Глава 2. Вторичное исследование
Цель
Выявить уровень адаптационного состояния группы студентов 2 курса направления подготовки «Социальная работа с семьей и детьми» используя индекс Руфье, пробу Штанге и пробу Генчи.
Задачи
• Оценить уровень физического воспитания студентов
• Оценить уровень адаптационного потенциала студентов
Методы
• Тестирование при помощи физических упражнений
• Анализ
Описание
Данное изобретение относится к медицине и предназначено для оценки адаптационного потенциала. Определяют частоту пульса на лучевой артерии за 1 минуту после 15 минут покоя. Адаптационный потенциал определяют по уравнению: АП=1,238+0,09·ЧП, где АП – адаптационный потенциал, в условных единицах (баллах), ЧП – частота пульса, ударов в минуту; 1,238 и 0,09 – коэффициенты уравнения. При значении АП менее 7,2 баллов оценивают уровень адаптации как удовлетворительный. При АП от 7,21 до 8,24 баллов – напряжение механизмов адаптации. При АП от 8,25 до 9,85 баллов – неудовлетворительная адаптация. При АП более 9,86 баллов – срыв механизмов адаптации. Способ позволяет охватывать широкий круг пациентов и не снижает качество оценки уровня адаптации.
Индекс Руфье
Схема выполнения:
1. Замерьте пульс в течение 15 секунд в состоянии покоя после 5-минутного отдыха. Измерение пульса производится только в положении «сидя».
Занесите полученный результат в поле Р1.
2. Тестируемый делает 30 приседаний за 45 секунд. Снова замерьте пульс за 15 секунд.
Занесите полученный результат в поле Р2.
3. Одна минута отдыха.
4. Снова замеряем пульс 15 секунд.
Занесите полученный результат в поле Р3.
результат получаем с помощью формулы : (4×(Р1+Р2+Р3)-200)/10.
согласно вычислениям по формуле, результаты подсчетов представлены в таблице №
Информация об испытуемом. Пол/Рост/Вес | P1 | P2 | Давление до выполнения упражнений (мм Т., ст.) | Давление после выполнения упражнений (мм Т., ст.) | P3 |
Ж/170/58 | 110/74 | 137/93 | |||
Ж/165/51 | 103/81 | 133/97 | |||
Ж/161/46 | 105/71 | 132/85 | |||
Ж/167/58 | 115/81 | 144/90 | |||
Ж/168/53 | 112/76 | 139/87 | |||
Ж/173/59 | 119/77 | 138/84 | |||
М/175/73 | 106/74 | 131/81 | |||
М/181/71 | 103/80 | 133/81 | |||
М/176/62 | 114/79 | 131/84 | |||
М/168/53 | 114/69 | 138/83 | |||
М/172/57 | 121/87 | 141/89 | |||
М/185/79 | 110/77 | 132/86 | |||
М/192/85 | 114/88 | 143/91 | |||
М/190/83 | 119/83 | 141/89 | |||
М/179/69 | 130/89 | 146/96 |
Индекс:
1)4.7 | 4)7.2 | 7)7.2 | 10)7.6 | 13)8,8 |
2)6,0 | 5)6.8 | 8)10.8 | 11)8,8 | 14)7.2 |
3)6.8 | 6)2.0 | 9)4.8 | 12)6.8 | 15)2.0 |
Таблица 2
Меньше 0 – атлетическое сердце
0,1-5- отлично,
5,1-10 – хорошо,
10,1-15 – удовлетворительно,
15,1-20-плохо.
Оценка адаптационного состояния студентов второго курса направления подготовки «Социальная работа с семьей и детьми»
Диаграмма 2
Проба Штанге
Для проведения пробы понадобится секундомер. До основного тестирования необходимо измерить пульс за 30 секунд в положении стоя. Затем уже в положении сидя нужно задержать дыхание на полном вдохе, предварительно сделав три вдоха на ¾ глубины. На нос рекомендуется одеть специальный зажим или просто придержать его пальцами. Время задержки фиксируется в секундах. Сразу после возобновления дыхания снова подсчитывается пульс за 30 секунд.
У здоровых людей этот показатель не должен превышать 1,2 – в противном случае можно говорить о неблагоприятной реакции сердечно-сосудистой системы на недостаток кислорода.
Под базовой задержкой дыхания на вдохе понимается задержка с «нейтральным» давлением в легких, то есть когда давление внутри легких и давление снаружи грудной клетки одинаково. В таком состоянии грудная клетка максимально расслаблена. Задержка на вдохе выполняется с объемом воздуха приблизительно равным 2/3 от максимально возможного вдоха.
После 5-ти минут отдыха сидя сделайте 2-3 глубоких вдоха и выдоха, а затем, сделав полный вдох задержите дыхание. Нос лучше зажать пальцами. Время отмечается от момента задержки дыхания до ее прекращения.
Оценка состояния | Задержка дыхания на вдохе (в секундах) |
Отличное | больше 60 |
Хорошее | 40 — 60 |
Среднее | 30 — 40 |
Плохое | меньше 30 |
Таблица 6
Хорошим показателем является способность задержать дыхание на вдохе на 40-50 секунд для нетренированных людей и на 60-90 секунд для тренированных. С нарастанием тренированности время задержки дыхания возрастает.
При заболевании или переутомлении это время снижается до 30-35 секунд.
Проба Генчи
До основного тестирования необходимо измерить пульс за 30 секунд в положении стоя. Дыхание задерживается на полном выдохе, после трех дыханий на ¾ глубины. Во время задержки можно пользоваться зажимом для носа или держать нос пальцами. Время фиксируется по секундомеру в секундах. Также как и в предыдущем тесте, нужно измерить пульс за 30 секунд сразу после возобновления дыхания.
Проба Генча: норма и отклонение. Если длительность задержки составляет менее 34 секунд, то результат считается неудовлетворительным. Результат в пределах 35—39 секунд говорит об удовлетворительном показателе, а время свыше 40 секунд – это хороший результат. Реакция сердечно-сосудистой системы определяется по показателю ПР как и в предыдущем тесте.
Каждую из проб можно проводить повторно, только рекомендуется выдержать интервал в пределах 5 минут. Так, проба Штанге и Генчи является отличным тестом не только при самоконтроле за дыхательной системой, но и за сердечно-сосудистой. Рекомендуется взять ее на заметку всем занимающимся фитнесом.
После 2-3 глубоких вдохов-выдохов глубоко выдохните и задержите дыхание на максимально возможное время. Время отмечается от момента задержки дыхания до ее прекращения.
Оценка состояния | Задержка дыхания на выдохе (в секундах) |
Отличное | больше 40 |
Хорошее | 30 — 40 |
Среднее | 25 — 30 |
Плохое | меньше 25 |
Таблица 7
Итоговая сравнительная таблица
пол | Метод Штанге (2015-2016) | Метод Штанге (2016-2017) | Метод Генчи (2015-2016) | Метод Генчи (2016-2017) |
Ж/170/56 | ||||
Ж/165/52 | ||||
Ж/160/48 | ||||
Ж/167/54 | ||||
Ж/168/50 | ||||
Ж/173/60 | ||||
М/175/65 | ||||
М/181/69 | ||||
М/176/60 | ||||
М/168/51 | ||||
М/172/58 | ||||
М/185/74 | ||||
М/192/81 | ||||
М/190/79 | ||||
М/179/66 |
Таблица 8
Основываясь на таблице №8, можно сделать следующие выводы:
• У 60% учащихся объем легких уменьшился по сравнению с первым учебным годом.
• У 34% учащихся объем легких увеличился по сравнению с первым учебным годом.
• У 6% учащихся объем легких остался без изменений.
Диаграмма 3