Чтениенаучно-популярныхилитературныхтекстов.Работасинформацией

Длявыполнениягруппызаданий«ПутешествуйтепогородамРоссии»учащимсяпредлагалисьдватекстаизсправочнойлитературы,атакжетекстсзаметкамипутешественников.

Задание1

При выполненииэтого заданиянеобходимо былопроявить следующеепредметное иобще-учебноеумение:

—осуществлятьпоискнеобходимойдлявыполнениязаданияинформациивтексте,представ-леннойвявномвиде.

Сзаданиемуспешносправилисьпрактическивсеучащиеся(99%),проявивбазовоедлярабо-тысинформационнымитекстамиумение—находитьинформацию,заданнуювявномвиде.

Задание2

Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:

— находитьвразныхчастяхтекстадвафакта,которыенеобходимыдляответанавопрос;

— связыватьинформацию,даннуювразныхчастяхтекста;

— строитьлогическоерассуждение,включающееустановлениесвязей;

— интерпретироватьтекстовуюинформациюипредставлятьеёввидечисловоговыражения.71%учащихсяабсолютноправильновыполнилизадание,записаввыражение1152–5=1147

или1152–5.Этиучащиесянашливразделе«Заметкипутешественников»предложение«Сам

Юрьев-ПольскийпочтировесникМосквы,городвсеголишьнапятьлетмладше»,правильноегопоняли,связалисдатойоснованияЮрьев-Польскогоиперевелитекстовуюинформациювчис-ловоевыражение.11%учащихсясправилисьсзаданиемчастично—онинашливтекстенужноепредложение,нонеперевелитекстовуюинформациювчисловоевыражение,азаписалифраг-ментпредложения:«Юрьев-ПольскийвсегонапятьлетмоложеМосквы»или«Юрьев-ПольскийпочтировесникМосквы,городвсеголишьнапятьлетмладше».16%учащихсянесправилисьсзаданием.Ихошибкибылисвязаныснеумениемлибонайтивтекстенеобходимуюдлявыпол-нениязаданияинформацию,либосоотнестидвафактамеждусобой,либоперевестисловеснуюинформациювчисловоевыражение(ответытакихучащихсясодержаливыражение1152+5).

Задание3

Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:

— осуществлятьпоискнеобходимойинформациивразныхчастяхтекста;

— находитьдвапримеравразныхразделахтекста.

32%учащихсясправилисьсзаданиемвполномобъёме,онинашлиобаобъяснения:1)враз-деле«Изсправочника„ГородаРоссии“»:город названПольским,то есть«стоящимна полях»(центрбогатогоополья)и2)вразделе«Заметкипутешественников»:несмотрянавтороеслово

«Польский»,кПольшеононикакогоотношениянеимеет.Вданномслучаеприлагательноеобразо-ваноотслова«поле».

55%учащихсяпривелиоднообъяснение,непроявивумениенаходитьнужнуюинформациювразныхразделахтекста.10%учащихсянесмоглисправитьсясзаданием,вихответахнесодер-жалосьобъясненияназваниягорода.

Задание4

Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:

— находитьвтекстеинформацию,даннуювнеявномвиде;

— делатьнаосновенайденнойинформациивывод;

— строитьречевоевысказываниевписьменнойформе,опираясьнаинформациюизтекстаинасделанныйвывод.

56%учащихсясправилисьсзаданием,ониобратиливниманиенаимеющеесявтекстепред-ложение:«Вотличиеотюжного,приднепровскогоЮрьева,городназванПольским»—ивсвоёмответеуказалинасуществованиеещёодногогородаЮрьева,объяснив,чтопоявлениевторойча-стиназваниясвязаноснеобходимостьюразличатьэтидвагорода.37%учащихсянесмоглидатьправильныйответ.

Задание5

Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:

— применятьзнаниеородственныхсловахприработестекстом;

— находитьвтекстеинформацию,представленнуювявномвиде;

— демонстрироватьобщеепониманиетекста;

— находитьвтекстеродственныесловакзаданномуслову;

— приводитьнесколькопримеров.

80%учащихсясправилисьсзаданием,выписавизтекстадвасловаизрядавозможных:«поле,ополье,полевой,полюшко».17%учащихсянесмоглисправитьсясзаданием:этиучащиесяза-писалитолькоодноиздвухнеобходимыхсловилижезаписанныеимислованеявляютсярод-ственнымиковторойчастиназваниягородаЮрьев-Польский.Впоследнемслучаеучащиесяпривыполнениизаданиянеучитывализначение,вкоторомупотребленоэтослововназваниигорода.

Задание6

Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:

— находитьвтекстеинформацию,представленнуювявномвидевразныхчастяхтекста;

— выполнятьнесколькочастеймногокомпонентногозадания.

81%учащихсявыполнилиэтозаданиевполномобъёме,вихответахприведеноправильноеобъяснениетрёхдат.13%учащихсявсвоихответахпривелиправильноеобъяснениедвухдат,4%учащихсяпривелиправильноеобъяснениеоднойдаты.2%учащихсяпривелинеправильноеобъ-яснениепредложенныхвзаданиидат.

Задание7

Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:

— находитьвтекстеинформацию,представленнуювнеявномвиде;

— устанавливатьвременныеипричинно-следственныесвязимеждусобытиями,описаннымивтексте;

— находитьвтекстеинформацию,подтверждающуюсделанныйвыбор.

67%учащихсясправилисьсзаданием,выполнивобечастизадания:онивыбралиответ

«Георгиевскийсобор»ипривелицитату:«СтроителипервогокаменногохрамагородаМосквы—Успенскогособора—взялизаобразецегокомпозицийГеоргиевскийсоборг.Юрьева-Польского». 31%учащихсянесмоглисправитьсясзаданием.Ихпроблемазаключаетсявтом,чтоонилибоненашлинужнойинформациивтексте,либонесмоглиправильнопонятьпредложение,т.е.несмоглисделатьвыводотом,чтоеслистроителивзялизаосновуГеоргиевскийсобор,значит,онпоявилсяраньше.

Задание8

Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:

— находитьвтекстеинформацию,представленнуювявномвиде;

— осуществлятьпоискнеобходимойдлявыполнениязаданияинформации в разныхчастяхтекста;

— выполнятьнесколькочастеймногокомпонентногозадания.

63%учащихсясправилисьсзаданиемправильноивполномобъёме,этиучащиесязаписалихарактерныеособенноститрёхдостопримечательностей:1)Георгиевскийсобор:украшенрезьбойпобеломукамнюотоснованиядоглавы,илиэтособоризбелогорезногокамня,илиэтоодинизсамыхстарыхсоборовРоссии;2)Георгиевскаядеревяннаяцерковь:построенабезпримененияпилыиметаллическихгвоздейилипостроенасиспользованиемтолькотопоров;3)усадьбакнязейГолицыныхвселеСиме:здесьскончалсягеройОтечественнойвойны1812годаП.И.Багратионилиздесьумеррусскийполководец.22%учащихсязаписалихарактерныеособенностидвухдо-стопримечательностей,8%учащихсязаписалихарактернуюособенностьоднойдостопримечатель-ности.5%учащихсянесправилисьсзаданием,записаннаяимиособенностьнеотносиласькдо-стопримечательности,которуюонихарактеризовали.

Задание9

Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:

— находитьинформацию,представленнуювявномвиде;

— приводитьнесколькопримеров.

63%учащихсяправильноивполномобъёмесправилисьсзаданием,записавтриправиль-ныхпримераизрядавозможных:Богословскаяцерковь,Знаменскаяцерковь,колокольня(коло- кольни),Михайло-Архангельскийсобор,Георгиевскаядеревяннаяцерковь(деревяннаяцерковь), Трапезнаяпалата.22%учащихсясправилисьсзаданиемправильно,ноневполномобъёме,онипривели1—2правильныхпримера.10%учащихсянесмоглисправитьсясзаданием.ТипичнойошибкойуэтихучащихсябылоуказаниенаГеоргиевскийсобор,которыйнерасположеннатерри-ториимонастыря.

Задание10

Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:

— осуществлятьпоискнеобходимойдлявыполнениязаданияинформации;

— использоватьпризаписиответагеометрическиепонятия.

Сэтимзаданиемсправились79%учащихся.Этиучащиесяобратиливниманиенаимеющеесяв текстепредложение:«Поприказу ЮрияДолгорукогосоорудилипочтикруглую крепость,кото-раябылаобнесенасохранившимисядонашихднейземлянымиваламивысотойоколо7м»—иперевелиегонаязыкматематики.16%не смоглисправитьсясзаданием.Возможно,крометруд-ностейспоискомнужнойинформацииипереводомеёизтекстовогоформатавформатгеоме-трическойтерминологии,этиучащиесямоглииспытатьитрудностьпониманиятого,чтодревнийкремль(перваякрепость)—этоиестьисторическийцентргорода.

Задание11

Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:

— находитьнужнуюдлявыполнениязаданиячастьтекста;

— интегрироватьсодержащуюсявтекстеинформацию;

— определятьобщийэлементнесколькихмножеств.

80%учащихсясправилисьсзаданием,указав,чтовселекциимогутпосетитьучащиеся6клас-са.16%учащихсядалинеправильныйответ.

Задание12

Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:

— находитьинформацию,содержащуюсявразныхчастяхтекста;

— интегрироватьнайденнуюинформацию;

— осуществлятьанализобъектовсвыделениемсущественныхинесущественныхпризнаков.62%учащихсяправильноивполномобъёмесправилисьсзаданием,вихответахприведён

полныймаршрут:Москва—Александров—Юрьев-Польский—Кольчугино—Александров—Москва.13%учащихсячастичносправилисьсзаданием,вихответахпризаписимаршрутапро-пущенодинизгородов.19%учащихсянесправилисьсзаданием.Вответахэтихучащихсяпризаписимаршрутапропущенобольшеодногогорода;записанылишниегорода;неправильнопере-данапоследовательностьгородов.Этиучащиесяиспытываютсложностиспоискоминформацииисобъединениемразличныхсообщенийвединоецелое.

Задание13

Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:

— соотноситьимеющуюсявтекстеинформациюсзаданием;

— приниматьвовниманиеинформацию,содержащуюсявразныхчастяхтекста;

— осуществлятьанализобъектовсвыделениемсущественныхинесущественныхпризнаков.73% учащихся правильно и в полном объёме справились с заданием. В ответах этих уча-

щихсяотмеченытрииличетыреместаизчетырёхвозможных:1)ГеоргиевскийсоборXIIIвека;

2) Михайло-Архангельский монастырь; 5) экспозиция, посвящённая Багратиону; 6) выставка

«Резьбаподереву».

20%учащихсясправилисьсзаданием,ноневполномобъёме.Вответахэтихучащихсяотме-ченыдваместаизчетырёхвозможных,приэтомнеправильныевыборынесделаныилиотмеченобольшедвухправильныхмест,ноестьодиннеправильныйответ.6%учащихсядалинеправильный ответ.

Задание14

Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:

— осуществлятьпоискнеобходимойдлявыполнениязаданияинформации,содержащейсявразныхчастяхтекста;

— обобщатьиинтерпретироватьсодержащуюсявтекстеинформацию;

— использоватьсловеснуюинформациюдлявыполнениянеобходимыхподсчётов.

75%учащихсясправилисьсзаданием,указаввответе«4часа»,приэтомчастьизнихпри-водиламатематическоевыражение17–13=4,частьнеприводила.19%учащихсядалинепра-вильныйответ.Этиучащиесянеобратиливниманиянаразныйрежимработымузеявразныеднинеделиилинасодержащуюсявразделе«Заметкипутешественников»информациюовремениприбытиясемьивгород.Унекоторыхучащихсяошибкибылисвязаныспроведениемвычисле-ний.

Задание15

Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:

— использоватьзнанияпоисторииРоссиипривыполнениизадания;

— строитьречевоевысказываниевписьменнойформе.

89%учащихсяправильноивполномобъёмесправилисьсзаданием:указалиназваниепразд-никаито,чтоонсвязансВеликойОтечественнойвойной.9%учащихсядалинеполныйилине-правильныйответ.

Задание16

Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:

— осуществлятьпоискнеобходимойдлявыполнениязаданияинформации,содержащейсявразныхчастяхтекста;

— сравнивать содержащуюсявразныхчастяхтекстаинформацию;

— определятьдостоверностьинформации,выявлятьпротиворечивуюинформацию.

61%учащихсясправилисьсзаданием,указавнаоднуизнеточностейизрядадопущенныхвразделе«Заметкипутешественников»:1)ошибкадопущенавуказаниинадатумонастыря:«мона- стырьXVIвека»,втекстеговорится,чтомонастырьоснованвXIIIвеке,естьиуказаниенаXVII—XIXвека;2)ошибкадопущенавколичественаселения:«чутьбольше10тысячжителей»,винфор-мацииизсправочникауказано19,5тысяччеловек;3)ошибкадопущенавуказаниинаназваниеобласти:«ТаобластьДревнейРусиназываласьПолем»,аизприведённогозначенияслова«опо-лье»следует,чтоземлиназывалисьопольем,такжеэтоподтверждаетсятекстом«центрбогатогоополья».

26%учащихсянесправилисьсзаданием,вихответахбылиприведеныданные,которыенеяв-ляютсянеточностями.Этиучащиесяиспытываюттрудностивопределениидостоверностиинедо-стоверностиинформацииприсравнениидвухисточников,одинизкоторых(справочники)являетсяболее достоверным.

Задание17

Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:

— применятьзнанияобособенностяхтекстовразногожанра;

— осуществлятьсравнениетекстовразногожанра,выделитьихособенности.

34%учащихсядалиправильныйиполныйответ,верноуказавособенностидвухисточников:

1) втекстевыписокизсправочниковмногоцифр,многоисторическойинформации,встречаютсятермины,многоперечислений,информациядаётсяоченьсжато;2)текстзаметокпутешественни-ков—этопочтихудожественныйтекст,естьрассказчики,возможнанеточнаяинформация.23%учащихсядалиправильный,нонеполныйответ,объяснивособенностьтолькоодногоизисточни-ков.30%учащихсянесправилисьсзаданием,предложенныеимиответынераскрывалиособен-ностейпредставленныхисточниковинформации.

Задание18

Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:

— соотноситьсодержаниетекстаизаданийсизученнымматериаломпоразнымпредметам;

— формулироватьсобственноемнениеипозицию;

— приводитьобоснованиесобственногомнения.

85%учащихсясправилисьсзаданием,вихответахвыбраноутверждение«Да»изаписанонеменеедвухпредметов,знаниякоторыхпомоглисправитьсясработой,напримеристория,литера-тура,математика,окружающиймир,русскийязык.12%учащихсянесправилисьсданнымзадани-ем.Этиучащиесяиспытываютсложностисосознаниемсодержаниясобственнойработы,оценкойкакчужой,такисвоейработы.

Комплексноезадание«Спортивнаяплощадка».Решениеучебно-практическихзадач

Задание1

Привыполненииэтогозаданияучащиесядолжныбылипоказатьвладениекомплексомпред-метныхиобщеучебныхумений:

— пониматьипереноситьнаплоскостьпространственныеиколичественныеотношения(бли-же—дальше,между,больше—меньше);

— устанавливатьместоположениеобъектанаплоскостипоодномуусловию(перваячастьза-дания—расположение«мишени»),потрёмусловиям(втораячастьзадания—расположение«до-ски»);

— выбиратьточкуотсчётадлянахождениянужнойдлины;

— переводитьзначениедлиныизоднойединицыизмерения(см)вдругую(м)иобратно;

— ориентироватьсявпространстве;

— пониматьинформацию,представленнуювразнойформе:ввидетекста(сматематическимиотношениями)играфически;

— учитыватьврешениивсеусловияпоставленнойзадачи;

— выбиратьответвситуации,когдаимеетсябесконечноечислорешений;

— осуществлять самоконтроль: пошаговый (использовать предыдущее условие задания привыполненииследующего)иэтапный(проверятьвыполнениевсехусловийзадания).

Сумеливернорасположить«мишень»,соблюдаяприэтомодноуказанноеусловие,большин-ствоучащихся—71%.Полностьюсправилисьсрасположением«доски»,соблюдаятриуказанныхусловия,околополовиныучащихся—52%.Около22%сумеливыполнитьтолько1—2условия,т.е.этиучащиесянедостаточноуверенномогутконтролироватьсебявпроцессевыполнениязадания.Ошибочныеответыучащихсяобъясняютсятем,чтоневсевыпускникиначальнойшколыхорошоориентируютсявпространстве.Частьучащихсяиспытываюттрудностивиспользованиизаданноймеркиилинейкидляизмерения расстоянийнаплоскостирисунка.

Отметим,чтонеприступаликвыполнениюэтогонепривычногозаданиятолькооколо4%уча-щихся.

Задание2

Призаполнениитаблицыучащиесядолжныбылипоказатьвладениекомплексомпредметныхиобщеучебных умений:

— использоватьданныетаблицыдляполученияинформации,необходимойдлясоставленияматематическоговыраженияинахожденияегозначения;

— вычислятьсуммуиразностькруглыхдесятков;

— находитьнеизвестныйкомпонентсложения;

— упорядочиватьчисла;

— читатьипониматьинформацию,представленнуювформетаблицы;

— интерпретироватьполученныерезультаты(распределениемествзависимостиотрезульта-товстрельбы);

— осуществлятьсамоконтрольвходезаполнениятаблицыиинтерпретацииданных.

Показалиспособностьприменятьвкомплексеуказанныеумениядлярешенияпрактическойза-дачиболее90%четвероклассников:полностьюсправилисьсзаполнениемтаблицыиопределени-еммест,занятыхучастникамисоревнований,80%,около12%допустилипризаполнениичетырёхпустыхклетоктаблицытолькооднуошибку,новерноопределилиместаучастниковвсоответствиисдопущеннойошибкой.Высокиерезультатывыполненияэтогозаданияговорятобумениивы-пускниковработатьстаблицейвзнакомойучебнойситуациииинтересеучащихсяквыполнениюподобныхзаданий.

Неприступаликвыполнениюзаданияменее1%учащихся.

Комплексноезадание«Экскурсия».Решениеучебно-практическихзадач

Задание1

Привыполнениизаданиянадобылопроявитьвладениеследующимипредметнымииобще-учебнымиумениями:

— проводитьсравнениевеличин(значений времени);

— упорядочиватьсобытияповремениихнаступления;

— использоватьинформацию,представленнуювформетаблицы,длявыполнениязадания;

— используяжизненныйопыт,соотноситьинформацию,представленнуювтаблице,сжизнен-нойситуацией,т.е.понимать,чтонельзяуспетьнаэлектричку,котораяотходитв10.00,еслиав-тобусприбылв10.00.

Большинствоучащихся(64%)продемонстрировалиуверенноевладениеуказаннымиумения-ми,полностьюсправившисьсзаданием.Примерно11%учащихсячастичносправилисьсзада-нием,таккакнеучли,чтовжизнинельзярассчитыватьнато,чтоможноуспетьнаэлектричку,есливремяприходаавтобусасовпадаетсовременемотходаэлектрички.Недостаточновысокийрезультатвыполнениязаданияобусловленотсутствиемжизненногоопыта,необходимогодляпо-ниманияконкретнойситуации,требующейсравненияисопоставлениязначенийвеличин(време-ни),учётанесколькихусловийвходепоискарешения.

Задание2

Прирешенииэтойзадачиучащиесядолжныбылипоказатьвладениеследующимипредметны-мииобщеучебнымиумениями:

— решатьтекстовуюзадачускосвеннойформулировкойусловия;

— представлятьрешениетекстовойзадачиподействиямиливвидевыражения;

— планироватьходрешениятекстовойзадачи;

— осуществлятьсамоконтрользарезультатомрешениязадачи,отвечатьна вопрос «Хватитли?».

Большинствочетвероклассников(68%)продемонстрировалиспособностьуспешноприме- нятьуказанныеумения,полностьюсправившисьсэтойпрактическойзадачей.Около7%частич-носправилисьсзадачей—привеливерноерешение,нонеответилинавопросзадачи(«Хватитлиденег?»)илидопустиливрешениивычислительнуюошибку,носучётомдопущеннойошибкиверноответилинавопросзадачи.Срединесправившихсясзаданиеммногочетвероклассни-ков,которыенеумеютрешатьзадачускосвеннойформулировкойусловия(записываютдействие48+22=70(р.)вместо48–22=26(р.)).

Задание3

Привыполнениизаданиятребовалосьприменитьследующиепредметныезнанияиобщеучеб-ныезнанияиумения:

— знатьпозиционнуюзаписьчисла;

— иметьпредставлениеочётномчисле;

— учитыватьврешениивсеусловияпоставленнойзадачи;

— проверятьсоответствиеполученногоответавсемусловиямзадания.

Владениеуказаннымизнаниямииумениямипроявилобольшинствочетвероклассников—76%,которыеприопределениизаданногочисласумелипроконтролироватьвыполнениепятиусловий.Около7%учащихсячастичносправилисьсзаданием,сумеливыполнитьтолько3—4условияприопределениизаданногочисла.Причинойбольшинстваошибокявляетсянеумениеудержатьвсеусловиязадания,проконтролироватьрезультатсвоейработы(ответитьнавопрос:«Соответствуетлиполученноечислокаждомуизусловийзадания?»).

Комплексноезадание«Минеральныесоли».Чтениенаучно-популярныхтекстов.

Наши рекомендации