Новая информация, которую необходимо усвоить при самостоятельной подготовке к практическому занятию.

Медицинская организация – юридическое лицо (независимо от организационно-правовой формы), осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии.

Медицинские организации являются некоммерческими, то есть не ставят своей целью финансовую прибыль. Основная их задача при выполнении социальной функции – укрепление и восстановление здоровья населения.

Медицинские организации по форме управления и финансово-экономической организации могут быть казенными, бюджетными или автономными государственными учреждениями.

Учреждение – это организация, созданная собственником имущества, в том числе государством, органами местного самоуправления, юридическими или физическими лицами, для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая собственником полностью или частично.

Уставом или положением учреждения может быть разрешено осуществление некоторых видов деятельности, приносящей прибыль (то есть предпринимательской деятельности). Доходы от предпринимательской деятельности, как и приобретенное за их счет имущество, являются собственностью учредителя и поступают лишь в самостоятельное распоряжение, но не в собственность учреждения. Таким образом, учреждение ни при каких обстоятельствах не может стать собственником своего имущества.

Основополагающим юридическим документом для любого учреждения является устав или положение об организации. Необходимо разделять понятия «Устав» и «Положение». Устав – документ, регламентирующий создание, функционирование и реорганизацию учреждения. Положение в основном регламентирует вопросы организации деятельности, полномочия руководителя учреждения. Медицинская организация имеет устав, а ее структурные подразделения – положения об отделениях и диагностических службах.

Учреждение приобретает статус юридического лица с момента его государственной регистрации. Свою деятельность Учреждение осуществляет в соответствии с видами медицинской деятельности, определенными Уставом при наличии лицензии.

Штатное расписание применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности МО в соответствии с ее уставом (положением) и содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы.

На все должности штатного расписания разрабатываются должностные инструкции – документы, регламентирующие полномочия и обязанности работника. Должностные инструкции разрабатывают в соответствии с положением о подразделении. Комплект должностных инструкций охватывает все функции подразделения и равномерно распределяет нагрузку между работниками с учетом уровня их квалификации. Каждая должностная инструкция содержит однозначное определение того, чем данная работа отличается от всех иных работ.

Должностная инструкция содержит информацию, которая необходима в процессе управления персоналом, а также является руководством к действию для самого работника: какие действия требуются в процессе выполнения работы и по каким критериям будут оценивать результаты труда, представляет ориентиры для повышения уровня квалификации работника в рамках данной должности. Участие в обсуждении должностной инструкции дает возможность работнику влиять на условия, организацию, критерии оценки его труда.

Введение обязательного медицинского страхования существенно изменило деятельность медицинских учреждений. Их финансирование осуществляется все в большей мере за оказанные услуги, а не на основе сметы доходов и расходов (бюджетное финансирование). Основой их взаимоотношений со страховщиком является договор на оказание медицинских услуг, в соответствии с которым медицинское учреждение обязуется предоставлять застрахованному контингенту услуги определенного объема и качества, получая за это плату по тарифам. Одновременно медицинские учреждения приобрели самостоятельность. Получая финансовое обеспечение на основе объемов оказанной населению медицинской помощи, они используют внебюджетные источники финансирования, что позволяет оперативно решать медицинские и хозяйственные вопросы. Появилась реальная возможность обеспечить зависимость размера оплаты труда от объема и качества выполненной работы.

Вопросы по теме

1. Медицинская организация. Ресурсы: кадровые, материально-техни­ческие, финансовые, информационные. Штатное расписание. Устав, положение, должностные инструкции.

2. Роль медицинских кадров в здравоохранении. Обеспеченность населения врачами и средним медицинским персоналом. Непрерывная подготовка кадров (интернатура, ординатура, переподготовка, усовершенствование, специализация и т. д.). Сертификация и аттестация медицинских кадров. Особенности подготовки врачей первичного звена.

3. Организация деятельности структурных подразделений учреждения здравоохранения. Управление ресурсами.

4. Информационные системы (АИС, АРМ, телемедицина и др.) в учреждениях здравоохранения.

5. Выполнение самостоятельного задания (задачи 157–160) [1].

Рекомендательный библиографический список

Основной

1. Лисицын, Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение [Текст]: учебник / Ю. П. Лисицын, Н. В. Полунина. – М.: Медицина, 2002. – С. 365–371.

2. Лисицын, Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение [Текст]: учебник / Ю. П. Лисицын. – М.: Медицина, 2007. – С. 505–507.

3. Захарова, Е. В. Сборник задач и самостоятельных работ [Текст] / Е. В. Захарова, И. Л. Сизикова. – Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2014. – С. 81–82.

4. Эффективность управления медицинской организацией и пути ее повышения [Текст]: учебное пособие. – Кемерово: КемГМА, ИнСЭПЗ, 2009. – 41 с.

Дополнительный

1. Кича, Д. И. Руководство к занятиям по анализу и оценке общественного здоровья и здравоохранения (с применением медицинских информационных систем, компьютерных и телемедицинских технологий) [Текст]: учебное пособие / Д. И. Кича, В. И. Чернов, Н. Г. Куликова; под ред. академика РАМН, проф. И. Н. Денисова. – М., 2008. – 178 с. (электронная версия).

2. Медик, В. А. Руководство по статистике здоровья и здравоохранения [Текст]: руко­водство / В. А. Медик, М. С. Токмачев. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2006. – 528 с.

3. Общественное здоровье и здравоохранение [Текст]: учебное пособие / под ред. Г. И. Куценко, А. И. Вялкова. – М: Медицина, 2003. – 495 с.

4. Социально-экономические аспекты бизнес-планирования в лечебно-профилакти­ческом учреждении [Текст]: методические рекомендации / сост. Г. Н. Царик. – Кемерово: Кем ГМА, 2000. – 39 с.

Электронные носители

1. Образовательный портал ХГУ им. Н. Ф. Катанова. – URL: http://edu.khsu.ru

2. ЭБС «Консультант студента» издательства ГЭОТАР-Медиа. – URL: http://studmedlib.ru/

Практическое занятие 26.
Маркетинг и менеджмент в здравоохранении.
Стратегии управления в социальной сфере

Актуальность темы

В последнее десятилетие вопросы менеджмента в здравоохранении стали приобретать все большую актуальность, что связано с новой ориентацией экономики нашей страны на развитие рынка и рыночных отношений. Это потребовало децентрализации государственной власти на уровне территорий и реформы управления отраслей, в том числе и здравоохранения. Эти процессы существенно меняют роль руководителей, обусловливая рост их самостоятельности в решении вопросов функционирования и развития управляемых объектов. При этом одновременно возрастает ответственность руководства за достижение поставленных задач. В этой связи для руководителей предприятий и учреждений, в том числе и лечебно-профилактических учреждений, встает задача смены роли организатора, которая была типична в условиях централизованного управления, на роль менеджера (управленца), при этом руководителю предстоит управлять интеллектуальными, финансовыми, сырьевыми, материальными ресурсами в целях наиболее эффективной производственной деятельности.

Цели занятия:

– дать определение терминов «управление», «менеджмент», «маркетинг»;

– определить функциональные особенности менеджмента и маркетинга в здравоохранении;

– научиться применять различные стратегии управления к конкретным ситуациям;

– применить на практике полученные знания и выполнить самостоятельные индивидуальные задания.

Исходный уровень знаний и умений, необходимых для достижения поставленных целей:основы экономики здравоохранения, теоретические основы управления, информатики, навыки работы с компьютером на уровне пользователя.

Новая информация, которую необходимо усвоить при самостоятельной подготовке к практическому занятию:

Для характеристики процессов управления чаще всего используются такие определения и понятия, как «управление», «менеджмент», «маркетинг» и др.

Необходимо разобраться в смысловой и функциональной нагрузке данных терминов применительно к здравоохранению.

«Управлять – значит побуждать других к достижению ясной цели, а не заставлять делать то, что считаешь правильным» (Н. Г. Любимова, 1992).

Управлять медицинской организацией необходимо, используя элементы как менеджмента (руководство структурными подразделениями, персоналом, управление ресурсами и т. п.), так и маркетинга (изучать рынок медицинских услуг, потребности населения и удовлетворенность пациентов качеством).

Управление – это целенаправленный поступательный процесс, обеспечивающий эффективное функционирование и развитие системы в конкретных условиях с учетом имеющихся ресурсов.

Менеджмент (от англ. management – управление, руководство, правление) означает управление в социально-экономических системах. Другое определение менеджмента – управление системой (организацией, фирмой), направленное на достижение поставленных целей на основе учета, использования и развития преимущественно внутренних факторов, т. е. кадрового, научно-технического и производственного потенциала системы.

В настоящее время маркетинг рассматривается как важнейшая функция управления предприятием в реальной рыночной экономике. Маркетинг – это управление системой (организацией, фирмой) на основе учета преимущественно внешних факторов (рынка), т. е. управление производством товаров и услуг на основе изучения потребительского спроса населения.

Основу управленческой деятельности составляют способы воздействия управляющих на объекты управления. Управленческий цикл предполагает решение следующих задач:

– формирование стратегического видения и миссии социально-экономической системы (организации) с использованием материалов системного и ситуационного анализа;

– определение целей;

– разработку стратегии достижения целей;

– внедрение и реализацию стратегии;

– оценку работы, изучение новых тенденций и осуществление корригирующих действий.

С позиций системного анализа и управления любая медицинская организация (система) требует воздействий на трех этапах:

ВХОД → ПРОЦЕСС → ВЫХОД

На «входе» имеются потребности населения в медицинских услугах и ресурсы МО: здание, медицинская техника, кадры, лекарства, финансовое и информационное обеспечение – то, что заложено в порядке оказания медицинской помощи.

«Процесс» представляет собой непосредственно услуги: диагностика, лечение, питание, т. е. в современных условиях – это выполнение федеральных стандартов медицинской помощи.

На «выходе» – результат, который можно выразить в удовлетворении потребностей населения, числе предоставленных медицинских услуг (объемах).

Руководитель МО управляет на «входе» ресурсами, в «процессе» оказания медицинской услуги – качеством, на «выходе» оценивает достигнутые результаты и принимает решение о пополнении ресурсов, обучении кадров, улучшении качества оказываемых услуг в рамках имеющегося финансового обеспечения. То есть процесс управления – это циклический процесс, состоящий из планирования, оценки и анализа действий, контроля исполнения работы, мотивации сотрудников к повышению качества работы, оценки результата и степени достижения цели, затем корректировки планов и т. д.

В процессе управления в социальной сфере необходимы навыки менеджмента – управления ресурсами учреждения и маркетинга – оценки потребности населения в услугах и удовлетворенности их качеством, т. е. рынок и потребители. Отличие медицинской организации в том, что процесс управления имеет целью не финансовую прибыль, а состоит в сохранении здоровья населения и оказании медицинской помощи с использованием современных технологий, научно обоснованных результативных методик.

Вопросы по теме

1. Теории управления системами. Автоматизированные системы в здравоохранении.

2. Менеджмент в здравоохранении: цели, принципы и методы. Субъекты и объекты управления. Организационная структура и механизмы управления.

3. Управление в ЛПУ и его структурных подразделениях. Принципы и методы управления. Уровни управления: стратегический, тактический и оперативный.

4. Технология (процесс) управления. Информационные технологии управления.

5. Пакет нормативных документов ЛПУ для эффективного менеджмента.

6. Менеджмент в сестринском деле.

7. Совершенствование экономического механизма деятельности учреждений здравоохранения.

8. Менеджмент качества. Модели, стандарты менеджмента качества (международный, российский).

9. Роль личности в эффективном управлении. Системный подход к управлению системами.

10. Тестовый контроль, по желанию – подготовка реферата.

Темы рефератов

1. Теория мотивации.

2. Менеджмент качества и теория Деминга.

3. Лидерство в коллективе.

4. Мультидисциплинарные команды при оказании медицинской помощи на примере медицины катастроф.

5. Система менеджмента качества в России (ГОСТ Р ИСО 9001-2001).

Рекомендательный библиографический список

Основной

1. Лисицын, Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение [Текст]: учебник / Ю. П. Лисицын, Н. В. Полунина. – М.: Медицина, 2002. – С. 342–353.

2. Лисицын, Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение [Текст]: учебник / Ю. П. Лисицын. – М.: Медицина, 2007. – С. 472–505.

3. Эффективность управления медицинской организацией и пути ее повышения [Текст]: учебное пособие. – Кемерово: КемГМА, ИнСЭПЗ, 2009. – 41 с.

Дополнительный

1. Система менеджмента качества: ГОСТ Р ИСО 9001-2001 [Электронный ресурс].

2. Кича, Д. И. Руководство к занятиям по анализу и оценке общественного здоровья и здравоохранения (с применением медицинских информационных систем, компьютерных и телемедицинских технологий) [Текст]: учебное пособие / Д. И. Кича, В. И. Чернов, Н. Г. Куликова; под ред. академика РАМН, проф. И. Н. Денисова. – М., 2008. – 178 с. (электронная версия).

3. Медик, В. А. Руководство по статистике здоровья и здравоохранения [Текст]: руко­водство / В. А. Медик, М. С. Токмачев. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2006. – 528 с.

4. Общественное здоровье и здравоохранение [Текст]: учебное пособие / под ред. Г. И. Куценко, А. И. Вялкова. – М: Медицина, 2003. – 495 с.

5. Положение о системе управления обеспечением качества медицинской и лекарственной помощи населению Республики Хакасия [Электронный ресурс] / Совет по управлению обеспечением качества медицинской и лекарственной помощи при Министерстве здравоохранения Республики Хакасия (протокол № 1 от 02.06.2008 г.). – Абакан, 2008. – 71 с.

Электронные носители

1. Образовательный портал ХГУ им. Н. Ф. Катанова. – URL: http://edu.khsu.ru

2. ЭБС «Консультант студента» / Издательство ГЭОТАР-Медиа. – URL: http://studmedlib.ru/

Практическое занятие 27.
Стандартизация в здравоохранении. Вопросы лицензирования,
сертификации медицинских организаций и специалистов.
Управление медицинским персоналом

Актуальность темы

Медицинские услуги – наиболее сложный объект стандартизации. Необходимость стандартизации медицинских услуг была обусловлена потребностью здравоохранения и систем медицинского страхования. Субъектом стандартизации медицинских услуг стал в первую очередь сам врач-клиницист. На первом этапе медицинский стандарт определяли как согласованный и утвержденный объем лабораторных и функциональных исследований, необходимый для диагностики заболеваний, объем медикаментозного и оперативного лечения в соответствии с современным уровнем развития медицинской науки.

С 2013 года стандарты медицинской помощи утверждены на федеральном уровне и обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Будущий врач должен ориентироваться в нормативной документации, касающейся стандартизации медицинской деятельности.

Цели занятия:

– познакомиться с сертификацией и аккредитацией в здравоохранении;

– изучить процедуру лицензирования медицинской деятельности;

– понять роль лицензирования, сертификации и аккредитации в обеспечении качества и безопасности медицинской деятельности;

– применить на практике полученные знания и выполнить самостоятельные индивидуальные задания.

Исходный уровень знаний и умений, необходимых для достижения поставленных целей:основы экономики, медицинской статистики и информатики, навыки работы с компьютером на уровне пользователя.

Наши рекомендации