Садхана — духовная дисциплина и молитва
Садхана — путь внутренней духовной дисциплины
Садхана Путь внутренней духовной дисциплины Бхагаван Шри Сатья Саи Баба
Предлагаемая русским читателям книга — сборник высказываний Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы о духовной практике, медитации и молитве. Она является незаменимым руководством для Ищущих, отражая множество тонких аспектов, а также помогая преодолеть препятствия и трудности, возникающие на Внутреннем Пути к познанию Истины. Книга актуальна как для начинающих, так и для уже опытных Искателей Духа.
Дисциплина означает следование зову вашего внутреннего Я, искры Божественности в вас, которая является вашей истинной сущностью. Эта искра, будучи Божественной, является всезнающей. Она чиста. Но она находится в человеческом теле, а у этого тела есть свои потребности.
Пока вы в этом теле, вы испытываете так много чувственных желаний. Вы должны развивать дисциплину, чтобы управлять своими чувствами, иначе они быстро возьмут контроль над вами и станут управлять вашей жизнью.
Человек не понимает своей собственной сущности. Он осознает все желания чувств, и в результате у него возникает много трудностей. Дисциплина должна начаться с вашей собственной жизни.
Бхагаван Шри Сатья Саи Баба
Оглавление[скрыть]
· Предисловие
· 1. Садхана — духовная дисциплина и молитва
· 2. Осознание, божественная мудрость, различение
· 3. Бхакти, карма и джнана садхана
· 4. Медитация на Пранаву, «ОМ»
· 5. Дхьяна и Джнана йога
· 6. Подвижничество тела и ума
· 7. Роль гуру в садхане
· 8. Дисциплина питания
· 9. Три гуны
· 10. Неколебимая вера и преданность
Предисловие
Садханой в жизни является буквально все; каждое действие, мысль, слово оказываются шагом, либо приближающим нас к Богу, либо отдаляющим от Него. Ведь Бог не обитает где-то высоко в небесах; Он — в нас, с нами, возле нас, позади и впереди нас. Будучи жизнью, — Он находится в каждой клеточке; будучи энергией, — Он пребывает в каждом атоме.
Всякий человек наделен разумом, посредством которого может исследовать, постигать и переживать главную Истину: а именно — Истину Самого Бога. Садхана ставит человека на внутренний путь (нивритти маргу). Он совершенно отличен от пути (правритти марги), уводящего в объективный мир, где царит обман чувств и заблуждение. Бхагаван пришел, чтобы вернуть человечество на путь Веры и любовного служения Богу. По этому пути человечество может спокойно и беспрепятственно двигаться к Блаженству Самореализации.
Данная книга — только одна из работ, цель которых в том, чтобы объединить важные аспекты Послания, переданного в беседах Бхагавана и представить их для углубленного изучения (шраваны), обдумывания (мананы) и осуществления на практике (нидидхассаны).
Его указания и советы помогут и новичку, и опытному искателю продвигаться все дальше и все глубже, вплоть до обретения победного венца. Он — Тот, кто Ведет, Он — Тот, кто Хранит, и Он — сама Цель всех исканий.
Пусть эти страницы станут для нас руководством к освобождению. Начав наше путешествие, мы обретем Его благословение, ибо Он — есть и Свет, и Любовь.
Н. Кастури
Прашанти Нилаям
18 августа 1976
Согласно санскритско-английскому словарю Monier-Williams слово «садхана» (sadhana) переводится — «ведущее прямо к цели», «практика», «осуществление», «поклонение», «почитание», «духовное делание», «утверждение истины», «подвижничество» В данной книге слово «садхана» используется в смысле «духовная практика, подвижничество».
Садхана — духовная дисциплина и молитва
1. Молитва: Асато маа сат гамайя: «Веди меня из этого преходящего, бренного мира в вечный мир блаженства»; Тамасо маа джьотир гамайя: «Яви мне сияние Милости Твоей и освети душу мою истиной»; Мритьор маа амритам гамайя: «Избавь меня от пытки рождения и смерти, уничтожь во мне всеядную ненасытность ума, сеющего семена рождений».
2. Жизнь человека должна стать непрерывной садханой. И чтобы ее начать — годится любой день, — будь то летом или зимой. Не нужно ждать, например, чтобы солнце повернуло свой путь к северу. Месяцы и времена года принадлежат Природе (пракрити) и потому их значение весьма относительно.
3. Хитха и митха — приятно и умеренно — таково правило. Пусть не будет слишком яркого, но и слишком ветхого, слишком дорогого, но и слишком хрупкого. Придерживайтесь середины, и вы обретете максимальное благо. Потребность в чувственных объектах не может быть преодолена полностью, поэтому превратите ее в инструмент поклонения. Посвящайте все свои усилия Господу; воспринимайте все обретения и потери как подтверждение милости Господа. Так должно было случиться, ибо такова Его воля. Превратите все шесть страстей* в орудия духовного возвышения.
(* шесть страстей — это вожделение, гнев, жадность, привязанность, ненависть, гордыня)
4. Посейте в своем сердце семена добрых мыслей, исполненных смирения; орошайте их водою любви; с мужеством защищайте нежные всходы; пусть их питательной средой станет ваша сосредоточенность; и тогда на стеблях преданности (бхакти) созреют колосья джнаны, — вечной мудрости, открывающей то, что вы — это Он. И когда низойдет это откровение, вы опять станете Им, потому что вы всегда Им были, хотя и не знали этого до сих пор.
5. Индивид может обрести свою завершенность только через служение, расширенное до вселенских масштабов. Садхана должна обогащать видение, умножать опыт и вести воплощенную душу (дживатму) к слиянию с Высшей Душой (параматмой).
6. Но задают вопрос — почему же Он невидим? Так ведь Он — словно масло в молоке, пребывает в каждой капле, повсюду, буквально повсюду. Чтобы увидеть масло, нужно кое-что предпринять: вскипятить молоко, створожить его, взбить и т. д. Точно так же и Бог, растворенный во всем и скрытно пребывающий в сердце, может стать видимым и реальным благодаря определенным духовным дисциплинам, таким как повторение Его Имени.
7. На примере опыта святых и мудрецов вы можете осознать, что радость, доставляемая внешним миром, бесконечно мала в сравнении с блаженством, обретенным благодаря духовной дисциплине. Чтобы достичь этого блаженства, необходима садхана, преисполненная отречения (вайрагьи). Когда сверлят скважину, чтобы добыть воду из глубин земли, то следят, чтобы в трубу не попал воздух, иначе вода не поднимется. Так вот, влечение к мирским вещам точно так же мешает вашей садхане. Источник Божественной Любви (Премы) не забьет, если в разум вторгаются мысли о чувственных удовольствиях или о личной гордыне.
8. Есть три вещи, о которых нужно помнить всегда, а именно: «я не буду думать ни о чем, кроме Бога; я не буду делать ничего без позволения Бога; я устремлю к Богу все свое внимание».
9. Ты жалуешься на то, что ближний твой начал следовать духовной дисциплине лишь два года назад, и пребывает в счастье. Тогда как ты следуешь всем предписаниям вот уже 20 лет, и — несчастен. Ты навещаешь Меня многие годы, и чувствуешь, что Я приближаю к Себе тех, кто пришел совсем недавно. Твои переживания заставляют тебя сетовать на несправедливость и пристрастие, но разгадка находится в прошлом, которого ты не осознаешь. Двадцать раз ударял молот по камню, но тот не раскололся. Пришел другой человек, и после его второго удара камень был разбит. Тот, кто ударил 20 раз, разочарован, а тот, кто расколол его со второй попытки, в восторге. Но ведь камень раскололся после двадцати двух ударов. Ближний твой имеет в запасе двадцать лет садханы, запечатленных в его причинном теле, в котором он прошел от прошлого рождения до нынешнего. Твоя природа и пристрастия зависят от того, как ты любил и ненавидел, чем питался и с чем сражался на протяжении многих жизней.
10. Существуют кодексы моральных предписаний для каст и четырех периодов жизни: ученика, домохозяина, отшельника и монаха (ашрама дхарма и варна дхарма). И они никоим образом не препятствуют сосредоточению на Боге, или очищению разума от зла, или поклонению Господу в каждом действии, слове и мысли. Различия пола, касты, положения или уклада жизни затрагивают лишь того, кто живет с сознанием, будто его тело — реально, и кто действует так, будто этот мир абсолютен и вечен.
11. Каста сама по себе, без надлежащего характера не имеет значения; тогда она — лишь бесполезный ярлык. Заниматься садханой, не обладая достойным характером, все равно, что брести вслепую. Нравственность, достоинство, характер — вот в чем жизнь. Если на их основе садхана исполняется в соответствии с избранным планом, тогда успех несомненен. Но вы должны помнить о важном предостережении. Не впадайте в лень, ибо рождение (ятхи) само по себе не столь важно. Моральные совершенства (нитхи) укрепляются в том числе и посредством надлежащего рождения; поэтому для их роста рождение является и полезным, и важным. Но если благодаря накопленным заслугам прошлых жизней, человек уже владеет богатством благости и добродетели, тогда ему не нужно придавать большого значения рождению. Однако такое превосходство может быть только у тех, кто практиковал йогу в предыдущих рождениях, но не завершил процесса. Главное — достичь совершенств (нитхи), предписанных данному рождению (ятхи). Пусть условия рождения питают рост достоинств, и человек становится достойным и целостным, достигая высокого статуса в жизни. На определенном отрезке духовного пути (садханы) помощь окажут и рождение, и следование моральным принципам. Благодаря им будут возвышены качества жизни.
12. В некоторых храмах, посвященных Вишну, имеется особая дверь, называемая вайкунтха-двара, через которую люди могут проникнуть в Божественное Присутствие. Вайкунтха-двара — это Небесные врата, а точнее говоря, врата самореализации. Но такие небесные врата находятся не только в храмах; они могут открыться пред вами, где бы вы ни были. Стучите, и вам откроют. Ибо само слово Вишну означает сарва-вьяпи — Тот, кто пребывает повсюду. И поэтому Его обитель — Вайкунтха, Его Небеса — повсюду. Но войти туда можно, только зная верный пароль. Само ваше сердце может стать Вайкунтхой, но лишь в том случае, если вы его очистите и позволите Богу проявиться в нем. Вайкунтха означает «место, где нет даже тени горя». Когда Бог проявляется в вашем сердце, оно удовлетворено и свободно.
13. Духовная дисциплина, усиленное повторение Имени Господа (джапа), медитация (дхьяна), служение (сева) и духовные песнопения (санкиртаны) могут привести человеческое общество к единой цели, минуя трясину животного состояния.
14. Передоверить свое бремя Богу и сохранять спокойствие — значит облегчить усилия. Усилия и молитва дарят новую судьбу. А без усилий и молитвы не обрести судьбы и Милости. Так приложите же усилия!
15. Если Я посеял семена истинной Мудрости, а они не дают добрых всходов и не приносят доброго урожая, Я очень переживаю. Если же они растут хорошо и приносят плоды блаженства (ананды), как Я тогда счастлив! Ведь это — Мой хлеб. В этом заключается ваше служение (сева) для Меня. И выше этого нет ничего.
16. Стихи могут замечательно говорить о вечном стремлении человека к Богу; они исполнены амброзией, которая утоляет эту жажду. Они служат источником удовольствия и силы посмеяться над превратностями жизни. Но без духовной садханы, расширения сознания, обострения видения, углубления контакта с ростками мудрости в себе и в других, поэзия сама по себе — всего лишь бесцельное и пустое времяпрепровождение.
17. Люди медлят с садханой, хотя и жаждут вкусить плоды приносимой ею радости. Они не желают внести свою лепту, не хотят приложить ни малейших стараний, но хотят, чтобы эликсир освобождения (мокши) капал в их уста прямо с небес. Они бы с охотой обрели видение Бога, но только если бы от них не требовалось никаких усилий. Когда Майтрейя решил оставить домашний очаг ради духовного поиска, Яджнявалкья предложила ему взять с собой огромные богатства в виде золота и скота. Она спросила только, пригодится ли это богатство для поиска. И когда ее муж ответил, что оно тленно и ничего не стоит в сравнении с богатством духовного опыта, она бросила все и также начала искать великие богатства духовного подвига (тапаса) и веры (шраддхи). В них она обрела вечную радость.
18. Одно только изучение писаний, религиозных текстов и подобных им книг, без усилий воплотить это знание на практике, ведет к расстройству здоровья. Неискренность в делах религии подтачивает самоуважение человека, и он начинает стыдиться себя. Поэтому Я советую вам — учитесь и претворяйте это в жизнь; не только поглощайте, но и усваивайте.
19. Чтобы использовать предоставившийся вам шанс полностью, вам необходима твердая решимость. Сейчас вы находитесь рядом со Мной, но те, кто далеки, удалены лишь в отношении пространства, а не в отношении Моей Любви (премы). Чтобы осознать Господа, вы должны приветствовать трудности, испытания и страдания. Вы должны с верой и постоянством сосредоточиться на Его Имени и Форме. Вам следует отвергнуть все источники низшей радости.
20. Решитесь довериться Его Милости, и с этого момента вы будете свободны от болезни. Перенесите свою веру с лекарств на Бога; доверьтесь не медицине, а Мадхаве (Богу). Я поражаюсь, сколько людей прибегает к помощи таблеток и тонизирующих средств. Прибегните лучше к молитве, духовной практике, воспеванию Божественных имен и медитации. Вам необходимы эти витамины, они вас излечат. Никакие таблетки не эффективны так, как имя Господа (Рамнам). Я дам вам пепел, вибхути, и он исцелит вас. Сейчас ваш ум раздвоен, словно у человека, оставившего туфли у дверей храма. Он стоит перед алтарем с воздетыми руками, нашептывает молитвы, а сам думает только о том, как бы не пропали его туфли. Больницы существуют для тех, кто верит в лекарства и докторов. Но что могут лекарства и врачи без милости Бога? Несомненно, придет день, когда больницы окажутся ненужными, потому что все будут здоровы, все освободятся от недугов, встав на путь садханы, на путь блаженства, ведущий к миру и счастью.
21. Обратите внимание, какую концентрацию необходимо проявить в таком простом деле, как продевание нитки в иголку. Рука должна быть твердой, взгляд — сосредоточенным и ясным, конец нити — ровно закрученным, ушко иглы — неподвижным. Такое же внимание необходимо для успеха в любом деле. Имя Господа — это лук, который вы поднимаете, присоединяя свой голос к духовному песнопению (бхаджану). Мысль — это стрела; направьте ее в мишень, в Брахмана и стреляйте в сосредоточенном усилии. Тогда цель может быть достигнута.
22. Если вы считаете, что во всем должны убедиться сами, что иначе вы не поверите, — хорошо, приходите и смотрите. Но в том, чтобы просто сегодня прийти, а завтра уйти, и потом повторять: «Я видел Сатья Саи Бабу. Он носит замечательные длинные одежды и у Него потрясающие волосы», в этом пользы нет. Если вы все время провели в здешних отелях, играя в карты или слушая сплетни, как вы сможете что-нибудь понять? Решите, чего вы хотите: если исследовать и постичь, то устремитесь глубже, и тогда вы познаете. За прошедшие годы сюда приходили тысячи. У многих вовсе нет желания познать. А многие из тех, кто имеет это желание, не осознают, что им следует уделять больше внимания процессу подлинного мышления, а не чувственным впечатлениям. Если вы глазеете на что-то, но ваши мысли на этом не сосредоточены, вы не сможете познать этот объект. Если ваше тело в аудитории, уши — в отеле, а глаза блуждают по сторонам, как вообще можно узнать что-либо? Любовь может воспринять только любовь.
23. Если ум человека больше не затрагивают жизненные взлеты и падения, если он способен сохранять равновесие в любых обстоятельствах, то тогда может быть восстановлено даже физическое здоровье. Ментальная сфера должна стать подобна небу, на котором ни птицы, ни самолеты, ни облака не оставляют никаких следов. Болезни вызываются скорее недостатком умственного питания, нежели физического. Врачи часто говорят о дефиците витаминов; я бы назвал это явление дефицитом витамина Б, и порекомендовал бы повторение имени Бога, наряду с созерцанием Его Славы и Милости. Витамин Б — вот истинное лекарство; упорядочение жизни и привычек — это 2/3 лечения, тогда как прием лекарства — только 1/3.
24. Самоотречение может стать действенным только при исчезновении привязанности к органам чувств, только при отточенной способности различения реального и нереального. Нацеленность на «я» и «мое» должна быть устранена строгой садханой. Среди ее методов главным является повторение Имени Господа (намасмарана), ибо, когда вы сосредоточиваетесь на именах Господа, на Его Величии, на Его Милости и Его Могуществе, они укореняются в сознании человека, его собственные дарования и способности блекнут по сравнению с Божественными. Поэтому смирение увеличивается, а преданность становится легкодостижимой. Цель человеческого существования в том, чтобы увидеть Бога и раствориться в Его Славе. Все остальные победы — бесполезны. Веды утверждают, что в этом — конечная цель человека. Упанишады провозгласили путь. Гита освещает его. Мудрецы и святые говорят о его величии. А когда люди сбиваются с пути и теряются в пустынях и чащах, приходят Аватары.
25. Когда на вас давит то, что представляется потерей или бедствием, прибегните к повторению и памятованию Имени Господа. Так вы обретете утешение, мужество и верный взгляд на вещи. Вспомните, каким несчастьям и бедствиям подвергались святые. И они приветствовали их с энтузиазмом, они оставались спокойными в любой беде. Люди смеялись над ними, называли их сумасшедшими; но они-то знали, что пребывают в обители Милости Божией, а не в сумасшедшем доме вместе с остальными людьми. Они полностью доверяли своей судьбе, и потому имели полную веру в Бога; когда несчастья испытывали их решимость, они только смеялись над ними, ибо знали свою скрытую силу, силу Духа внутри себя.
26. Дикого слона, вожака стада, ревущего в лесу, ловят и учат сидеть на скамеечке на арене цирка. Так и ум человека должен быть подвергнут дрессировке систематической дисциплиной. Контроль чувств (сама), контроль эмоций (дама), воздержание от деятельности, создающей оковы (упаратхи), невозмутимость, хладнокровие (титикша), вера (шраддха) и созерцание Брахмана (самадхана) направлены на то, чтобы ум мог служить высшим интересам человека. Ведь чтобы работать в суде, вы должны сдать экзамен и получить соответствующую степень; чтобы прописать больному лекарство, вы тоже должны иметь степень, получить лицензию и попасть в списки зарегистрированных практикующих врачей. Чтобы заниматься любой профессией, чтобы занять любой пост, вам нужна соответствующая квалификация. Насколько же больше необходима квалификация на духовном поприще для того, чтобы обрести Милость Бога? Цель ваша — высока, но вы не прилагаете должных усилий для достижения этой высоты.
В духовных вопросах очень важна вера. Сомнения раскачивают само основание садханы и поэтому их нужно всячески избегать. Имейте веру в мудрость древних; не противопоставляйте свой слабенький мозг интуиции святых и их открытиям.
27. Выбирая себе рубашку или брюки в магазине, вы часто спрашиваете черные. Причина такого предпочтения ясна: в отличие от белого и прочих светлых тонов на темном не видна грязь! Вы желаете грязь не удалить, а замаскировать. Это стало всеобщей слабостью. Люди стыдятся грязи; но при этом не ищут чистоты сердца, которую можно обрести только посредством Любви и Истины, только повторяя мантры, предписанные духовным Учителем и занимаясь садханой с верой, регулярно и неотступно.
28. Глаза должны научиться замечать следы Бога; этим процессом должен управлять ум. Ум — стержень, скрепляющий мысли и ощущения. Ум — это мыслящий аспект Брахмана, Абсолютного Сознания. Абсолютное Я, обнаруживающее себя в деятельности воображения, является Умом. Однако, вместо того, чтобы обратиться к Абсолюту, этот ум устремляется вовне и начинает использовать чувства как свои инструменты; он забывает о своем источнике, об Атме. Как и почему это происходит, объяснить невозможно; мы знаем, что это происходит и этого нужно избегать и стараться предотвращать. Интеллект не может постичь тайну, которую называют Иллюзией (майей), потому что он сам скован ею. Чтобы понять интеллект нужно подняться над ним. Это факт, с которым придется столкнуться. Ум — подоплека мира. Если его деятельность и мысли здравы, лишены насилия, преисполнены любви, нравственно гармоничны, тогда Покой почти в руках и Брахман может быть достигнут. Вот почему садхана неуклонно и постоянно обращает ум внутрь, к Богу, к его собственному источнику.
29. Советую вам проводить время в медитации, или занимаясь повторением и памятованием Святого Имени, потому что во внешней природе покоя и радости не найти: эти сокровища скрыты во внутренних сферах человека; когда они обнаружены, он перестает печалиться и возбуждаться. Поэтому постарайтесь в полной мере использовать здешнюю святую атмосферу, этот великолепный шанс, эти драгоценные дни. В каждый вдох вкладывайте имя Бога, в каждый выдох вкладывайте имя Бога. Живите в Боге, с Ним и для Него.
30. Чтобы приблизиться к Божественному и постичь его, мы должны принять садхану и жить сообразно Божественному.