КУРСА МЕДИЦИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТА НА КАФЕДРЕ АНЕСТЕЗИОЛОГИИ И ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ С ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКОЙ ОНМедУ В 2015-2016 УЧЕБНОМ ГОДУ
Формы контроля и система оценивания осуществляются соответственно требованиям типовой учебной программы по анестезиологии и интенсивной терапии(Киев, 2014).
Оценка за дисциплину определяется на основании суммы оценок текущей учебной деяльности ( среднее арифметическое текущей успеваемости ) и экзаменационной оценки (традиционная оценка ), которая виставляется при оценивании теоретических знаний и практических навыков соответственно к перечням, определенных программой дисциплины.
Таким образом, доли результатов оценивания текущей учебной деяльности и дифференцированного зачета составляют соответственно 50 и 50 процентов.
Текущий контроль осуществляется соответственно конкретным целям во время каждого из практических и семинарских занятий и во время самостоятельной работы в отделении стационара. Для контроля рекомендуется применять следующие средства диагностики уровня подготовки студентов: контроль выполнения практических навыков, теоретической подготовки, решение ситуационных задач.
Текущее оценивание студентов по соответствующим темам проводится по традиционной 4-балльной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).
Оценка «отлично» выставляется в случае, когда студент знает программу в полном объеме, иллюстрируя ответ разнообразными примерами; дает исчерпывающе точные и ясные ответы без всяких наводящих вопросов; излагает материал без ошибок и неточностей; выполняет практические задачи разной степени сложности.
Оценка «хорошо» выставляется при условии, когда студент знает всю программу и хорошо понимает ее, ответ на вопрос излагает правильно, последовательно и систематически, но они не являются исчерпывающими, хотя на дополнительные вопросы студент отвечает без ошибок; выполняет практические задачи, ощущая сложность лишь в тяжелых случаях.
Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту на основе его знаний всего объема программы по предмету и удовлетворительном уровне понимания его. Студент способен решать упрощенные задачи с помощью наводящих вопросов; выполняет практические навыки, ощущая сложность в простых случаях; не способен самостоятельно систематически изложить ответ, но на прямо поставленные вопросы отвечает правильно.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется в случаях, когда знания и умения студента не отвечают требованиям «удовлетворительной» оценки.
Оценивание учебной деятельности всех студентов не является обязательным на каждом практическом и семинарском занятии. Однако, на практическом занятии должно быть опрошено не менее 50% студентов, а на семинарском – не меньше 30%.
В конце изучения дисциплины текущая успеваемость рассчитывается как средний балл всех полученных студентом оценок по традиционной шкале, округленный до 2 (двух) знаков посля запятой.
Усвоение тем самостоятельной работы студентов, которая предусмотрена программой, проверяется во время дифференцированного зачета.
По завершению изучения дисциплины проводится дифференцированный зачет. К дифференцированному зачету допускаются студенты, которые выполнили программу «Анестезиологии и интенсивной терапии», не имеют академической задолженности , получили за текущую деятельность не меньше 3,00 и сдали комплекс практических навыков по дисциплине согласно перечню. Оценка на дифзачете складывается из ответов студента на 2 теоретических вопроса из перечня вопросов, предусмотренных программой дисциплины. Дифференцированный зачет оценивается по 4-балльной (традиционной) шкале.
Студент имеет право пересдачи текущих неудовлетворительных оценок только с целью достижения минимального среднего балла по дисциплине. Пересдача текущих неудовлетворительных оценок или позитивних оценок для повышения рейтинга студенту запрещается.
Оценка по дисциплине складывается из двух составляющих:
- 50%- текущая успеваемость (среднее арифметическое всех оценок студента)
- 50%- оценка за дифзачет.
Таким образом, на кафедре в ведомость выставляются две оценки: среднее арифметическое всех текущих оценок студента и традиционная оценка за дифференцированный зачет.
5. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ дифференциРОВАННОГО зачета ПО ДИСЦИПЛИНЕ «анестезиология и интенсивная терапия».
1.Клиническая смерть, определение, диагностика . 2.Экстренный этап СЛМР. 3.Признака эффективности реанимации, показания к прекращению реанимации. 4.Специализированный этап СЛМР. 5.Виды остановки кровообращения и их диагностика. 6.Лечебные средства, которые используются на специализированном этапе сердечно- легочной и церебральной реанимации, их дозы. 7.Пути введения медикаментов во время реанимации и их обоснование 8.Техника электрической дефибриляции. 9.Осложнения реанимации. 10.Послереанимационный период.Определение постреанимационной болезни. 11.Понятие о декортикации, децеребрации, смерти мозга. 12.Основные направления лечения в послереанимационном периоде. 13.Интенсивная терапия отека мозга. 14.Классификация видов анестезии. 15.Дыхательные контуры, преимущества, недостатки. Понятие о низкопоточной анестезии. 16.Ингаляционные анестетики: фармакология, практическое применение, преимущества, недостатки. 17.Компоненты общей анестезии. Неингаляционные анестетики: фармакология, практическое применение, преимущества, недостатки. 18.Этапы анестезиологического обеспечения. 19.Премедикация, ее виды. 20.Особенности подготовки больных к операции и анестезии. 21.Осложнения при общей анестезии. 22.Виды и методы регионарной анестезии. 23.Особенности общей анестезии в амбулаторных и ургентных условиях. 24.Физиологические и патофизиологические особенности проведения общей анестезии у детей и больных преклонного возраста. |
25.Роль воды и электролитов в организме. Понятие об осмолярности, ее коррекция 26.Клинические признаки дегидратации и гипергидратации. 27.Дегидратация: изотоническая, гипотоническая, гипертоническая. Причины возникновения, клинические признаки, методы коррекции.. 28.Гипергидратация: изотоническая, гипотоническая, гипертоническая. Причины возникновения, клинические признаки, методы коррекции. 29.Причины и признака гипо- и гипернатриемии, методы лечения. 30.Патофизиологические нарушения при гипо- и гиперкалиемии, клиника, диагностика, коррекция. 31.Буферные системы организма. 32.Понятие об ацидозе, диагностике, коррекция. 33.Понятие об алкалозе, диагностике, коррекция. 34.Патофизиология, диагностика, особенности течения, реанимация и ИТ при электротравме. 35.Патофизиология, диагностика, особенности течения, реанимация и интенсивная терапия при синдроме длительного сдавления. 36.Патофизиология, диагностика, особенности течения, реанимация и ИТ при политравме. 37.Этически-правовые проблемы эвтаназии. Консультирование родственников инкурабельных больных. 38.Патофизиология, диагностика, особенности течения, реанимация и ИТ при тяжелой черепно-мозговой травме. 39.Патогенез, клиника, ИТ гипертермического, судорожного синдромов и отека головного мозга у детей. 40.Виды нарушений сознания. Методы дифференциальной диагностики коматозных состояний. Оценка глубины нарушений сознания. 41.Принципы ИТ при коматозных состояниях различного происхождения. 42.Патогенез, клиника и ИТ гипогликемической комы, гипергликемической комы, гиперосмолярной комы. 43. Интенсивная терапия печеночной и уремической комы. 44.Стадии острых отравлений. Основные принципы ИТ острого отравления. 45.Определение и классификация ядов. Пути поступления яда в организм человека и его влияние на развитие отравления. 46.Экстракорпоральные методы детоксикации, показания и противопоказания, технические средства, техника выполнения. 47.Принципы антидотной терапии. 48.Патогенез, клиника и ИТ при отравлении метиловым спиртом, этиловым спиртом и его суррогатами. 49.Патогенез, клиника и ИТ при отравлении опиатами и барбитуратами. 50.Патогенез, клиника и ИТ при отравлениях фосфоорганическими веществами. 51.Патогенез, клиника и ИТ при отравлении кислотами и щелочами. 52.Патогенез, клиника и ИТ при отравлении угарным газом. 53.Патогенез, клиника и ИТ при отравлении грибами. 54.Особенности неотложной помощи при укусах насекомых и животных. |
55.Классификация острой почечной недостаточности. Причины возникновения и патогенез острой почечной недостаточности (ОПН). 56.Дифференциальная диагностика преренальной, ренальной и постренальной олигоурии, анурии. Лабораторная диагностика ОПН. Стадии течения ОПН. 57.Основные принципы лечения ОПН, показания к гемодиализу. Расчет суточной потребности в жидкости больных с ОПН. 58.Классификация острой печеночной недостаточногсти. Причины возникновения острой печеночной недостаточности. 59.Клинические проявления острой печеночной недостаточности. Лабораторная диагностика. 60.Основные принципы лечения поражения печени. 61.Клиническая анатомия и физиология системы внешнего дыхания. Легочное кровообращение. 62. Регуляция дыхания. Нереспираторные функции легких. 63.Классификация гипоксии, клиника, дифференциальная диагностика различных видов гипоксии. Классификация ОДН. 64.Дыхательная недостаточность: этиопатогенез, принципы терапии. 65.Оксигенотерапия: методы, показания, токсическое действие кислорода. 66.ИВЛ, показания, методы, критерии эффективности. 67.Принципы дифференцированной терапии астматического статуса. 68.Пневмония: классификация, принципы лечения. 69.Неотложная помощь при различных типах отека легких. 70.Интенсивная терапия послеоперационной ОДН. 71.Классификация, клиника и интенсивная терапия при различных видах утопления. 72.Респираторный дистресс-синдром взрослых, этиология, патогенез, клинические признаки, интенсивная терапия. 73.Тромбоэмболия легочной артерии: этиопатогенез, . интенсивная терапия. 74.Виды острых нарушений кровообращения. Патогенез, клинические проявления и ИТ острой сердечной недостаточности. 75.Определение шока. Классификация и патофизиология шоков. Определение степени тяжести шоков. 76.Патофизиология, диагностика, особенности течения и интенсивная терапия при обмороке , коллапсе, острых нарушениях сердечного ритма. 77.Общие принципы инфузионно-трансфузионной терапии шоковых состояний. 78.Патогенез, клиническое течение и ИТ травматического шока. 79.Патогенез, клиническое течение и ИТ геморрагического шока. 80.Патогенез, клиническое течение и ИТ ожогового шока. 81.Патогенез, клиническое течение и ИТ анафилактического шока. 82.Патогенез, клиническое течение и ИТ септического шока. |
Источники информации
Основная литература
1. Анестезіологія та інтенсивна терапія : підручник / Ф.С. Глумчер, Л.П. Чепкий, Л.В. Усенко, В.Ф. Москаленко.- К.: ВСВ «Медицина», 2010.
2. Интенсивная терапия : национальное руководство: в 2 т / под. ред. Б.Р. Гельфанда.-М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009.
3. Невідкладні стани. Підручник для ВМНЗ 3-4 рівня акредитації . За ред. М.С. Регеди, В.Й. Кресюна. Львів.: «Магнолія», 2008.
4. Морган Дж.Э., Михаил М.С. Клиническая анестезіологія. Том 1-3, Москва. Геотар. 2010 .
5. Анестезиология. Под ред. А.Р. Айтхенкена, Г. Смита, Д. Роуботама; пер. с англ. под. ред. М.С. Ветшевой.- М.: ООО «Рид Елсивер», 2010.
Дополнительная литература
1. Сумин С.А., Руденко М.В., Бородинов И.М. Анестезиология и реаниматология : Учебное пособие в 2 томах.- М.:ООО «Медицинское информационное агентство», 2010.
2. Интенсивная терапия / Пол Л. Марино; пер. с англ. под ред. А.П. Зильбера.- М.: ГЭОТАР- Медиа, 2010.
3. Неотложная медицинская помощь. Под редакцией проф. Глумчера Ф.С., проф. Москаленко В.Ф. Киев, Медицина, 2008.
4. Политравма: хирургия, травматология, анестезиология и интенсивная терапия. Под ред. Ф.С. Глумчера, П.Д. Фомина, Е.Г. Педаченко .- К.: ВСИ «Медицина», 2012.
5. Инфузионная терапия при критических состояниях. Под ред. В.В. Суслова.- К.: Логос, 2010.