Факультет подготовки кадров высшей квалификации. Автор: доцент, кандидат медицинских наук Н.Н
Курс: 1
Автор: доцент, кандидат медицинских наук Н.Н. Ковтун
Тема занятия:«Физика и техника рентгеновского излучения. Рентгенодиагностические аппараты и комплексы».
Цель занятия: приобрести знания, умения и практические навыки о природе и свойствах рентгеновского излучения, применении его для интроскопии и визуализации, виды аналоговых и цифровых приемников, устройство рентгенодиагностических аппаратов и комплексов.
Результаты обучения по теме:
«Физика и техника рентгеновского излучения. Рентгенодиагностические аппараты и комплексы»
результаты обучения | содержание результатов обучения | компетенции | средства оценивания и их количество |
знать | историю открытия и основные физические свойства рентгеновского излучения, его место в электромагнитном спектре | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (8) |
диагностические свойства рентгеновского излучения – световозбуждающее, фото-химическое, способность создавать цифровые изображения | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (10) ü задания в тестовой форме (9) | |
источники рентгеновского излучения, устройство рентгеновских трубок и питающих устройств | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (3) ü задания в тестовой форме (6) | |
устройство формирования диагностичес-кого пучка рентгеновского излучения | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (8) | |
виды приёмников рентгеновского излучения – флюоресцирующие экраны, кассеты с рентгеновской пленкой, цифровые матрицы, рентгенотелевизионные тракты (ЭОП, системы УРИ) | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (4) ü задания в тестовой форме (7) | |
Виды рентгенодиагностических аппаратов – универсальные, специализированные, передвижные, палатные | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (6) | |
уметь | оценить качество проведенных диагностических исследований, | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (4) |
- оценить обоснованность назначенного исследования | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (3) ü задания в тестовой форме (2) | |
объяснить пациенту сущность процедуры, безопасность исследования, полученные результаты, | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (2) ü задания в тестовой форме (2) | |
- оказать медицинскую помощь при изменении состояния больного в процессе исследования, | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (5) | |
владеть | методикой проведения диагностических процедур и алгоритмами исследований, | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (4) |
принципами анализа результатов исследования и обоснования заключений. | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (6) |
Мотивация темы занятия:
Изучаемый материал служит развитию у ординаторов навыков анализа и оценки качества рентгеновской визуализации при основных методиках рентгеновского исследования, а получение знаний об устройстве и функционировании рентгенодиагностических аппаратов необходимо для качественного проведения диагностических исследований.
Теория занятия:
1. Какое излучение называют «рентгеновским»?
2. Какие физические свойства характеризуют рентгеновское излучение?
3. Что такое «световозбуждающее» действие рентгеновских лучей?
4. Что такое «фотохимическое действие» рентгеновских лучей?
5. Как рентгеновские лучи могут применяться для создания цифровых изображений?
6. Как устроена рентгеновская трубка?
7. Что такое «аналоговое изображение»?
8. Что такое «цифровое изображение»?
9. Каковы преимущества цифровых изображений в рентгенодиагностике?
10. Устройство рентгенодиагностического аппарата.
Хронокарта занятия.
Учебное время – 5,0 академических часа (225 минут)
№ | Содержание | Продолжительность (мин.) |
Решение тестовых заданий исходного уровня знаний | ||
Разбор теоретического материала занятия | ||
Аудиторная самостоятельная работа: участие в амбулаторном приёме | ||
Заслушивание рефератов по теме занятия | ||
Решение тестовых заданий текущего уровня знаний | ||
Подведение итогов, задание на следующее занятие (в том числе и на самостоятельную работу) |
Оборудование занятия:
ü методические рекомендации преподавателю;
ü методические указания ординаторам;
ü методические указания ординаторам по самостоятельной внеаудиторной работе;
ü комплект тестовых заданий исходного, текущего, промежуточного контроля и для итоговой государственной аттестации с эталонами ответов;
План занятия:
· Контроль исходного уровня знаний, необходимых для изучения данной темы.
· Разбор теоретического материала данного занятия, в том числе выделенного на самостоятельную работу ординаторов, и коррекция усвоенного материала.
· Заслушивание рефератов, подготовленных ординаторами по актуальным вопросам темы занятия, их обсуждение, дискуссия:
· - «Основные аналоговые технологии в рентгенодиагностике»,
· - «Характеристика фотолабораторного процесса»
· Контроль полученных на данном занятии знаний, включая знание материала, выделенного на самостоятельную работу ординаторов по данной теме.
· Аудиторная самостоятельная работа. Алгоритм выполнения:
- изучение устройства рентгеновских трубок, рентгеновских аналоговых и цифровых рентгеновских аппаратов, приемников излучения: кассет с рентгеновскими пленками, флюоресцирующих экранов, электронно-оптических преобразователей, экранно-снимочных устройств.
· Контроль текущего уровня знаний по данной теме.
· Задание на следующее занятие с выделением материала для самостоятельной работы.
Тема занятия: «Общие методы рентгенодиагностики».
Контрольные вопросы:
1. На каком физическом действии рентгеновских лучей основана классическая аналоговая рентгенография?
2. Характеристика рентгеновских пленок.
3. Характеристика усиливающих экранов.
4. Кассеты с системой РП-ЭУ.
5. Характеристика фотолабораторного процесса.
6. Приёмники рентгеновских лучей для получения цифровых рентгенограмм.
7. Из каких элементов складываются изображения на рентгенограммах?
8. На каком физическом действии рентгеновских лучей основана классическая аналоговая рентгеноскопия?
9. Характеристика прямой рентгеноскопии на флюоресцирующем экране.
10.Рентгеноскопия в системе УРИ с ЭОП.
Темы рефератов:
1. Виды излучений, применяемых в лучевой диагностике
2. Основные методы рентгенодиагностики (рентгенография и рентгеноскопия).
3. Определение и принципы флюорографии.
4. Определение и принципы томографии.
5. Принципы и методы искусственного контрастирования органов.
Список основной и дополнительной литературы по теме занятия:
Список основной литературы:
1. Королюк И.П., Линденбратен Л.Д. Лучевая диагностика: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во БИНОМ, 2013. – 496 с.: ил.
2. Васильев А.Ю., Ольхова Е.Б. Лучевая диагностика: Учебник для студентов мед. вузов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 688 с.: ил.
3. Лучевая диагностика: Учебник Т 1/ под ред. Труфанова Г.Е. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2007. – 416 с.: ил.
4. Терновой С.К. Лучевая диагностика и терапия: Учебное пособие / С.К.Терновой, В.Е.Синицын. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.- 304 с.:ил.
5. Терновой С.К., Васильев А.Ю., Синицын В.Е., Шехтер А.И. Лучевая диагностика и терапия: Учебник для студентов мед. вузов. – Том 1. Общая лучевая диагностика. – М.: Издательство «Медицина», издательство «Шико», 2008. – 232 с.: ил.
6. Терновой С.К., Васильев А.Ю., Синицын В.Е. Лучевая диагностика и терапия: Учебник для студентов мед. вузов. – Том 2. Частная лучевая диагностика. – М.: Издательство «Медицина», издательство «Шико», 2008. – 356 с.: ил.
Список дополнительной литературы:
1. Терновой С.К. Компьютерная томография: Учебное пособие/
С.К.Терновой, А.Б.Абдураимов, И.С.Федотенков.- М.: ГЭОТАР-Медиа,
2009.- 176 с.: ил.
2. Паша С.П. Радионуклидная диагностика : Учебное пособие / С. П. Паша, С. К. Терновой . - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 365 с.: ил.
3. Г.Шмидт. Ультразвуковая диагностика : практическое руководство : пер. с англ.; под ред. А.В.Зубарева. – М..: МЕДпресс-информ, 2009. – 560 с.: ил.
4. Синицын В.Е., Устюжанин Д.В. Магнитно-резонансная томография:Учебное пособие. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 208 с.:ил
5. Ланге С., Уолш Дж. Лучевая диагностика заболеваний органов грудной клетки: пер. англ. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010 с.: ил.
6. Власов П.В. Рентгенодиагностика заболеваний органов пищеварения.- М.: Видар-М., 2008. – 280 с.: ил.
7. Семизоров А.Н. Рентгенография в диагностике и лечении переломов костей – М.: Видар-М, 2007. – 176 с.: ил.
8. Коков Л.С., Цыганков С.Н., Черная Н.Т. Интервенционная радиология. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
9. Аляев Ю.Г., Синицын В.Е., Григорьев И.А. Магнитно-резонансная томография в диагностике урологических заболеваний.
- М.: Практическая медицина, 2005.- 256 с.: ил.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования «Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра онкологии, лучевой терапии и лучевой диагностики
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой онкологии,
лучевой терапии и лучевой диагностики
______________проф. Редькин А.Н..
«___»_____________20____г.