Глава 2. Вторичное исследование

Цель

Выявить уровень адаптационного состояния группы студентов 2 курса направления подготовки «Социальная работа с семьей и детьми» используя индекс Руфье, пробу Штанге и пробу Генчи.

Задачи

• Оценить уровень физического воспитания студентов
• Оценить уровень адаптационного потенциала студентов

Методы

• Тестирование при помощи физических упражнений
• Анализ

Описание

Данное изобретение относится к медицине и предназначено для оценки адаптационного потенциала. Определяют частоту пульса на лучевой артерии за 1 минуту после 15 минут покоя. Адаптационный потенциал определяют по уравнению: АП=1,238+0,09·ЧП, где АП – адаптационный потенциал, в условных единицах (баллах), ЧП – частота пульса, ударов в минуту; 1,238 и 0,09 – коэффициенты уравнения. При значении АП менее 7,2 баллов оценивают уровень адаптации как удовлетворительный. При АП от 7,21 до 8,24 баллов – напряжение механизмов адаптации. При АП от 8,25 до 9,85 баллов – неудовлетворительная адаптация. При АП более 9,86 баллов – срыв механизмов адаптации. Способ позволяет охватывать широкий круг пациентов и не снижает качество оценки уровня адаптации.

Индекс Руфье

Схема выполнения:
1. Замерьте пульс в течение 15 секунд в состоянии покоя после 5-минутного отдыха. Измерение пульса производится только в положении «сидя».
Занесите полученный результат в поле Р1.
2. Тестируемый делает 30 приседаний за 45 секунд. Снова замерьте пульс за 15 секунд.
Занесите полученный результат в поле Р2.
3. Одна минута отдыха.
4. Снова замеряем пульс 15 секунд.
Занесите полученный результат в поле Р3.
результат получаем с помощью формулы : (4×(Р1+Р2+Р3)-200)/10.
согласно вычислениям по формуле, результаты подсчетов представлены в таблице №

Информация об испытуемом. Пол/Рост/Вес P1 P2 Давление до выполнения упражнений (мм Т., ст.) Давление после выполнения упражнений (мм Т., ст.) P3
Ж/170/58 110/74 137/93
Ж/165/51 103/81 133/97
Ж/161/46 105/71 132/85
Ж/167/58 115/81 144/90
Ж/168/53 112/76 139/87
Ж/173/59 119/77 138/84
М/175/73 106/74 131/81
М/181/71 103/80 133/81
М/176/62 114/79 131/84
М/168/53 114/69 138/83
М/172/57 121/87 141/89
М/185/79 110/77 132/86
М/192/85 114/88 143/91
М/190/83 119/83 141/89
М/179/69 130/89 146/96

Индекс:

1)4.7 4)7.2 7)7.2 10)7.6 13)8,8
2)6,0 5)6.8 8)10.8 11)8,8 14)7.2
3)6.8 6)2.0 9)4.8 12)6.8 15)2.0

Таблица 2

Меньше 0 – атлетическое сердце
0,1-5- отлично,
5,1-10 – хорошо,
10,1-15 – удовлетворительно,
15,1-20-плохо.

Оценка адаптационного состояния студентов второго курса направления подготовки «Социальная работа с семьей и детьми»

Глава 2. Вторичное исследование - student2.ru

Диаграмма 2

Проба Штанге

Для проведения пробы понадобится секундомер. До основного тестирования необходимо измерить пульс за 30 секунд в положении стоя. Затем уже в положении сидя нужно задержать дыхание на полном вдохе, предварительно сделав три вдоха на ¾ глубины. На нос рекомендуется одеть специальный зажим или просто придержать его пальцами. Время задержки фиксируется в секундах. Сразу после возобновления дыхания снова подсчитывается пульс за 30 секунд.
У здоровых людей этот показатель не должен превышать 1,2 – в противном случае можно говорить о неблагоприятной реакции сердечно-сосудистой системы на недостаток кислорода.

Под базовой задержкой дыхания на вдохе понимается задержка с «нейтральным» давлением в легких, то есть когда давление внутри легких и давление снаружи грудной клетки одинаково. В таком состоянии грудная клетка максимально расслаблена. Задержка на вдохе выполняется с объемом воздуха приблизительно равным 2/3 от максимально возможного вдоха.

После 5-ти минут отдыха сидя сделайте 2-3 глубоких вдоха и выдоха, а затем, сделав полный вдох задержите дыхание. Нос лучше зажать пальцами. Время отмечается от момента задержки дыхания до ее прекращения.

Оценка состояния Задержка дыхания на вдохе (в секундах)
Отличное больше 60
Хорошее 40 — 60
Среднее 30 — 40
Плохое меньше 30

Таблица 6

Хорошим показателем является способность задержать дыхание на вдохе на 40-50 секунд для нетренированных людей и на 60-90 секунд для тренированных. С нарастанием тренированности время задержки дыхания возрастает.
При заболевании или переутомлении это время снижается до 30-35 секунд.

Проба Генчи

До основного тестирования необходимо измерить пульс за 30 секунд в положении стоя. Дыхание задерживается на полном выдохе, после трех дыханий на ¾ глубины. Во время задержки можно пользоваться зажимом для носа или держать нос пальцами. Время фиксируется по секундомеру в секундах. Также как и в предыдущем тесте, нужно измерить пульс за 30 секунд сразу после возобновления дыхания.

Проба Генча: норма и отклонение. Если длительность задержки составляет менее 34 секунд, то результат считается неудовлетворительным. Результат в пределах 35—39 секунд говорит об удовлетворительном показателе, а время свыше 40 секунд – это хороший результат. Реакция сердечно-сосудистой системы определяется по показателю ПР как и в предыдущем тесте.

Каждую из проб можно проводить повторно, только рекомендуется выдержать интервал в пределах 5 минут. Так, проба Штанге и Генчи является отличным тестом не только при самоконтроле за дыхательной системой, но и за сердечно-сосудистой. Рекомендуется взять ее на заметку всем занимающимся фитнесом.

После 2-3 глубоких вдохов-выдохов глубоко выдохните и задержите дыхание на максимально возможное время. Время отмечается от момента задержки дыхания до ее прекращения.

Оценка состояния Задержка дыхания на выдохе (в секундах)
Отличное больше 40
Хорошее 30 — 40
Среднее 25 — 30
Плохое меньше 25

Таблица 7

Итоговая сравнительная таблица

пол Метод Штанге (2015-2016) Метод Штанге (2016-2017) Метод Генчи (2015-2016) Метод Генчи (2016-2017)
Ж/170/56
Ж/165/52
Ж/160/48
Ж/167/54
Ж/168/50
Ж/173/60
М/175/65
М/181/69
М/176/60
М/168/51
М/172/58
М/185/74
М/192/81
М/190/79
М/179/66

Таблица 8

Основываясь на таблице №8, можно сделать следующие выводы:


• У 60% учащихся объем легких уменьшился по сравнению с первым учебным годом.
• У 34% учащихся объем легких увеличился по сравнению с первым учебным годом.
• У 6% учащихся объем легких остался без изменений.

Глава 2. Вторичное исследование - student2.ru

Диаграмма 3

Наши рекомендации