Факультет подготовки кадров высшей квалификации. Автор: доцент, кандидат медицинских наук Н.Н

Автор: доцент, кандидат медицинских наук Н.Н. Ковтун

Тема занятия:«Методы рентгеновского исследования головы и шеи».

Цель занятия:

приобрести знания, умения и практические навыки по вопросам основных методов рентгеновского исследования головы и шеи.

Результаты обучения по теме:

«Методы рентгеновского исследования головы и шеи».

результаты обучения содержание результатов обучения компетенции средства оценивания и их количество
    знать Рентгенологическую анатомию черепа. УК-1 УК-2 ПК-7 ПК-9 ü контрольные вопросы () ü задания в тестовой форме () ü ситуационные задачи ()
Обзорные, аксиальные, фронтальные и сагиттальные проекции. УК-1 УК-2 ПК-7 ПК-9 ü контрольные вопросы () ü задания в тестовой форме () ü ситуационные задачи ()
Лучевую анатомию головного мозга. УК-1 УК-2 ПК-7 ПК-9 ü контрольные вопросы () ü задания в тестовой форме () ü ситуационные задачи ()
Основные методики исследования структуры мозга. УК-1 УК-2 ПК-7 ПК-9 ü контрольные вопросы () ü задания в тестовой форме () ü ситуационные задачи ()
уметь составлять рациональный план лучевого обследования пациента   УК-2 ПК-4 ПК-8 ü контрольные вопросы () ü задания в тестовой форме () ü ситуационные задачи ()
выполнять снимки исследуемой части тела (органа) в оптимальных проекциях (укладках)   УК-2 ПК-4 ПК-8 ü контрольные вопросы () ü задания в тестовой форме () ü ситуационные задачи ()
составлять протоколы исследования с перечислением выявленных рентгеновских симптомов заболевания и формированием заключения о предполагаемом диагнозе с указанием, в нужных случаях, необходимых дополнительных исследований   УК-2 ПК-4 ПК-8 ü контрольные вопросы () ü задания в тестовой форме () ü ситуационные задачи ()
строить заключение лучевого исследования   УК-2 ПК-4 ПК-8 ü контрольные вопросы () ü задания в тестовой форме () ü ситуационные задачи ()
определять объем и последовательность необходимых лечебных мероприятий, в случае необходимости, оказывать реанимационную помощь   УК-2 ПК-4 ПК-8 ü контрольные вопросы () ü задания в тестовой форме () ü ситуационные задачи ()
определять специальные методы исследования, необходимые для уточнения диагноза, оценить по- лученные данные.   УК-2 ПК-4 ПК-8 ü контрольные вопросы () ü задания в тестовой форме () ü ситуационные задачи ()
определять необходимость в проведении исследований в рамках смежных дисциплин.   УК-2 ПК-4 ПК-8 ü контрольные вопросы () ü задания в тестовой форме () ü ситуационные задачи ()
  обеспечивать радиационную безопасность пациента и персонала при проведении исследования УК-2 ПК-4 ПК-8 ü контрольные вопросы () ü задания в тестовой форме () ü ситуационные задачи ()
владеть выполнением рентгенологических исследований в объеме методик, требуемых соответственно клиническим задачам УК-2 ПК-4 ПК-8 ü контрольные вопросы () ü задания в тестовой форме () ü ситуационные задачи ()
стандартом оформления протокола о соответствующей исследованию дозовой нагрузке УК-2 ПК-4 ПК-8 ü контрольные вопросы () ü задания в тестовой форме () ü ситуационные задачи ()
Навыками выполнения укладок, выбора режимов и трактовки полученных результатов следующих рентгенологических исследований: - рентгенографии черепа в стандартных обзорных проекциях; - рентгенографии турецкого седла в прямой и боковой проекциях; - рентгенографии орбиты; - рентгенографии канала зрительного нерва (по Резе); - рентгенографии пирамиды височной кости в продольной ,косой и аксиальной проекциях; - рентгенографии сосцевидного отростка височной кости; - рентгенографии черепа в передней и задней полуаксиальной проекциях; - прицельной рентгенографии черепа (контактной и тангенциальной); - рентгенографии костей носа; - рентгенографии околоносовых пазух (нативно и с контрастированием); - рентгенографии скуловых костей; - рентгенографии нижней челюсти; - рентгенографии височно-челюстного сустава; - рентгеновской компьютерной томографии черепа УК-2 ПК-4 ПК-8 ü контрольные вопросы () ü задания в тестовой форме () ü ситуационные задачи ()
навыками оказания первой помощи при ранних осложнениях, связанных с рентгенологическими исследованиями УК-2 ПК-4 ПК-8 ü контрольные вопросы () ü задания в тестовой форме () ü ситуационные задачи ()
протоколированием выполненного рентгенологического исследования УК-2 ПК-4 ПК-8 ü контрольные вопросы () ü задания в тестовой форме () ü ситуационные задачи ()

Мотивация темы занятия.

Голова и шея – место расположения многих жизненно важных органов, отвечающих за ключевые функции человеческого организма. Одновременно они могут быть подвержены самым различным заболеваниям и рискам. Еще несколько лет назад было намного сложнее проводить диагностику заболеваний именно этой локализации. Появление новых методов обследования, томографов последнего поколения позволило говорить о новом уровне диагностики и лечения заболеваний этой области. Одновременно с ростом информативности диагностических исследований изменились и возможности терапии и хирургии патологических изменений данных областей: специалисты-клиницисты теперь имеют в своем «арсенале» более широкий спектр методов эффективного лечения.

Контрольные вопросы:

1. Рентгенологическая анатомия черепа.

2. Обзорные, аксиальные, фронтальные и сагиттальные проекции.

3. Лучевая анатомия головного мозга.

4. Основные методики исследования черепа и структур головного мозга и шеи.

План занятия:

· Контроль исходного уровня знаний, необходимых для изучения данной темы, и полученных на предшествующих дисциплинах и предыдущих темах данной дисциплины.

· Разбор теоретического материала данного занятия, в том числе выделенного на самостоятельную работу студентов, и коррекция усвоенного материала.

· Заслушивание рефератов, подготовленных студентами по актуальным вопросам темы занятия, их обсуждение, дискуссия.

· Контроль полученных на данном занятии знаний, включая знание материала, выделенного на самостоятельную работу студентов по данной теме.

· Решение профессиональных задач по теме занятия.

1. Алгоритм разбора задачи

1. Рассмотреть предложенные изображения рентгенологических исследований зоны интереса в соответствующих проекциях.

2. Перечислить и показать на изображениях все необходимые структуры.

2. Пример оформления задачи.

Больная В., 25 лет, жалобы на головокружение, периодические головные боли, заложенность носа.

Факультет подготовки кадров высшей квалификации. Автор: доцент, кандидат медицинских наук Н.Н - student2.ru

Вопросы:

1. Рассмотрите предложенные КТ-изображения в соответствующих проекциях.

2. Сформулируйте протокол и заключение по выявленной патологии.

3. Напишите необходимые рекомендации.

Ответ:

Уровней жидкости, костной деструкции и ремодуляции стенок синусов не определяется. Сoncha bullosa средних носовых раковин. Слизистая нижних раковин утолщена до 9 мм слева, до 7 мм справа в задних отделах. Локальное утолщение слизистой максиллярных пазух по нижней стенке до 3 мм, 15 зуб - с расширением периодонтальной щели до 2 мм. Слева выход пломбировочного материала до 2 мм за пределы верхушки 25 зуба с локальным полиповидным утолщением прилежащей слизистой 5х8х10 мм. Киста правой максиллярной пазухи по задней стенке 20 мм диаметром, контуры плавные, четкие. ОМК свободно проходим. Незначительное локальное утолщение слизистой задних ячеек решетчатого лабиринта. Передние ячейки решетчатой кости, лобные пазухи, основная пазуха пневматизированы.

Заключение: киста правой максиллярной пазухи.

Рекомендации: консультация ЛОР-врача, стоматолога.

2.Задачи для самостоятельного разбора на занятии

Задача № 1

Задача №2

Задача № 3

Задача № 4

Задача № 5

· Аудиторная самостоятельная работа. Алгоритм выполнения:

Ø Посещение помещений рентгенологическх кабинетов.

Ø Посещение кабинетов РКТ.

Ø Анализ рентгневских снимков и КТ изображений по теме занятия.

Ø Оформление протоколов исследований.

Ø Обсуждение снимков протоколов с преподавателем.

· Контроль текущего уровня знаний по данной теме.

· Задание на следующее занятие с выделением материала для самостоятельной работы.

Тема занятия: «Лучевая диагностика травм черепа и головного мозга».

Контрольные вопросы:

1. Лучевая анатомия черепа и головного мозга.

2. Методы лучевой диагностики травматических повреждений головы и шеи.

3. Травматические повреждения костей черепа.

4. Внутричерепные кровоизлияния /эпидуральные и субдуральные гематомы./

5. Ушибы головного мозга.

6. Диффузно-аксональное повреждение (ДАП)

Темы рефератов:

1. Лучевая диагностика переломов костей черепа.

2. Лучевая диагностика внутричерепных кровоизлияний и ушибов головного мозга.

Список основной и дополнительной литературы по теме занятия:

Список основной литературы:

1. Атлас нормальной анатомии магнитно-резонансной и компьютерной томографии головного мозга. Учебное пособие /Байбаков С.Е., Власов Е.А. – СпецЛит, 2015.-244

2. Нейрорадиология /Под редакцией Т.Н. Трофимовой. – СПбМАПО, 2009. – 288с/

3. Лучевая диагностика повреждений челюстно-лицевой области. / Васильев Ю.В., Лежнев Д.А. – ГЭОТАР-Медиа, 2010. -80 с/

4. Лучевая диагностика. Учебник /Королюк И.П.,Линденбратен Л.Д./ -Бином , 2013

Список дополнительной литературы:

1.Лучевая диагностика травм головы и позвоночника. Руководство /Труфанов Г.Е., Рамешвили Т.Е./ - Элби –СПб, 2007;

2. Черепно-мозговая травма. Руководство. Библиотека врача-специалиста /Шагинян Г.Г., реваль О.Н, Зайцев О.С./ - ГЭОТАР-Медиа, 2010

Приложение:

Наши рекомендации