Методика работы над грамматическим материалом

Приступая к занятию, помните, что

1) необходимо делать записи и пометки - работайте с карандашом в руках;

2) надо мобилизовать все виды памяти: читайте материал вслух и «про себя», разбирайте таблицы и схемы; подчеркивайте ключевые слова;

3) работать надо целеустремленно и сосредоточенно – не отвлекайтесь;

4) нельзя бросать работу, не убедившись, что запланированный Вами раздел выполнен полностью;

5) приступать к выполнению упражнений можно лишь после усвоения теоретического материала.

Возобновляя занятие в следующий раз, начните с повторения пройденного, убедитесь, что материал хорошо усвоен. Лишь после этого начинайте дальнейшую работу.

РАБОТА НАД ЛЕКСИКОЙ

Заучивание слов – необходимая часть работы по усвоению программы.

Слова необходимо выписать в словарь в словарной форме, а также на специальные карточки - «мнемонический тренажер». На каждой карточке записывается мнемонема – единица, подлежащая запоминанию, одно или несколько (до 10) слов, суффиксов, приставок и т.д. с переводом.

Смысл тренажера в том, что эти карточки можно носить с собой, прикреплять перед глазами, заучивая и повторяя при каждом удобном случае.

После запоминания мнемонемы карточку меняют на следующую.

При заучивании лексики необходимо помнить: усвоить слова – это значит уметь их читать, произносить, писать. Работая над лексикой надо основываться не только на механическом запоминании, но и на абстрактно-логической памяти, базируя новые знания на уже известных. Заучивая слова, старайтесь вспомнить слова с таким же корнем в русском и изучаемом Вами иностранном языке, обращать внимание на морфологический состав слова. Таким образом слова останутся в памяти на более долгий срок.

КАК ВЕСТИ ТЕТРАДИ ПО ЛАТИНСКОМУ ЯЗЫКУ

1. Рабочая тетрадь(грамматическая) – для записи материала по грамматике и выполнения тренировочных упражнений на занятиях и дома.

От четкости и точности ведения записей, копирования таблиц и грамматических моделей, выполнения упражнений зависит успешность Вашей самостоятельной работы дома. Пользуйтесь цветными карандашами, разным шрифтом и т.п.

2. Тетрадь для контрольных терминов(или раздел в рабочей тетради).

Сначала термин на русском языке, где разбирается грамматическая структура термина. Затем словарная форма каждого слова, затем выражение в именительном и родительном падежах. Термины следует нумеровать по порядку.

Пишите просторно, чтобы оставалось место для возможных исправлений, дополнений или комментариев.

3. Рабочий словарь – для работы над лексическим минимумом.

Страница словаря должна быть разделена на три колонки: латинское слово в словарной форме, русский перевод и, наконец, узкая колонка для греческого корня-дублета.

4. Тетрадь по клинической терминологии. Тетрадь делится на следующие разделы: приставки – 2 листа, суффиксы – 2 листа, латино-греческие дублеты – 6 листов, терминоэлементы (конечные и одиночные) – 5 листов, оставшиеся листы – для выполнения упражнений.

Четко соблюдайте ведение каждого раздела – это облегчит Вашу работу.

5. Рецептурная тетрадь. Первые 10 листов оставить для записи правил, образцов или таблиц – теоретического материала. Затем – практическая часть, для рецептов.

I СЕМЕСТР

Модуль I.. Введение в анатомо-гистологическую терминологию.

Формируемые компетенции:

Шифр компетенции № компетенции Элементы компетенции
  ОК ОК-3 способность и готовность знать историко-медицинскую терминологию
ОК-5 способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, к редактированию текстов профессионального содержания
ОК-6 способность и готовность овладеть одним из иностранных языков, к письменной и устной коммуникации на государственном языке
  ПК ПК-3 способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, использованию теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности;
ПК-31 способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию по тематике исследования;

ЗАНЯТИЕ 1 - 2

ТЕМА: Латинский алфавит. Правила чтения. Ударение.

ЦЕЛЬ: Для успешного овладения темой необходимо:

· знать латинский алфавит, правила чтения букв и буквосочетаний, правила постановки ударения;

· уметь читать латинские термины в соответствии с алфавитом и правилами произношения букв;

· владеть навыками чтения латинских терминов с расстановкой ударения.

Вопросы для самоподготовки:

1. Сколько букв в латинском алфавите? Назовите их.

2. Какие латинские буквы обозначают гласные звуки?

3. Сколько дифтонгов в латинском языке? Что это такое?

4. Как произносятся согласные звуки?

5. Как произносятся буквосочетания qu, ngu, ti?

6. Как произносятся буквосочетания с "h" ch, ph, th, rh?

1. Как ведется счет слогов в латинских словах?

2. Куда ставится ударение в слове, если второй слог долгий?

3. Куда ставится ударение в слове, если второй слог краткий?

4. На какой слог в латинских словах никогда не ставится ударе­ние?

5. Когда второй слог считается долгим (перечислите все слу­чаи)?

6. Когда второй слог считается кратким (перечислите все слу­чаи)?

7. Что необходимо сделать, если встретилось слово, к которому неприменимы приведенные правила?

8. Каким знаком обозначается долгота слога?

9. Каким знаком обозначается краткость слога?

Основные понятия темы:гласные согласные звуки, дифтонги, буквосочетания, диграфы, слог долгий, слог краткий.

Рекомендуемая литература:

Бухарина Т.Л., Михина Т.В. Руководство к практическим занятиям по латинскому языку и основам терминологии. М., Медицина, 2004. - 230 с.

Наши рекомендации