Ориентация на производство (до 30-х гг. XX в.)
Основные понятия маркетинга.
Маркетинг является одной из основных составляющих профессионального знания для участника рыночных отношений. (слайд 2) Маркетинг — это основа для регулирования деятельности организации на любом типе рынка. Он эффективен не только в условиях развитого рынка. Его применение дает положительный результат и в условиях рецессии, экономической и политической неопределенности и нестабильности, а также в переходном периоде от одной экономической формации к другой.
Это своего рода прогноз, влияние и удовлетворение спроса на товары и услуги путем обмена. По определению известного специалиста по вопросам маркетинга
(слайд 3) Ф. Котлера, маркетинг — это деятельность, предпринимаемая с целью создания, поддержания или изменения позиций и/или поведения целевых аудиторий по отношению к конкретным организациям. Он представляет собой рыночную концепцию управления организацией, направленную на изучение рынка и его конъюнктуры, конкретных запросов потребителей и ориентацию производства на их удовлетворение.
(слайд 4) Маркетинг — это комплекс мероприятий в области исследований торгово-сбытовой деятельности организации по изучению всех факторов, оказывающих влияние на процесс производства и продвижения товаров и услуг от производителя к потребителю.
(слайд 5 )Основные понятия маркетинга:
рынок, обмен, цена, товар или услуга, нужда, потребность, спрос, сделка, конкуренция, реклама.
(слайд 6) Рынок – совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.
(слайд 7)Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.
(слайд 8)Спрос – это потребность, подкрепленная покупательной способностью. Человек выбирает товар, совокупность свойств которого обеспечивает ему наибольшее удовлетворение за данную цену, с учетом своих потребностей и ресурсов.
(слайд 9) Товар – это все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
(слайд 10) Обмен–передача ценностей
(слайд 11) Сделка – коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами.
(слайд 12) Нужда – чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо. Виды: физиологическая, социальная, личная.
(слайд 13) Конкуренция — это борьба между товаропроизводителями, поставщиками, продавцами за лидерство, за первенство на рынке.
(слайд 14) Реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
(слайд 15)Основной задачей маркетинга является удовлетворение спроса.
Решение этой задачи во многом зависит от культуры работы. Чем выше уровень сервиса, тем больше спрос на товары и услуги. Маркетинг позволяет понять, каким образом организация должна осуществлять процесс сбыта, как надо проводить кампанию продвижения товара или услуги на рынок, как строить стратегию рекламы и т.д.
(слайд 16) Маркетинг позволяет рассчитать различные варианты эффективности затрат на производство и реализацию продукции, определить, какие виды товаров и услуг, проданные какому потребителю и в каком регионе принесут максимальную прибыль.
Этапы развития маркетинга
Маркетинг как метод управления деятельностью организации получил широкое распространение в последние годы. Сам термин происходит от английского слова market, что означает рынок (marketing — формирование рынка). Этот термин получил официальное признание еще в 1935 г., когда он впервые был введен Национальной ассоциацией преподавателей экономики США. В последующие годы в него стало вкладываться все более широкое понимание.
Первые упоминания о маркетинге в отечественной литературе появились в начале 60-х гг., причем это была в основном критика его в качестве попытки буржуазной экономической мысли решить «неразрешимые» проблемы реализации в условиях капиталистического общества. Надо сказать, что недооценка маркетинга, как в отечественной экономической науке, так и в хозяйственной практике обусловливалась, прежде всего, устаревшими взглядами на характер и значение управленческой и посреднической деятельности, а также на процессы сбора и обработки информации как на непроизводительный труд.
Однако после Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975), где было принято соглашение о развитии международных экономических связей, в том числе торговли на принципах маркетинга, в нашей стране при Торгово-промышленной палате стала функционировать секция по вопросам маркетинга. Многие ученые и специалисты пришли тогда к выводу, что и в условиях плановой экономики целесообразно использовать отдельные элементы маркетинга.
Изначально маркетинг понимался как одна из функций организации по сбыту, направленная на продвижение услуг от организации к клиенту. (слайд 17) Более современное понимание маркетинга рассматривает его, как комплексный подход к организации и управлению всей деятельностью, направленной на оказание таких услуг и в таких количествах, которые соответствуют потенциальному спросу. При этом спрос формируется усилиями самой организации и ею же удовлетворяется.
В целом в развитии организации управления производством и продвижения товаров на рынке можно выделить несколько стадий:
(слайд 18)
Ориентация на производство (до 30-х гг. XX в.).
Производители занимались, в основном, вопросами производства, пытаясь продать потребителю то, что они произвели. При этом они не интересовались судьбой товара за пределами предприятия.
Результат экономический кризис 1929—1932гг.
(слайд 19)