Чтениенаучно-популярныхилитературныхтекстов.Работасинформацией
Длявыполнениягруппызаданий«ПутешествуйтепогородамРоссии»учащимсяпредлагалисьдватекстаизсправочнойлитературы,атакжетекстсзаметкамипутешественников.
Задание1
При выполненииэтого заданиянеобходимо былопроявить следующеепредметное иобще-учебноеумение:
—осуществлятьпоискнеобходимойдлявыполнениязаданияинформациивтексте,представ-леннойвявномвиде.
Сзаданиемуспешносправилисьпрактическивсеучащиеся(99%),проявивбазовоедлярабо-тысинформационнымитекстамиумение—находитьинформацию,заданнуювявномвиде.
Задание2
Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:
— находитьвразныхчастяхтекстадвафакта,которыенеобходимыдляответанавопрос;
— связыватьинформацию,даннуювразныхчастяхтекста;
— строитьлогическоерассуждение,включающееустановлениесвязей;
— интерпретироватьтекстовуюинформациюипредставлятьеёввидечисловоговыражения.71%учащихсяабсолютноправильновыполнилизадание,записаввыражение1152–5=1147
или1152–5.Этиучащиесянашливразделе«Заметкипутешественников»предложение«Сам
Юрьев-ПольскийпочтировесникМосквы,городвсеголишьнапятьлетмладше»,правильноегопоняли,связалисдатойоснованияЮрьев-Польскогоиперевелитекстовуюинформациювчис-ловоевыражение.11%учащихсясправилисьсзаданиемчастично—онинашливтекстенужноепредложение,нонеперевелитекстовуюинформациювчисловоевыражение,азаписалифраг-ментпредложения:«Юрьев-ПольскийвсегонапятьлетмоложеМосквы»или«Юрьев-ПольскийпочтировесникМосквы,городвсеголишьнапятьлетмладше».16%учащихсянесправилисьсзаданием.Ихошибкибылисвязаныснеумениемлибонайтивтекстенеобходимуюдлявыпол-нениязаданияинформацию,либосоотнестидвафактамеждусобой,либоперевестисловеснуюинформациювчисловоевыражение(ответытакихучащихсясодержаливыражение1152+5).
Задание3
Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:
— осуществлятьпоискнеобходимойинформациивразныхчастяхтекста;
— находитьдвапримеравразныхразделахтекста.
32%учащихсясправилисьсзаданиемвполномобъёме,онинашлиобаобъяснения:1)враз-деле«Изсправочника„ГородаРоссии“»:город названПольским,то есть«стоящимна полях»(центрбогатогоополья)и2)вразделе«Заметкипутешественников»:несмотрянавтороеслово
«Польский»,кПольшеононикакогоотношениянеимеет.Вданномслучаеприлагательноеобразо-ваноотслова«поле».
55%учащихсяпривелиоднообъяснение,непроявивумениенаходитьнужнуюинформациювразныхразделахтекста.10%учащихсянесмоглисправитьсясзаданием,вихответахнесодер-жалосьобъясненияназваниягорода.
Задание4
Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:
— находитьвтекстеинформацию,даннуювнеявномвиде;
— делатьнаосновенайденнойинформациивывод;
— строитьречевоевысказываниевписьменнойформе,опираясьнаинформациюизтекстаинасделанныйвывод.
56%учащихсясправилисьсзаданием,ониобратиливниманиенаимеющеесявтекстепред-ложение:«Вотличиеотюжного,приднепровскогоЮрьева,городназванПольским»—ивсвоёмответеуказалинасуществованиеещёодногогородаЮрьева,объяснив,чтопоявлениевторойча-стиназваниясвязаноснеобходимостьюразличатьэтидвагорода.37%учащихсянесмоглидатьправильныйответ.
Задание5
Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:
— применятьзнаниеородственныхсловахприработестекстом;
— находитьвтекстеинформацию,представленнуювявномвиде;
— демонстрироватьобщеепониманиетекста;
— находитьвтекстеродственныесловакзаданномуслову;
— приводитьнесколькопримеров.
80%учащихсясправилисьсзаданием,выписавизтекстадвасловаизрядавозможных:«поле,ополье,полевой,полюшко».17%учащихсянесмоглисправитьсясзаданием:этиучащиесяза-писалитолькоодноиздвухнеобходимыхсловилижезаписанныеимислованеявляютсярод-ственнымиковторойчастиназваниягородаЮрьев-Польский.Впоследнемслучаеучащиесяпривыполнениизаданиянеучитывализначение,вкоторомупотребленоэтослововназваниигорода.
Задание6
Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:
— находитьвтекстеинформацию,представленнуювявномвидевразныхчастяхтекста;
— выполнятьнесколькочастеймногокомпонентногозадания.
81%учащихсявыполнилиэтозаданиевполномобъёме,вихответахприведеноправильноеобъяснениетрёхдат.13%учащихсявсвоихответахпривелиправильноеобъяснениедвухдат,4%учащихсяпривелиправильноеобъяснениеоднойдаты.2%учащихсяпривелинеправильноеобъ-яснениепредложенныхвзаданиидат.
Задание7
Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:
— находитьвтекстеинформацию,представленнуювнеявномвиде;
— устанавливатьвременныеипричинно-следственныесвязимеждусобытиями,описаннымивтексте;
— находитьвтекстеинформацию,подтверждающуюсделанныйвыбор.
67%учащихсясправилисьсзаданием,выполнивобечастизадания:онивыбралиответ
«Георгиевскийсобор»ипривелицитату:«СтроителипервогокаменногохрамагородаМосквы—Успенскогособора—взялизаобразецегокомпозицийГеоргиевскийсоборг.Юрьева-Польского». 31%учащихсянесмоглисправитьсясзаданием.Ихпроблемазаключаетсявтом,чтоонилибоненашлинужнойинформациивтексте,либонесмоглиправильнопонятьпредложение,т.е.несмоглисделатьвыводотом,чтоеслистроителивзялизаосновуГеоргиевскийсобор,значит,онпоявилсяраньше.
Задание8
Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:
— находитьвтекстеинформацию,представленнуювявномвиде;
— осуществлятьпоискнеобходимойдлявыполнениязаданияинформации в разныхчастяхтекста;
— выполнятьнесколькочастеймногокомпонентногозадания.
63%учащихсясправилисьсзаданиемправильноивполномобъёме,этиучащиесязаписалихарактерныеособенноститрёхдостопримечательностей:1)Георгиевскийсобор:украшенрезьбойпобеломукамнюотоснованиядоглавы,илиэтособоризбелогорезногокамня,илиэтоодинизсамыхстарыхсоборовРоссии;2)Георгиевскаядеревяннаяцерковь:построенабезпримененияпилыиметаллическихгвоздейилипостроенасиспользованиемтолькотопоров;3)усадьбакнязейГолицыныхвселеСиме:здесьскончалсягеройОтечественнойвойны1812годаП.И.Багратионилиздесьумеррусскийполководец.22%учащихсязаписалихарактерныеособенностидвухдо-стопримечательностей,8%учащихсязаписалихарактернуюособенностьоднойдостопримечатель-ности.5%учащихсянесправилисьсзаданием,записаннаяимиособенностьнеотносиласькдо-стопримечательности,которуюонихарактеризовали.
Задание9
Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:
— находитьинформацию,представленнуювявномвиде;
— приводитьнесколькопримеров.
63%учащихсяправильноивполномобъёмесправилисьсзаданием,записавтриправиль-ныхпримераизрядавозможных:Богословскаяцерковь,Знаменскаяцерковь,колокольня(коло- кольни),Михайло-Архангельскийсобор,Георгиевскаядеревяннаяцерковь(деревяннаяцерковь), Трапезнаяпалата.22%учащихсясправилисьсзаданиемправильно,ноневполномобъёме,онипривели1—2правильныхпримера.10%учащихсянесмоглисправитьсясзаданием.ТипичнойошибкойуэтихучащихсябылоуказаниенаГеоргиевскийсобор,которыйнерасположеннатерри-ториимонастыря.
Задание10
Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:
— осуществлятьпоискнеобходимойдлявыполнениязаданияинформации;
— использоватьпризаписиответагеометрическиепонятия.
Сэтимзаданиемсправились79%учащихся.Этиучащиесяобратиливниманиенаимеющеесяв текстепредложение:«Поприказу ЮрияДолгорукогосоорудилипочтикруглую крепость,кото-раябылаобнесенасохранившимисядонашихднейземлянымиваламивысотойоколо7м»—иперевелиегонаязыкматематики.16%не смоглисправитьсясзаданием.Возможно,крометруд-ностейспоискомнужнойинформацииипереводомеёизтекстовогоформатавформатгеоме-трическойтерминологии,этиучащиесямоглииспытатьитрудностьпониманиятого,чтодревнийкремль(перваякрепость)—этоиестьисторическийцентргорода.
Задание11
Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:
— находитьнужнуюдлявыполнениязаданиячастьтекста;
— интегрироватьсодержащуюсявтекстеинформацию;
— определятьобщийэлементнесколькихмножеств.
80%учащихсясправилисьсзаданием,указав,чтовселекциимогутпосетитьучащиеся6клас-са.16%учащихсядалинеправильныйответ.
Задание12
Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:
— находитьинформацию,содержащуюсявразныхчастяхтекста;
— интегрироватьнайденнуюинформацию;
— осуществлятьанализобъектовсвыделениемсущественныхинесущественныхпризнаков.62%учащихсяправильноивполномобъёмесправилисьсзаданием,вихответахприведён
полныймаршрут:Москва—Александров—Юрьев-Польский—Кольчугино—Александров—Москва.13%учащихсячастичносправилисьсзаданием,вихответахпризаписимаршрутапро-пущенодинизгородов.19%учащихсянесправилисьсзаданием.Вответахэтихучащихсяпризаписимаршрутапропущенобольшеодногогорода;записанылишниегорода;неправильнопере-данапоследовательностьгородов.Этиучащиесяиспытываютсложностиспоискоминформацииисобъединениемразличныхсообщенийвединоецелое.
Задание13
Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:
— соотноситьимеющуюсявтекстеинформациюсзаданием;
— приниматьвовниманиеинформацию,содержащуюсявразныхчастяхтекста;
— осуществлятьанализобъектовсвыделениемсущественныхинесущественныхпризнаков.73% учащихся правильно и в полном объёме справились с заданием. В ответах этих уча-
щихсяотмеченытрииличетыреместаизчетырёхвозможных:1)ГеоргиевскийсоборXIIIвека;
2) Михайло-Архангельский монастырь; 5) экспозиция, посвящённая Багратиону; 6) выставка
«Резьбаподереву».
20%учащихсясправилисьсзаданием,ноневполномобъёме.Вответахэтихучащихсяотме-ченыдваместаизчетырёхвозможных,приэтомнеправильныевыборынесделаныилиотмеченобольшедвухправильныхмест,ноестьодиннеправильныйответ.6%учащихсядалинеправильный ответ.
Задание14
Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:
— осуществлятьпоискнеобходимойдлявыполнениязаданияинформации,содержащейсявразныхчастяхтекста;
— обобщатьиинтерпретироватьсодержащуюсявтекстеинформацию;
— использоватьсловеснуюинформациюдлявыполнениянеобходимыхподсчётов.
75%учащихсясправилисьсзаданием,указаввответе«4часа»,приэтомчастьизнихпри-водиламатематическоевыражение17–13=4,частьнеприводила.19%учащихсядалинепра-вильныйответ.Этиучащиесянеобратиливниманиянаразныйрежимработымузеявразныеднинеделиилинасодержащуюсявразделе«Заметкипутешественников»информациюовремениприбытиясемьивгород.Унекоторыхучащихсяошибкибылисвязаныспроведениемвычисле-ний.
Задание15
Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:
— использоватьзнанияпоисторииРоссиипривыполнениизадания;
— строитьречевоевысказываниевписьменнойформе.
89%учащихсяправильноивполномобъёмесправилисьсзаданием:указалиназваниепразд-никаито,чтоонсвязансВеликойОтечественнойвойной.9%учащихсядалинеполныйилине-правильныйответ.
Задание16
Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:
— осуществлятьпоискнеобходимойдлявыполнениязаданияинформации,содержащейсявразныхчастяхтекста;
— сравнивать содержащуюсявразныхчастяхтекстаинформацию;
— определятьдостоверностьинформации,выявлятьпротиворечивуюинформацию.
61%учащихсясправилисьсзаданием,указавнаоднуизнеточностейизрядадопущенныхвразделе«Заметкипутешественников»:1)ошибкадопущенавуказаниинадатумонастыря:«мона- стырьXVIвека»,втекстеговорится,чтомонастырьоснованвXIIIвеке,естьиуказаниенаXVII—XIXвека;2)ошибкадопущенавколичественаселения:«чутьбольше10тысячжителей»,винфор-мацииизсправочникауказано19,5тысяччеловек;3)ошибкадопущенавуказаниинаназваниеобласти:«ТаобластьДревнейРусиназываласьПолем»,аизприведённогозначенияслова«опо-лье»следует,чтоземлиназывалисьопольем,такжеэтоподтверждаетсятекстом«центрбогатогоополья».
26%учащихсянесправилисьсзаданием,вихответахбылиприведеныданные,которыенеяв-ляютсянеточностями.Этиучащиесяиспытываюттрудностивопределениидостоверностиинедо-стоверностиинформацииприсравнениидвухисточников,одинизкоторых(справочники)являетсяболее достоверным.
Задание17
Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:
— применятьзнанияобособенностяхтекстовразногожанра;
— осуществлятьсравнениетекстовразногожанра,выделитьихособенности.
34%учащихсядалиправильныйиполныйответ,верноуказавособенностидвухисточников:
1) втекстевыписокизсправочниковмногоцифр,многоисторическойинформации,встречаютсятермины,многоперечислений,информациядаётсяоченьсжато;2)текстзаметокпутешественни-ков—этопочтихудожественныйтекст,естьрассказчики,возможнанеточнаяинформация.23%учащихсядалиправильный,нонеполныйответ,объяснивособенностьтолькоодногоизисточни-ков.30%учащихсянесправилисьсзаданием,предложенныеимиответынераскрывалиособен-ностейпредставленныхисточниковинформации.
Задание18
Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:
— соотноситьсодержаниетекстаизаданийсизученнымматериаломпоразнымпредметам;
— формулироватьсобственноемнениеипозицию;
— приводитьобоснованиесобственногомнения.
85%учащихсясправилисьсзаданием,вихответахвыбраноутверждение«Да»изаписанонеменеедвухпредметов,знаниякоторыхпомоглисправитьсясработой,напримеристория,литера-тура,математика,окружающиймир,русскийязык.12%учащихсянесправилисьсданнымзадани-ем.Этиучащиесяиспытываютсложностисосознаниемсодержаниясобственнойработы,оценкойкакчужой,такисвоейработы.
Комплексноезадание«Спортивнаяплощадка».Решениеучебно-практическихзадач
Задание1
Привыполненииэтогозаданияучащиесядолжныбылипоказатьвладениекомплексомпред-метныхиобщеучебныхумений:
— пониматьипереноситьнаплоскостьпространственныеиколичественныеотношения(бли-же—дальше,между,больше—меньше);
— устанавливатьместоположениеобъектанаплоскостипоодномуусловию(перваячастьза-дания—расположение«мишени»),потрёмусловиям(втораячастьзадания—расположение«до-ски»);
— выбиратьточкуотсчётадлянахождениянужнойдлины;
— переводитьзначениедлиныизоднойединицыизмерения(см)вдругую(м)иобратно;
— ориентироватьсявпространстве;
— пониматьинформацию,представленнуювразнойформе:ввидетекста(сматематическимиотношениями)играфически;
— учитыватьврешениивсеусловияпоставленнойзадачи;
— выбиратьответвситуации,когдаимеетсябесконечноечислорешений;
— осуществлять самоконтроль: пошаговый (использовать предыдущее условие задания привыполненииследующего)иэтапный(проверятьвыполнениевсехусловийзадания).
Сумеливернорасположить«мишень»,соблюдаяприэтомодноуказанноеусловие,большин-ствоучащихся—71%.Полностьюсправилисьсрасположением«доски»,соблюдаятриуказанныхусловия,околополовиныучащихся—52%.Около22%сумеливыполнитьтолько1—2условия,т.е.этиучащиесянедостаточноуверенномогутконтролироватьсебявпроцессевыполнениязадания.Ошибочныеответыучащихсяобъясняютсятем,чтоневсевыпускникиначальнойшколыхорошоориентируютсявпространстве.Частьучащихсяиспытываюттрудностивиспользованиизаданноймеркиилинейкидляизмерения расстоянийнаплоскостирисунка.
Отметим,чтонеприступаликвыполнениюэтогонепривычногозаданиятолькооколо4%уча-щихся.
Задание2
Призаполнениитаблицыучащиесядолжныбылипоказатьвладениекомплексомпредметныхиобщеучебных умений:
— использоватьданныетаблицыдляполученияинформации,необходимойдлясоставленияматематическоговыраженияинахожденияегозначения;
— вычислятьсуммуиразностькруглыхдесятков;
— находитьнеизвестныйкомпонентсложения;
— упорядочиватьчисла;
— читатьипониматьинформацию,представленнуювформетаблицы;
— интерпретироватьполученныерезультаты(распределениемествзависимостиотрезульта-товстрельбы);
— осуществлятьсамоконтрольвходезаполнениятаблицыиинтерпретацииданных.
Показалиспособностьприменятьвкомплексеуказанныеумениядлярешенияпрактическойза-дачиболее90%четвероклассников:полностьюсправилисьсзаполнениемтаблицыиопределени-еммест,занятыхучастникамисоревнований,80%,около12%допустилипризаполнениичетырёхпустыхклетоктаблицытолькооднуошибку,новерноопределилиместаучастниковвсоответствиисдопущеннойошибкой.Высокиерезультатывыполненияэтогозаданияговорятобумениивы-пускниковработатьстаблицейвзнакомойучебнойситуациииинтересеучащихсяквыполнениюподобныхзаданий.
Неприступаликвыполнениюзаданияменее1%учащихся.
Комплексноезадание«Экскурсия».Решениеучебно-практическихзадач
Задание1
Привыполнениизаданиянадобылопроявитьвладениеследующимипредметнымииобще-учебнымиумениями:
— проводитьсравнениевеличин(значений времени);
— упорядочиватьсобытияповремениихнаступления;
— использоватьинформацию,представленнуювформетаблицы,длявыполнениязадания;
— используяжизненныйопыт,соотноситьинформацию,представленнуювтаблице,сжизнен-нойситуацией,т.е.понимать,чтонельзяуспетьнаэлектричку,котораяотходитв10.00,еслиав-тобусприбылв10.00.
Большинствоучащихся(64%)продемонстрировалиуверенноевладениеуказаннымиумения-ми,полностьюсправившисьсзаданием.Примерно11%учащихсячастичносправилисьсзада-нием,таккакнеучли,чтовжизнинельзярассчитыватьнато,чтоможноуспетьнаэлектричку,есливремяприходаавтобусасовпадаетсовременемотходаэлектрички.Недостаточновысокийрезультатвыполнениязаданияобусловленотсутствиемжизненногоопыта,необходимогодляпо-ниманияконкретнойситуации,требующейсравненияисопоставлениязначенийвеличин(време-ни),учётанесколькихусловийвходепоискарешения.
Задание2
Прирешенииэтойзадачиучащиесядолжныбылипоказатьвладениеследующимипредметны-мииобщеучебнымиумениями:
— решатьтекстовуюзадачускосвеннойформулировкойусловия;
— представлятьрешениетекстовойзадачиподействиямиливвидевыражения;
— планироватьходрешениятекстовойзадачи;
— осуществлятьсамоконтрользарезультатомрешениязадачи,отвечатьна вопрос «Хватитли?».
Большинствочетвероклассников(68%)продемонстрировалиспособностьуспешноприме- нятьуказанныеумения,полностьюсправившисьсэтойпрактическойзадачей.Около7%частич-носправилисьсзадачей—привеливерноерешение,нонеответилинавопросзадачи(«Хватитлиденег?»)илидопустиливрешениивычислительнуюошибку,носучётомдопущеннойошибкиверноответилинавопросзадачи.Срединесправившихсясзаданиеммногочетвероклассни-ков,которыенеумеютрешатьзадачускосвеннойформулировкойусловия(записываютдействие48+22=70(р.)вместо48–22=26(р.)).
Задание3
Привыполнениизаданиятребовалосьприменитьследующиепредметныезнанияиобщеучеб-ныезнанияиумения:
— знатьпозиционнуюзаписьчисла;
— иметьпредставлениеочётномчисле;
— учитыватьврешениивсеусловияпоставленнойзадачи;
— проверятьсоответствиеполученногоответавсемусловиямзадания.
Владениеуказаннымизнаниямииумениямипроявилобольшинствочетвероклассников—76%,которыеприопределениизаданногочисласумелипроконтролироватьвыполнениепятиусловий.Около7%учащихсячастичносправилисьсзаданием,сумеливыполнитьтолько3—4условияприопределениизаданногочисла.Причинойбольшинстваошибокявляетсянеумениеудержатьвсеусловиязадания,проконтролироватьрезультатсвоейработы(ответитьнавопрос:«Соответствуетлиполученноечислокаждомуизусловийзадания?»).
Комплексноезадание«Минеральныесоли».Чтениенаучно-популярныхтекстов.