Работасинформацией.Решениеучебно-практическихзадач
Длявыполнениягруппызаданий«Витаминыиздоровье»учащимсяпредлагалосьдляанали-затритекстаразличнойформы:обисторииоткрытиявитаминов;отом,дляподдержаниякакихфункцийнеобходимытеилииныевитамины;таблица,вкоторойсобранаинформацияосодержа-ниивитаминоввпродуктахрастительногоиживотногопроисхождения.
Задание1
Взаданиипроверялосьосновноеобщеучебноеумениеформулироватьглавнуюмысльтекста.
Учащимсяпредлагалосьпридуматьназваниякдвумизпредложенныхтекстов:ксплошномутекстуобисторииоткрытиявитаминовиктаблицеосодержаниивитаминоввразличныхпродук-тах.Приэтомнамеренноиспользовалсянеодин,адватекстасодинаковымобъектом(витами-ны).Вэтомслучаезадачапредложитьдваназванияприводиткнеобходимостипроанализироватьразличиявданныхтекстахинетолькоуказатьвназванииобъект(витамины),ноивключитьуточ-няющиеэлементы(открытиеилиисследованиевпервомслучаеивзаимосвязьспродуктамипи-таниявовтором).
Самостоятельнаяформулировкаглавноймыслитекставнезнакомойситуацииоказаласьдлявыпускниковначальнойшколыдовольносложнойзадачей.Полностьюсправилисьсзаданием29%учащихся,апочтиполовина(48%)смогливерносформулироватьназваниелишьдляодногоизтекстов. Основнаяошибказдесь—обобщённыеформулировки(«Витамины»,«Опользевитами-нов»ит.п.),которыеможноотнестиковсейгруппетекстов.
Задание2
Заданиепроверялообщеучебноеумениенаходитьвтекстеинформацию,заданнуювявномвиде.
Отучащихсятребовалосьнайти,какимобразомкормилидвегруппымышейвопытеучёногоН.Лунина,изаписатьпродолжениедвухпредложений.Сэтимзаданиемуспешносправились77%школьников,аещё11%сумелиправильноуказатьинформациюлишьдляодногоизслучаев,по-лучивзавыполнениезадания1балл.Несправилисьсзаданием10%учащихся.
Задание3
Заданиетакжепроверялообщеучебноеумениенаходитьвтекстеинформацию,заданнуювяв-номвиде,но,вотличиеотпредыдущегозадания,этаинформациябылапредставленавдвухтек-стах.
Дляполученияверногоответанеобходимобылосопоставитьсведенияизпервоготекстаотом,что«птицыстрадализаболеванием,напоминавшимбери-бери»,синформациейизвтороготекстаотом,чтокэтойболезниприводитнедостатоквитаминаВ1.Названиеэтоговитаминаинужнобылозаписать.Стакойцепочкойдействийуспешносправилось77%учащихся.19%сдан-
нойзадачейнесправились.
Задание4
Заданиесвыборомответапроверялообщеучебноеумениенаходитьинформациювтексте(от-ветынапрямыевопросыктексту).
Вданномслучаевовторомтексте«Зачемнужнывитамины»необходимобылоопределить,какойизвитаминовответствензасохранениехорошегозрения.Правильныйответвыбрали72%учащихся.22%указалиневерныйответ(витаминD),последний,окоторомидётречьвданномтексте.Нанашвзгляд,ввыбореневерныхответовсказываетсяжизненныйопытучащихся.(Какправило,наиболеечастоимвстречаютсяупоминанияопользевитаминовСиD.)
Задание5
Заданиепроверялообщеучебноеумениесопоставлятьинформациюизразличныхтекстов(сплошноготекстаитаблицы).
Здесьтребовалосьопределить,какойвитаминответствензасохранениехорошегозрения,инайтивтаблицетеовощиифрукты,вкоторыхонсодержится.Успешновыполнилиэтозадание
71%выпускниковначальнойшколы.Показателенздесьприоритетввыбореневерныхответов. Почти20%учащихсявыбралиневерныйответ«соевыебобыикапустаброкколи».Очевидно,ска-зываетсядетскийжизненныйопыт:заставляяестьневкуснуюеду,родителичастоговорятоеёпользе.
Задание6
Заданиенаправленонапроверкудовольносложногокомплексаобщеучебныхумений:
— находитьинформациювразличныхтекстах;
— обобщатьиинтерпретироватьинформацию;
— представлять информациювдругойформе(преобразовыватьеё).
ВданномслучаеучащиесядолжныбылиизвтороготекстаопределитьрольвитаминаСвпро-филактикепростудныхзаболеваний.Посколькувтекстеупотребляютсяслова«повышаетустой-чивостьорганизмакинфекциям»,тонеобходимобылопривлечьсвоизнанияоботношениипро-студныхзаболеванийкинфекционным.Изтаблицынужнобыловыяснить,вкакихпродуктахсодержитсявитаминС.Затемвсюэтуинформациюнадобылообобщитьипреобразовать,пред-ставивввидеплаката.
Полностьюсправитьсясзаданием,указаввсетриэлемента(витаминС,продуктыиотсутствиепростуды),смогли34%учащихся,ещётретьшкольников(33%)нарисовалиплакат,нодопустилинеточностивуказанииодногоизэлементов.Самымпростымоказалсяэтапопределениянужноговитаминаизтекста,84%учащихсяправильноуказаливитаминС.
Задание7
Последнеезаданиегруппы«Витаминыиздоровье»былонаправленонаоценкуобщеучебногоуменияосуществлятьвыбороптимальногонабораэлементовнаосновесоотнесенияинформацииизразныхтекстовисходяиззаданногоусловия.
Данноезаданиеявляетсяпрообразомзаданийнарешениепроблем,скоторымиучащиесябу-дутсталкиватьсявдальнейшемприобучениивосновнойшколе.Главнаязадачаздесь—выборнаиболееэффективногопутиприналичиинесколькихприемлемыхвариантов,отвечающихуслови-ямзадачи.
Взаданииучащимсяпредлагалосьсоставитьменюужинасучётомтрёхусловий.Вкачестве условийвыступаетнаборразныхвитаминов,которыенеобходимытрёмдетямвсемье.Заданиесоставленотакимобразом,чтовкаждойгруппеблюдодноблюдополностьюнеотвечаетзаявлен-нымусловиям,другое—отвечаетчастично,атретье—максимальнополно.Такимобразом,суще-ствуетоптимальныйнаборблюдиблюда,которыенедолжныприсутствоватьвответе.Восталь-ныхслучаяхвозможнывариантывыбораменюужина.
Болееполовиныучащихся(57%)справилисьсзаданием,получивзаеговыполнениемакси-мальновозможныйбалл(правильновыбраливсетриблюда).Ещё25%учащихсятакжепродемон-стрировалиумениевыбирать,учитываязаданныеусловия,ноонисделалиоднуошибку(правиль-новыбралидваблюда).Неустойчивыеуменияпродемонстрировали13%учащихся,сделавтолькоодинправильныйвыбор.Только3%учащихсянесправилисьсзаданием.
ВАРИАНТ2
Комплексноезадание«ПутешествуйтепогородамРоссии».