Методика работы над грамматическим материалом
Приступая к занятию, помните, что
1) необходимо делать записи и пометки - работайте с карандашом в руках;
2) надо мобилизовать все виды памяти: читайте материал вслух и «про себя», разбирайте таблицы и схемы; подчеркивайте ключевые слова;
3) работать надо целеустремленно и сосредоточенно – не отвлекайтесь;
4) нельзя бросать работу, не убедившись, что запланированный Вами раздел выполнен полностью;
5) приступать к выполнению упражнений можно лишь после усвоения теоретического материала.
Возобновляя занятие в следующий раз, начните с повторения пройденного, убедитесь, что материал хорошо усвоен. Лишь после этого начинайте дальнейшую работу.
РАБОТА НАД ЛЕКСИКОЙ
Заучивание слов – необходимая часть работы по усвоению программы.
Слова необходимо выписать в словарь в словарной форме, а также на специальные карточки - «мнемонический тренажер». На каждой карточке записывается мнемонема – единица, подлежащая запоминанию, одно или несколько (до 10) слов, суффиксов, приставок и т.д. с переводом.
Смысл тренажера в том, что эти карточки можно носить с собой, прикреплять перед глазами, заучивая и повторяя при каждом удобном случае.
После запоминания мнемонемы карточку меняют на следующую.
При заучивании лексики необходимо помнить: усвоить слова – это значит уметь их читать, произносить, писать. Работая над лексикой надо основываться не только на механическом запоминании, но и на абстрактно-логической памяти, базируя новые знания на уже известных. Заучивая слова, старайтесь вспомнить слова с таким же корнем в русском и изучаемом Вами иностранном языке, обращать внимание на морфологический состав слова. Таким образом слова останутся в памяти на более долгий срок.
КАК ВЕСТИ ТЕТРАДИ ПО ЛАТИНСКОМУ ЯЗЫКУ
1. Рабочая тетрадь(грамматическая) – для записи материала по грамматике и выполнения тренировочных упражнений на занятиях и дома.
От четкости и точности ведения записей, копирования таблиц и грамматических моделей, выполнения упражнений зависит успешность Вашей самостоятельной работы дома. Пользуйтесь цветными карандашами, разным шрифтом и т.п.
2. Тетрадь для контрольных терминов(или раздел в рабочей тетради).
Сначала термин на русском языке, где разбирается грамматическая структура термина. Затем словарная форма каждого слова, затем выражение в именительном и родительном падежах. Термины следует нумеровать по порядку.
Пишите просторно, чтобы оставалось место для возможных исправлений, дополнений или комментариев.
3. Рабочий словарь – для работы над лексическим минимумом.
Страница словаря должна быть разделена на три колонки: латинское слово в словарной форме, русский перевод и, наконец, узкая колонка для греческого корня-дублета.
4. Тетрадь по клинической терминологии. Тетрадь делится на следующие разделы: приставки – 2 листа, суффиксы – 2 листа, латино-греческие дублеты – 6 листов, терминоэлементы (конечные и одиночные) – 5 листов, оставшиеся листы – для выполнения упражнений.
Четко соблюдайте ведение каждого раздела – это облегчит Вашу работу.
5. Рецептурная тетрадь. Первые 10 листов оставить для записи правил, образцов или таблиц – теоретического материала. Затем – практическая часть, для рецептов.
I СЕМЕСТР
Модуль I.. Введение в анатомо-гистологическую терминологию.
Формируемые компетенции:
Шифр компетенции | № компетенции | Элементы компетенции |
ОК | ОК-3 | способность и готовность знать историко-медицинскую терминологию |
ОК-5 | способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, к редактированию текстов профессионального содержания | |
ОК-6 | способность и готовность овладеть одним из иностранных языков, к письменной и устной коммуникации на государственном языке | |
ПК | ПК-3 | способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, использованию теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности; |
ПК-31 | способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию по тематике исследования; |
ЗАНЯТИЕ 1 - 2
ТЕМА: Латинский алфавит. Правила чтения. Ударение.
ЦЕЛЬ: Для успешного овладения темой необходимо:
· знать латинский алфавит, правила чтения букв и буквосочетаний, правила постановки ударения;
· уметь читать латинские термины в соответствии с алфавитом и правилами произношения букв;
· владеть навыками чтения латинских терминов с расстановкой ударения.
Вопросы для самоподготовки:
1. Сколько букв в латинском алфавите? Назовите их.
2. Какие латинские буквы обозначают гласные звуки?
3. Сколько дифтонгов в латинском языке? Что это такое?
4. Как произносятся согласные звуки?
5. Как произносятся буквосочетания qu, ngu, ti?
6. Как произносятся буквосочетания с "h" ch, ph, th, rh?
1. Как ведется счет слогов в латинских словах?
2. Куда ставится ударение в слове, если второй слог долгий?
3. Куда ставится ударение в слове, если второй слог краткий?
4. На какой слог в латинских словах никогда не ставится ударение?
5. Когда второй слог считается долгим (перечислите все случаи)?
6. Когда второй слог считается кратким (перечислите все случаи)?
7. Что необходимо сделать, если встретилось слово, к которому неприменимы приведенные правила?
8. Каким знаком обозначается долгота слога?
9. Каким знаком обозначается краткость слога?
Основные понятия темы:гласные согласные звуки, дифтонги, буквосочетания, диграфы, слог долгий, слог краткий.
Рекомендуемая литература:
Бухарина Т.Л., Михина Т.В. Руководство к практическим занятиям по латинскому языку и основам терминологии. М., Медицина, 2004. - 230 с.