Сопровождение программного обеспечения
При внедрении разработанного или приобретенного программного обеспечения неизбежно выявляются ошибки проектирования или разработки. Кроме того, за достаточно длительное время разработки условия работы автоматизируемого подразделения или службы также могут измениться, и притом достаточно существенно.
Ошибки и изменения условий корректируются программистами, сопровождающими программное обеспечение информационной системы.
Эксплуатация системы
Автоматизированная информационная система эксплуатируется ее пользователями с помощью специально назначенного персонала (службы эксплуатации информационной системы), который поддерживает в рабочем состоянии вычислительные сети, используемые автоматизированной системой, а также ее программное обеспечение и базы данных. Эксплуатация системы начинается практически одновременно с сопровождением программного обеспечения и продолжается несколько дольше сопровождения.
Демонтаж системы
По истечении жизненного цикла информационной системы она должна быть выведена из эксплуатации, то есть демонтирована. Процесс вывода из эксплуатации включает в себя физический демонтаж морально и физически устаревших компонентов вычислительных сетей, а также специфические подготовительные операции, обеспечивающие взаимодействие демонтируемой системы с той, что идет ей на замену (разработка и выполнение процедур выгрузки данных из старой системы и загрузки данных в новую и т.д.). Последние операции могут потребовать достаточно много времени (несколько лет в случае сложных систем).
Замена старой системы на новую
При замене старой системы на новую жизненные циклы обеих систем должны быть состыкованы. Поскольку главным условием такой стыковки является непрерывность линии эксплуатации, то результат стыковки жизненных циклов должен быть таким, как показано на рис. 2. Ввод в эксплуатацию новой системы отмечен на этом рисунке пунктирной вертикальной линией. Это не означает, что старая система в этот момент прекращает работу: процесс ее демонтажа все еще продолжается, например, в старой системе выдаются годовые статистические отчеты.
Телемедицина
Телемедицина - это отрасль современной медицины, которая развивалась параллельно совершенствованию знаний о теле и здоровье человека вместе с развитием информационных технологий. Современная медицинская диагностика предполагает получение визуальной информации о здоровье пациента. Поэтому для формирования телемедицины необходимы были информационные средства, позволяющие врачу "видеть" пациента. Считается, что впервые телевизионная связь была использована в США в 1959 году для проведения психиатрической консультации. В настоящее время клинические телемедицинские программы существуют во многих информационно развитых странах мира, например, только в США сооружено более 70 крупных электронных сетей, 35 организаций занято проблемами телевизионной медицины, ряд крупных лечебных учреждений имеет собственные программы по телемедицине. В нашей стране работы по дистанционной передаче медицинской информации осуществлялись с конца 60-х годов, и конечно были неразрывно связаны с космической медициной, имеющей опыт в разработке и применении биотелеметрических систем.
Наиболее правильное определение "телемедицине" можно дать после рассмотрения места и роли информатики в современной медицинской науке. Информатика- отрасль науки, изучающая структуру и общие свойства научной информации, а также вопросы, связанные с ее сбором, хранением, поиском, переработкой, преобразованием, распространением и использованием в различных сферах человеческой деятельности. Ее медицинская отрасль, образовавшаяся в результате внедрения информационных технологий в одну из древнейших областей деятельности человека, сегодня становится одним из важнейших направлений интеллектуального прорыва медицины на новые рубежи.
Медицинская информатика и информационно-коммуникационные технологии открыли большие возможности для медицины, в результате чего появился новый термин "медицинская телематика". Существует множество определений для этого термина, но Всемирной Организацией Здравоохранения в 1997 году было предложено следующее официальное определение. Медицинская телематика - составной термин, означающий деятельность, услуги и системы, связанные с оказанием медицинской помощи на расстоянии посредством информационно-коммуникационных технологий, направленные на содействие развитию мирового здравоохранения, осуществление эпидемиологического надзора и предоставления медицинской помощи, а также обучение, управление и проведение научных исследований в области медицины. Медицинская телематика включает в себя следующие направления: телеобучение (телеобразование) медицинским знаниям и приемам; телематика в сфере медицинских научно-исследовательских работ; телематика в сфере управления медицинскими услугами; собственно телемедицина.
Таким образом, телемедицина (по определению ВОЗ) - метод предоставления услуг по медицинскому обслуживанию там, где расстояние является критическим фактором. Причем, предоставление услуг осуществляется представителями всех медицинских специальностей с использованием информационно-коммуникационных технологий после получения информации, необходимой для диагностики, лечения и профилактики заболевания.
Объектомтелемедицинской консультации может являться клинический случай конкретного пациента либо отдельные данные клинического обследования. Данная система должна позволить осуществлять ввод и накопление информации о состоянии пациента в виде текста, таблиц, диаграмм и графики, необходимой для проведения полноценной телеконсультации специалистом в определенной области медицины. При этом, как врач, так и пациент не должен обладать специфическим программным обеспечением. Ввод и просмотр данных осуществляется через web-интерфейс в окне Internet-браузера (например, Internet Explorer). Программное обеспечение разрабатывается с использованием PHP и MySQL.