают по принципу взаимодействия. Руководитель спасательных работ и ответственный за медико-санитарное обеспечение (первая прибывшая к очагу ЧС бригада СМП) оценивают обстановку, определяют место пункта сбора пораженных, организуют встречу прибывающих медицинских ресурсов и ставят им конкретные задачи. При наличии возможностей оказывается квалифицированная помощь. Определяется направление эвакуации различных групп пораженных, в какое лечебное учреждение, сколько и каких пострадавших направляется. Информация доводится до персонала, непосредственно осуществляющего эвакуационные мероприятия.
При оказании первой медицинской помощи необходимо погасить горящую одежду, немедленно вынести пострадавшего из зоны поражения и разместить за границей очага возгорания. При остановке дыхания - искусственная вентиляция легких.
27. Респираторыпредназначены для защиты органов дыхания от аэрозолей радиоактивных веществ и биологических средств, радиоактивной пыли. Респираторы не защищают от паров ОВТВ и газов и не обогащают вдыхаемый воздух кислородом, в связи с чем их можно использовать только в атмосфере, свободной от ОВТВ и содержащей не менее 17 % кислорода.
Респираторы представляют собой фильтрующую полумаску, снабженную клапанами вдоха и выдоха. Полумаска с помощью наголовника крепится на голове, а носовой зажим обеспечивает более герметичное прилегание полумаски в области носа. Современные респираторы выполнены на основе фильтрующего материала, предложенного в 1955 г. академиком И.В. Петряновым-Соколовым. Фильтры Петрянова представляют собой гидрофобный полимер из ультратонких волокон полихлорвиниловой, полистироловой или метилметакрилатной ткани. Эта ткань обладает большим и стойким электростатическим зарядом, притягивающим аэрозольные частицы. При увеличении скорости потока аэрозоля за счет возрастания трения заряд ткани увеличивается, что способствует лучшему удержанию частиц на фильтрах. При правильном хранении и использовании электростатический заряд на фильтрах Петрянова способен удерживаться в течение десяти лет. Хранится респиратор в полиэтиленовом пакете, гак как при намокании респиратора его фильтрующая способность и, следовательно, его защитные свойства значительно снижаются. Коэффициент проскока в респираторах не превышает 0,1 %.
Респиратор Р-2 состоит из фильтрующей полумаски и наголовника. Фильтрующая полумаска изготовлена из трех слоев материалов. Внешний слой -пенополиуретан защитного цвета, внутренний - воздухонепроницаемая полиэтиленовая пленка с вмонтированными двумя клапанами вдоха, а между пенополиуретаном и пленкой расположен слой фильтрующего материала из полимерных волокон ткани Петрянова-Соколова. Клапан выдоха размещен в передней части полумаски и закрыт снаружи экраном.
Респиратор морской РМ-2 является модификацией респиратора Р-2. Он предназначен для защиты органов дыхания от радиоактивных аэрозолей, а также от воздействия паров радиоактивного йода и полония. РМ-2 состоит из полумаскис наголовником, на которой размещены фильтрующая коробки с клапанами вдоха и выдоха и переговорное устройство.
Респиратор общевойсковой универсальный РОУ состоит из лицевой части в виде фильтрующе-сорбирующей маски с очковым узлом, которая выполняет одновременно функции лицевой части и фильтрующе-сорбирующего элемента. В отличие от респиратора Р-2 респиратор РОУ предназначен также для защиты глаз от светового излучения ядерного взрыва и органов дыхания от паров отравляющих веществ.
28.
К силам и средствам наблюдения и контроля относятся:
· службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, а также за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ их воздействия на здоровье населения;