Поводом к новому этапу в научных исследованиях Галилея послужило открытие в 1604 году новой звезды, называемой сейчас сверхновой звездой Кеплера (SN 1604).
Это великое открытие пробудило всеобщий интерес к астрономии, и Галилей выступает с циклом частных лекций. Узнав об изобретении зрительной трубы в Голландии, Галилей в 1609 году конструирует собственноручно первый телескоп и направляет его в небо. Галилей первым использовал телескоп для наблюдения за планетами и другими небесными телами, сделал ряд выдающихся астрономических открытий.
1.1.Дайте аргументированные ответы на вопросы:
1. Какова история открытия икс-излучения (позже названное рентгеновским)?
2. Каковы физические свойства рентгеновских лучей?
3. Какова предпосылка изобретения рентгеновских лучей?
4. Как повлияло открытиерентгеновского излучения на развитие науки во всем мире?
5. Какое открытие побудило всеобщий интерес к астрономии?
1.2.Передайте содержание текста, сохранив лишь научную информацию без элементов научно-популярного жанра.
1. 3.Определите подстиль научного текста. Дайте аргументированный ответ.
Задание 2.На основе теоретических сведений из Методических рекомендаций модуля, а также информации предложенного текста подготовьте сообщение «Возникновение и развитие научного стиля»
Возникновение и развитие научного стиля связано с эволюцией различных областей научных знаний, многообразных сфер деятельности человека. На первых порах стиль научного изложения был близок к стилю художественного повествования. Так, научные труды Пифагора, Платона и Лукреция отличались особым, эмоциональным восприятием явлений.
Отделение научного стиля от художественного произошло в александрийский период, когда в греческом языке, распространившем свое влияние на весь тогдашний культурный мир, стала создаваться устойчивая научная терминология. Впоследствии она пополнилась за счет латыни, ставшей интернациональным научным языком европейского средневековья. В эпоху Возрождения ученые стремились к сжатости и точности научного описания, свободного от эмоционально-художественных элементов изложения как противоречащих абстрактно-логическому отображению природы. Известно, что слишком "художественный" характер изложения Галилея раздражал Кеплера, а Декарт находил, что стиль научных доказательств Галилея чрезмерно "беллетризован". В дальнейшем образцом научного языка стало строго логическое изложение Ньютона.
В России научный язык и стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII века, когда авторы научных книг и переводчики стали создавать русскую научную терминологию. Во второй половине этого века благодаря работам М.В. Ломоносова и его учеников формирование научного стиля сделало шаг вперед, но окончательно он сложился во второй половине XIX века.
Литературный язык прошел длительную эволюцию, в нем образовались различные стили. Один из них – научный. Каждый стиль появляется в свое время – тогда, когда в обществе созрели условия для его формирования, когда язык достигает высокой степени развития. Время появления научного стиля разное в разных странах. Так, в средние века, в эпоху феодализма, «ученым языком» всей Западной Европы была латынь – международный язык науки.
С одной стороны, это было удобно: ученые независимо от своего родного языка могли читать сочинения друг друга. Но, с другой стороны, такое положение мешало формированию научного стиля в каждой стране. Поэтому развитие его протекало в борьбе с латынью. На основе национальных языков формировались средства, необходимые для выражения научных положений, мыслей. Начало формирования языка русской науки относится к первой трети XVIII в. Именно в этот период Российская академия опубликовала ряд трудов на русском языке. В 30-е годы XVIII в. язык научных книг был самым обработанным и совершенным среди различных литературных жанров. И это неудивительно, если вспомнить научные творения таких крупных ученых, как М. В. Ломоносов, С. П. Крашенинников
Задание 3. На основе теоретических сведений из Методических рекомендаций подготовьте сообщение «Экстралингвистические (внеязыковые) особенности научного стиля». Перечислите качества научной речи. Дайте определение доминанты. Назовите доминанту научного стиля.
Основная функция научного стиля – передача логической информации и доказательство её истинности (при полном отсутствии выражения эмоций). В зависимости от тематики обычно выделяют научно-техническую, научно-естественную, научно-гуманитарную разновидности научной речи.
При всём разнообразии разновидностей и жанров научный стиль характеризуется единством своей доминанты, то есть наиболее важного, организующего стиль признака. Доминанта научного стиля – понятийная точность, подчёркнутая логичность речи.
Точность научной речи предполагает отбор языковых средств, обладающих качеством однозначности и способностью наилучшим образом выразить сущность понятия, то есть логически оформленной общей мысли о предмете, явлении. Поэтому в научном стиле избегают употреблять (но всё же иногда используют) различные образные средства, например, метафоры. Исключение составляют лишь термины-метафоры. Ср.: в физике – ядро атома; в ботанике – пестик цветка; в анатомии – глазное яблоко, ушная раковина в горном деле – тупиковые заходки, мягкие породы.
Обобщённость и отвлечённость языка науки диктуется спецификой научного познания. Наука выражает абстрактную мысль, поэтому язык её лишён конкретности. Слово в научной речи называет обычно не конкретный, индивидуально неповторимый предмет, а целый класс однородных предметов, явлений, то есть выражает не частное, не индивидуальное, а общее научное понятие. Поэтому в первую очередь отбираются слова с обобщенным и отвлечённым значением. Например, в определении: «В результате производства открытых горных работ на земной поверхности образуются большие выемки, совокупность которых называют карьером», – почти каждое слово обозначает общее понятие (слово вообще, способ вообще, связь вообще и т.д.).
Интеллектуальный характер научного познания обусловливает логичность языка науки, выражающуюся в предварительном продумывании сообщения и в строгой последовательности изложения. Цель любого научного сообщения – изложение определённых научных сведений и их доказательство. Роль авторского «я», говорящего, в научной речи весьма незначительна. Главное – само сообщение, его предмет, результаты исследования, изложенные чётко, ясно, объективно, независимо от тех чувств, которые испытывает автор по этому поводу. Чувства и переживания автора выносятся за скобки, не участвуют в речи. Вряд ли возможны в современной научной статье фразы типа: Я бился над решением этой проблемы пять лет; Я горд, что первым сумел решить эту сложную научную проблему.
Личные эмоции здесь недопустимы. Именно поэтому в научной речи используются только нейтральные средства и недопустимы экспрессивные. А это, в свою очередь, определяет другие речевые особенности научного стиля.
Задание 4. Пользуясь теоретическими сведениями из текста и Методических рекомендаций модуля, составьте связный рассказ «Подстили и жанры научного стиля». Представьте информацию в виде схемы.
Широкое и интенсивное развитие научного стиля привело к формированию в его рамках следующих разновидностей (подстилей): 1) собственно научный (монографии, диссертации, научные статьи, доклады); 2) научно-популярный (лекции, статьи, очерки); 3) учебно-научный (учебники, методические пособия, программы, лекции, конспекты); 4) научно-деловой (техническая документация, контракты, сообщения об испытаниях, инструкции для предприятий); 5) научно-информативный (патентные описания, информативные рефераты, аннотации); 6) научно-справочный (словари, энциклопедии, справочники каталоги). Каждому подстилю и жанру присущи свои индивидуально-стилевые черты, которые, однако, не нарушают единства научного стиля, наследуя его общие признаки и особенности.
Собственно-научный подстиль адресован специалистам.
Учебно-научный подстиль адресован будущим специалистам. В учебной литературе даётся изложение основ наук.
Научно-информативный подстиль – назначение – описание научной информации с максимально точным описанием, правовая. Юридическая защита этой информации. Адресат – специалисты.
Научно-популярный – адресован не специалистам, а широкому кругу читателей, научные знания излагаются в доступной и занимательной форме.
Задание 5. Обратите внимание на семантические группы – слова с общим значением, выделяемые среди существительных в научной речи.
Предмет – нефть, скважина, порода, оборудование, углеводороды, нефтепродукты, долото
Процесс – бурение, разведка, добыча, переработка, транспортировка, разработка, эксплуатация
Свойство – проницаемость, пористость, мощность, нефтенасыщенность, эффективность
Отношение – влияние, зависимость, связь.
Задание 6. Прочитайте и озаглавьте текст. Выполните послетекстовые задания.
ХХ век символично начинается открытием, определившим его полностью. Как-то адекватно оценить словом то, что сделал Макс Планк, вряд ли получится. Профессор Берлинского университета исследовал распределение энергии в спектре абсолютно чёрного тела, сделал выводы и обнародовал их перед Немецким физическим сообществом 14 декабря 1900 г., явив миру Первую константу природы – h – элементарный квант действия.
Тот, кто интересуется (и сможет понять…), легко найдёт текст его работы или научное описание, – нам важны последствия. А последствия затворнического труда Планка осмыслить и вовсе трудно: Альберт Эйнштейн на его основе создаёт квантовую теорию фотоэффекта, Нильс Бор строит модель атома, благодаря открытию Планка развивается атомная энергетика, генная инженерия, электроника и прочие науки, связанные с законами микромира. Как писал В. Гейзенберг, спустя несколько лет после открытия были во второй раз сформулированы законы природы, ибо Планк «развалил» существовавшую до него картину мира. Мир изменился совершенно, совершенно не меняясь – мы посмотрели на него по-другому.
И с изменением точки зрения к человеку пришли совершенно новые, невообразимые возможности. Но это уже имеет непосредственное отношение ко второму величайшему открытию за последние 100 лет – Общей теории относительности А. Эйнштейна. Теория относительности объясняла причину гравитации – универсального фундаментального взаимодействия между материальными телами. Причина – искривление четырёхмерного пространства во времени.
Нет, не надо пытаться искривить пространство своего мозга, чтобы как-то себе это представить. Далеко не каждый преподаватель способен внятно объяснить явление, и при этом никто не посчитает его непрофессионалом. Однако пользуются все: теория относительности помогла описать орбиту Меркурия, ответить на вопрос, почему искривляются лучи звёзд, попадая в область Солнца, объяснить «устройство и функциональность» чёрных дыр – областей в пространстве-времени, чьё гравитационное притяжение имеет такую силу, что не позволяет вырваться даже квантам света.
Обывателям достаточно знать некоторые последствия, например: эффект замедления времени, когда движущиеся относительно вас часы будут для вас идти медленнее, чем такие же, но у вас на руке. Теперь-то вам, разумеется, всё понятно…
Макс Борн сравнивал теорию относительности с произведением искусства, об этом же чувстве эстетического восторга говорил Э. Гинзбург – советский физик, а Ландау назвал её «самой красивой из всех существующих… теорий». Действительно, теория Эйнштейна – партитура симфонии сфер, мировой симфонии.
Но пока одни уносились силой мысли в пространственно-временные искривления, другие, буквально жертвуя жизнью, открывали собственную Землю. 14 декабря 1911 г. человек открыл Южный полюс и стёр последнее белое пятно с карты планеты. Вернее – нанёс… А ещё вернее – 2 человека – Руаль Амундсен и Роберт Скотт, соревнуясь за звание последнего великого путешественника, ведь все понимали, что после открытия Южного полюса Великих больше не будет.
Соревнование выиграл Амундсен, 14 декабря, достигнув полюса, он оставил письмо Скотту, которое стало роковым в судьбе последнего. Письмо будто отобрало у Скотта волю к жизни, и на обратном пути и он, и его экспедиция замёрзли. В 17 километрах от склада с припасами.
Величайшим открытием уже биологии стала овца. «Открыли» овцу 5 июля 1996 г. в институте Рослина в Великобритании, «открывали» несколько лет. Овцой была знаменитая Долли – первое живое существо-клон. Долли появилась из яйцеклетки, в которую, предварительно «вычистив», поместили клеточное ядро взрослой овцы.
Долли прожила всего 6 лет, т.к., биологические часы клетки, «тикающие» в каждом из нас, «запомнили» 6 лет, проведённые в организме овцы-донора, и молодая по возрасту Долли вдруг начала старчески болеть – артритом, специфическим воспалением лёгких и проч. «Часы» – концевые участки ДНК, или телоремы, и сегодня не побеждены. Во всём мире получают множество клонов самых разных животных, но остановить «течение времени» пока не удалось никому и нигде.
Однако самым великим открытием ХХ века человечество назвало то, что не повело его к звёздам, не открыло бескрайние дали, а дало простую возможность жить. Пусть трудно и голодно, не всегда счастливо, но – жить. Инсулин. Препарат, получивший четыре Нобелевские премии, был открыт 3 марта 1921 г. канадским физиологом Фредериком Грантом Бантингом. Сахарный диабет, ставший мировой эпидемией, поражает сегодня даже совсем юных, детей. А потому исследования инсулина продолжаются и при этом дают потрясающие результаты, которые позволяют полноценно и долго жить миллионам людей на всей планете.
6.1. Согласны ли вы с той информацией, о которой говорится в данном тексте. Аргументируйте свой ответ.
6.2. Определите подстиль и жанр научного стиля. Дайте аргументированный ответ.
6.3. Прочитайте текст, выпишите существительные со значением предмета, свойства, процесса, отношения.
Задание 7.Прочитайте текст. Выполните задания после текста.